kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Кровь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Группы крови человека передаются по наследству. Группы крови детей зависят от генотипа их родителей, они способны сочетаться в определенных последовательностях. Кровь – это источник информации не только для ученых, врачей, но и для обычного человека, поэтому каждый обязан знать свою группу крови. С ней, как мы постарались выяснить в своем исследовании, передаются и некоторые качества личности, такие как характер, темперамент. Поэтому тема нашей работы является актуальной.
Цель нашей работы: проследить зависимость характера человека от его группы крови, подтвердить важность знания своей группы крови каждым человеком.
Задачи исследования:
1. Анализ литературных источников по проблеме исследования.
2. Выявление группы крови и типов темперамента (характера) у учащихся 8-9 классов и близких родственников.
3. Прослеживание зависимости особенностей характера, типа темперамента человека от группы крови.
Гипотеза исследования: существует зависимость особенностей характера человека, от группы крови человека.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Кровь"»

Тезисы научно-исследовательской работы
Группы крови человека передаются по наследству. Группы крови детей зависят от генотипа их родителей, они способны сочетаться в определенных последовательностях. Кровь – это источник информации не только для ученых, врачей, но и для обычного человека, поэтому каждый обязан знать свою группу крови. С ней, как мы постарались выяснить в своем исследовании, передаются и некоторые качества личности, такие как характер, темперамент. Поэтому тема нашей работы является актуальной.
Цель нашей работы: проследить зависимость характера человека от его группы крови, подтвердить важность знания своей группы крови каждым человеком.
Задачи исследования:
1. Анализ литературных источников по проблеме исследования.
2. Выявление группы крови и типов темперамента (характера) у учащихся 8-9 классов и близких родственников.
3. Прослеживание зависимости особенностей характера, типа темперамента человека от группы крови.
Гипотеза исследования: существует зависимость особенностей характера человека, от группы крови человека.
Объект исследования: родословные и обучающиеся 8-9 классов МБОУ «Новомирская ООШ».
Предмет исследования: характер наследования групп крови и типов темпераментов, характера.
Данный принцип передачи групп крови и типов темперамента, характера человека, мы прослеживали и при составлении родословных, это отличает нашу работу от других работ авторов.
Для проведения моего исследования я использовал следующие группы методов:
Теоретические: синтез, анализ, сравнение.
Практические: опрос, составление родословных, медицинский эксперимент по определению групп крови, решение простых генетических задач.
Работа содержит 2 главы: теоретическую и практическую, введение, заключение, источники информации, приложение.
В ведении определены цели исследования, задачи, этапы работы и методы исследования, а также актуальность исследования.
Теоретическая часть дает краткий анализ литературных источников.
Практическая часть состоит из 2 разделов: «Процедура и методика исследования», «Анализ и интерпретация результатов исследования. Вывод».
В разделе: «Процедура и методика исследования» идет описание всех методов исследования. Были проведены:
Анкетирование на тему: «Группы крови и характер человека» среди обучающихся 8-9 классов тест для определения темпераментов, психодиагностика эмоциональной и личной Айзенка, диагностика индивидуальности (тест структуры темпераментов) В.М. Русалова, познакомились с методом определения группы крови в лабораторных условиях, взяли интервью у фельдшера медицинского пункта, медицинские карты учеников, составлены родословные семей: Прошкиных, Животкевич, по которым мы выявили особенности передачи групп крови и характерных черт личности из поколения в поколения, решение генетических задач в ходе, которых мы определили, как передаются группы крови и от чего зависит группа крови ребенка. Потом был проведен анализ диагностик, анкет, всех собранных материалов, сформулирован вывод.
В разделе: «Анализ и синтез результатов исследования. Вывод», описаны результаты исследования. Люди с первой группой крови чаще обладают чертами характера - холерика и флегматика; со второй – сангвиника, холерика, флегматика; с третьей – сангвиника, холерика, меланхолика, с четвертой – сангвиника, флегматика. Среди объектов моего исследования встречались люди (чаще всего старше 40 лет) имеющие смешанные типы темпераментов.
Проанализировав результаты исследования, можно констатировать, что выдвинутая нами гипотеза исследования, подтвердилась. Действительно, существует зависимость особенностей характера и группы крови человека.
В заключении содержатся общие выводы по теме исследования

Оглавление
Введение……………………………………………………………………………5-6
Глава I. Анализ литературных источников………………………………….....7-11
Глава I I. Экспериментальная часть………………………………………..….12-17
I I.1. Процедура и методика исследования…………………………………..12-13
II.2. Анализ и интерпретация результатов исследования. Вывод…………..14-17
Заключение………………………………………………………………………….18
Источники литературы……………………………………………………………..19
Приложения с 1-15…………………………………………………………………20
Введение
Исследование самого себя – это важная часть деятельности человека. Я в будущем мечтаю стать врачом, поэтому исследовать людей, изучать литературу, описывающую их, проводить опыты и ставить эксперименты именно над человеком мне интереснее всего. Тема нашей работы связанна с изучением групп крови и характера человека, выбрана мной неспроста, изучая на уроках анатомии раздел: «Внутренняя среда организма», задумался над вопросами:
- А какая группа крови у меня и моих близких?
- Почему в моей семье есть люди с одинаковой группой крови?
- Как она передается?
- О чем говорит номер группы крови?
- Какую информацию он несет с собой?
- На все эти вопросы мы решил найти ответы в своей исследовательской работе.
Для ее написания нам понадобилась информация из разных источников: книги, учебники, социальная сеть – интернет, учитель биологии, фельдшерские работники медицинского пункта, родители и близкие родственники, лаборант Вадской больницы, обучающиеся моей школы, которые являлись главными объектами исследования.
Свою группу крови должен знать каждый человек. Ведь в нашей крови на молекулярном уровне заложена та матрица, та программа, которой мы должны придерживаться, чтобы жить благополучно и полностью реализоваться в жизни, поэтому, считаем тему своего исследования актуальной.
Конечно, эту тему изучали многие ученые, которые описали свои исследования, по данной теме написано много статей, сняты видео репортажи, но моя новизна работы заключается, в том, что данный принцип передачи групп крови и типов темперамента, характера человека, мы прослеживали и при составлении родословных.
Исходя из всего сказанного, можно сформулировать цель нашей работы: проследить зависимость характера человека от его группы крови, подтвердить важность знания своей группы крови каждым человеком.
Задачи исследования:
1. Анализ литературных источников по проблеме исследования.
2. Выявление группы крови и типов темперамента (характера) у учащихся 8-9 классов и близких родственников.
3. Прослеживание зависимости особенностей характера, типа темперамента человека от группы крови.
Гипотеза исследования: существует зависимость особенностей характера человека, от группы крови человека.
Объект исследования: родословные и обучающиеся 8-9 классов. Предмет исследования: характер наследования групп крови и типов темпераментов, характера.
Для проведения моего исследования я использовал следующие группы методов:
Теоретические: синтез, анализ, сравнение.
Практические: опрос, составление родословных, медицинский эксперимент по определению групп крови, решение простых генетических задач.
Глава I. Анализ литературных источников
«Кровь – это жидкая соединительная ткань, циркулирующая в сосудах замкнутой кровеносной системы….» (Н.В. Чебышев, Г.С. Гузикова, 2007г, стр 463).
«Группа крови - это иммуно-генетические признаки крови, позволяющие объединять кровь людей в определенные группы по сходству антигенов (антиген - чуждое для организма вещество, вызывающее образование антител). В форменных элементах и плазме крови каждого человека есть такие антигены. Наличие или отсутствие того или иного антигена, а также возможные сочетания их создают тысячи вариантов антигенных структур, присущих людям. Принадлежность человека к той или иной группе крови является индивидуальной особенностью, которая начинает формироваться уже на ранних срока развития плода….» ( http://www.womenhealthnet.ru)
В начале XX в. Врач К. Ландштейнер со своими коллегами создал учение о группах крови. За свои открытия в 1930г он получил Нобелевскую премию. Оказалось существует четыре группы крови – 0 (I), А (II), В (III), АВ (IV), отличающиеся биохимическим составом. Принадлежность к какой-то группе обусловлена наличием на мембранах эритроцитов особых белков – антигенов (агглютиногенов) А и В и растворенных в плазме антител (агглютининов) α и β. ( Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, 2014г, стр 125) ( Приложение 1).
Как производится анализ крови нам рассказали и показали в Вадской центральной больнице лаборант Бурачковский Д.В: для проведения анализа понадобились: кровь человека, пипетки, физиологический раствор, стандартные сыворотки 0(I), А(II) и В(III) группы крови, стандартная чаша которая разделена на 3 сектора. На соответствующий сектор различными пипетками наносят по одной крупной капле стандартной сыворотки 0(I), А(II), В(III) группы крови. Добавляем стандартные эритроциты к сыворотке. Во второй ряд добавляем кровь испытуемого и в течении 5 минут вращаем чашу на чаше спец. прибора. При отрицательной реакции смесь остается равномерно окрашенной в розовой цвет. При проведении пробы с тремя перечисленными выше сыворотками для каждой группы крови может выпасть определенная комбинация положительных и отрицательных реакций. (Приложение 2) Если все три сыворотки дали отрицательную реакцию, т. е. все смеси остались равномерно окрашенными в розовый цвет, испытуемая кровь принадлежит 0(I) группе. Если отрицательную реакцию дала только сыворотка А(I) группы крови, а сыворотки 0(I) и В(III) группы крови дали положительную реакцию, т. е. в них появились зерна, то испытуемая кровь принадлежит к А(II) группе. Если сыворотка В(III) группы крови дала отрицательную реакцию, а сыворотки 0(I) и А(II) группы крови — положительную, то испытуемая кровь относится к В(III) группе. Если все три сыворотки дали положительные реакции, т. е. всюду появилась зернистость, испытуемая кровь относится к AB(IV) группе. Всякие иные комбинации указывают на ошибку в определении. (Приложение 3)
Из работы Кремневой Е.С «Математические закономерности в наследовании групп крови» (2014г) я узнал, что «ген, определяющий наследование группы крови находится в длинном плече 9-й хромосомной пары. ( Приложение 4). На хромосомном уровне система АВО дает следующие различные сочетания. (Приложение 5).
«НАСЛЕДОВАНИЕ ГРУППЫ КРОВИ
Если у родителей первая группа крови, то может родиться ребенок только с первой группой.
Если у родителей вторая – ребенок с первой или второй.
Если у родителей третья – ребенок с первой или третьей.
Если у родителей первая и вторая – ребенок с первой или второй.
Если у родителей первая и третья – ребенок с первой или третьей.
Если у родителей вторая и третья – ребенок с любой группой крови.
Если у родителей первая и четвертая – ребенок с второй и третьей.
Если у родителей вторая и четвертая – ребенок с второй, третьей и четвертой
Если у родителей третья и четвертая – ребенок с второй, третьей и четвертой.
Если у родителей четвертая – ребенок с второй, третьей и четвертой.
Если у одного из родителей первая группа крови, у ребенка не может быть четвертой. И так же наоборот – если у одного из родителей четвертая, у ребенка не может быть первой» (. Клейборн А., пер. В. В. Свечникова, 2006г, стр 111)
«Темперамент – это врожденный тип нервной системы, определяющий уравновешенность и подвижность психических процессов» (К.. Динейка, 1982г, стр 73)
Существует 4 типа темпераментов: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик.
Сангвиник – сильный, уравновешенный, легко возбуждается и успокаивается. Говорливый, веселый, живой, подвижный, впечатлительный. Богатырь с улыбкой и хитрецой на лице. Это – бег могучего потока. Его деловые качества: горячий, продуктивный деятель на интересной работе; сравнительно легко преодолевает гнетущее настроение.
Холерик – сильный, неуравновешенный, легко раздражается и не скоро успокаивается. Он вспыльчив и прямолинеен. Это богатырь с озабоченным лицом. Он, как поток, мощно и стремительно свергающий свои воды с утеса. Его деловые качества: боевой, задорный, готовый преодолеть трудности на пути к цели. Склонен перетрудиться и временно истощиться.
Меланхолик – слабый, легко тормозимый, скоро истощается и медленно восстанавливается. Это – нерешительный, робкий, как богатырь, одолеваемый скукой, это – ручеек, могущий превратиться в болото. Его деловые качества: вялый, может успешно работать, но в благоприятных условиях и не на пределе возможностей.
Флегматик – сильный, уравновешенный, с медлительной сменой возбуждения и торможения. Он спокойный, ровный, как богатырь, несущий на плечах бремя свое и бремя других. Это – спокойное, главное, гладкое течение многоводной реки. Его деловые качества: он настойчивый и упорный труженик. Голубой и желтый цвет его клонят ко сну, а алый – стимулирует. (К. Динейка, 1982г, стр 73).
По мнению Д. Ададамо Питерс и К. Уитни (2002) «Группа крови может рассказать о вас больше, чем раса, культура и место жительства. Это своего рода генетическая проекция, указывающая на тех, от кого вы происходите, а так же руководство, предписывающее, что нужно делать, чтобы максимально сохранить свое здоровье».
ГРУППА КРОВИ 0. Люди с группой крови 0 чаще всего описывают себя в понятиях, сводимых к следующим характеристикам: ответственные, решительные, организованные, объективные, законопослушные и практичные. И у 0-женщин, и у 0-мужчин отмечается повышенный процент мезоморфного телосложения по сравнению с контрольными группами. У женщин 0-группы статистически чаще встречается эндоморфный тип телосложения. Люди 0-группы реже, чем все остальные группы, указывают на эктоморфный тип телосложения. Некоторые из черт характера, регулярно встречающиеся в ответах людей с группой крови 0, косвенно указывают на мезоморфность – любовь к физической активности, безразличие к тому, что думают или хотят другие, склонность к соревновательности, решительность и напористость.
ГРУППА КРОВИ А. Чаще всего А-люди описывали себя в понятиях, сводимых к следующим характеристикам: чувствительные к потребностям других, умеющие слушать, ориентированные на подробности и обладающие аналитическим умом. Среди А-людей наблюдается статистически значимый более высокий процент тех, кто отнес себя к эктоморфам, по сравнению с мезоморфами. Интересно, что у обладателей крови группы А также часто встречается эндоморфное телосложение. Не исключено, что можно говорить о тенденции А-людей к экстремальным типам телосложения, какими являются эндоморфы и эктоморфы. Более ярко эта тенденция выражена среди А-мужчин. Некоторые из черт личности, в литературе часто приписываемых А-людям, могут быть ассоциированы с эктоморфностью: любовь к уединению, интенсивность мышления, ориентированность на подробности.
ГРУППА КРОВИ В. Чаще всего В-люди описывали себя в понятиях, сводимых к следующим характеристикам: субъективные, с легким характером, творческие, оригинальные и гибкие. По сравнению с остальными группами В-люди ближе всех подошли к ожидаемому процентному составу типов телосложения по сравнению с контрольными группами.
ГРУППА КРОВИ АВ. Чаще всего В-люди описывали себя в понятиях, сводимых к следующим характеристикам: эмоциональные, независимые, интуитивные. Среди АВ-людей наименьшее количество сообщений об эндоморфном типе телосложения. В отличие от обладателей группы крови А, у которых отмечался более высокий процент эктоморфного телосложения за счет пониженного процента мезоморфного типа, АВ-люди проявляют тенденцию к меньшей эндоморфности за счет повышенной мезоморфности.
Группы крови образуются благодаря 3 генам. Ген аА обуславливает образование агглютинина А, ген аВ – агглютинина В, ген а не обуславливает образования агглютининов; он рецессивен по отношению к двум предыдущим, каждый из которых не доминирует друг над другом. Таким образом, люди с кровью I группы будут иметь генотипа а, II группы – аА а. I группа крови является рецессивной по отношению ко II, III и IV группам. (И.П. Карузина, 1969г, стр 128). (Приложение 6)
Кровь I группы имеют 40% людей, II – 39%, III – 15%, IV – 6%. Группа крови обусловлена генетически и не меняется в течении жизни. ( Н.Н. Суворова, И.А. Коваленко и др., 2003г, стр 32).
Глава I I. Экспериментальная часть.
I I.1. Процедура и методика исследования.
В соответствии с целями и задачами нашей работы была разработана следующая процедура исследования:
Первый этап включил в себя диагностическое исследование с использованием соответствующих методик. Были проведены:
Анкетирование на тему: «Группы крови и характер человека» среди обучающихся 8-9 классов МБОУ «Новомирская ООШ» и его анализ. ( Приложение 7).
Тест для определения темпераментов и его анализ. (Приложение 8).
Психодиагностика эмоциональной и личной Айзенка и ее анализ. (Приложение 9).
Диагностика индивидуальности (тест структуры темпераментов) В.М. Русалова и ее анализ. (Приложение 10).
Познакомились с методом определения группы крови в лабораторных условиях. (Приложение3).
Взяли интервью у фельдшера медицинского пункта. (Приложение 11).
Медицинские карты учеников. (Пориложение 12).
Составлены родословные семей: Прошкиных, Животкевич.(Приложение 13,14), по которым мы выявили особенности передачи групп крови и характерных черт личности из поколения в поколения.
Решение генетических задач в ходе, которых мы определили, как передаются группы крови и от чего зависит группа крови ребенка. (Приложение 15)
На втором этапе мы обработали результаты и проанализировали данные диагностик. (Приложение 8,9,10).
На третьем этапе были сформулированы выводы относительно гипотезы нашего исследования.
В исследовании приняли участие 15 обучающихся и 17 близких родственников из семей Прошкиных и Животкевич.
II.2. Анализ и интерпретация результатов исследования. Вывод.
Люди, обладающие какой-то определённой группой крови, распределены по земному шару неравномерно: где-то преобладает одна группа крови, где-то – другая. Так, выяснилось, что среди объектов нашего исследования преобладают люди со II группой крови – 53,1% (17 чел.), I группу крови имеют 25,2% (8 чел.), III – 12,5% (4 чел.), а «носителем» IV группы крови являются 9,2% учащихся (3 чел.).
Большинство испытуемых имеющих I группу крови обладали следующими схожими чертами характера: выносливые, энергичные, трудоспособные, целеустремленные, властные, лидеры в коллективах, самоуверенные, прекрасная интуиция, прекрасно распоряжаются деньгами, внимательны к своему здоровью, суетливы, ревнивы, амбициозны, невнимательны к окружающим, часто бесчувственны, не выносят критики, часто эмоционально не стабильны. Все выше перечисленные качества личности описывают тип темперамента – холерик и флегматик. То есть, все испытуемые I группы крови, являются представителями с ярко выраженными чертами личности холерика и флегматика.
Из известных людей эта группа крови у: Джеральда Форда, Аль Капоне, Эльвиса Прессли, Девида и Виктории Бэкхем, Михаил Горбачев, Елизавета II, Дмитрия Медведева и Владимира Путина….. [ 3 ].
Люди, имеющие II группу крови обладали следующими схожими качествами: утонченные личности, порядочные, аккуратны, трудолюбивы, доброжелательны, терпеливы, не любят конфликтовать, могут быть упрямы и раздражительны, среди этих людей тоже встречаются лидеры и руководители, люди способные к самоконтролю, но не во всех ситуациях, ранимы, злопамятны, верные и внимательные друзья. Все выше перечисленные качества личности описывают тип темперамента – сангвиники, холерики, флегматики. То есть, все испытуемые II группы крови, являются личностями с ярко выраженными чертами личности сангвиника, холерика и флегматика.
Из известных людей эта группа крови у: Адольф Гитлер, Ричард Никсон, Бритни Спирс…..[ 3 ].
Среди объектов моего исследования очень мало людей было с III группой крови, но все удалось проследить общие схожие черты личностей: свободолюбивые, независимые, творческие личности, богатое воображение, терпимые, уравновешенные, общительные, способны к сопереживанию и сочувствию, любят наводить беспорядки не любят жить по правилам, плохие командиры, недоверчивые, эгоистичны, не злопамятные, бесхитростные, не умеют лгать. Все выше перечисленные качества личности описывают тип темперамента – сангвиники, холерики, меланхолики. То есть, все испытуемые III группы крови, являются личностями с ярко выраженными чертами личности сангвиника, холерика и меланхолика.
Из известных людей эта группа крови у: Бред Питт, Джимми Картер, Линдон Джонсон [ 3 ].
Среди представителей IV группы крови встретились личности с такими схожими чертами характера как: высокая интуиция, дружелюбны, общительные, четные, выносливые, не любят лести и обмана, легкомысленно относятся к здоровью, экстравагантны, не жадные, сони, романтики, нерешительные, заниженная самооценка. Все выше перечисленные качества личности описывают тип темперамента – сангвиники, флегматик. То есть, все испытуемые IV группы крови, являются личностями с ярко выраженными чертами сангвиника и флегматика.
Из известных людей эта группа крови у: Джона Кеннеди, Барака Обамы, Билла Клинтона и в некоторых источниках опоминается Иисус Христос [ ].
При составлении родословных семей: Прошкиных, Животкевич ( Приложение 13,14) мной было выявлено, что по наследству могут передаваться не только группы крови, но и некоторые черты личности человека, темпераменты. Из дополнительных источников стало известно, что типы темпераментов, с возрастом, могут изменяться, так как меняется образ жизни человека, социальный статус….и тд., но основные черты характера любой личности неизменны, хочется сказать научным, биологическим языком - эти признаки являются доминантными.
Также решив несколько генетических задач: «Наследование групп крови» (Приложение 15), мной было выявлено, что группа крови ребенка зависит от генотипа его родителей.
Вывод:
Люди с I группой крови настойчиво идут вперед, рискуют. «Бороться, искать, найти и не сдаваться» – это их девиз. Покой переносят плохо, это человек вечного движения. «Носители» I группы крови очень эмоциональны, причем эмоциональность эта открытая: они прямо, ясно, четко выражают свои мысли, чувства и желания. Все эмоции выплескивают наружу. Вспыльчивы, но отходчивы, быстро прощают обиды, не держат их в себе. На все реагируют бурно.
У некоторых людей, имеющих II группу крови, должен быть определенный порядок в жизни, которому они следуют. Больше предпочитают традицию, чем новизну, склонны к анализу и самоанализу. Их жизнь не слишком ярка, но стабильна. Эти ученики обязательны и исполнительны, вносят порядок и гармонию в мир; без таких людей царил бы полный хаос.
В-люди – индивидуалисты. Они не всегда считаются с мнениями других людей, делают так, как надо им самим. По-настоящему не привязываются ни к чему, поэтому легко меняют круг общения. Им необходимы свежие впечатления, новизна, разнообразие. Творческое мышление, умение находить оригинальный выход во всех ситуациях, нестереотипное поведение вот их важнейшие черты.
Люди с IV группой крови предпочитают стабильный, устойчивый образ жизни, любят постоянство и комфорт. Чаще всего это обаятельные, популярные люди, привлекающие к себе окружающих.
Проанализировав результаты исследования, можно констатировать, что выдвинутая нами гипотеза исследования, подтвердилась. Действительно, существует зависимость особенностей характера и группы крови человека.
Заключение
В своей работе мы рассмотрели проблему влияния группы крови на характер человека, проследили процесс передачи группы крови и определенных черт характера, темперамента по наследству, пришли к выводу: что от группы крови зависит многое в жизни и судьбе человека.
Группы крови передаются по наследству в определенных сочетаниях и зависят от генотипа родителей.
Темперамент человека может изменяться с течением жизни, но основные его черты остаются неизменными и способны передавать из поколения в поколения.
Люди с первой группой крови чаще обладают чертами характера холерика и флегматика; со второй – сангвиник, холерик, флегматик; с третьей – сангвиник, холерик, меланхолик, с четвертой – сангвиник, флегматик. Среди объектов моего исследования встречались люди (чаще всего старше 40 лет) имеющие смешанные типы темпераментов.
Также мной было замечено, что люди с первой и второй группами крови, чаще обладают лидерскими, властными качествами, чем все остальные.
Из всего выше описанного можно сделать вывод и сказать, что каждый человек обязан знать свою группу крови, ведь она является носителем столь важной информации, которая может поспособствовать человеку найти себя, устроится в жизни, получить нужную профессию, подобрать правильного спутника (цу) жизни и вообще просто жить – комфортно, с удовольствием.
Источники литературы.
1. Арома Д. 4группы крови – 4 образа жизни./ Д. Арома, П. Уитни; под ред. Д. Арома. – М.: Попури, 2013. – 480с.
2. Динейка К. Движение, дыхание, психо-физическая тренировка. – Минст.: Полымя, 1982. – 72с.
3. Карузина И.П. Биология. 4 издание. – М.: Медицина, 1969. – 128с.
4. Клейборн А. Человек. Энциклопедия. / А. Клейборн., пер. В.В. Свечникова. – М.: РОСМЭН, 2006. – 111с.
5. Колесов Д.В. Биология: Человек. 8 кл. учебник / Д.В. Колесов, Р. Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2014. – 105с.
6. Мамонтов С.Г. Биология: Общие закономерности. 9 кл. учебник / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2011. – 188с.
7. Суворова Н.Н. Человек и его здоровье./Н.Н. Суворова, И.А. Коваленко, Л.А. Федотова; под ред. Н.Н. Сувороровой – Н.Н.: НГСА, 2003. – 31с.
8. Чебышев Н.В. Биология. Новейший справочник для школьников и абитуриентов./Н.В. Чебышев., Г.С. Гузикова. – М.: Махаон, 2007. – 463с.

Описание неопубликованных документов
1. Полевой дневник. Интервью с Полуяновой Г.И 14. 02. 2015г. п.Новый Мир, Валского р-на, Нижегородской области. Личный архив автора.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Кровь"

Автор: Данзанова Эржена Жаргаловна

Дата: 22.01.2016

Номер свидетельства: 280893

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Исследовательская работа по музыке альбом "Группа крови" Виктор Цой"
    ["seo_title"] => string(65) "issledovatelskaia_rabota_po_muzyke_albom_gruppa_krovi_viktor_tsoi"
    ["file_id"] => string(6) "514091"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560089383"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Исследовательская работа "Чудо-соль" "
    ["seo_title"] => string(37) "issliedovatiel-skaia-rabota-chudo-sol"
    ["file_id"] => string(6) "170796"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423586500"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Исследовательская работа "История мебели""
    ["seo_title"] => string(41) "issliedovatielskaiarabotaistoriiamiebieli"
    ["file_id"] => string(6) "312771"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459400032"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Исследовательская работа "Береза моя, березонька" "
    ["seo_title"] => string(54) "issliedovatiel-skaia-rabota-bierieza-moia-bieriezon-ka"
    ["file_id"] => string(6) "229438"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441734298"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "проектно- исследовательская  работа "Я из рода Деликовых" "
    ["seo_title"] => string(60) "proiektno-issliedovatiel-skaia-rabota-ia-iz-roda-dielikovykh"
    ["file_id"] => string(6) "143134"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418461853"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства