ФГОС Рабочая программа Курса внеурочной деятельности «Природа родного края»
ФГОС Рабочая программа Курса внеурочной деятельности «Природа родного края»
Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
Проектная исследовательская деятельность, связанная с изучением курса «Биология» в школе, имеет отличительные особенности:
1. Экологическая направленность.
2. Краеведческая направленность (изучение природы и культуры своего края) имеет долгосрочный характер и рассчитана на все четыре года обучения.
3. Проектная деятельность носит как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседания научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальныйхарактер (выполнение домашних заданий совместно с родителями:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ФГОС Рабочая программа Курса внеурочной деятельности «Природа родного края» »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 23»
Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности
«Природа родного края»
Программу разработала:
учитель биологии
Жулидова Т.Г.
Междуреченск 2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной проектной деятельности по изучению природы родного края создана: на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (2009),программы внеурочной проектной деятельности по изучению природы родного края. Р.Г. Чуракова - Москва: Академкнига/Учебник, 2011 г.
Цель курса – формирование культуры и навыков проектной деятельности при разработке учебных проектов.
Задачи курса:
• познакомить обучающихся с редкими и исчезающими растениями и животными нашего региона
• начать формирование знаний о методах научного познания природы, умений, связанных с выполнением учебного исследования;
• развивать у обучающихся устойчивый интерес к биологии как науке;
• начать формирование бережного отношения к растительному миру.
Общая характеристика курса
Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых
Проектная исследовательская деятельность, связанная с изучением курса «Биология» в школе, имеет отличительные особенности:
1. Краеведческая направленность.
2. Краеведческая направленность (изучение природы и культуры своего края) имеет долгосрочный характер и рассчитана на все четыре года обучения.
3. Проектная деятельность носит как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседания научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальныйхарактер (выполнение домашних заданий совместно с родителями: оформление результатов наблюдений и проведённых экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни заполнение дневника наблюдений, экскурсии с родителями и т.д.).
Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в музеях разного типа, в уголке живой природы, на пришкольном участке, на предприятиях, в парках, в лесу, на лугу, в поле. Она включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть взрослые, учителя-предметники, врач и библиотекарь, родители школьников.
Значительное внимание уделяется проектной исследовательской деятельности.
Продолжительность: в течение учебного года аудиторное или внеаудиторное занятие 1 раз в неделю (34 часа)
Предполагаемые результаты:
Предметными результатами освоения данной программы являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
· умение работать с разными источниками информации;
· овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
· умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
· способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
· умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Содержание курса.
№
Раздел
Кол-во
часов
1
Техника безопасности. Правила поведения в природе
4
2
Дикорастущие растения
2
3
Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения)
2
4.
Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения)
4
5.
Редкие животные нашего края.
4
6.
Животные Красной книги Кемеровской области.
4
7.
Растения, занесенные в Красную книгу России
4
8.
Работа с собранным материалом. Составление вопросов викторины.
4
9.
Подготовка презентации к выступлению.
2
10.
Подготовка к вступлению
4
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование
темы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1.
Техника безопасности: Правила поведения в природе
3
1
4
2.
Дикорастущие растения (деревья, кустарники и травянистые растения региона)
1
1
2
3.
Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения)
1
1
2
4.
Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения)
2
2
4
5.
Редкие животные нашего края.
2
2
4
6.
Животные Красной книги Кемеровской области.
2
2
4
7.
Растения, занесенные в Красную книгу России
2
2
4
8
Работа с собранным материалом. Составление вопросов викторины.
2
2
4
9.
Подготовка презентации к выступлению.
1
1
2
10.
Подготовка к вступлению
2
2
4
Итого: 34 часа
18
16
34
Учебно-методические пособия:
1.Богоявленский Г., Смирнов Н., Юньев И. Идут любознательные. Советы юным туристам-краеведам. М., Просвещение, 2005.
2.Бороздинов Н. М. Географические кружки в школе. М., Просвещение, 2000.
3.Методика полевых физико-географических исследований. М., Высшая школа, 1993.
4.Кальянов К. С. Изучение эрозии почв в школе. М., Просвещение, 2003.
5.Природно-территориальные комплексы и их изучение в курсе географии средней школы/ Под ред. К. В. Пашканга. М., Просвещение, 2009.
6.Сафиуллин А. 3.Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей— М.: Просвещение, 1999
7.Сергеев И.С., Сергеев И.В. Краеведческая работа в школе. Просвещение, 1994
8.Смирнов Д.В., Константинов Ю.С., Маслов А.Г. Программа для системы дополнительного образования. Кружок Эколого-Краеведческого направления. ЦДЮТ и К МО РФ, 2004
Наглядные пособия
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; семена и плоды растений; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3) географические и исторические карты;
4) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества;
5) приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал;