kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа учебного курса «Биология» (5 класс).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная программа полностью соответствует авторской программе основного общего образования по биологии под ред. В.В. Пасечника. Срок реализации программы учебного предмета «Биология» 5 класс – один учебный год (34 часов, 1 час в неделю).

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.Построение учебного содержания курса биологии согласно УМК под ред. В.В. Пасечника осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей (Преподавание предмета ведется с учетом четырех междисциплинарных программ.). В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«программа учебного курса «Биология» (5 класс). »

Содержание

  1. Паспорт программы

  2. Пояснительная записка

  3. Общая характеристика учебного предмета, курса

  4. Место учебного предмета, курса в учебном плане

  5. Основное содержание учебного курса Биология. Бактерии, грибы, растения.

  6. УМК

  7. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

  8. КТП.





























Паспорт программы учебного курса «Биология» (5 класс)



Тип программы: программа общего образования.

Статус программы: программа учебного курса.

Назначение программы:

- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

- для педагогических работников МОУ «Каслинская СОШ №24» программа определяет приоритеты в содержании биологического образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации среднего образования;

- для администрации МОУ «Каслинская СОШ №24» программа является основанием для определения качества реализации среднего биологического образования.


Категория обучающихся: учащиеся МОУ «Каслинская СОШ №24».

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 34 часа.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 часа в неделю.

Формы контроля: «0 срез», текущий контроль, итоговая аттестация.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При разработке программы и составлении календарно-тематического плана учитывались следующее нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).

  • примерная программа для основного общего образования по биологии -    Примерные программы по учебным предметам,( стандарты второго поколения).  БИОЛОГИЯ.   Москва, «Просвещение», 2011 г.

  • приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»

  • приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013 г. №03-02/5639 «О преподавании учебного предмета «биология» в 2013-2014 учебном году»;

  • учебный план МОУ «Каслинская СОШ №24» на 2013 – 2014 учебный год.



Представленная программа полностью соответствует авторской программе основного общего образования по биологии под ред. В.В. Пасечника. Срок реализации программы учебного предмета «Биология» 5 класс – один учебный год (34 часов, 1 час в неделю).

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:

  • социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса биологии согласно УМК под ред. В.В. Пасечника осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей (Преподавание предмета ведется с учетом четырех междисциплинарных программ.). В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Преподавание предмета ведется с учетом четырех междисциплинарных программ.



Общая характеристика учебного предмета, курса



Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном существе. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить данную задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и научных идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся и формирования их научного мировоззрения.

Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

- многообразие и эволюция органического мира

- биологическая природа и социальная сущность человека

- уровневая организация живой природы



Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности»

Раздел «Живые организмы» включает в себя сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания и роли в экосистемах.

Рабочая программа по биологии для 5 класса включает в себя часть раздела «Живые организмы» и соответствует содержанию примерной программы (Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание. Москва «Просвещение», 2010).

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника. Учебное содержание курса биологии включает:

5 класс – «Бактерии, грибы, растения». 34 часов, 1 час в неделю.

6 класс – «Многообразие покрытосеменных растений».34 часов. 1 час в неделю.

7 класс – «Животные». 70 часов. 2 часа в неделю.

8 класс – «Человек». 70 часов. 2 часа в неделю.

9 класс – «Введение в общую биологию». 70 часов. 2 часа в неделю.

Такое структурирование курсов биологии сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 класса по 9 класс и сохраняет концентрическую систему предмета. Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать школьников приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Реализация программы подкрепляется проектной и исследовательской деятельностью учащихся и летними практиками.



Место учебного предмета, курса в учебном плане



Учебный предмет «Биология» является обязательной частью естественнонаучных предметов. Примерная программа по биологии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане с учетом 25% времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ. Настоящая рабочая программа по биологии для 5 класса сохраняет содержательный минимум примерной программы, составлена на основе содержания авторской программы УМК «Вертикаль» под. ред.В.В. Пасечника. На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год – 34 часов, из них – 1 часа резервного времени, которое в представленной рабочей программе отводится на повторение и обобщение учебного материала и подготовке летних заданий.


Основное содержание учебного курса Биология. Бактерии, грибы, растения.

Введение (6 часов)

Биология – наука о живой природе. Методы исследования биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, охрана природы.

Практические работы: Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии: Многообразие живых организмов, осенние явления в природе.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (9 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации: микропрепаратов растительных тканей.

Лабораторные и практические работы:

  1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с прибором.

  2. Изучение клеток растений с помощью лупы.

  3. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

  4. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

  5. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.

  6. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.



Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Раздел 3. Царство Грибы (5 часов)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация. Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (плодовые тела трутовиков, ржавчины, головни, спорыньи).

Лабораторные и практические работы:

  1. Строение плодовых тел шляпочных грибов.

  2. Строение плесневого гриба мукора.

  3. Строение клеток дрожжей.





Раздел 4. Царство Растения (11 часов)

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений: водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые растения. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Строение мхов и их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни челочека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация. Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы:

  1. Строение зеленых водорослей.

  2. Строение мха (на примере местных видов)

  3. Строение спороносящего хвоща

  4. Строение спороносящего папоротника.

  5. Строение хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов)

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) по биологии для 5 класса:

Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2012 г.;

Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, 2012 г.

Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2012 г.

Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. — М.: Дрофа, 2013.



Планируемые результаты освоения предмета

Биология. Бактерии, грибы, растения.

В соответствии с требованиями ФГОС личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по биологии в 5 классе отражают достижения:

Личностных результатов: 1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Метапредметных результатов: 1)овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Предметных результатов: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессов жизнедеятельности (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение);

• приведение доказательств (аргументация) зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, съедобных и ядовитых грибов;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, простудных заболеваниях;

5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.


Календарно-тематическое планирование по учебному предмету

Биология. Бактерии, грибы, растения.

5 класс

34 ч. (1 ч. в неделю)


дата

Тема

Планируемые результаты


Домашнее задание

примечания

план

факт

Предметные

Метапредметные:

познавательные УУД (П);

коммуникативные УУД (К);

регулятивные УУД (Р)

Личностные результаты



Раздел 1. Введение.

Биология – наука о живой природе.


Иметь представление о биологии как науке о жизни, биосфере как области распространения жизни, экологии как разделе биологии.

Давать определение ключевым понятиям.

Р: постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную П: умения прово­дить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты

К: отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами

Формировать любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологиче­ской культуры




В учебнике изучить статью «Как работать с учеб­ником» и § 1. Ответить на вопросы (устно) и подготовить сообще­ние по заданию в конце параграфа. В рабочей тетра­ди

№ 1, 3, 4 и 5.





Методы исследования в биологии.

Знать правила техники безопасности в биологическом кабинете.

Понимать, что факт становится научным тогда, когда он проверен наблюдениями и экспериментами

Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем

П: практическое озна­комление с методами проведения научных исследо­ваний и оформлением их результатов.

К: читают статьи учебника и при этом выявляют все виды текстовой информации

Формировать ответственное отно­шение к соблюдению правил техники безопасности




В учебнике изучить §2.Ответить на вопросы (устно) и выпол­нить зада-ния, предложенные в конце параграфа. В рабочей тетради:

№ 6 и 9





Разнообразие живой природы.

Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

Экскурсия «Многообразие живых организмов».

Называть основные царства живых организмов как доказательство разнообразия живой природы. Уметь сравнивать и выявлять признаки сходства и отличия живой и неживой материи. Называть признаки живых организмов, давать им элементарную характеристику. Уметь по рисунку называть и объяснять сущность биологического явления.


Составлять план параграфа по предложенному алгоритму.

Р: постановка новых целей П: навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника. К:умение участвовать в диалоге


Осваивать названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы





В учебнике изучить § 3. Ответить на вопро­сы (устно) и выполнить задания, предложенные в конце параграфа. В рабочей тетради:

№ 11 и 12.




Среды обитания организмов.

Понимать среду обитания как комплекс факторов живой и неживой природы. Давать характеристику среды обитания по самостоятельно составленному плану ответа. Называть свойства, характерные для каждой среды обитания.

Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: формируется умение прово­дить анализ связей организмов со средой обитания.

 К: уметь отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами

Формировать познавательный мо­тив на основе интереса к изучению новых для уча­щихся объектов




В учебнике изучить § 4.Ответить на вопросы (устно) и выполнить задания, предложенные в конце параграфа (составить план параграфа.) В рабочей тетради:

№ 14 и 17.




Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Давать определение экологических факторов и составлять их характеристику, подтверждая примерами.

Уметь работать с текстом учебника по готовому алгоритму.

Р: умение объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах П: умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.

К: умение участвовать в диалоге

Формировать элементы экологиче­ской культуры








В учебнике изучить § 4. Ответить на вопросы (устно) и выполнить задания, предложенные в конце параграфа (составить план параграфа.) В рабочей тетради:

№ 14 и 17.




Обобщение гл. «Введение»

Тест.

Работать с терминами и понятиями, грамотно объясняя их сущность. Излагать свои мысли ясно, логично и точно в процессе фронтальной беседы.

Р: постановка новых целей П: развивается умение прово­дить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты. К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы

Формировать любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологиче­ской культуры




Оформить отчёт об экскурсии.




Раздел 2. Клеточное строение организмов.Устройство увеличительных приборов.

Знать устройство лупы и микроскопа, правила работы с ними.

Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности. Уметь выстраивать порядок действий согласно предложенному алгоритму. Работать с источником дополнительной информации по заданной теме.

Р: умение контролировать время П: развивается умение прово­дить простейшие исследования и оформлять их ре­зультаты.

К: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи

Формировать познавательный мо­тив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований


В учебнике изучить § 6; выучить правила работы с микроскопом на с. 32—33

В рабочей тетради: № 23.





Строение растительной клетки. Л.р. №1 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы лука под микроскопом»

Понимать клеточное строение всех организмов как доказательство единства живой материи. Знать основные части растительной клетки, уметь находить их под микроскопом. Правильно выполнять практические действия по готовой инструкции при приготовлении микропрепарата.

Уметь работать в парах, согласуя совместные действия.

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, исправляют ошибки с помощью учителя П: развиваются умения выпол­нения лабораторной работы по инструкции и оформления ее результатов. К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы

Формировать познавательный мо­тив на основе интереса к изучению новых для уча­щихся объектов.






В учебнике изучить § 7 до статьи «Пластиды». Ответить на вопросы 1—3 в конце параграфа.





Строение растительной клетки. Л.р. №2 «Пластиды в клетках листа элодеи».

Понимать клеточное строение всех организмов как доказательство единства живой материи. Знать основные части растительной клетки, уметь находить их под микроскопом. Правильно выполнять практические действия по готовой инструкции при приготовлении микро- препарата. Иметь понятие о пластидах как основном признаке растительной клетки.

Уметь работать в парах, согласуя совместные действия.

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя П: иметь понятия о пластидах и хлоропластах.

К: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи


Формировать познавательный мо­тив на основе интереса к изучению новых для уча­щихся объектов



В учебнике изучить § 7 до конца. Ответить на во­просы в конце параграфа. В рабочей тетради:

№ 27 и 28.





Химический состав клетки.

Понимать причину сходства элементарного химического состава тел живой и неживой природы как доказательство единства природы в целом. Называть наличие органических веществ в живых организмах как один из главных признаков их отличия от неживой природы.

Согласовывать коллективные действия при составлении простейшего структурированного конспекта изучаемого материала.

Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П; развивается умение обнару­живать общность живой и неживой природы на основа­нии сравнения и установления сходства их состава.  

К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы

Формировать научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы

В учебнике изучить § 8. В рабо­чей тетради: № 29.





Процессы жизнедеятельности клетки

Л.р. №3 «Наблюдение движения

цитоплазмы».

Знать сущность процессов жизнедеятельности клетки: дыхания, питания, роста, развития. Иметь первоначальное понятие обмена веществ.

Организовывать собственные действия по предложенной инструкции при выполнении и оформлении результатов лабораторной работы.

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью,

П: :развиваются навыки прове­дения простейших биологических экспериментов, уме­ния объяснять их результаты

К: умение формулировать выводы

Формировать познавательный мо­тив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов



В учебнике изучить § 9. Ответить на вопросы 1 — 5 в конце параграфа. В рабочей тетради : № 31.





Деление и рост клетки.

Знать последовательность этапов деления клетки, понимать роль хромосом при передаче наследственных признаков.

Уметь составлять последовательный ответ по рисунку учебника.

Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.  К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы

Формировать научное мировоззре­ние в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов

В учебнике изучить § 9 до конца, ответить на во­просы в конце параграфа.

В рабочей тетради: № 34 и 35.





Ткани.

Знать виды растительных тканей, особенности их строения, объяснять их роль в жизнедеятельности организма.

Иметь навыки заполнения таблицы.

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью,

П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника

К: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи

Формировать научное мировоззре­ние в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации орга­низмов из клеток

В учебнике изучить § 10.

В рабочей тетради: № 39. Проработать текст «Краткое содержание главы» в учебнике на

с. 49—50




Обобщение главы «Клеточное строение организмов».

Тест.

Правильно использовать биологическую терминологию и символику

Анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Р : умение контролировать время

П: развивается умение анализи­ровать и обобщать имеющиеся знания.  

К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы


Формировать научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого







Раздел 3. Царство Бактерии.Строение и жизнедеятельность бактерий.

Знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Уметь находить биологическую информацию в различных источниках.

Различать на рисунках и таблицах отдельные части объекта.

Р: умение аргументировано отвечать на вопросы

П: развивается умение само­стоятельно работать с текстом и иллюстрациями.  

К:доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи

Формировать научное мировоззре­ние на основе изучения строения бактерий





В учебнике изучить § 11. Ответить на вопросы в конце параграфа. В рабочей тетради: № 42, 43 и 44.





Роль бактерий в природе и жизни человека.

Понимать значимость знаний роли бактерий в жизни биосферы и конкретных отдельных организмов.

Уметь находить биологическую информацию в различных источниках. Уметь в процессе ответа грамотно пользоваться биологической терминологией.

Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

П: развивается умение само­стоятельно выполнять биологические исследования, работать с текстом и иллюстрациями учебника.  

К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе

Формировать интерес к предмету и положительная познавательная мотивация на осно­ве проведения самостоятельного биологического ис­следования



В учебнике изучить § 12. Ответить на вопросы 1 и 2 в конце параграфа. В рабочей тетради: № 45





Болезнетворные бактерии.

Тест.

Иметь представление о заболеваниях, вызываемых болезнетворными бактериями. Называть меры профилактики бактериальных заболеваний.

Уметь составлять краткие сообщения по теме с использованием дополнительных источников информации.

Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника  

К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы

Формировать познавательную само­стоятельность и мотивацию на изучение объектов природы



В учебнике изучить § 12 до конца. В рабочей тетради: № 47. Проработать текст «Краткое содер­жание главы» на с. 64 учебника





Раздел 4. Царство Грибы.

Общая характеристика грибов.

Давать характеристику изучаемого объекта, отражая его основные особенности.

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью

П: развиваются умения само­стоятельно работать с текстом учебника, получать информацию из видеофильма.  

К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь

Формировать научное мировоззре­ние на основе изучения строения и значения грибов




В учебнике изучить § 13. Ответить на вопросы в конце параграфа. В рабочей тетради: № 48 и 49.





Шляпочные грибы Л.р. №4 «Строение плодовых тел шляпочных грибов».

Давать описание строения шляпочного гриба, понимать сущность симбиоза на примере грибов и в целом во взаимоотношениях других живых организмов.

Выполнять и оформлять в тетради лабо раторную работу по совместно составленному плану работы.

Р: умение аргументировано отвечать на вопросы

П: развивается умение само­стоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника

 К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе

Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; усваиваются правила безопасного поведения при отравлении ядови­тыми грибам

В учебнике изучить § 14. Ответить на вопросы в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить № 51 и № 52.





Грибы съедобные и ядовитые.

Знать признаки отличия съедобных и ядовитых грибов, уметь называть грибы по рисункам. Объяснять практическую значимость искусственного выращивания грибов. Знать правила сбора грибов.

Р: умение аргументировано отвечать на вопросы

П: развивается умение само­стоятельно проводить исследования в ходе лабора­торной работы, анализировать результаты, делать выводы.  

К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе

Формировать познавательную само­стоятельность и мотивацию на изучение объектов природы




Подготовить творческие задания о съедобных и ядовитых грибах.




Плесневые грибы и дрожжи.

Л.р.№5 «Строение дрожжей».

Знать особенности строения и жизнедеятельности плесневых грибов, находить части гриба на микропрепарате, уметь выращивать плесень самостоятельно. Понимать значение плесневых грибов в процессе круговорота веществ в биосфере.

Выполнять лабораторную работу, пользуясь предложенным планом работы.

речь

Р: умение контролировать время

П: развивается умение сравни­вать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы

К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы

Формируется познавательную само­стоятельность и мотивацию на изучение объектов природы



В учебнике изучить § 15. Ответить на вопросы в конце параграфа.





Грибы-паразиты.


Знать биологическую сущность понятия - паразитизм. Объяснять практическое значение влияния грибов-паразитов на жизнь других живых организмов. Понимать отличие симбиоза и паразитизма

Уметь самостоятельно и творчески выполнять задания раздела «Для любознательных».

Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

П: развивается умение само­стоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника.  

К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую

Формировать научное мировоззре­ние на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы.


В учебнике изучить § 16. От­ветить на вопросы и выполнить задания, предложен­ные в конце параграфа. В рабочей тетради: № 56 и № 57. Проработать текст «Краткое содержание главы» на с. 86





Обобщение глав «Бактерии», «Грибы».

Тест.


Излагать свои мысли ясно, логично и точно в процессе фронтальной беседы. Выполнять задания по контрольным тестам.

Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

П: развиваются умения выде­лять существенные признаки растений, различать и сравнивать низшие и высшие растения, делать выводы на основе сравнения.

К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе

Формировать экологическая культура на основе понимания важности охраны расте­ний





Раздел 5. Царство Растения.

Разнообразие, распространение, значение растений

Понимать и объяснять причину разнообразия растений. Характеризовать значение растений в природе и жизни человека.

Уметь составлять план ответа на основе работы с текстом учебника. Уметь ясно и точно давать определение понятиям.


Формировать познавательная само­стоятельность и мотивация на изучение объектов природы

В учебнике изучить § 17. Ответить на вопросы в конце параграфа. В рабочей тетради: № 59 и 60.




Одноклеточные водоросли.

Л.р. №6 «Строение зеленых одноклеточных водорослей».

Знать основных представителей и особенности одноклеточных водорослей

Уметь работать в парах при выполнении лабораторной работы.

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью.

П: развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям

К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе

Формировать элементы коммуни­кативной компетентности в общении и сотрудниче­стве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности

В учебнике изучить § 18 до статьи «Многоклеточные зеленые водоросли». Ответить на вопросы 1—3 в конце параграфа, выполнить зада­ние 63 (первая часть таблицы) в рабочей тетради




Многоклеточные водоросли. Значение водорослей.

Объяснять, почему водоросли относят к низшим растениям. Называть и характеризовать представителей многоклеточных водорослей по рисункам. Грамотно использовать в устной и письмен ной речи биологическую терминологию

Пользуясь приобретенными знаниями, правильно расшифровывать схемы учебника.

Р: умение аргументировано отвечать на вопросы

П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника

К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь

Формировать экологическую куль­туру на основании изучения лишайников и выводов о состоянии окружающей среды.






В учебнике изучить § 18 до конца. В рабочей тетради : № 62 и 63 (до конца). По­вторить материал о строении грибов




Лишайники.

Называть представителей лишайников по рисункам учебника, знать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Объяснять, почему лишайники называют симбиотическими организмами.

Находить информацию по теме в различных дополнительных источниках. Р: умение аргументировано отвечать на вопросы

П: развивается умение прово­дить наблюдения в природе и на их основании де­лать выводы

К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь

Формировать научное мировоззре­ние на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении




В учебнике изучить § 19. Ответить на вопросы и выполнить задания, представленные в конце параграфа. В рабочей тетради : № 66 и 67.




Мхи.

Л.р. №7

«Строение мха».

Давать характеристику мхов как высших споровых растений. Уметь работать по гербарным материалам при выполнении лабораторной работы. Знать практическое использование мхов.

Составлять ответ на поставленный вопрос, работая в парах.

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью,

П: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям

К: умение участвовать в диалоге

Формировать научное мировоззре­ние на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении в процес­се эволюции.


В учебнике изучить § 20. Ответить на вопро­сы и выполнить задание 2, представленное в конце па­раграфа. В рабочей тетради:

№ 70.





Плауны. Хвощи. Папоротники.

Л.р. №8 «Строение спороносящего папоротника».

Давать характеристику папоротниковидных как высших споровых растений. Различать на рисунках и гербариях хвощи, плауны и папоротники. Иметь представление о группе папоротниковидных как этапе эволюционного развития растений, их роли в образовании каменного угля.

Выполнять лабораторную работу в парах, пользуясь готовой инструкцией.

Р: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию

П: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений

К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе

Формировать научное мировоззре­ние на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении

В учебнике изучить § 21. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задание на с. 119 учебника.





Голосеменные.

Л.р. №9 «Строение хвои и шишек хвойных».

Иметь представление о голосеменных как высших семенных растениях. Знать основных представителей голосеменных, называть их основные особенности, различать на рисунках. Выполнять лабораторную работу по природному раздаточному материалу, отражая результаты в сравнительной таблице

Уметь самостоятельно и творчески выполнять задания раздела «Для любознательных».

Р: формулируют учебную проблему совместно с учителем.

П: развитие умения выделять признаки семенных растений и уста­навливать их преимущества перед высшими споровы­ми растениями

К: умение подбирать аргументы, делать выводы

Формировать научное мировоззре­ние на основе сравнения голосеменных и покрытосе­менных растений и установления усложнений в их строении




В учебнике изучить § 22. Отве­тить на вопросы и выполнить задание 1, представлен­ные в конце параграфа. Двум-трем учащимся подго­товить сообщения о редких цветковых растениях своего края для выступления на следующем уроке




Покрытосеменные или Цветковые.

Иметь представление о покрытосеменных как самой молодой и высокоорганизованной группе высших семенных растений Объяснять причину многообразия покрытосеменных, понимать их значение в жизни человека.

Строить последовательный и логичный ответ по рисункам учебника.

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью,

П: развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктив­ным карточкам.

К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе

Формировать научное мировоззре­ние на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции


В учебнике изучить § 23 Ответить на вопросы в конце парагра­фа. В рабочей тетради: № 75 и 76.





Происхождение растений. Начальные этапы развития.

Самостоятельно готовить краткие сообщения, характеризуя сущность науки палеонтологии. Иметь представление о процессах возникновения растений на планете, появлении низших растений, причинах выхода растений на сушу.

Расшифровывать и грамотно характеризовать схемы учебника.

Р: умение оценивать конечный результат

П: развивается умение анализировать

К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе

Формировать навыки логического мышления

В учебнике изучить § 24. В рабочей тетради: №78, 79, 80, 81.




Происхождение растений. Появление высших

споровых и семенных растений.

Знать и называть в правильной последовательности этапы развития высших растений, давать краткую характеристику каждому этапу

Уметь использовать схемы учебника в устном ответе.

Р : обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

П: развивается умение приво­дить доказательства того, что многообразие раститель­ного мира — результат длительного исторического разви­тия (эволюции).

К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы

Формировать научное мировоззре­ние на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции


Проработать текст «Краткое содержание главы» и выполнить тренировочные задания (тесты) на с. 140—142 учебника и в рабочей тетради на с. 55—58.




Обобщение главы

«Царство растений».

Тест.

Подводить итоги изучения биологии в 5 классе;

Планировать содержание и методы выполнения летних заданий.

Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности при обобщении знаний по изученной главе. Совершенствовать навыки тестирования.

Р : обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

П: развивается умение приво­дить доказательства того, что многообразие раститель­ного мира — результат длительного исторического разви­тия (эволюции).

К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы

Формировать навыки логического мышления






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
программа учебного курса «Биология» (5 класс).

Автор: Булгакова Елена Анатольевна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102320

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Рабочая программа учебного курса "Биология-9" по авторской программе ИюН. Пономарёвой "
    ["seo_title"] => string(94) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-biologhiia-9-po-avtorskoi-proghrammie-iiun-ponomariovoi"
    ["file_id"] => string(6) "106748"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403079912"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Рабочая программа по курсу "Введение в естественно-научные предметы. Природа. Живая и неживая". 5 класс "
    ["seo_title"] => string(116) "rabochaia-proghramma-po-kursu-vviedieniie-v-iestiestvienno-nauchnyie-priedmiety-priroda-zhivaia-i-niezhivaia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "188598"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426697717"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "рабочая программа по биологии для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "229557"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441796740"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Рабочая программа элективного курса по биологии «Решение генетических задач»  10 класс (17 ч. в год, 1 ч. в неделю  в полугодие) "
    ["seo_title"] => string(144) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-biologhii-rieshieniie-ghienietichieskikh-zadach-10-klass-17-ch-v-ghod-1-ch-v-niedieliu-v-polughodiie"
    ["file_id"] => string(6) "119037"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413308201"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Рабочая программа элективного курса по биологии 10 класс 2016-2017 уч.год"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_eliektivnogho_kursa_po_biologhii_10_klass_2016_2017_uch_gho"
    ["file_id"] => string(6) "372765"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1482501124"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства