№ урока | Дата | Тема урока | Количество часов | Планируемые результаты | Вид контроля | Оборудование | Параграф (или страница учебника) |
По плану | фактически | предметные | метапред- метные | личностные | | | |
Часть 1 Строение живых организмов ( 11 ч.) |
1 | | | Чем живое отличается от неживого | 1 | Научиться давать определения понятий: живой организм, раздражимость, размножение; выделять признаки живых организмов; определять черты сходства и отличия растений и животных; приобретать навыки чтения учебного текста | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения. Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую | Формирование познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения, элементов экологической культуры; осознание значимости изучения живых организмов для сохранения природы | Фронтальный опрос | Учебник, Р.Т., набор ЦОР | С.7-9 Р.Т. с.4-6 |
2 | | | Химический состав клетки | 1 | Научиться давать определения понятий: минеральные соли, белки, жиры, нуклеиновые кислоты; называть основные элементы и группы веществ, входящих в состав клетки, сравнивать химический состав тел живой и неживой природы | Коммуникативные: устанавливать субъект-субъектные отношения в группе; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения. Познавательные: искать и выделять необходимую информацию; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий | Формирование потребности и готовности выполнять учебные действия; умение использовать фантазию, воображение при выполнении учебных действий | Индивидуальный опрос | Учебник. тестовые задания, наглядное пособие «Химический состав клетки», ЦОР, образцы продуктов питания. | §2, вопросы с.17. Р.Т. с. 97 |
3 | | | Органические вещества в растениях. Л.Р. № 1 «Определение химического состава семян растений» | 1 | Научиться определять наличие белков, жиров и углеводов в семенах растений при помощи простых опытов, характеризовать элементы, составляющие основу живых организмов, значение органических веществ; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием в кабинете биологии | Коммуникативные: воспринимать учебную информацию, высказывать свою точку зрения; устанавливать субъект-субъектные отношения в группе. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения. Познавательные: выделять главное; сравнивать и делать выводы; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты | Формирование мотивации исследовательской деятельности; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умение применять полученные знания в практической деятельности | Письменный отчет о проделанной работе | Учебник, инструктивные карты, лабораторное оборудование, семена растений | §2 |
4 | | | Строение растительной и животной клеток | 1 | Научиться давать определения понятий: плазматическая мембрана, пластиды, хлоропласт, хлорофилл, ядро, ядрышко, хромосома; различать на рисунках различные структуры клетки; определять отличия растительной и животной клеток | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные: сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; преобразовывать информацию из одного вида в другой | Формирование потребности и готовности выполнять учебные действия; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | Индивидуальный опрос. Работа по карточкам заданиям. | Учебник, наглядное пособие «Строение клетки», ЦОР, Р.Т. | §3, задания после § |
5 | | | Клетка - живая система. Л.Р. №2 «Строение клеток живых организмов» | 1 | Научиться выделять основные признаки строения клетки при помощи простых опытов; называть основные органоиды клетки и описывать их функции; различать органоиды клетки; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием в кабинете биологии | Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; устанавливать субъект-субъектные отношения в группе. Регулятивные: осуществлять рефлексию своей деятельности; совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные: преобразовывать информацию из одного вида в другой; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты | Формирование познавательного интереса к изучению природы, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности | Фронтальный опрос. Работа с таблицей. Письменный отчет о проделанной работе. | Микроскопы, микропрепараты, лабораторное оборудование | §3 |
6 | | | Деление клетки | 1 | Научиться давать определения понятий: митоз, мейтоз', характеризовать и сравнивать процессы митоза и мейоза; обосновывать биологическое значение деления клетки | Коммуникативные: устанавливать субъект-субъектные отношения в группе; сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему; осуществлять рефлексию своей деятельности. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий | Формирование познавательного интереса к изучению природы, научного мировоззрения, элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы | Индивидуальный опрос. | Учебник, наглядное пособие «Митоз», ЦОР, Р.Т. | §4, Р.Т. задания 26-28 |
7 | | | Ткани растений и животных. Л.Р. №3 «Ткани живых организмов» | 1 | Научиться давать определения понятий: ткань, межклеточное вещество, образовательная и покровные ткани, эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная ткани', различать на рисунках ткани растительной и животной клетки; определять отличия растительных и животных тканей; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием в кабинете биологии | Коммуникативные: устанавливать субъект-субъектные отношения в паре; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, осуществлять рефлексию своей деятельности. Познавательные: сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы | Формирование мотивации исследовательской деятельности; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умение применять полученные знания в практической деятельности | Фронтальный опрос. Работа с таблицей. Тест « Ткани» | Учебник , Р.Т., микроскопы, ЦОР, наглядные пособия « Ткани», натуральные объекты ( комнатные растения) | §5, Р.Т. с.22-23 |
8 | | | Органы цветковых растений | 1 | Научиться давать определения понятий: орган, корень, корневая система, корневой нехлик, корневые волоски, древесина, побег, кожица, пробка, кора, камбий, сердцевина, лист, листовая пластинка, черешок, почка, цветок, пестик, тычинка, пыльца, цветоложе, цветоножка', называть, распознавать и описывать органы цветкового растения, объяснять их роль в жизни растения | Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи | Формирование потребности и готовности выполнять учебные действия; умение использовать фантазию, воображение при выполнении учебных действий | Работа по таблице. Фронтальный опрос. | Учебник , Р.Т., микроскопы, ЦОР, наглядные пособия «Органы цветковых растений», гербарии. | §6, вопросы 1-5 |
9 | | | Органы и системы органов животных | 1 | Научиться давать определения понятий: система органов, пищеварительная, кровеносная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная системы, системы органов дыхания, размножения', называть органы и системы органов животных, их функции; распознавать и описывать органы и системы органов животных | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осуществлять рефлексию своей деятельности. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы | Формирование познавательного интереса к изучению природы, научного мировоззрения, элементов экологической культуры; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности | Терминологический диктант. Индивидуальный опрос. | Учебник , Р.Т., ЦОР, таблицы систем органов животных различных классов | §7 |
10 | | | Сравнение органов растений и животных. Л.Р. № 4 «Распознавание органов и систем органов растений и животных» | 1 | Научиться сравнивать и сопоставлять строение и функции органов растений и животных; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием в кабинете биологии | Коммуникативные: устанавливать субъект-субъектные отношения в паре; добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осуществлять рефлексию своей деятельности. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы | Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности | Письменный отчет о проделанной работе. | Учебник , Р.Т., ЦОР, таблицы органов растений и животных, муляжи органов, лабораторное оборудование, биологические объекты 9 органы). | §6-7, задания с.55 в учебнике |
11 | | | Организм как единое целое. Что мы узнали о строении живых организмов | 1 | Научиться доказывать, что организм — это единое целое; характеризовать причины нарушения целостности организма; систематизировать изученный материал; оценивать уровень сформированное навыков, способствующих применению биологических знаний в практической деятельности, и развивать их самостоятельно | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы; осуществлять рефлексию своей деятельности. Познавательные: работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют | Умение самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые знания; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умение применять полученные знания в практической деятельности | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Учебник , Р.Т., ЦОР, муляжи органов, биологические объекты ( комнатные цветы) | §8-9, Словарик терминов |
Часть 2 Жизнедеятельность организмов (18 ч.) |
12 | | | Питание растений | 1 | Научиться давать определения понятий: питание, воздушное и почвенное питание, фотосинтез', объяснять сущность питания живых организмов; обосновывать процесс почвенного и воздушного питания и их взаимосвязь; характеризовать фотосинтез как процесс преобразования веществ | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осуществлять рефлексию своей деятельности. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы | Формирование познавательного интереса к изучению природы, научного мировоззрения, элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы | Фронтальный опрос | Учебник, ЦОР, комнатное растение | §10 |
13 | | | Питание животных. Типы пищеварения | 1 | Научиться давать определения понятий: растительноядные животные, хищники, паразиты, объяснять значения питания для животных; понимать, как осуществляется пищеварение в организме животных; объяснять, как осуществляются процессы питания животных; делать выводы о значении приспособлений к потреблению пищи для выживания видов; использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации сообщения | Коммуникативные: сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей | Формирование потребности и готовности выполнять учебные действия; умение использовать фантазию, воображение при выполнении учебных действий | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос | Учебник, ЦОР, наглядные пособия « Питание и пищеварение», муляжи, влажные препараты | §10 |
14 | | | Дыхание. Значение дыхания | 1 | Научиться давать определения понятий: газообмен, клеточный тип дыхания, кожное дыхание, жабры, трахеи, легкие', выделять существенные признаки дыхания как биологического процесса; объяснять роль дыхания в жизнедеятельности живых организмов | Коммуникативные: слышать и слушать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию; осуществлять рефлексию своей деятельности. Познавательные: выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей | Формирование познавательного интереса к изучению природы, научного мировоззрения, элементов экологической культуры | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос. Карточки-задания. | Учебник, ЦОР, наглядные пособия «Дыхание» | §11, синквейн «Дыхание», задание с.77 |
15 | | | Дыхание растений и животных | 1 | Научиться сравнивать процессы дыхания у разных организмов, делать выводы на основе сравнения; различать типы дыхания; выявлять особенности кожного, трахейного, жаберного и легочного дыхания у животных; определять, какие специальные приспособления и органы имеются у многоклеточных животных и растений для осуществления газообмена | Коммуникативные: слышать и слушать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию; осуществлять рефлексию своей деятельности. Познавательные: выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей | Формирование познавательного интереса к изучению природы, научного мировоззрения, элементов экологической культуры | Терминологический диктант | Учебник, ЦОР | §11, таблица» Фотосинтез и дыхание» |
16 | | | Транспорт веществ в организме. Л.Р. №5 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | 1 | Научиться давать определения понятий: сосуды древесины, ситовидные трубки луба', описывать процессы транспорта веществ у растений; выявлять условия передвижения воды и минеральных веществ по стеблю; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием в кабинете биологии | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении; самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения. Познавательные: выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий | Формирование мотивации исследовательской деятельности; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умение применять полученные знания в практической деятельности | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос. Карточки-задания | Учебник, ЦОР, наглядные пособия «Транспорт веществ в организме», побеги бальзамина,. | §12, сообщения |
17 | | | Особенности переноса веществ в организмах животных | 1 | Научиться давать определения понятий: кровеносная система, плазма, красные кровяные клетки, гемоглобин, белые кровяные клетки, артерии, вены, капилляры; описывать процессы переноса веществ в организме животных; выявлять роль кровеносной системы в жизнедеятельности животных | Коммуникативные: устанавливать субъект-субъектные отношения в паре, добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осуществлять рефлексию своей деятельности. Познавательные: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи | Формирование познавательного интереса к изучению природы, научного мировоззрения, элементов экологической культуры | Тестирование по теме. | Учебник, ЦОР, наглядные пособия «Транспорт веществ в организме», модели сердца | §12 Р.Т.тема « Транспорт веществ» |
18 | | | Выделение | 1 | Научиться давать определения понятий: сократительная вакуоль, выделительные канальца, нефридии, почки, мочеточник, мочевой пузырьг, определять существенные признаки выделения у живых организмов; сравнивать процессы выделения у растений и животных, делать выводы на основе сравнения | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении; самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения. Познавательные: выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. | Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопас ного образа жизни и сохранения здоровья. | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос. | Учебник, тестовые задания, ЦОР, наглядное пособие «Выделение» | §13, плакат « Листопад», Р.Т. тема «Выделение» |
19 | | | Обмен веществ и энергии | 1 | Научиться давать определения понятий: обмен веществ, холоднокровные и теплокровные животные', выделять существенные признаки обмена веществ у живых организмов; сравнивать процессы обмена веществ у растений и животных, делать выводы на основе сравнения | Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; устанавливать субъект-субъектные отношения в группе. Регулятивные: осуществлять рефлексию своей деятельности; совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы | Формирование познавательного интереса к изучению природы, научного мировоззрения; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос. Работа с карточками. | Учебник, ЦОР, наглядное пособие « Обмен веществ и энергии» | §14 Р.Т. с.59-60 |
20 | | | Скелет — опора организма. Л.Р. № 6 «Разнообразие опорных систем» | 1 | Научиться давать определения понятий: опорная система, наружный и внутренний скелет', объяснять особенности строения и функций опорных систем живых организмов; характеризовать внутренний и наружный скелет животных; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием в кабинете биологии | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении; самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты | Формирование познавательного интереса к изучению природы, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности | Работа по таблице, опрос. Письменный отчет о проделанной работе. | Учебник, тестовые задания, ЦОР, наглядное пособие «Скелет», натуральные объекты, модели. | §15 |
21 | | | Движение как одно из главных свойств живого организма. Л.Р. №7 «Движение инфузории туфельки» | 1 | Научиться давать определения понятий: мышечная деятельность, реактивное движение', выделять особенности движения у живых организмов; описывать процессы движения у простейших животных, делать выводы; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием в кабинете биологии | Коммуникативные: устанавливать субъект-субъектные отношения в паре; добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осуществлять рефлексию своей деятельности. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты. | Формирование познавательного интереса к изучению природы, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности, самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые знания | Работа по таблице, опрос. Письменный отчет о проделанной работе. | Учебник, ЦОР, наглядное пособие « Движение», микроскопы, лабораторное оборудование, живые объекты. | §16, вопросы после § |
22 | | | Движение живых организмов. Л.Р. № 8 «Перемещение дождевого червя» | 1 | Объяснять, как осуществляется движение у живых организмов; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием в кабинете биологии | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении; самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты | Формирование познавательного интереса к изучению природы, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности, самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые знания | Письменный отчет о проделанной работе. | Учебник, ЦОР, наглядное пособие « Движение», живые объекты. | §16 |
23 | | | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов | 1 | Научиться давать определения понятий: раздражимость или чувствительность, нервная система, спинной мозг, головной мозг, мозжечок, нервный импульс, условные и безусловные рефлексы; выявлять особенности регуляции жизнедеятельности организмов; объяснять роль нервной регуляции у животных | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений. Познавательные: выделять главное; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий | Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | Фронтальный опрос | Учебник, ЦОР,Р.Т. | §17 |
24 | | | Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. Ростовые вещества растений | 1 | Научиться давать определения понятий: эндокринная система, щитовидная железа, гипофиз, ростовые вещества', объяснять роль эндокринной регуляции у животных и влияние ростовых веществ на изменение роста растений | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении; самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения. Познавательные: выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий | Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. | Терминологический диктант. Индивидуальный опрос. | Учебник, ЦОР, наглядное пособие «Эндокринная система» | §17, вопросы рубрики «Подумай» после § |
25 | | | Бесполое размножение. Л.Р. №9 «Вегетативное размножение комнатных растений» | 1 | Научиться давать определения понятий: бесполое размножение, деление, почкование, спора, вегетативное размножение', выделять виды размножения живых организмов; характеризовать бесполое размножение и его роль в жизнедеятельности растений и простейших организмов; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием в кабинете биологии | Коммуникативные: устанавливать субъект-субъектные отношения в паре; добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осуществлять рефлексию своей деятельности. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты | Формирование мотивации исследовательской деятельности; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умение применять полученные знания в практической деятельности | Фронтальный опрос. Письменный отчет о проделанной работе | Учебник, гербарии споровых растений. Натуральные объекты различных отделов растений | §18, таблица в тетради |
26 | | | Половое размножение животных и растений | 1 | Научиться давать определения понятий: половое размножение, гаметы, сперматозоиды, яйцеклетка, раздельнополые и обоеполые особи, гермафродиты, оплодотворение, зигота, опыление, спермии, двойное оплодотворение, самоопыление, перекрестное опыление; объяснять сущность полового размножения и его значение в передаче наследственных признаков | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осуществлять рефлексию своей деятельности. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы на основе сравнений | Формирование потребности и готовности выполнять учебные действия; умение использовать фантазию, воображение при выполнении учебных действий | Индивидуальный опрос. Работа по таблице. | Учебник, ЦОР, наглядное пособие « половое размножение», натуральные оъекты (икра рыбы, яйцо птицы) | §19-20, Р.Т. тема « бесполое и половое размножение организмов» |
27 | | | Рост и развитие растений | 1 | Научиться давать определения понятий: индивидуальное развитие, проросток; объяснять процесс роста и развития растений; сравнивать размножение споровых и семенных растений; выделять преимущества размножения цветковых растений; характеризовать признаки приспособленности растений к различным условиям и объяснять их причины | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении; осуществлять рефлексию своей деятельности. Познавательные: строить логические рассуждения с установлением причинно-следственных связей | Формирование познавательного интереса к изучению природы и истории развития знаний о природе; понимание значимости растений в жизни человека; эстетическое восприятие объектов природы | Работа по таблице. Тестирование по теме. | Учебник, ЦОР, проростки растений на разных этапах. | §21 |
28 | | | Рост и развитие животных. Л.Р. № 10 «Прямое и непрямое развитие насекомых» | 1 | Научиться давать определения понятий: дробление, бластула, гаструла, ней- рула, прямое и непрямое развитие', выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма; сравнивать прямое и непрямое развитие животных, различать стадии развития у позвоночных | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении; самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты | Формирование мотивации исследовательской деятельности; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умение применять полученные знания в практической деятельности | Работа по таблице. Письменный отчет о проделанной работе | Учебник, ЦОР, Р.Т., наглядное пособие « Развитие животных». | Учебник с.150-154 |
29 | | | Что мы узнали о жизнедеятельности организмов | 1 | Научиться выделять характерные свойства живых организмов; приводить доказательства того, что организм функционирует как единое целое; систематизировать изученный материал; оценивать уровень сформированное™ навыков, способствующих применению биологических знаний в практической деятельности, и развивать их самостоятельно | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы; осуществлять рефлексию своей деятельности. Познавательные: работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют | Умение самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые знания; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умение применять полученные знания в практической деятельности. | Опрос. Тестирование | Учебник, тесты | Словарик терминов |
Часть 3. Организм и среда. Биологическое краеведение ( 6 ч.) |
30 | | | Среда обитания. Эколо гические факторы | 1 | Научиться давать определения понятий: экология, экологические факторы, факторы живой и неживой природы, хищничество', характеризовать среды обитания; выделять особенности живых организмов и связи их со средой. обитания; осознавать взаимосвязанность и взаимозависимость всех компонентов природы | Коммуникативные: устанавливать субъект-субъектные отношения в групповой и парной работе; добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи | Умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; формирование экологического мышления; оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья | Индивидуальный опрос. | Учебник, ЦОР, Р.Т. | §22, сообщения |
31 | | | Природные сообщества. Цепи питания | 1 | Научиться давать определения понятий:экосистема, биогеоценоз, производители, потребители, разрушители, цепи и сети питания-, выделять и объяснять приспособления живых организмов в зависимости от их среды обитания; осознать важность охраны природы и возможность личного участия в этом процессе | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. Познавательные: выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей | Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; формирование экологического мышления | Тестирование. Фронтальный опрос | Учебник, ЦОР, Р.Т. | §23-24 |
32 | | | Растительный мир родного края | 1 | Научиться распознавать растения родного края; оценивать представителей растительного мира с эстетической точки зрения; выделять особенности строения растений, связанные с их образом жизни; определять отличительные особенности дикорастущих и культурных растений | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью ИКТ-технологий (познавательная инициативность). Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; осуществлять рефлексию своей деятельности. Познавательные: выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей | Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; формирование экологического мышления, навыков поисковой деятельности | Работа с таблицей. Фронтальный опрос. | Инструктивные карты, биологические объекты, лупы | Заполнить таблицу, сообщения |
33 | | | Животный мир родного края | 1 | Научиться распознавать животных родного края; оценивать представителей мира животных с эстетической точки зрения; выявлять факторы негативного воздействия человека, приводящие к уничтожению редких видов животных | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью ИКТ-технологий (познавательная инициативность). Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; осуществлять рефлексию своей деятельности. Познавательные: выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей | Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; формирование экологи ческого мышления, навыков поисковой деятельности | Работа с таблицей. Фронтальный опрос. | Инструктивные карты, биологические объекты, лупы | Заполнить таблицу, сообщения, презентации |
34 | | | Природные сообщества родного края | 1 | Научиться определять антропогенное влияние на природные сообщества; владеть информацией о природных сообществах родного края; применять правила поведения в природных сообществах; использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации сообщения | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: осуществлять рефлексию своей деятельности; совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы | Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; формирование экологического мышления, навыков поисковой деятельности | Работа по карточкам заданиям. Индивидуальный опрос. | Карточки-задания, ЦОР | Р.Т. итоговый тест |
35 | | | Повторение, обобщение и систематизация информации по курсу биологии за 6 класс. Обсуждение заданий на лето | 1 | Научиться выделять существенные признаки различных групп живых организмов, различать их представителей; характеризовать значение живых организмов в природе и в жизни человека; систематизировать изученный материал; оценивать уровень сформированное™ навыков, способствующих применению биологических знаний в практической деятельности, и развивать их самостоятельно | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы; осуществлять рефлексию своей деятельности. Познавательные: работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют | Умение самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые знания; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умение применять полученные знания в практической деятельности | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Учебник, карточки для игры | Задания на лето. |