kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по природоведению и ктп 5 класс специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по природоведению  и   ктп  5 класс специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII  вида

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по природоведению и ктп 5 класс специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»


Рабочая программа по природоведению и ктп 5 класс специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида

Составитель: учитель географии МАОУ СОШ 19 г БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по природоведению 5 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Базисного учебного плана ОУ, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-6 классы: / Под ред.И.М. Бгажноковой. – Москва, «Просвещение» 2017 г. Допущена Министерством образования и науки РФ.

Для реализации программного содержания курса используется учебник:

Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина. Природоведение, 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – Москва, «Просвещение», 2018,

Курс «Природоведение» в специальной (коррекционной) школе VIII вида ставит своей целью подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
      Основными задачами курса «Природоведение» являются:
      • сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
      • демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
      • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
      • воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
      • воспитание социально значимых качеств личности.

Цель: усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.


Задачи:

1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.

2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.

3. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.

4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

5. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.

6. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.

7. Формирование здорового образа жизни.

8. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.

9. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.


Коррекционно-развивающие задачи по природоведению:

Корректировать и развивать умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.

Корректировать познавательную возможность и интересы.

Формировать элементарные представления об окружающем мире; о живой и неживой природе; о сезонных изменениях; о жизни животных и растений; о человеке в природе; основных правилах охраны природы.

Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе через экскурсии, беседы.

Познакомить с расположением РФ на географической карте; ее столицей, особенностями, с занятиями населения, с ее природой и природными богатствами.

На уроках природоведения используются такие формы организационной работы как урок в классе, экскурсия (наблюдения в природе), выполнение практических работ.

На изучение природоведения в 5 классе по учебному плану отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
      В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.

Выбор программы мотивирован тем, что она

- соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности учащихся, социальному заказу;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной, ценностно-смысловой, личностно-смысловой, социокультурной компетенции учащихся на образцах доступных литературных жанров;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию и особые образовательные потребности учащихся;

- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации;

- обеспечивает развитие контекстной и письменной речи;

- учитывая индивидуальные и физические особенности учащихся, программа предусматривают разноуровневые требования к овладению знаниями.

Основные направления коррекционной работы:

Коррегировать артикуляционный аппарат.

Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.

Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

Развивать речь, владение техникой речи.

Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.

Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

Развивать познавательные процессы.

Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках

Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Простые связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы; закрепление времён года, месяцев.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

Курс « Природоведение » решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического и географического материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, терминов (например, таких, как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы,      Содержание материала дано лаконично, без излишней детализации; это создает учителю возможности для творчества, не ограничивает его жесткими программными рамками, позволяет учитывать специфику природы своего края.

Первые природоведческие знания учащиеся с ОВЗ получают в дошкольном возрасте и в начальных классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья.
Курс « Природоведение » не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в 1—4 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.

Учитель может использовать на уроке глобус и физическую карту мира (не раскрывая принципов ее построения) для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды — зеленый, коричневый, синий.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.

Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

Учащиеся должны знать:


-что изучает природоведение;

-основные свойства воды, воздуха и почвы;

-основные формы поверхности Земли;

-простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);

-основные санитарно-гигиенические требования;

-название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию;

-названия важнейших географических объектов;

-правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:


-демонстрировать простейшие опыты;

-проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдения;

-называть разнообразных представителей животного и растительного мира;

-ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;

-соблюдать правила элементарной гигиены;

-оказывать простейшую медицинскую помощь.

Практика взаимодействия с окружающим миром

Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;

Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;

Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.

Межпредметные связи: «Окружающий мир», ручной труд, чтение, русский язык, математика, изобразительная деятельность


3. Содержание тем учебного курса

Введение. 2 ч

Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Явление живой и неживой природы.

Вселенная. 6 ч

Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.

Наш дом- Земля. 46 ч

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле. Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. Поверхность суши: горы. Почва (охрана почвы). Свойства почвы. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи. Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши: ручьи, реки. Озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.

Есть на Земле страна- Россия. 12 ч

Россия- Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Города: Новосибирск, Владивосток. Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира. Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники, заказники, охрана природы. Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.

Повторение 3 ч.

Обобщение и систематизация по курсу

Календарно – тематическое планирование

п/п

Дата

Корректировка

Наименование разделов и тем



Всего

часов



Введение


1



Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу.

1

2



Явления живой и неживой природы

1




Вселенная


3



Небесные тела: планеты, звезды

1

4



Солнце. Солнечная система.

1

5



Исследование космоса. Спутники. Космические корабли

1

6



Полеты в космос.

1

7



Смена дня и ночи.

1

8



Смена времен года. Сезонные изменения.


1




Наш дом – земля.





Воздух


9



Планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера.

1

10



Значение воздуха для жизни на Земле.

1

11



Свойства воздуха.

1

12



Давление и движение воздуха.

1

13



Температура воздуха.

1

14



Ветер

1

15



Состав воздуха. Кислород и его значение. Углекислый газ и азот.

1

16



Охрана воздуха.

1

17



Практическая работа №1. «Построение графиков температуры и розы ветров».

1




Полезные ископаемые


18



Виды полезных ископаемых.

1

19



Гранит. Известняк. Песок. Глина.

1

20



Торф. Каменный уголь.

1

21



Использование каменного угля.

1

22



Нефть.

1

23



Использование нефти.

1

24



Газ использование.

1

25



Обращение с газом в быту.

1

26



Черные металлы. Сталь. Чугун.

1

27



Цветные металлы.

1

28



Благородные металлы.

1

29



Охрана полезных ископаемых.

1

30



Обобщающий урок по теме «Полезные ископаемые»

1




Вода


31



Вода в природе.

1

32



Свойства воды.

1

33



Растворимые и нерастворимые вещества..

1

34



Питьевая вода.

1

35



Прозрачная и мутная вода.

1

36



Три состояния воды.

1

37



Расширения и сжатие воды.

1

38



Работа воды в природе.

1

39



Значение воды в природе.

1

40



Использование воды в промышленности и сельском хозяйстве.

1

41



Вода в природе. Осадки. Воды суши.

1

42



Круговорот воды в природе.

1

43




1

44



Воды суши. Реки.

1

45



Воды суши. Озера.

1

46



Моря и океаны.

1

47



Охрана воды.

1

48



Практическая работа №2. «Свойства воды».

1




Поверхность суши. Почвы.


49



Формы поверхности суши.

1

50



Горы.

1

51



Почвы - состав почвы.

1

52



Разнообразие почв.

1

53



Основное свойство почв.

1

54



Охрана почв.

1

55



Повторение по теме «Поверхность суши»

1




Есть на Земле страна - Россия


56



Место России на земном шаре.

1

57



Моря и океаны омывающие Россию.

1

58



Равнины и горы.

1

59



Реки и озёра.

1

60



Москва- столица России.

1

61



Санкт- Петербург.

1

62



Золотое кольцо России.

Ярославль, Владимир

1

63



Ростов Великий.

1

64



Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

1

65



Города России. Новосибирск,

Владивосток.

1

66



Население нашей страны.

1

67



Важнейшие географические объекты нашего города.

1

68-70



Повторение

3




ИТОГО


70









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Естествознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Панфёрова Мария Яковлевна

Дата: 04.10.2018

Номер свидетельства: 479645


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства