kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по биологии для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс биологии 11 класса на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, её уровневая организация и эволюция.

В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: эволюция, экосистемы, экология.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по биологии для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чердаклинская средняя школа № 1

имени доктора Леонида Михайловича Рошаля

(МБОУ Чердаклинская СШ № 1)




Программа

по биологии для 11 класса

общеобразовательных учреждений.

Базовый уровень.

















Автор: Созонова Галина Николаевна



р.п.Чердаклы, 2015

Пояснительная записка.

Статус документа.

Программа составлена для 11 класса на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования на базовом уровне.

Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определять общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни.

Изучение курса «Биология» в 11 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе и 10 классе и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга, в программе уделено серьёзное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач: влияние человека на экосистемы, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия деятельности человека для окружающей среды, охрана природы и рациональное использование природных ресурсов – эти и другие темы помогут сегодняшним школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретённые знания и умения в собственной жизни.

Данная учебная программа, учебник соблюдают строгую преемственность с федеральным компонентом государственного стандарта и федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ.



Структура документа.

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, перечнем лабораторных работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников.


Общая характеристика учебного предмета.

Курс биологии 11 класса на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, её уровневая организация и эволюция.

В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: эволюция, экосистемы, экология.


Цели:

Изучение биологии в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в

практической деятельности людей, проводить наблюдения за

экосистемами с целью их описания и выявления естественных и

антропогенных изменений;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих

способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии,

вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых

путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, различных

гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с

различными источниками информации;

- воспитание убеждённости в возможности познания живой природы,

необходимости бережного отношения к природной среде, собственному

здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении

биологических проблем;

- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

для оценки последствий своей деятельности по отношению к

окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;

обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил

поведения в природе.


Место предмета в базисном учебном плане.

По федеральному базисному учебному плану на изучение курса биологии в 11 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю).


















11 класс.

Тематический план.

Название темы

Количество часов

Раздел IV. Эволюция.

42 часа

Тема 10. Развитие эволюционных идей.

Доказательства эволюции.

8 часов

Тема 11. Механизмы эволюционного процесса.

14 часов

Тема 12. Возникновение жизни на Земле.

4 часа

Тема 13. Развитие жизни на Земле.

7 часов

Тема 14. Происхождение человека.

9 часов

Всего:

42 часа


Лабораторные работы.

  1. Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов).

  2. Выявление изменчивости у особей одного вида (на гербарных образцах, наборов семян).

  3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.


Название темы

Количество часов

Раздел V. Основы экологии.

25 часов

Тема 15. Экосистемы.

20 часов

Тема 16. Биосфера. Охрана биосферы.

3 часа

Тема 17. Влияние деятельности человека на биосферу.

2 часа

Всего:

25 часов

Итого:

67 часов + 3 часа резервные


Лабораторные работы.

- Составление цепей питания.

- Сравнительная характеристика экосистем и агросистем.

- Решение экологических задач.




Основное содержание – 70 часов.

Эволюция – 42 часа.

Тема 10. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции –

8 часов.

Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция – структурная единица вида, элементарная единица эволюции.


Тема 11. Механизмы эволюционного процесса – 14 часов.

Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция – эволюционный фактор. Приспособленность – результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.


Тема 12. Возникновение жизни на Земле – 4 часа.

Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.


Тема 13. Развитие жизни на Земле – 7 часов.

Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов.

Тема 14. Происхождение человека – 9 часов.

Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.


Основы экологии – 25 часов.

Тема 15. Экосистемы – 20 часов.

Предмет экологии. Экологические факторы среды. Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Основные пути приспособления организмов к среде. Взаимодействие популяций разных видов. Конкурентные отношения. Хищничество. Паразитизм. Симбиоз. Сообщества. Структура сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Пастбищные и детритные цепи. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.


Тема 16. Биосфера. Охрана биосферы – 3 часа.

Состав и функции биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.


Тема 17. Влияние деятельности человека на биосферу – 2 часа.

Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.









































Требования к уровню подготовки выпускников.


В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:


знать/понимать

- основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная

теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность

законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и

экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,

действие искусственного отбора, формирование приспособленности,

образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в

экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;


уметь

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- описывать особей видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически её оценивать;


использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

- оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

- оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).































Литература:


  1. Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов, Г.М.Дымшиц, А.О. Рувинский. Общая биология. 10 – 11 классы. Учебник для базового уровня. Москва, Просвещение, 2008.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Программа по биологии для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень.

Автор: Созонова Галина Николаевна

Дата: 14.10.2015

Номер свидетельства: 239597

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Рабочая программа по биологии для 10 класса (общеобразовательное обучение) на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(114) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-dlia-10-klassa-obshchieobrazovatiel-noie-obuchieniie-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "131924"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416247002"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Рабочая программа по химии в 8 классе ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С.Габриеляна базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(117) "rabochaia-proghramma-po-khimii-v-8-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-o-s-gabriieliana-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "111955"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408097471"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Рабочая программа по истории 10 класс ( базовый уровень) "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-istorii-10-klass-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "219002"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433994798"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа элективного курса по генетике"
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaiaproghrammaeliektivnoghokursapoghienietikie"
    ["file_id"] => string(6) "302542"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457203597"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии""
    ["seo_title"] => string(112) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-khimii-rieshieniie-kachiestviennykh-zadach-po-orghanichieskoi-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "152383"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420829125"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства