Программа курса "Основы цитологии и молекулярной биологии"
Программа курса "Основы цитологии и молекулярной биологии"
Цель прикладного курса «Основы цитологии и молекулярной биологии» – ознакомить с наиболее важными и значимыми вопросами данного курса, углубить знания учащихся 11 класса, интересующихся биологией, способствовать усилению познавательной активности и самовоспитанию учащихся, содействовать мотивации и ориентации на биологические, медицинские, педагогические специальности.
Данный курс углубляет, расширяет и дополняет материал курса «Общей биологии» 10-11 класса.
При этом выполняются следующие задачи:
развитие у учащихся интереса к курсу «Общей биологии» в целом;
формирование у учащихся, интересующихся биологией, более глубокое усвоение знаний;
раскрываются закономерности, имеющие общебиологический характер и способствующие воспитанию научного мировоззрения учащихся;
приобщение учащихся к методам научного исследования, применяющиеся при изучении курса цитологии и молекулярной биологии;
содействие воспитания и самовоспитания личности, повышение научной культуры труда.
осуществление профориентационной работы со школьниками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Основы цитологии и молекулярной биологии" »
Программа прикладного курса
«Основы цитологии и молекулярной биологии»
11 класс
Пояснительная записка
Цель прикладного курса «Основы цитологии и молекулярной биологии» – ознакомить с наиболее важными и значимыми вопросами данного курса, углубить знания учащихся 11 класса, интересующихся биологией, способствовать усилению познавательной активности и самовоспитанию учащихся, содействовать мотивации и ориентации на биологические, медицинские, педагогические специальности.
Данный курс углубляет, расширяет и дополняет материал курса «Общей биологии» 10-11 класса.
При этом выполняются следующие задачи:
развитие у учащихся интереса к курсу «Общей биологии» в целом;
формирование у учащихся, интересующихся биологией, более глубокое усвоение знаний;
раскрываются закономерности, имеющие общебиологический характер и способствующие воспитанию научного мировоззрения учащихся;
приобщение учащихся к методам научного исследования, применяющиеся при изучении курса цитологии и молекулярной биологии;
содействие воспитания и самовоспитания личности, повышение научной культуры труда.
осуществление профориентационной работы со школьниками.
В ходе изучения курса учащиеся знакомятся с клеткой как с саморегулирующейся биологической системой, функциональной единицей; единицей строения тканей, органов и любого целостного организма, ее составом, строением; рассматривают молекулярный состав клетки, строение и значение важнейших биологических молекулярных структур.
Учащиеся знакомятся с методами исследования клеток, узнают микроскопическое строение органелл клетки и их функции; более детально рассматривают процессы обмена веществ, происходящих в клетке: изучают фотосинтез и белковый синтез.
Материал курса может быть дополнен сведениями о строении и физиологии многоклеточных структур: тканей, органов, систем органов. Политехническая и профориентационная направленность курса выражается в приобщении учащихся к видам деятельности, характерной для лиц, работающих в области биологии, генетики, молекулярной биологии, медицины.
В ходе изучения курса учащиеся приобретают умения пользоваться лабораторным оборудованием, работать с микроскопом, а также вести наблюдения за жизнедеятельностью одноклеточных и многоклеточных организмов.
Настоящая программа построена с таким расчетом, чтобы между прикладным и основным курсом легко можно было установить параллельные связи.
Так, в теме «Клетка – единица строения живых организмов» углубляются понятия о строении и функции клетки и органелл, которые затрагиваются в первых темах основного курса: раздел «Цитология» 10 класс
В теме «Химический состав клетки» углубление курса идет по линии более подробного изучения строения молекулярных структур – биополимеров, в результате чего происходит интеграция предметов биологии и химии. На практических занятиях учащиеся расширяют свои знания о функциональной анатомии клетки, тканей, органов и целых систем эукариотических организмов.
В теме «Обмен веществ и энергии» углубление основного курса достигается за счет более подробного изложения механизмов газообмена и клеточного дыхания, углубленно рассматривается метаболизм белков, жиров и углеводов, энергетический и пластический обмен.
Лабораторный практикум знакомит учащихся с элементами микроскопического исследования и химического анализа свойств некоторых клеточных структур и веществ. На лабораторном практикуме учащиеся работают с микроскопом, культурами клеток, проводят химический анализ органических веществ клетки. На практических семинарах учащиеся работают с научно-популярной литературой, готовят сообщения, закрепляют полученные знания с помощью самоконтроля и взаимоконтроля.
Итогом данного курса служит научно-практический семинар где учащиеся знакомят со своими работами, по заранее предложенным учителем темам, согласно темам данного курса.
Содержание курса
1. (1 ч) Введение Предмет и методы цитологии и молекулярной биологии, ее связь с другими науками. История изучения клетки. Клеточная теория. Методы исследования клетки.
2. (6 ч) Химический состав клетки (химические элементы и вещества): Важнейшие химические элементы клетки: макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы.
Неорганические вещества клетки: вода и минеральные соли, значение их в жизнедеятельности клетки.
Органические вещества клетки: липиды их строение и функции.
Углеводы их классификация, строение, функции.
Белки- биополимеры. Структура белковой молекулы и функции белков. Биологическая роль белков. Денатурация белков
Нуклеиновые кислоты: ДНК – биополинуклеотид, Строение и биологическая роль ДНК
РНК: рибосомная РНК, транспортная РНК, информационная. Функции РНК.
Другие органические вещества клетки.
Практическая работа: Определение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах, свойства этих веществ.Действие кислот, щелочей, солей тяжелых металлов на белковые молекулы.Цветные реакции белков
3.(3) Строение клеток прокариот и эукариот.
Строение клеток прокариот (бактерии, цианеи). Строение, формы, жизнедеятельность, значение. Особенности питания бактерий и цианобактерий. Вирусы – неклеточные формы жизни.
Строение клеток эукариот: общее строение. Строение клеток Растений.
Строение клеток Животных. Строение клеток Грибов. Особенности строения клеток грибов в отличии от растений и животных.
Зависимость жизнедеятельности организмов от строения клеток.
Практическая работа: Изучение растительных и животных клеток (работа с микропрепаратами культур клеток).
4. (6) Микроскопическое строение органоидов клетки, их функции:
Цитоплазма: ее состав и функции. Клеточное ядро: строение и функции.
Биологическая роль ядра, хромосомы.
Клеточная мембрана: ее строение и функции Плазматическая мембрана, транспорт веществ. Мембранные структуры их строение и функции: Ядро, Митохондрии, Лизосомы, Аппарат Гольджи, Эндоплазматическая сеть. Немембранные структуры клетки. Рибосомы, их функции.
Пластиды - строение хлоропластов, функции хлоропластов. Лейкопласты и хромопласты. Вакуоль - ее строение и значение. Особенность строения клеточной оболочки растений. Строение и функции.
Немембранные органоиды. Рибосомы, их значение.
Контрольный урок: Тест по теме «Строение клетки и ее органоидов»
5. (6 ч) Обмен веществ и энергии. Питание
Обмен веществ как основная функция жизни. Значение питательных веществ. Ассимиляция и диссимиляция. Превращение веществ в. организме.
Понятие о метаболизме. Катаболизм. Анаболизм
Энергетический обмен веществ в клетке. АТФ.
Этапы цикла образования лимонной кислоты – цикл Кребса.
Особенности обмена веществ растительной клетки. Фотосинтез.
Реакции фотосинтеза. Пластический обмен. Биосинтез белка. Транскрипция.
Биосинтез белка. Трансляция.
Обмен белков, жиров, углеводов. Обмен воды и минеральных солей. Регуляция водно-солевого обмена. Энергетический обмен.
Практическая работа:
1. Составление схем энергетического обмена веществ в клетке. Составление уравнений дыхания: гликолиза и клеточного аэробного дыхания.
Способы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Партеногенез.
Развитие половых клеток. Гаметогенез.Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Зигота.
Двойное оплодотворение.
Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.
Практические занятие: Наблюдение за делением растительной и животной клетки.
(4) Обобщение и повторение.
Практический семинар по теме «Химический состав и строение клетки. Микроскопическое строение и функции ее органоидов»
Практический семинар по темам «Обмен веществ и энергии. Питание», «Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Размножение. Онтогенез»
Научно – практический семинар на тему «Клетка» Защита рефератов и научных проектов по изученным темам.
Подведение итогов, награждения.
Требуемый результат.
В результате изучения курса учащиеся должны знать програмный материал данного курса. уметь разъяснять учебный материал о клетке как о саморегулирующейся биологической системе, функциональной единице любого организма; о единице строения тканей, органов и любого целостного организма, ее состав, строение; разъяснять молекулярный состав клетки, строение и значение важнейших биологических молекулярных структур: белков, углеводов, жиров, нуклеиновых кислот.
Учащиеся должны знать методы исследования клеток, объяснять микроскопическое строение органелл клетки и их функции; рассказывать о процессах обмена веществ, происходящих в клетке: разъяснять процессы фотосинтеза и белкового синтеза.
Учащиеся должны уметь пользоваться лабораторным оборудованием, работать с микроскопом, а также вести наблюдения за жизнедеятельностью одноклеточных и многоклеточных организмов, а также вести записи их
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п
Тема занятия
кол. час.
сроки провед.
1
Введение (1ч): Предмет и методы цитологии и молекулярной биологии, ее связь с другими науками. История изучения клетки. Клеточная теория. Методы исследования клетки.
1
Тема: Химический состав клетки (химические элементы и вещества):
6 ч
2
Важнейшие химические элементы клетки: макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Неорганические вещества клетки: вода и минеральные соли, значение их в жизнедеятельности клетки.
1
3
Органические вещества клетки: липиды их строение и функции.
1
4
Углеводы их классификация, строение, функции.
Белки- биополимеры. Структура белковой молекулы и функции белков. Биологическая роль белков. Денатурация белков
1
5
Нуклеиновые кислоты: ДНК – биополинуклеотид, Строение и биологическая роль ДНК
1
6
РНК: рибосомная РНК, транспортная РНК, информационная. Функции РНК. Другие органические вещества клетки.
1
7
Практическая работа: Определение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах, свойства этих веществ.Действие кислот, щелочей, солей тяжелых металлов на белковые молекулы.Цветные реакции белков
1
Тема: Строение клеток прокариот и эукариот.
3ч
8
Строение клеток прокариот (бактерии, цианеи). Строение, формы, жизнедеятельность, значение. Особенности питания бактерий и цианобактерий. Вирусы – неклеточные формы жизни.
1
9
Строение клеток эукариот: общее строение. Строение клеток Растений. Строение клеток Животных. Строение клеток Грибов. Особенности строения клеток грибов в отличии от растений и животных. Зависимость жизнедеятельности организмов от строения клеток.
1
10
Практическая работа: Изучение растительных и животных клеток (работа с микропрепаратами культур клеток).
1
Тема: Микроскопическое строение органоидов клетки, их функции:
6ч.
11
Цитоплазма: ее состав и функции. Клеточное ядро: строение и функции. Биологическая роль ядра, хромосомы.
1
12
Клеточная мембрана: ее строение и функции Плазматическая мембрана. Транспорт веществ: осмос, диффузия, активный транспорт
1
13
Мембранные структуры их строение и функции: Лизосомы, Аппарат Гольджи, Эндоплазматическая сеть.
Митохондрии, строение и функции.
1
14
Пластиды - строение хлоропластов, функции хлоропластов. Лейкопласты и хромопласты.
1
15
Вакуоль - ее строение и значение. Особенность строения клеточной оболочки растений. Строение и функции.
Немембранные органоиды. Рибосомы, их значение.
1
16
Контрольный урок: Тест по теме строение клетки и органоидов
1
Тема: Обмен веществ и энергии. Питание
6 ч
17
Обмен веществ как основная функция жизни. Понятие о метаболизме. Катаболизм, анаболизм - (ассимиляция и диссимиляция). Превращение веществ в. организме. Значение питательных веществ
1
18
Энергетический обмен веществ в клетке. АТФ.
Этапы цикла образования лимонной кислоты – цикл Кребса.
1
19
Особенности обмена веществ растительной клетки. Фотосинтез. Реакции фотосинтеза.
Обмен белков, жиров, углеводов. Обмен воды и минеральных солей. Регуляция водно-солевого обмена.
1
22
Практическая работа: 1. Составление схем энергетического обмена веществ в клетке. Составление уравнений дыхания: гликолиза и клеточного аэробного дыхания.