№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Домашнее задание |
план | факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | |
1 | | | Биология – наука о живой природе | Урок открытия нового знания | Научиться давать определения понятий биология, биосфера, экология; выделять биологические науки и называть объекты и процессы, изучением которых они занимаются; характеризовать биосферу как живую оболочку планеты; показывать границы биосферы и объяснять причины обитания живых организмов только в этих пределах4 объяснять значение биологии для развития отраслей народного хозяйства; приводить доказательства необходимости биологических знаний для сохранения природы | П: работать с печатным текстом, схемами и иллюстрациями, выделять главное; давать определения понятий. Р: организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. К: слушать учителя и одноклассников; строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли согласно задачам коммуникации | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания значимости биологии для развития различных отраслей народного хозяйства и сохранения природы | §1 задание на с.10 Р.т.зад.4-5 |
2 | | | Методы исследования в биологии. Практическая работа «Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью» | Урок открытия нового знания | Научиться демонстрировать знание методов научного исследования, применяемых в биологии; различать наблюдения, измерение, эксперимент и приводить примеры использования этих методов; называть приборы биологической лаборатории и объяснять из назначение; формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии; проводить фенологические наблюдения | П: работать с различными источниками информации; осуществлять элементарные научные исследования. Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам выполненной работы. К: воспринимать информацию на слух; высказывать свою точку зрения; работать в составе творческих групп | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания необходимости использования научных методов при проведении исследований; представления о возможности проведения самостоятельного научного исследования при условии соблюдения определенных правил | §2 Р.т.зад.6-8 |
3 | | | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. | Урок открытия нового знания | Научиться давать определения понятий раздражимость, рост, развитие; назвать царства живой природы и характеризовать признаки представителей каждого царства; выделять отличительные признаки живых организмов и характеризовать их, составлять элементарные пищевые цепи | П: работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной форм в другую; давать определения понятий; разделять текст на смысловые блоки и составлять план параграфа. Р: организовывать выполнение заданий; представлять результаты работы К: работать в составе творческих групп; эффективно взаимодействовать со сверстниками | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о многообразии живых организмов планеты и понимания необходимости их классификации для удобства изучения; понимания единства живого на основе знаний об общих признаках живых организмов | §3 задание на с.18 Р.т.зад.13 |
4 | | | Среды обитания организмов | Урок открытия нового знания | Понимать среду обитания как комплекс факторов живой и неживой природы. Давать характеристику среды обитания по самостоятельно составленному плану ответа. Называть свойства, характерные для каждой среды обитания. | Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания. К:ьуметь отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами | Формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов | §4 сообщения по группам Р.т.зад.16-17 |
5 | | | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | Урок открытия нового знания | Давать определение экологических факторов и составлять их характеристик, подтверждая примерами. | Уметь работать с текстом учебника по готовому алгоритму. Р: умение объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах П: умение работать с текстом и иллюстрациями учебника. К: умение участвовать в диалоге | Формировать элементы экологической культуры | дневник фенологических наблюдений §5 Р.т.зад.19-20 |
6 | | | Обобщение систематических знаний | Урок отработки и рефлексии | Работать с терминами и понятиями, грамотно объясняя их сущность. Излагать свои мысли ясно, логично и точно в процессе фронтальной беседы. | Р: постановка новых целей П:развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты. К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы | Формировать любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры | Отчет по экскурсии Р.т.зад.9 зад на с14-16 |
7 | | | Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1 «Знакомство с увеличительными приборами» | Урок обще-методологической направ-ленности | Знать устройство лупы и микроскопа, правила работы с ними. | Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности. Уметь выстраивать порядок действий согласно предложенному алгоритму. Работать с источником дополнительной информации по заданной теме. Р: умение контролировать время П: развивается умение проводить простейшие исследования и оформлять их результаты. К:доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи | Формировать познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований | §6 зад на с 14-16 Р.т.зад.22-23 |
8 | | | Строение клетки Лабораторная работа №2 «Приготовление и рассматривание препарата кожиц чешуи лука под микроскопом» | Урок обще-методологической направ-ленности | Понимать клеточное строение всех организмов как доказательство единства живой материи. Знать основные части растительной клетки, уметь находить их под микроскопом. Правильно выполнять практические действия по готовой инструкции при приготовлении микропрепарата. | Уметь работать в парах, согласуя совместные действия. Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, исправляют ошибки с помощью учителя П: развиваются умения выполнения лабораторной работы по инструкции и оформления ее результатов. К:умение подбирать аргументы, формулировать выводы | Формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. | §7 Р.т.зад.28 |
9 | | | Химический состав клетки | Урок открытия нового знания | Понимать причину сходства элементарного химического состава тел живой и неживой природы как доказательство единства природы в целом. Называть наличие органических веществ в живых организмах как один из главных признаков их отличия от неживой природы. | Согласовывать коллективные действия при составлении простейшего структурированного конспекта изучаемого материала. Р:обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава. К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы | Формировать научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы | §8 зад на с.42 |
10 | | | Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Лабораторная работа №3 ««Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | Урок обще-методологической направ-ленности | Знать сущность процессов жизнедеятельности клетки: дыхания, питания, роста, развития. Иметь первоначальное понятие обмена веществ. Знать последовательность этапов деления клетки, понимать роль хромосом при передаче наследственных признаков. | Организовывать собственные действия по предложенной инструкции при выполнении и оформлении результатов лабораторной работы. Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: :развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов, умения объяснять их результаты К: умение формулировать выводы | Формировать познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов Формировать научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов | §9 зад на с.45 Р.т. зад.34-35 |
11 | | | Ткани. Лабораторная работа №4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | Урок обще-методологической направ-ленности | Знать виды растительных тканей, особенности их строения, объяснять их роль в жизнедеятельности организма. | Иметь навыки заполнения таблицы. Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника К: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи | Формировать научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток | §10 зад на с.49 Р.т. зад.36-38 |
12 | | | Обобщение систематических знаний | Урок обработки умений и рефлексии | Правильно использовать биологическую терминологию и символику Анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Р : умение контролировать время П: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания. К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы | Формировать научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого | Повторить §§6-10 |
Глава 2. Царство Бактерии (3 часа) |
13 | | | Строение и жизнедеятельность бактерий | Урок открытия нового знания | Знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Уметь находить биологическую информацию в различных источниках. | Различать на рисунках и таблицах отдельные части объекта. Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями. К: высказывают свое мнение одноклассникам, владея приемами монологической и диалогической речи | Формировать научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий | §11 зад на с.55-56 Р.т. зад.43-44 |
14 | | | Роль бактерий в природе и жизни человека | Урок открытия нового знания | Понимать значимость знаний роли бактерий в жизни биосферы и конкретных отдельных организмов. | Уметь находить биологическую информацию в различных источниках. Уметь в процессе ответа грамотно пользоваться биологической терминологией. Р:обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение самостоятельно выполнять биологические исследования, работать с текстом и иллюстрациями учебника. К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Формировать интерес к предмету и положительная познавательная мотивация на основе проведения самостоятельного биологического исследования | §12 Р.т. зад.47 презентация о практическом значении бактерий |
15 | | | Обобщение систематических знаний | Урок обработки умений и рефлексии | Научиться давать определения понятий, характеризовать особенности строения и жизнедеятельности бактериальной клетки, приводить примеры положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека | П: воспроизводить информацию по памяти, строить высказывания в устной и письменной форме. Р: организовывать выполнение заданий по готовому плану К: работать в группах, вести диалог в доброжелательной и открытой форме | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания истинных причин успехов и неудач в деятельности; осознание необходимости повторения для закрепления знаний | |
Глава 3. Царство Грибы (5 часов) |
16 | | | Общая характеристика грибов. Лабораторная работа №5 «Строение плодовых шляпочных тел» | Урок обще-методологической направ-ленности | Давать характеристику изучаемого объекта, отражая его основные особенности. | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, : умение аргументировано отвечать на вопросы; Выполнять и оформлять в тетради лабораторную работу по совместно составленному плану работы. П: развиваются умения самостоятельно работать с текстом учебника, Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь учебника | Формировать научное мировоззрение на основе изучения строения и значения грибов | §13 Р.т. зад.48-49 зад на с.69 сообщения о роли грибов в жизни человека |
17 | | | Шляпочные грибы | Урок открытия нового знания | Давать описание строения шляпочного гриба, понимать сущность симбиоза на примере грибов и в целом во взаимоотношениях других живых организмов. | П: работать с печатным текстом, схемами и иллюстрациями, выделять главное, готовить сообщения и презентации Р: планировать выполнение заданий учителя и представлять результаты работы К: работать в составе творческих групп; выступать перед аудиторией | Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; усваиваются правила безопасного поведения при отравлении ядовитыми грибам | §14 зад на с.77 Р.т. зад.52 |
18 | | | Плесневые гриб и дрожжи. Лабораторная работа №6 «Изучение особенностей строения плесневого гриба мукора и дрожжей» | Урок обще-методологической направ-ленности | Знать особенности строения и жизнедеятельности плесневых грибов, находить части гриба на микропрепарате, уметь выращивать плесень самостоятельно. Понимать значение плесневых грибов в процессе круговорота веществ в биосфере. | Выполнять лабораторную работу, пользуясь предложенным планом работы. речь Р: умение контролировать время П:развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы К: умение подбиратьаргументы, формулировать выводы | Формируется познавательную самостоятельность и мотивацию на изучение объектов природы | §15 зад на с.80 |
19 | | | Грибы - паразиты | Урок открытия нового знания | Знать биологическую сущность понятия - паразитизм. Объяснять практическое значение влияния грибов-паразитов на жизнь других живых организмов. Понимать отличие симбиоза и паразитизма | Уметь самостоятельно и творчески выполнять задания раздела «Для любознательных». Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника. К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую | Формировать научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы. | §16 Р.т. зад.85 Сообщения о значении грибов Р.т. зад.57 зад. с.37-39 |
20 | | | Обобщение систематических знаний | Урок обработки умений и рефлексии | Работать с терминами и понятиями «Бактерии», «Грибы», грамотно объясняя их сущность. | Излагать свои мысли ясно, логично и точно в процессе фронтальной беседы. Выполнять задания по контрольным тестам. Р:обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развиваются умения выделять существенные признаки растений, различать и сравнивать низшие и высшие растения, делать выводы на основе сравнения. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Формировать экологическая культура на основе понимания важности охраны растений | Пов.§ 11-16 |
Глава 4. Царство Растения (14 часов) |
21 | | | Разнообразие, распространение, значение растений | Урок открытия нового знания | Понимать и объяснять причину разнообразия растений. Характеризовать значение растений в природе и жизни человека. | Уметь составлять план ответа на основе работы с текстом учебника. Уметь ясно и точно давать определение понятиям. | Формировать познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы | §17 зад на с.92 Р.т. зад.58 |
22 | | | Водоросли. Лабораторная работа №7 «Изучение особенностей строения зеленых водорослей» | Урок обще-методологической направ-ленности | Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности водорослей как низших растений; различать на рисунках и таблицах представителей водорослей, приводить примеры, знать значение в природе | П: работать с различными источниками информации; давать описание и характеризовать объекты. Р: работать по предложенному плану; оценивать результаты работы К: отвечать на вопросы, слушать учителя и одноклассников | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о водорослях, осознание их роли. | §18 Р.т. зад.60 |
23 | | | Лишайники | Урок открытия нового знания | Называть представителей лишайников по рисункам учебника, знать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Объяснять, почему лишайники называют симбиотическими организмами. | Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь | Формировать научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении | §19 зад. на с.106 Р.т. зад.67 |
24 | | | Мхи. Лабораторная работа №8«Изучение особенностей строения мха» (на примере местных видов) | Урок обще-методологической направ-ленности | Давать характеристику мхов как высших споровых растений. Уметь работать по гербарным материалам при выполнении лабораторной работы. Знать практическое использование мхов. | Составлять ответ на поставленный вопрос, работая в парах. Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям К: умение участвовать в диалоге | Формировать научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции. | §20 зад. на с.111 Р.т. зад.70 |
25 | | | Плауны. Хвощи. Папоротники. Лабораторная работа №8«Изучение особенностей строения спороносящего папоротника» | Урок обще-методологической направ-ленности | Давать характеристику папоротниковидных как высших споровых растений. Различать на рисунках и гербариях хвощи, плауны и папоротники. Иметь представление о группе папоротниковидных как этапе эволюционного развития растений, их роли в образовании каменного угля. | Выполнять лабораторную работу в парах, пользуясь готовой инструкцией. Р: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию П: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Формировать научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении | §21 зад. на с.117, 119 |
26 | | | Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни человека. | Урок открытия нового знания | Научиться характеризовать многообразие споровых растений, различать на рисунках, в таблицах плауны, хвощи и папоротники, знать их значение в природе и жизни человека | П: работать с печатным текстом, схемами и иллюстрациями, выделять главное, готовить сообщения и презентации Р: определять цель урока и ставить задачи, оценивать результаты своей деятельности К: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, представления о многообразии споровых растений, умение эстетически воспринимать объекты природы, понимать необходимость охраны споровых растений | Подготовить сообщения о многообразии споровых растений |
27 | | | Голосеменные | Урок обще-методологической направ-ленности | Иметь представление о голосеменных как высших семенных растениях. Знать основных представителей голосеменных, называть их основные особенности, различать на рисунках. Выполнять лабораторную работу по природному раздаточному материалу, отражая результаты в сравнительной таблице | Уметь самостоятельно и творчески выполнять задания раздела «Для любознательных» Р: формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развитие умения выделять признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями К: умение подбирать аргументы, делать выводы | Формировать научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении | §22 зад. на с.125, 127 Р.т. зад.73 |
28 | | | Многообразие голосеменных. Лабораторная работа №10«Изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений» (на примере местных видов) | Урок обще-методологической направ-ленности | Научиться различать на рисунках и натуральных объектах наиболее распространенные виды голосеменных растений, сравнивать представителей, приводить доказательства необходимости охраны голосеменных растений | П: работать с печатным текстом, схемами и иллюстрациями, выделять главное, готовить сообщения и презентации Р: определять цель урока и ставить задачи, оценивать результаты своей деятельности К: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, представления о многообразии голосеменных растений и их распространении; понимания необходимости охраны голосеменных растений. | Подготовить презентацию о многообразии голосеменных |
29 | | | Покрытосеменные | Урок открытия нового знания | Иметь представление о покрытосеменных как самой молодой и высокоорганизованной группе высших семенных растений Объяснять причину многообразия покрытосеменных, понимать их значение в жизни человека. | Строить последовательный и логичный ответ по рисункам учебника. Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам. К:самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Формировать научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции | §23 зад. на с.131, 132 Р.т. зад.77 |
30 | | | Многообразие покрытосеменных | Урок открытия нового знания | учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений; могут оперировать понятиями: «плод», «цветок», «жизненные формы» | П: развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в ихстроении, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | Подготовить сообщения о многообразии покрытосеменных растений |
31 | | | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | Урок обще-методологической направ-ленности | Самостоятельно готовить краткие сообщения, характеризуя сущность науки палеонтологии. Иметь представление о процессах возникновения растений на планете, появлении низших растений, причинах выхода растений на сушу. | Расшифровывать и грамотно характеризовать схемы учебника. Р: умение оценивать конечный результат П: развивается умение анализировать К:самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Формировать навыки логического мышления | §24 Р.т. зад.80-81 |
32 | | | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | Урок обще-методологической направ-ленности | Знать и называть в правильной последовательности этапы развития высших растений, давать краткую характеристику каждому этапу | Уметь использовать схемы учебника в устном ответе. Р : обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции). К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы | Формировать научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции | Пов.§17-24 Р.т. зад.с.55-58 |
33 | | | Повторение | Урок отработки умений и рефлексии | Учащиеся систематизировали и обобщили знания о строении и роли растений в природе и жизни человека | П: развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установ- ленным правилам работы в кабинете К:умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | Формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных отделов Царства Растения, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | Летние задания |
34 | | | Обобщение систематических знаний | Урок развивающего контроля | Подводить итоги изучения биологии в 5 классе; Планировать содержание и методы выполнения летних заданий. | Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности при обобщении знаний по изученной главе. Совершенствовать навыки тестирования. Р : обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции). К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы | Формировать навыки логического мышления | |
Всего 34 ч. + 1 резерв. |