kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Планирование по биологии 6 класс ФГОС Пономаревой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии составлена на основе фундаменталь­ного ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего об­разования, представленных в федеральном госу­дарственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учи­тываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учеб­ных действий для общего образования, соблюда­ется преемственность с примерными программа­ми начального общего образования.

Рабочая программа составлена в соответствии с:

1.     Законом «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами).

2.     Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312, с учётом изменений, внесённых приказом Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 № 241, приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889, приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 №1994, приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 № 74.

3.     Санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.

 

Планирование составлено на основе  Примерной программы  по учебным предметам. Биология. 5 – 9классы. – М.: Просвещение, 2011.

1.Учебник   -И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология. 6 класс.   Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

 2. И.Н. Пономерева, В.С. Кучменко, Л.В. Симонова. Биология: Растения.    Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс: Методическое пособие (под ред. И.Н. Пономаревой).

 

Содержание курса направлено на обеспечение эмоцио­нально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнооб­разия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, на формирование способно­сти использовать приобретенные знания в практической дея­тельности ,  способству­ет формированию эволюционного и экологического мышле­ния, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Планирование по биологии 6 класс ФГОС Пономаревой »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – Плотниковская средняя общеобразовательная школа № 111



Рассмотрено

на МО


Протокол № ___ от ___________

Рук. МО_______________



Согласовано

Зам. директора по УВР

_________

«___» _________ 20___г.

Утверждаю

Директор_________

« ___» _____20__г.








Рабочая программа учебного предмета

«Биология »

6 класс (базовый уровень)








Разработана

Учителем Ватутиной Е.В.




С. Плотниково 2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе фундаменталь­ного ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего об­разования, представленных в федеральном госу­дарственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учи­тываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учеб­ных действий для общего образования, соблюда­ется преемственность с примерными программа­ми начального общего образования.

Рабочая программа составлена в соответствии с:

  1. Законом «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами).

  2. Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312, с учётом изменений, внесённых приказом Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 № 241, приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889, приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 №1994, приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 № 74.

  3. Санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.


Планирование составлено на основе Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9классы. – М.: Просвещение, 2011.

1.Учебник -И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология. 6 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

2. И.Н. Пономерева, В.С. Кучменко, Л.В. Симонова. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс: Методическое пособие (под ред. И.Н. Пономаревой).


Содержание курса направлено на обеспечение эмоцио­нально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнооб­разия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, на формирование способно­сти использовать приобретенные знания в практической дея­тельности , способству­ет формированию эволюционного и экологического мышле­ния, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах

Цель обучения Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

* Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира.

* Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.

* Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.

Задачи:

– Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.

– Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.

– Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.

– Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у уча­щихся представлений об отличительных особен­ностях живой природы, ее многообразии и эво­люции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым уча­щиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Требования к результатам освоения программы

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать:

– риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);

– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития).

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:

– осознание роли жизни (1-я линия развития);

– рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);

– использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);

– объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).



Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1-я линия развития осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности;

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены.



























Содержание разделов и тем учебного курса

Наука о растениях - ботаника ( 5ч.)

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Многообразие жизненных форм растений. Многообразие жизненных форм растений НСО.Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Ткани растений.

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений».

Органы цветковых растений. ( 9ч.)

Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Побег , его строение и развитие. Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов.

Лабораторная работа «Изучение строения семени двудольных растений».

Лабораторная работа «Строение корня у проростка».

Лабораторная работа «Строение вегетативных и генеральных почек».

Лабораторная работа «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

Основные процессы жизнедеятельности растений. ( 7ч.)

Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений- фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Использование вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания.

Лабораторная работа «Черенкование комнатных растений».

Многообразие и развитие растительного мира.( 10 ч.)

Систематика растений, ее значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Отдел Голосеменные. ГолосеменныеНСО. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Покрытосеменные НСО.Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные. Семейство класса Однодольные. Историческое развитие растительного мира на Земле.

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения моховидных растений».

Природные сообщества. (4 ч.)

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе.

Экскурсия « Весенние явления в жизни экосистемы ».








Лабораторные работы

  1. Лабораторная работа «Изучение строения семени двудольных растений».

  2. Лабораторная работа «Строение корня у проростка».

  3. Лабораторная работа «Строение вегетативных и генеральных почек».

  4. Лабораторная работа «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

  5. Лабораторная работа «Черенкование комнатных растений».

  6. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения моховидных растений».





Контрольные работы

  1. Контрольная работа «Наука о растениях – ботаника»

  2. Контрольная работа «Органы цветковых растений»

  3. Контрольная работа «Основные процессы жизнедеятельности растений»

  4. Контрольная работа «Многообразие и развитие растительного мира»

  5. Контрольная работа «Природные сообщества»

























Информационные источники

Перечень учебно-методического обеспечения:

  1. Программа Биология – 6 класс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.» И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко.

  2. Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. -3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2009.

  3. И.Н. Пономерева, В.С. Кучменко, Л.В. Симонова. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс: Методическое пособие (под ред. И.Н. Пономаревой).

  4. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»: 6 класс: дидактические карточки.

Список литературы для учителя:

  1. А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2006, - 96с.;

  2. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;

  3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы);

  4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. -127с.;

Список литературы для учащихся:

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.

  2. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.

  3. Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. 336с.

  4. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.

  5. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684.

  6. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994.– 218с.

  7. Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с.

  8. Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.

  9. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.

  10. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.

  11. Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.

  12. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991. – 240с.: ил.

MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

  1. Учебное электронное издание «Биология: лабораторный практикум. 6-11 класс»;

  2. Библиотека электронных наглядных пособий «Биология 6-9 классы»;

  3. Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание).



Календарно-тематическое планирование



№ урока

Тема урока


Элементы основного содержания раздела

Характеристика учебной деятельности

Сроки изучения

Раздел 1. Наука о растениях - ботаника.-5 ч

1

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.


Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений

Царства живой природы. Внешнее

строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений.

История использования и изучения растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях -ботаника

Называть царства живой природы. Приводить примеры различных представителей царства Растения. Давать определение науке ботанике. Описывать историю развития науки о растениях.

Характеризовать внешнее строение растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Объяснять отличие вегетативных органов от генеративных. Использовать информационные ресурсы для подготовки

презентации сообщения о роли растений в природе, об истории использования растений человеком


2

Многообразие жизненных форм растений.

Видовое разнообразие растений НСО


Многообразие жизненных форм растений. Представление о жизненных формах растений,

примеры. Связь жизненных форм растений со средой их обитания. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников,

кустарничков, полукустарников, трав

Распознавать и характеризовать растения различных

жизненных форм. Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания


3

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка — живая система.

Особенности растительной клетки


Приводить примеры одноклеточных многоклеточных растений. Называть органоиды клеток растений. Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки.

Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки.

Находить отличительные признаки растительной клетки. Клетки, ткани и органы растений. Отличительные признаки живых организмов



4

Ткани растений.

Ткани растений

Понятие о ткани растений. Виды тканей: основная, покровная, проводящая, механическая. Причины появления тканей. Растение как целостный живой

организм, состоящий из клеток и тканей.

Давать определение ткани. Распознавать различные ткани растений. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Объяснять значение покровных тканей в жизни растения. Характеризовать особенности строения и функции основной ткани.




5

Контрольная работа

Обобщение и систематизация знаний по материалам

Обобщение и систематизация знаний по материалам

Давать определение ткани.

Распознавать различные ткани растений. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Объяснять значение покровных тканей в жизни растения. Характеризовать особенности строения и функции основной ткани.


Раздел 2. Органы цветковых растений-9 ч

6

Семя, его строение и значение.

Лабораторная работа №1

" Строение семени фасоли".

Семя, его строение и значение Семя как орган размножения растений. Строение семени: кожура, зародыш, эндосперм, семядоли. Строение зародыша растения. Двудольные и однодольные растения. Прорастание семян. Проросток, особенности его строения. Значение семян в природе и жизни человека

Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции

частей семени. Описывать строение зародыша растения.

Устанавливать сходство проростка с зародышем семени.

Описывать стадии прорастания семян. Называть отличительные признаки семян двудольных и однодольных

растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека. Проводить наблюдения, фиксировать результаты.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием


7

Условия прорастания семян

Условия прорастания семян Значение воды и воздуха для прорастания семян. Запасные питательные вещества семени. Температурные условия прорастания семян. Роль света. Сроки посева семян

Описывать роль воды в прорастании семян. Объяснять

значение запасных питательных веществ в прорастании

семян.Приводить примеры зависимости прорастания семян от

температурных условий. Прогнозировать сроки посева

семян отдельных культур


8

Корень, его строение и значение.

Лабораторная работа №2

"Строение корня проростка".

Корень, его строение и значение Типы корневых систем растений. Строение корня — зоны корня: конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста.

Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе.

Различать и определять типы корневых систем на рисунках,

гербарных экземплярах, натуральных объектах.

Называть части корня. Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня. Объяснять особенности роста корня.

Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части

корня в период роста. Характеризовать значение видоизменённых корней для растений.

Проводить наблюдения и фиксировать их результаты во

время выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с

лабораторным оборудованием


9

Побег, его строение и развитие.

Лабораторная работа №3

"Строение вегетативных и генеративных почек

Побег, его строение и развитие Побег как сложная система. Строение побега. Строение почек. Вегетативная, цветочная (генеративная) почки. Развитие и рост побегов из почек. Прищипка и пасынкование. Спящие

почки

Называть части побега.

Определять типы почек на рисунках, фотографиях,

натуральных объектах. Характеризовать почку как зачаток

нового побега. Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек.Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве. Наблюдать и исследовать строение побега на примере домашнего растения. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, работы с лабораторным оборудованием

Сравнивать побеги разных растений и находить их различия.

Изучать строение почек на натуральных объектах, делать

выводы


10

Лист , его строение и значение.

Лист, его строение и значение Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа: кожица, мякоть, жилки.

Типы жилкования листьев. Строение и функции устьиц. Значение листа для растения: фотосинтез, испарение,

газообмен. Листопад, его роль в жизни растения. Видоизменения листьев

Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках.

Различать простые и сложные листья. Характеризовать

внутреннее строение листа, его части.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа.

Характеризовать видоизменения листьев у растений


11

Стебель , его строение и значение.

Лабораторная работа №4

" Внешнее строение корневища, клубня и луковицы"


Стебель, его строение и значение Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение: древесина, сердцевина, камбий, кора, луб, корка. Функции стебля. Видоизменения стебля у надземных и подземных побегов (корневище, клубень, луковица).

Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры

различных типов стеблей. Называть внутренние части

стебля растений и их функции.

Определять видоизменения надземных и подземных побегов

на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.


12

Цветок, его строение и значение.

Цветок, его строение и значение Цветок как видоизменённый укороченный побег, развивающийся из генеративной почки. Строение цветка. Роль цветка в

жизни растения. Значение пестика и тычинок в цветке. Соцветия, их разнообразие. Цветение и опыление

растений. Опыление как условие оплодотворения. Типы опыления (перекрёстное и самоопыление). Переносчики пыльцы. Ветроопыление

Определять и называть части цветка на рисунках,

фотографиях, натуральных объектах. Называть функции

частей цветка. Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах. Характеризовать значение соцветий.

Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у

цветковых растений. Характеризовать типы опыления у

растений. Устанавливать взаимосвязь функций частей

цветка и поведения животных в период опыления


13

Плод. Разнообразие и значение плодов.

Плод. Разнообразие и значение плодов

Строение плода. Разнообразие плодов. Цветковые (покрытосеменные) растения. Распространение плодов и

семян. Значение плодов в природе и в жизни человека.

Объяснять процесс образования плода. Определять типы

плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям,

натуральным объектам. Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека


14

Контрольная работа

Обобщение и систематизация знаний по материалам

Обобщать и систематизировать знания по теме 2, делать

выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы. Выполнять задания для самоконтроля. Высказывать своё мнение по проблемным вопросам. Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала


Раздел 3. Основные процессы жизнедеятельности растений-7 ч

15

Минеральное питание растений и значение воды.


Минеральное питание растений и значение воды. Вода как необходимое условие минерального(почвенного) питания. Извлечение растением из почвы растворённых в воде минеральных солей. Функция корневых волосков. Перемещение воды и минеральных веществ по растению. Значение минерального (почвенного)

питания. Типы удобрений и их роль в жизни растения. Экологические группы растений по отношению к воде.

Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного

питания.

Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений.

Сравнивать и различать состав и значение органических и

минеральных удобрений для растений.

Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и

условий внешней среды. Использовать информационные

ресурсы для подготовки презентации проекта о приспо-собленности к воде растений разных экологических групп


16

Воздушное питание растений - фотосинтез.

Воздушное питание растений —

Фотосинтез .Условия образования органических веществ в растении. Зелёные растения — автотрофы.

Гетеротрофы как потребители готовых органических веществ. Значение фотосинтеза в природе

Характеризовать условия, необходимые для воздушного

питания растений.

Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе.

Приводить примеры организмов — автотрофов и

гетеротрофов, находить различия в их питании.

Обосновывать космическую роль зелёных растений.


17

Дыхание и обмен веществ у растений.

Дыхание и обмен веществ у растений

Роль дыхания в жизни растений.

Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза. Обмен веществ в организме как важней-

ший признак жизни. Взаимосвязь

Определять сущность процесса дыхания у растений.

Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и

фотосинтеза, проводить их сравнение. Давать определения

понятия «обмен веществ». Характеризовать обмен веществ

как важный признак жизни


18

Размножение и оплодотворение растений.


Размножение и оплодотворение у растений. Размножение как необходимое свойство жизни. Типы размножения: бесполое и половое. Бесполое размножение — вегетативное и размножение спорами. Главная особенность полового размножения. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Двойное оплодотворение. Достижения отечественного учёного С.Г. Навашина

Характеризовать значение размножения живых организмов.

Называть и описывать способы бесполого размножения,

приводить примеры. Обосновывать биологическую

сущность бесполого размножения.

Объяснять биологическую сущность полового размножения.

Называть основные особенности оплодотворения у

цветковых растений.

Доказывать обоснованность определения

«двойное оплодотворение» применительно к цветковым

растениям.

Сравнивать бесполое и половое размножение растений,

находить их различия


19

Вегетативное размножение растений и его использование человеком.

Лабораторная работа №5

" Черенкование комнатных растений"

Вегетативное размножение растений и его использование человеком.

Особенности вегетативного размножения, его роль в природе. Использование вегетативного размножения человеком: прививки, культура тканей.

Называть характерные черты вегетативного размножения

растений.

Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе

вегетативного размножения растений.

Применять знания о способах вегетативного размножения в

практических целях.

Формировать умения проведения черенкования в ходе

выполнения лабораторной работы. Наблюдать за развитием

корней у черенка и фиксировать результаты.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с

лабораторным оборудованием


20

Рост и развитие растений.

Рост и развитие растений. Характерные черты процессов роста и развития растений. Этапы индивидуального развития растений. Зависимость

процессов роста и развития от условий среды обитания. Периодичность протекания жизненных процессов. Суточные и сезонные ритмы.

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на жизнедеятельность

растений

Называть основные черты, характеризующие рост растения.

Объяснять процессы развития растения, роль зародыша.

Сравнивать процессы роста и развития. Характеризовать

этапы индивидуального развития растения.

Устанавливать зависимость роста и развития растений от

условий среды.


21

Контрольная работа

Обобщение и систематизация знаний по материалам

Обобщать и систематизировать знания, делать

выводы.

Отвечать на итоговые вопросы темы. Выполнять задания для

самоконтроля. Высказывать своё мнение по проблемным

вопросам.

Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Оценивать

свои достижения и достижения одноклассников по усвоению

учебного материала


Раздел 4. Многообразие и развитие растительного мира.-10 ч

22

Систематика растений, ее значение для ботаники.


Систематика растений, её значение для ботаники Происхождение названий отдельных растений. Классификация растений. Вид как единица классификации. Название вида. Группы царства Растения. Роль систематики в изучении растений

Приводить примеры названий различных растений.

Систематизировать растения по группам. Характеризовать

единицу систематики — вид. Осваивать приёмы работы с

определителем растений.

Объяснять значение систематики растений для ботаники.

Использовать информационные ресурсы для подготовки

презентации сообщения о деятельности К. Линнея и роли

его исследований в биологии


23

Водоросли, их многообразие в природе.

Водоросли, их многообразие в при- роде . Общая характеристика. Строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей. Отделы: Зелёные, Красные, Бурые водоросли. Значение водорослей в природе. Использование водорослей

человеком

Выделять и описывать существенные признаки водорослей.

Характеризовать главные черты, лежащие в основе

систематики водорослей.

Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах.

Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить

общие признаки. Объяснять процессы размножения у однокле-

точных и многоклеточных водорослей. Использовать

информационные ресурсы для подготовки сообщения о

значении водорослей в природе и для человека


24

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений»

Отдел Моховидные. Общая характеристика изначение

Моховидные, характерные черты строения. Классы: Печёночники и Листостебельные, их отличительные черты. Размножение (бесполое и

половое) и развитие моховидных. Моховидные как споровые растения. Значение мхов в природе и в жизни человека.

Сравнивать представителей различных групп растений отдела,

делать выводы.

Называть существенные признаки мхов. Распознавать

представителей моховидных на рисунках, гербарных

материалах, живых объектах.

Характеризовать признаки принадлежности моховидных к

высшим споровым растениям. Объяснять процессы

размножения и развития моховидных, их особенности.

Устанавливать взаимосвязь строения мхов и их воздействия

на среду обитания.

Изучать и сравнивать внешнее строение зелёного мха

(кукушкина льна) и белого мха (сфагнума), отмечать их

сходство и различия. Фиксировать результаты исследований.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с

лабораторным оборудованием


25

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого

размножения в цикле развития. Общая

характеристика отделов: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и жизни человека

Находить общие черты строения и размножения плаунов,

хвощей, папоротников, черты их отличия.

Сравнивать особенности строения и размножения мхов и

папоротников, делать выводы о прогрессивном строении

папоротников. Обосновывать роль папоротникообразных в

природе и необходимость охраны исчезающих видов.

Использовать информационные ресурсы для подготовки

презентации проекта о разнообразии и роли высших споровых

растений в природе


26

Отдел голосеменные. Общая характеристика и значение.

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение

Общая характеристика голосеменных. Расселение голосеменных по поверхности Земли. Образование

семян как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Особенности строения и развития представителей класса Хвойные. Голосеменные на

территории НСО. Их значение в природе и жизни человека

Выявлять общие черты строения и развития семенных

растений.

Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Сравнивать строение споры и семени, находить преимущества.

Объяснять процессы размножения и развития голосеменных.

Прогнозировать последствия нерациональной деятельности

человека для жизни голосеменных.

Использовать информационные ресурсы для подготовки

презентации проекта о значении лесов НСО


27

Отдел покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение Особенности строения, размножения и развития. Сравнительная характеристика

покрытосеменных и голосеменных растений. Более высокий уровень развития покрытосеменных

по сравнению с голосеменными, лучшая

приспособленность к различным условиям окружающей среды. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Характеристика классов Двудольны Покрытосеменные на территории НСО е и Однодольные растения, их роль в природе и жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов

Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных.

Сравнивать и находить признаки сходства и отличия в

строении и жизнедеятельности покрытосеменных и

голосеменных. Применять приёмы работы с определителем

растений.

Устанавливать взаимосвязь приспособленности

покрытосеменных к условиям среды. Выделять и сравнивать

существенные признаки строения однодольных и двудольных

растений.

Объяснять причины использования покрытосеменных для

выведения культурных форм. Использовать информационные

ресурсы для подготовки презентации проекта об охраняемых

видах покрытосеменных растений на территории НСО


28

Семейства класса Двудольные.

Семейства класса Двудольные Общая

характеристика. Семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Паслёновые,

Сложноцветные. Отличительные признаки семейств. Значение в природе и в жизни человека. Сельскохозяйственные культуры

Выделять основные признаки класса Двудольные.

Описывать отличительные признаки семейств класса.

Распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных

материалах, натуральных объектах.

Применять приёмы работы с определителем растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки

презентации проекта о роли растений класса Двудольные в

природе и в жизни человека


29

Семейства класса Однодольные

Семейства класса Однодольные Общая

характеристика. Семейства: Лилейные, Луковые,Злаки. Отличительные признаки. Значение в природе, жизни человека. Исключительная роль

злаковых растений

Выделять признаки класса Однодольные. Определять

признаки деления классов Двудольные и Однодольные на

семейства. Описывать характерные черты семейств класса

Однодольные.

Применять приёмы работы с определителем растений.

Приводить примеры охраняемых видов.

Использовать информационные ресурсы для подготовки

презентации проекта о практическом использовании растений

семейства Однодольные, о значении злаков для живых организмов.


30

Историческое развитие растительного мира.

Историческое развитие растительного мира. Понятие об эволюции живого мира. Первые обитатели Земли. История развития растительного мира. Выход растений на сушу. Характерные черты приспособленности к наземному

образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. Охрана редких и исчезающих видов

Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира.

Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле.

Выделять этапы развития растительного мира. Называть черты

приспособленности растений к наземному образу жизни.

Использовать информационные ресурсы для подготовки

сообщения о редких и исчезающих видах растений


31

Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света.


Многообразие и происхождение культурных растений

История происхождения культурных

растений. Значение искусственного отбора и селекции. Особенности культурных растений. Центры их происхождения. Расселение растений.

Сорные растения, их значение. Дары Старого и Нового Света. Дары Старого (пшеница, рожь, капуста, виноград,

банан) и Нового (картофель, томат, тыква) Света. История и центры их появления. Значение растений

в жизни человека.

Называть основные признаки отличия культурных растений от

дикорастущих.

Объяснять способы расселения растений по земному шару.

Характеризовать роль человека в появлении многообразия

культурных растений. Приводить примеры культурных

растений своего региона.

Характеризовать роль сорных растений в природе и жизни

человека.

Использовать информационные ресурсы для подготовки

презентации сообщения о жизни и научной деятельности Н.И.

Вавилова.

Называть родину наиболее распространённых культурных

растений (пшеницы, ржи, картофеля, капусты, тыквы, томата,

банана и др.). Объяснять причины вхождения картофеля в ряд

ведущих сельскохозяйственных культур России.

Называть причины широкого использования человеком

злаковых растений — пшеницы, ржи и ячменя.

Характеризовать значение растений в жизни человека.


Раздел 5.Природные сообщества.

32

Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме.

Понятие о природном сообществе

-биогеоценозе и экосистеме Понятие о

природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н Сукачёв о структуре природного сообщества и

функциональном участии живых организмов в нём. Круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природногосообщества.

Совокупность живого населения природного сообщества (биоценоз). Условия среды обитания (биотоп). Роль растений в природных сообществах

Объяснять сущность понятия «природное сообщество».

Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного

сообщества.

Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в

экосистемах.

Выявлять преобладающие типы природных сообществ

родного края.

Характеризовать влияние абиотических факторов на

формирование природного сообщества.

Использовать информационные ресурсы для подготовки

сообщения о природных сообществах НСО


33

Экскурсия

Экскурсия

«Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)»

Наблюдать природные явления, фиксировать результаты

наблюдений, делать выводы. Выполнять исследовательскую

работу: находить изучаемые виды растений, определять

количество ярусов в природном сообществе, называть

жизненные формы растений, отмечать весенние явления в

природе. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе


34

Совместная жизнь организмов в природном сообществе.


Совместная жизнь организмов в при родном сообществе. Ярусное строения природного сообщества — надземное и подземное. Условия обитания растений в биогеоценозе. Многообразие форм

живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ. Смена природных сообществ и её причины. Понятие о смене природных сообществ. Причины

смены: внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по сохранению природных

сообществ.

Характеризовать условия обитания растений в разных ярусах

природного сообщества. Называть черты приспособленности

растений к существованию в условиях яруса. Работать в паре:

приводить примеры взаимодействия живых организмов при

совместном обитании в природном сообществе. Объяснять

целесообразность ярусности в жизни живых организмов.

Называть причины появления разнообразия живых организмов

в ходе эволюции

Объяснять причины смены природных сообществ.


35

Контрольная работа

Обобщение и систематизация знаний по

материалам . Итоговый контроль

Контроль и систематизация знаний по материалам курса биологии 6 класса. Выявление уровня сформированности

основных видов учебной деятельности.

Обсуждение заданий на лето.

Обобщать и систематизировать знания по теме 5, делать

выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы. Выполнять задания для самоконтроля. Высказывать своё мнение по проблемным

вопросам. Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Систематизировать и обобщать знания по темам курса

биологии 6 класса. Использовать учебные действия для формулировки ответов. Называть представителей и характеризовать отличительные признаки царства

Растения. Объяснять строение и функции органов и систем органов растений.

Устанавливать взаимосвязь жизнедеятельности растительных

организмов и существования экосистем.

Излагать свою точку зрения на необходимость принятия мер по

охране растительного мира.

Выбирать задание на лето, анализировать его содержание





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Планирование по биологии 6 класс ФГОС Пономаревой

Автор: Ватутина Елена Викторовна

Дата: 03.01.2015

Номер свидетельства: 149620

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(62) "kalendarno_tematicheskoe_planirovanie_po_biologii_9_klass_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "522579"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1571039549"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "планирование к урокам биологии 6 класс "
    ["seo_title"] => string(40) "planirovaniie-k-urokam-biologhii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "216539"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433051978"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Методическая разработка к уроку биологии "Свойства живого" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-k-uroku-biologhii-svoistva-zhivogho-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117567"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412841280"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС по Пономаревой на 2016-2017 уч год."
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_biologhii_5_klass_fgos_po_ponomarievoi_na_2016_2017_uch_"
    ["file_id"] => string(6) "360277"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1479507114"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства