№ урок/ нед | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы контроля | Дата проведения | Корректировка | |
общеучебные | специальные | | | |
| Введение. Что тебя окружает (6 часов) | | | | | | | | | |
1/1 | Живая и неживая природа. Вводный инструктаж по ТБ. Д.з. § 1 | | ИОТ при проведении л.р, экскурсий, практ. работ. Живая и неживая природа. Опыт. Наблюдение. | Знать основные определения опыт, наблюдение, исследование. Знать/понимать: -отдельные методы изучения природы | Уметь: - описывать личные наблюдения и опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты. - следовать правилам безопасности при проведении практических работ, -кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера, отвечать на вопросы по его содержанию, выделять главную мысль | Предварительный. Устный Эвристическая беседа *Составить синквейн на тему «Опыт или Наблюдение». | | | | |
2/1 | Загадки природы Д.з. §2 | | Наблюдение. Тела живой и неживой природы. Среды обитания. | Знать основные среды обитания. Уметь различать тела живой и неживой природы | Уметь сравнивать объекты, относящиеся к живой и неживой природе *Выявлять взаимосвязи организмов и среды | э/я №1 «Живая и неживая природа» (отчёт по э/и) | | | | |
3/2 | Единство живой и неживой природы Д.з. §3 | | Сходные явления живой и неживой природы. Органич. и неорганич. в-ва. Молекулы, атомы | Знать признаки тел живой и неживой природы. Состав тел. Иметь представление о молекулах и атомах. | Уметь анализировать и сравнивать биологические процессы, происходящие в природе | Комбинированный опрос. *Составление схемы или кластера «Тела и вещества» | | | | |
4/2 | Изменяется ли окружающий нас мир? Д.з. §4 | | Изменение окружающего мира. Историческое развитие. | Иметь представление о изменении окружающ. мира во времени. Уметь работать с рисунками в учебнике. | Уметь определять и классифицировать биологические объекты и явления | п/р №1 «Красота и гармония в природе». *Найти доказательства изменяемости окружающего нас мира». | | | | |
5/3 | Могут ли в живых организмах происходить физические изменения? Д.з. §5 | | Физические изменения в живых организмах. | Знать какие физические изменения происходят в живых организмах. Уметь наблюдать, анализировать, сравнивать. | Проводить наблюдения и опыты, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях | Эвристическая беседа Опыт №1 «Изучение испарения жидкостей» (в дом. условиях) (отчёт). | | | | |
6/3 | Могут ли в живых организмах происходить химические изменения? Д.з. §6 | | Химические изменения в живых организмах. | Знать какие химические изменения происходят в живых организмах. Уметь наблюдать, анализировать, сравнивать. | Уметь анализировать и сравнивать биологические процессы и явления, происходящие в природе | Эвристическая беседа. *Составление схемы «Испарение» и написание текста мелоежки | | | | |
| Многообразие природных явлений (2 часа) | | | | | | | | | |
7/4 | Всё течёт, всё изменяется Д.з. §7 | | Суточные изменения. Сезонные изменения. Перемещение земных тел в пространстве. Явление. | Знать основные изменения происходящие в природе. Понятие явление. Иметь представление о видах явлений. Уметь работать с рисунками в учебнике. | Уметь определять и классифицировать биологические объекты и явления | Эвристическая беседа. *Составление кластера «Явления» | | | | |
8/4 | Чем различаются химические и физические явления? Д.з. §8 | | Физические и химические явления. Физика. Химия. Отличия физических и химических явлений. | Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы. Уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ. | Давать определения терминам, Давать характеристику физическим и химическим явлениям, приводить примеры физич. и химич.явлений *Сравнивать химическое и физическое явление. | Эвристическая беседа. *Составление концептуальной таблицы «Тела и явления» | | | | |
| Химические явления в живой и неживой природе (5часов) | | | | | | | | | |
9/5 | Как узнать, что химическая реакция произошла? Д.з. §9 | | Признаки химической реакции. | Иметь представление о условиях химической реакции. Уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Уметь анализировать и сравнивать различные явления | Эвристическая беседа *Составление синквейна «Горение» | | | | |
10/6 | Можно ли повлиять на химическую реакцию? Д.з. §10 | | Условия протекания химической реакции. | Иметь представление о признаках и условиях химической реакции. | Уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Эвристическая беседа Индивидуальный опрос. *Составление плана « Правила безопасного поведения при пожаре.» | | | | |
11/6 | Какие условия необходимы для реакции горения? Д.з. §11 | | Реакция горения. Признаки реакции горения. | Знать признаки реакции горения. Уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. | *Уметь обосновать правила безопасного общения с огнем, но и применить их при необходимости. Уметь оказать помощь пострадавшему при отравлении угарным газом | Эвристическая беседа Индивидуальный опрос | | | | |
12/7 | Вещества, образуемые растениями Д.з. §12 | | Фитонциды. Дубильные вещества. Витамины | Знать какие вещества образуют растения. Знать правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми растениями, грибами и животными Уметь работать с дополнительной литературой. | Уметь оказать первую помощь при пищевом отравлении (в том числе грибами и ядовитыми растениями) | Эвристическая беседа Индивидуальный опрос. *Составление кластера | | | | |
13/7 | Подведём итоги по теме Химические явления в живой и неживой природе Д.з. §13 | | Физические и химические явления. Химические реакции. Вещества образуемые растениями. | Знать признаки физических и химических явлений, признаки химических реакций. Роль веществ образуемых растениями. Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы | Уметь применять биологические знания на практике | Самостоятельная работа: « Многообразие природных явлений» | | | | |
| Физические явления в живой и неживой природе (7 часов) | |
14/8 | Что необходимо знать, изучая физические явления? Д.з. §14 | | Механические явления, звуковые явления, световые, электрические явления. Магнитные и электрические явления | Иметь представление о различных физических явлениях. Уметь проводить простейшие опыты. | Уметь ориентироваться на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса | Эвристическая беседа Индивидуальный опрос. *Составление кластера | | | | | | §14 | |
15/8 | Магнитные и электрические явления Д.з. §15 | | Магнитные и электрические явления | Иметь представление о различных физических явлениях. уметь проводить простейшие опыты. | Уметь пользоваться простейшим лабораторным оборудованием Уметь применить правила безопасного поведения во время грозы | л/р №1 «Знакомство с магнитными и электрическими явлениями» (отчёт по л/р) | | | | | | §15 | |
16/9 | Механические движения в живой и неживой природе. Д.з. §16 | | Механические явления | Иметь представление о различных физических явлениях. уметь проводить простейшие опыты | Уметь проводить опыты, фиксировать результаты в тетради *Уметь выявлять взаимосвязи организма и среды | Эвристическая беседа Индивидуальный опрос. *Составление кластера | | | | | | §16 | |
17/9 | Световые явления в живой и неживой природе? Д.з. §17 | | Свет. Источники света. | Иметь представление о источниках света, о роли света в живых организмов. | Уметь проводить опыты, фиксировать результаты в тетради *Уметь выявлять взаимосвязи организма и среды | Эвристическая беседа Индивидуальный опрос. *Составление кластера | | | | | | §17 | |
18/ 10 | Свет в жизни живых организмов. Д.з.18 | | Органы зрения. | Иметь представление о источниках света, о роли света в живых организмов | Уметь проводить опыты, фиксировать результаты. в тетради | Эвристическая беседа Индивидуальный опрос | 11.11 | | | | | §18 | |
19/ 10 | Звуковые явления в живой и неживой природе Д.з. §19 | | Звук. Источники звука. Приёмники звука. | Иметь представление о источниках звука, передающей среде, приёмниках звука | Уметь проводить опыты, фиксировать результаты в тетради *Уметь выявлять взаимосвязи организма и среды. | п/р №2 «Звуки общения животных» | 12.11 | | | | | §19 | |
20/ 11 | Поведём итоги по теме Физические явления в живой и неживой природе. Д.з. §20 | | Физические явления | Иметь представление о различных физических явлениях | Уметь применять биологические знания на практике | К/р №1 Физические и химические явления в живой и неживой природе | 18.11 | |
| | | §20 | |
| Биологические явления (3 часа) | | | | | | | | | | | | |
21/11 | Как идёт жизнь на Земле. Д.з. §21 | | История развития представителей о возникновении живых организмов | Иметь представление откуда появились живые существа. | Уметь проводить опыты, фиксировать результаты в тетради. *Составить план – сравнение опытов Реди и Гельмонта | Устный Опыт №2 «Выращивание плесени» (опыт в домашних условиях) Эвристическая беседа | 19.11 | | | | | § 21 | |
22/12 | Прибор, открывающий «невидимое» Д.з. §22 | | Строение микроскопа | Знать устройство микроскопа, уметь им пользоваться | Уметь пользоваться микроскопом | л/р №2 «Изучение устройства микроскопа» Отчет по лаб раб | 26.11 | 26.11 | | | | §22 | |
23/12 | Живое и неживое под микроскопом Д.з. §23
| | Научные объяснения возникновения новых организмов на Земле. | Иметь представление о появлении на Земле новых живых организмов. | Уметь готовить микропрепараты Рассматривать с помощью микроскопа препараты | л/р3 «Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени» Отчет о лаб. раб | 02.12 | 02.12 | | | | §23 | |
| Особенности живого организма (28 часов) | | | | | | | | | | | | |
24/13 | Как размножаются живые организмы? Д.з. §24 | | Воспроизведение себе подобных. Бесполое и половое размножение | Иметь представление о размн. живых организмов. Знать отличительные особенности полового и бесполого размнож. | Уметь использовать текст и рисунки учебника при решении поисковых задач. *Составление кластера | Текущий устный опрос. Эвристическая беседа. | 03.12 | 03.12 | | | | §24 | |
| Особенности живого организма (28 часов) | | | | |
25/13 | Как размножаются животные? Д.з. §25 | | Обоеполые организмы | Иметь представление о размножении живых организмов. Иметь представление о размножении некоторых видов жив. | Уметь использовать текст и рисунки учебника при решении поисковых задач. *Составление кластера | Текущий устный опрос. Эвристическая беседа | 03.12 | 03.12 | | | | §25 | |
26/14 | Как размножаются растения? Д.з. §26 | | Размножение растений. Плод, семя. | Иметь представление о органах размножения у растений. | Проращивание семени фасоли (в дом. условиях). *Составление кластера | Текущий устный опрос. Эвристическая беседа | 09.12 | 09.12 | | | | §26 | |
27/14 | Строение семени Д.з. §27 | | Образование и развитие зародышей у растений. | Знать строение семени | Правила работы с натуральными объектами | л/р №4 «Изучение строения семени фасоли». Отчет о лаб/ раб | 10.12 | 10.12 | | | | §27 | |
28/15 | Могут ли растения производить потомство без помощи семян? Д.з. §28 | | Вегетативное размножение растений | Иметь представление о бесполом размножении растений. | Уметь вегетативно размножать комнатные растения | Текущий устный опрос. Эвристическая беседа | 16.12 | 16.12 | | | | § 28 | |
29/15 | Как переселяются растения? Д.з. §29 | | Расселение потомства у растений. | Знать способы распространения семян. | Правила работы с коллекциями Правильный сбор семян растений. *Составление кластера | Э/я№3 «Распространение плодов и семян». Пр/р №3 «Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы». Эвристическая беседа | 17.12 | 17.12 | | | | §29 | |
30/16 | Подведём итоги «Особенности живого организма. Размножение» Д.з. §30 | | Особенности живого организма. | Знать об особенностях живого организма | Применять знания на практике | Тематический Контроль. Тестовый контроль «Размножение живых организмов» | 23.12 | 23.12 | | | | §30 | |
31/16 | Почему всем хватает места на Земле? Д.з. §31 | | Взаимодействие организмов с окружающей среды. Регуляция численности. | Иметь представление об особенностях взаимодействия организмов с окружающей их средой. | Уметь проводить наблюдения и опыты, фиксировать результаты в рабочей тетради. *Составление кластера | Опыт №3 «Выяснение условий прорастания семян» ( дом. усл.) Текущий устный опрос. Эвристическая беседа | 24.12 | 24.12 | | | | §31 | |
32/17 | Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия? Д.з. §32 | | Благоприятные и неблагоприятные условия среды | Знать что мы называем средой обитание Приспособление живых организмов к условиям среды. | Уметь проводить наблюдения в природе и фиксировать результаты в рабочей тетради. *Составление кластера | э/я №4 «Живые организмы зимой». Отчёт по экскурсии | 13.01 | 13.01 | | | | §32 | |
33/17 | Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников? Д.з. §33 | | Способы питания организмов | Иметь представление о способах питания живых организмов | Приёмы работы с ботаническим инструментарием | п/р №4 «Уход за комнатными растениями». Отчёт по п/р | 14.01 | 14.01 | | | | §33 | |
34/18 | Подведём итоги «Организм и окружающая среда» Д.з. §34 | | Взаимодействие организмов с окружающей средой. | Знать особенности взаимодействия живых организмов с окружающей средой. Пищевые цепи. | Уметь применять биологические знания на практике | Тематический Письменный тестовый контроль | 20.01 | 20.01 | | | | § 34 | |
35/18 | Как питаются разные животные? Д.з. §35 | | Источники энергии для жизни растений, живот - ных, человека. Пища источник энергии. | Знать источники энергии необходимы для существо - вания живых организмов. | Уметь применять биологические знания на практике | Текущий устный опрос. Эвристическая беседа | | | | | | §35 | |
36/19 | Как питается растение? Д.з. §36 | | Автотрофное питание растений | Особенности питания растений. Фотосинтез | Уметь применять биологичес- кие знания на практике. *Составление кластера | л/р №5 «Рассматривание под микроскопом клеток зелёного. листа» |
| | | | | §36 | |
37/19 | Только ли лист кормит растение? Д.з. §37 | | Солнце - источник энергии. | Знать об особенностях питания растений. | Приёмы и правила работы с микроскопом и оборудованием. *Составление кластера | л/р №6 «Рассматривание корней растений» Текущий устный опрос. Эвристическая беседа | | | | | | §37 | |
38/20 | Как питаются паразиты? Д.з. §38 | | Питание паразитов, роль в регулировании численности | Иметь представление о паразитах | Уметь обосновать необходимость соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ | Текущий устный опрос. Эвристическая беседа. *Составление кластера | | | | | | §38 | |
39/20 | Подведём итоги.
Д.з. §39 | | Как питаются живые организмы | Знать особенности питания живых организмов | Уметь применять биологические знания в практических ситуациях | Тематический контроль. Тестирование «Особенности питания организмов». | |
| | | | §39 | |
40/21 | Нужны ли минеральные соли животным и человеку? Д.з. §40 | | Органические и минеральные вещества | Знать о роли соединений железа, кальция, магния, соединений йода и фтора | Уметь применять биологические знания в практических ситуациях *Составление синквейна | Текущий контроль. Устный опрос. Эвристическая беседа | | | | | | §40 | |
41/21 | Можно ли жить без воды? Д.з. §41 | | Роль воды в питании организмов | Знать какую роль играет вода в живых организмах | Приёмы работы с ботаническим инструментарием Умение проводить наблюдения и опыты, фиксация результатов/ | Опыт №4 «Наблюдение за испарением воды» (опыт в домашних условиях). Эвристическая беседа | | | | | | §41 | |
42/22 | Можно ли жить не питаясь? Д.з. §42
| | Движение и расход энергии. Разнообразие движения живых организмов. | Уметь объяснять логическую цепочку: «пища – энергия -её расходование организмами», «движение- жизнь» | Выявлять взаимосвязи организма и среды *Составление текста мелоежки | п/р №5 «Подкормка птиц зимой». Отчёт по практической работе, изготовление кормушки. | | | | | | §42 | |
43/22 | Как можно добыть энергию для жизни? Д.з. §43 | | Движение и расход энергии. Разнообразие движения живых организмов. | Уметь объяснять логическую цепочку: «пища – энергия -её расходование организмами», «движение- жизнь» | Выявлять взаимосвязи организма и среды. *Составление текста мелоежки | Опыт №5 «Изучение направления движения побега и корня при прорастании семян» (дом. условия) | | | | | | §43 | |
51/26 | Изменение облика Земли и живых организмов Д.з. §51 | | Крупные геологические события в истории Земли. Глобальные изменения облика Земли | Иметь представление об изменении облика Земли, о главных геологических событиях на Земле | Умения использовать рисунки и текст учебника при решении поисковых задач. *Написание мини - сочинения | Текущий контроль знаний Устный опрос. Эвристическая беседа | | | | |
52/27 | Движение литосферы Д.з. §52 | | Строение Земли Литосферные плиты. Вертикальные и горизонтальные движения. Землетрясения. Вулканы | Иметь представления о строении Земли. Движении литосферных плит. Знать о явлениях связанных с движением л.плит. | Умения использовать рисунки и текст учебника при решении поисковых задач. *Составление кластера | Текущий контроль знаний Устный опрос. Эвристическая беседа | | | | |
53/27 | Движение атмосферы Д.з. §53 | | Непрерывное движение воздуха. Общая циркуляция атмосферы. Погода и её показатели. | Иметь представления о движениях в атмосфере. Знать показатели погоды. | Умения использовать рисунки и текст учебника при решении поисковых задач | Текущий контроль знаний Устный опрос. Эвристическая беседа | | | | |
54/28 | Движение гидросферы Д.з. §54 | | Движение вод в Мировом океане. | Иметь представление о движении вод в Мировом океане. | Умения использовать рисунки и текст учебника при решении поисковых задач | п/р №6 «Определение по карте основных океанических течений». Отчет по п/р. | | | | |
55/28 | Круговорот воды в природе Д.з. §55 | | Круговорот воды в природе | Знать о круговороте воды в природе | Умения использовать рис. и текст учебника при решении поисковых задач. *Составление кластера | Текущий контроль знаний. Устный опрос. Эвристическая беседа | | | | |
56/29 | Взаимосвязь сфер Земли Д.з. §56 | | Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере | Иметь представление о круговоротах веществ в природе | Умения использовать рисунки и текст учебника при решении поисковых задач. *Составление кластера | п/р №7 «Составление схем пищевых цепей – цепей передачи энергии и веществ». Отчет по п/р. | | | | |
57/29 | Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов Д.з. §57 | | Горные породы. Рельеф. | Знать основные определения. Иметь представление о разнообразии горных пород. | Умение работать с раздаточным и лабораторным оборудованием. | л/р №9 «Знакомство с минералами и горными породами, образовавшимися с участием живых организмов».Отчет л/р | | | | |
58/30 | Подведём итоги Д.з. §58 | | Проверка степени усвоения основных базовых понятий темы | Знать основные определения и понятия темы | Умения использовать рисунки и текст учебника при решении поисковых задач | Письменный и устный контроль. С/р Движение в сферах планеты. | | | | |
| Освоение человеком природы (5 часов) | | | | | | | | | |
59/30 | Движение небесных тел Солнечной системы, Галактики Д.з. §59 | | Движение Галактик, Солнечной системы, планет . Планета. Астероид. Комета. Метеорное тело | Иметь представление о Солнечной системе, о движениях происходящих в С.с..Знать основные законы движения планет. | Умения использовать рисунки и текст учебника при решении поисковых задач | Эвристическая беседа. *Составление кластера | | |
| |
60/31 | Обобщение и систематизация знаний по курсу Природоведение | | Умения использовать полученные знания при решении поисковых задач | Эвристическая беседа, работа с КИМами | | Тематический контроль | | | | |
61/31 | Итоговый мониторинг | | Проверить степень усвоения учащимися основных базовых понятий, умений и навыков курса «Природоведение» | Знать основные определения, закономерности, факты. Уметь приводить примеры, делать выводы | Умения использовать полученные знания при решении поисковых задач | Итоговый контроль К/р №3 Тематический контроль знаний за курс изучения природоведения | | | | |
62/32 | Анализ итогового мониторинга | | Умение проводить самокоррекцию знаний учащихся | Эвристическая беседа | | | | | | |
63/32 | Роль современной науки в жизни человека. Человек – часть природы Редкие и исчезающие виды растений и животных. Редкие и исчезающие виды растений и животных Мордовии. Красная книга. Красная книга Мордовии.
Д.з §60-61 | | Наука в жизни человечества | Иметь представление о развитии науки и её роли в жизни человечества | Умения использовать рисунки и текст учебника | п/р№8 «Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров»; п/р№9 «Наблюдение за расходованием воды и электроэнергии» | | | | |
64/33 | Влияние человека на биосферу Д.з §62 | | Деятельность человека и природа | Знать какое влияние оказывает деятельность человека на природу | Умения проводить наблюдения в природе, фиксировать их результаты в рабочей тетради | Эвристическая беседа. *Составление кластера | Карточки-задания | | | |
65/33 | Задание на лето Д.з §63 | | Правила поведения в природе, в том числе в опасных ситуациях. | Проводить наблюдения и опыты | Уметь фиксировать результаты наблюдений | Отчеты в 6 классе | | | | |
67 -68/34 | Резервное время | | | | | | | | | |