kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курса "Основы цитологии и молекулярной биологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель прикладного курса «Основы цитологии и молекулярной биологии» – ознакомить с наиболее важными и значимыми вопросами данного курса, углубить знания учащихся 11 класса, интересующихся биологией,  способствовать усилению познавательной активности и самовоспитанию учащихся, содействовать мотивации и ориентации на биологические, медицинские,  педагогические специальности.

Данный курс углубляет, расширяет и дополняет материал курса «Общей биологии» 10-11 класса.

При этом выполняются следующие задачи:

  • развитие у учащихся интереса к  курсу «Общей биологии» в целом;
  • формирование у учащихся, интересующихся биологией, более глубокое усвоение знаний;
  • раскрываются закономерности, имеющие общебиологический характер и способствующие воспитанию научного мировоззрения учащихся;
  • приобщение учащихся к методам научного исследования, применяющиеся при изучении курса цитологии и молекулярной биологии;
  • содействие воспитания и самовоспитания личности, повышение научной культуры труда.
  • осуществление  профориентационной работы со школьниками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Основы цитологии и молекулярной биологии" »

Программа прикладного курса

«Основы цитологии и молекулярной биологии»

11 класс


Пояснительная записка

Цель прикладного курса «Основы цитологии и молекулярной биологии» – ознакомить с наиболее важными и значимыми вопросами данного курса, углубить знания учащихся 11 класса, интересующихся биологией, способствовать усилению познавательной активности и самовоспитанию учащихся, содействовать мотивации и ориентации на биологические, медицинские, педагогические специальности.

Данный курс углубляет, расширяет и дополняет материал курса «Общей биологии» 10-11 класса.

При этом выполняются следующие задачи:

  • развитие у учащихся интереса к курсу «Общей биологии» в целом;

  • формирование у учащихся, интересующихся биологией, более глубокое усвоение знаний;

  • раскрываются закономерности, имеющие общебиологический характер и способствующие воспитанию научного мировоззрения учащихся;

  • приобщение учащихся к методам научного исследования, применяющиеся при изучении курса цитологии и молекулярной биологии;

  • содействие воспитания и самовоспитания личности, повышение научной культуры труда.

  • осуществление профориентационной работы со школьниками.

В ходе изучения курса учащиеся знакомятся с клеткой как с саморегулирующейся биологической системой, функциональной единицей; единицей строения тканей, органов и любого целостного организма, ее составом, строением; рассматривают молекулярный состав клетки, строение и значение важнейших биологических молекулярных структур.

Учащиеся знакомятся с методами исследования клеток, узнают микроскопическое строение органелл клетки и их функции; более детально рассматривают процессы обмена веществ, происходящих в клетке: изучают фотосинтез и белковый синтез.

Материал курса может быть дополнен сведениями о строении и физиологии многоклеточных структур: тканей, органов, систем органов. Политехническая и профориентационная направленность курса выражается в приобщении учащихся к видам деятельности, характерной для лиц, работающих в области биологии, генетики, молекулярной биологии, медицины.

В ходе изучения курса учащиеся приобретают умения пользоваться лабораторным оборудованием, работать с микроскопом, а также вести наблюдения за жизнедеятельностью одноклеточных и многоклеточных организмов.

Настоящая программа построена с таким расчетом, чтобы между прикладным и основным курсом легко можно было установить параллельные связи.

Так, в теме «Клетка – единица строения живых организмов» углубляются понятия о строении и функции клетки и органелл, которые затрагиваются в первых темах основного курса: раздел «Цитология» 10 класс

В теме «Химический состав клетки» углубление курса идет по линии более подробного изучения строения молекулярных структур – биополимеров, в результате чего происходит интеграция предметов биологии и химии. На практических занятиях учащиеся расширяют свои знания о функциональной анатомии клетки, тканей, органов и целых систем эукариотических организмов.

В теме «Обмен веществ и энергии» углубление основного курса достигается за счет более подробного изложения механизмов газообмена и клеточного дыхания, углубленно рассматривается метаболизм белков, жиров и углеводов, энергетический и пластический обмен.

Лабораторный практикум знакомит учащихся с элементами микроскопического исследования и химического анализа свойств некоторых клеточных структур и веществ. На лабораторном практикуме учащиеся работают с микроскопом, культурами клеток, проводят химический анализ органических веществ клетки. На практических семинарах учащиеся работают с научно-популярной литературой, готовят сообщения, закрепляют полученные знания с помощью самоконтроля и взаимоконтроля.

Итогом данного курса служит научно-практический семинар где учащиеся знакомят со своими работами, по заранее предложенным учителем темам, согласно темам данного курса.


Содержание курса

1. (1 ч) Введение Предмет и методы цитологии и молекулярной биологии, ее связь с другими науками. История изучения клетки. Клеточная теория. Методы исследования клетки.

2. (6 ч) Химический состав клетки (химические элементы и вещества): Важнейшие химические элементы клетки: макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы.

Неорганические вещества клетки: вода и минеральные соли, значение их в жизнедеятельности клетки.

Органические вещества клетки: липиды их строение и функции.

Углеводы их классификация, строение, функции.

Белки- биополимеры. Структура белковой молекулы и функции белков. Биологическая роль белков. Денатурация белков

Нуклеиновые кислоты: ДНК – биополинуклеотид, Строение и биологическая роль ДНК

РНК: рибосомная РНК, транспортная РНК, информационная. Функции РНК.

Другие органические вещества клетки.

Практическая работа: Определение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах, свойства этих веществ. Действие кислот, щелочей, солей тяжелых металлов на белковые молекулы. Цветные реакции белков

3.(3) Строение клеток прокариот и эукариот.

Строение клеток прокариот (бактерии, цианеи). Строение, формы, жизнедеятельность, значение. Особенности питания бактерий и цианобактерий. Вирусы – неклеточные формы жизни.

Строение клеток эукариот: общее строение. Строение клеток Растений.

Строение клеток Животных. Строение клеток Грибов. Особенности строения клеток грибов в отличии от растений и животных.

Зависимость жизнедеятельности организмов от строения клеток.

Практическая работа: Изучение растительных и животных клеток (работа с микропрепаратами культур клеток).

4. (6) Микроскопическое строение органоидов клетки, их функции:

Цитоплазма: ее состав и функции. Клеточное ядро: строение и функции.

Биологическая роль ядра, хромосомы.

Клеточная мембрана: ее строение и функции Плазматическая мембрана, транспорт веществ. Мембранные структуры их строение и функции: Ядро, Митохондрии, Лизосомы, Аппарат Гольджи, Эндоплазматическая сеть. Немембранные структуры клетки. Рибосомы, их функции.

Пластиды - строение хлоропластов, функции хлоропластов. Лейкопласты и хромопласты. Вакуоль - ее строение и значение. Особенность строения клеточной оболочки растений. Строение и функции.

Немембранные органоиды. Рибосомы, их значение.

Контрольный урок: Тест по теме «Строение клетки и ее органоидов»

5. (6 ч) Обмен веществ и энергии. Питание

Обмен веществ как основная функция жизни. Значение питательных веществ. Ассимиляция и диссимиляция. Превращение веществ в. организме.

Понятие о метаболизме. Катаболизм. Анаболизм

Энергетический обмен веществ в клетке. АТФ.

Этапы цикла образования лимонной кислоты – цикл Кребса.

Особенности обмена веществ растительной клетки. Фотосинтез.

Реакции фотосинтеза. Пластический обмен. Биосинтез белка. Транскрипция.

Биосинтез белка. Трансляция.

Обмен белков, жиров, углеводов. Обмен воды и минеральных солей. Регуляция водно-солевого обмена. Энергетический обмен.

Практическая работа:

1. Составление схем энергетического обмена веществ в клетке. Составление уравнений дыхания: гликолиза и клеточного аэробного дыхания.

2. Составление схемы пластического обмена: биосинтеза белка – реакций матричного синтеза, и фотосинтеза.

6. (8) Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Размножение. Онтогенез

Интерфаза. Подготовка клетки к делению. Биосинтез белка, РНК, репликация ДНК

Деление клетки. Митоз (кариокинез) - непрямое деление клетки, основа бесполого размножения организмов. Фазы митоза. Спирализация. Центромеры, веретена деления.

Деление клетки. Мейоз- редукционное деление. Лептотена, зиготена, диплотена. Коньюгация и кроссинговер. эквационное деление мейоза.

Способы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Партеногенез.

Развитие половых клеток. Гаметогенез.Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Зигота.

Двойное оплодотворение.

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.

Практические занятие: Наблюдение за делением растительной и животной клетки.

  1. (4) Обобщение и повторение.

Практический семинар по теме «Химический состав и строение клетки. Микроскопическое строение и функции ее органоидов»

Практический семинар по темам «Обмен веществ и энергии. Питание», «Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Размножение. Онтогенез»

Научно – практический семинар на тему «Клетка» Защита рефератов и научных проектов по изученным темам.

Подведение итогов, награждения.



Требуемый результат.

В результате изучения курса учащиеся должны знать програмный материал данного курса. уметь разъяснять учебный материал о клетке как о саморегулирующейся биологической системе, функциональной единице любого организма; о единице строения тканей, органов и любого целостного организма, ее состав, строение; разъяснять молекулярный состав клетки, строение и значение важнейших биологических молекулярных структур: белков, углеводов, жиров, нуклеиновых кислот.

Учащиеся должны знать методы исследования клеток, объяснять микроскопическое строение органелл клетки и их функции; рассказывать о процессах обмена веществ, происходящих в клетке: разъяснять процессы фотосинтеза и белкового синтеза.


Учащиеся должны уметь пользоваться лабораторным оборудованием, работать с микроскопом, а также вести наблюдения за жизнедеятельностью одноклеточных и многоклеточных организмов, а также вести записи их










Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема занятия


кол. час.

сроки провед.

1

Введение (1ч): Предмет и методы цитологии и молекулярной биологии, ее связь с другими науками. История изучения клетки. Клеточная теория. Методы исследования клетки.

1


Тема: Химический состав клетки (химические элементы и вещества):

6 ч


2

Важнейшие химические элементы клетки: макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Неорганические вещества клетки: вода и минеральные соли, значение их в жизнедеятельности клетки.

1


3

Органические вещества клетки: липиды их строение и функции.

1


4

Углеводы их классификация, строение, функции.

Белки- биополимеры. Структура белковой молекулы и функции белков. Биологическая роль белков. Денатурация белков

1


5

Нуклеиновые кислоты: ДНК – биополинуклеотид, Строение и биологическая роль ДНК

1


6

РНК: рибосомная РНК, транспортная РНК, информационная. Функции РНК. Другие органические вещества клетки.

1


7

Практическая работа: Определение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах, свойства этих веществ. Действие кислот, щелочей, солей тяжелых металлов на белковые молекулы. Цветные реакции белков

1


Тема: Строение клеток прокариот и эукариот.


8

Строение клеток прокариот (бактерии, цианеи). Строение, формы, жизнедеятельность, значение. Особенности питания бактерий и цианобактерий. Вирусы – неклеточные формы жизни.

1


9

Строение клеток эукариот: общее строение. Строение клеток Растений. Строение клеток Животных. Строение клеток Грибов. Особенности строения клеток грибов в отличии от растений и животных. Зависимость жизнедеятельности организмов от строения клеток.

1


10

Практическая работа: Изучение растительных и животных клеток (работа с микропрепаратами культур клеток).

1


Тема: Микроскопическое строение органоидов клетки, их функции:

6ч.


11

Цитоплазма: ее состав и функции. Клеточное ядро: строение и функции. Биологическая роль ядра, хромосомы.

1


12

Клеточная мембрана: ее строение и функции Плазматическая мембрана. Транспорт веществ: осмос, диффузия, активный транспорт

1


13

Мембранные структуры их строение и функции: Лизосомы, Аппарат Гольджи, Эндоплазматическая сеть.

Митохондрии, строение и функции.

1


14

Пластиды - строение хлоропластов, функции хлоропластов. Лейкопласты и хромопласты.

1


15

Вакуоль - ее строение и значение. Особенность строения клеточной оболочки растений. Строение и функции.

Немембранные органоиды. Рибосомы, их значение.

1


16

Контрольный урок: Тест по теме строение клетки и органоидов

1


Тема: Обмен веществ и энергии. Питание

6 ч


17

Обмен веществ как основная функция жизни. Понятие о метаболизме. Катаболизм, анаболизм - (ассимиляция и диссимиляция). Превращение веществ в. организме. Значение питательных веществ

1


18

Энергетический обмен веществ в клетке. АТФ.

Этапы цикла образования лимонной кислоты – цикл Кребса.

1


19

Особенности обмена веществ растительной клетки. Фотосинтез. Реакции фотосинтеза.

1


20

Пластический обмен. Биосинтез белка. Транскрипция.

Биосинтез белка. Трансляция.

1


21

Обмен белков, жиров, углеводов. Обмен воды и минеральных солей. Регуляция водно-солевого обмена.

1


22

Практическая работа: 1. Составление схем энергетического обмена веществ в клетке. Составление уравнений дыхания: гликолиза и клеточного аэробного дыхания.

2. Составление схемы пластического обмена: биосинтеза белка – реакций матричного синтеза, и фотосинтеза.

1


Тема: Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Размножение. Онтогенез

8ч.


23

Интерфаза. Подготовка клетки к делению. Биосинтез белка, РНК, репликация ДНК

1


24

Деление клетки. Митоз (кариокинез) - непрямое деление клетки, основа бесполого размножения организмов. Фазы митоза. Спирализация. Центромеры, веретена деления.

1


25

Деление клетки. Мейоз - редукционное деление. Лептотена, зиготена, диплотена. Коньюгация и кроссинговер. Эквационное деление мейоза.

1


26

Способы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Партеногенез.

1


27

Развитие половых клеток. Гаметогенез. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Зигота. Двойное оплодотворение.

1


28

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.

1


29

Практическое занятие: Наблюдение за делением растительной и животной клетки.

1


30

Контрольный урок : Тест по теме «Обмен веществ» и «Жизненный цикл клетки»

1


Обобщение и повторение.

4ч.


31

Практический семинар по теме «Химический состав и строение клетки. Микроскопическое строение и функции ее органоидов»

1


32

Практический семинар по темам «Обмен веществ и энергии. Питание», «Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Размножение. Онтогенез»

1


33

Научно – практический семинар на тему «Клетка» Защита рефератов и научных проектов по изученным темам.

1


34

Подведение итогов, награждения.

1



Всего

34 ч


Учитель биологии: Жансеитова Ф.М.








Литература:


  1. И.И. Акимушкин «Занимательная биология», М., Молодая гвардия 1967.

  2. Биологический энциклопедический словарь, под ред. Пилярова М.С., Советская энциклопедия, 1989.

  3. Биология. Весь школьный курс в таблицах. Л.В.Елкина, Минск, 2009.

  4. Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова «Биология» Справочник для старшеклассников, Москва, Аст-пресс, 2004 год.

  5. Т.Л. Богданова «Биология», Высшая школа, М., 1991

  6. Т.А. Дмитриева, С.И. Гуленков и другие «Биология. 1600 задач, тестов и проверочных работ», Москва, «Дрофа», 1999 год.

  7. Ш.Н. Дурмекбаева, Ж.М. Карабаева, Г.С. Ларионова «Сборник тестовых заданий по биологии (тематический), 6-9 классы», Кокшетау, 2007 год

  8. Н.А.Лемеза «Биология для поступающих в вузы», Юнипресс, Мн., 2002.

  9. А.И. Никишов. «Биология в таблицах», Илекса, М., 1998.

  10. А.И. Никишов. «Биология: животные», Просвещение, М., 1993.

  11. И.В.Петрова. «Биология для поступающих» (Части 1 и 2), Томск 2008







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа курса "Основы цитологии и молекулярной биологии"

Автор: Жансеитова Фатима Мукеновна

Дата: 17.08.2014

Номер свидетельства: 112109

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Программа прикладного курса "Цитология", 10 класс"
    ["seo_title"] => string(51) "proghramma_prikladnogho_kursa_tsitologhiia_10_klass"
    ["file_id"] => string(6) "417222"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1495314014"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Элективный курс Клетки и ткани 10-11 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "eliektivnyi-kurs-klietki-i-tkani-10-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132468"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416337169"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства