№ | Раздел, темы | Формируемые регулятивные универсальные учебные действия | Формируемые коммуникативные универсальные учебные действия | Формируемые познавательные универсальные учебные действия | Формируемые элементы ИКТ-компетенции учащихся | Формируемые основы учебно-исследовательской и проектной деятельности | Формируемые основы стратегии смыслового чтения и работы с текстом |
5 класс |
1 | Введение (6ч) | Научится целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную | Научится учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Научится давать определения понятиям | Научится правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание) | - | Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: - определять главную тему, общую цель или назначение текста; — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста. |
2 | Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч) | Научится целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную | Научится учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Научится учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; | Научится проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя | Научится соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами. Научится входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты; выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалам. | Научится различать учебное исследование и учебный проект | Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текст; - формулировать тезис, выражающий общий смысл текста Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации: - структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения. |
3 | Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч) | Научится самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; | Научится устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор | Научится осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета | | - | Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста |
4 | Раздел 3. Царство Грибы (5 ч) | Научится самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей | Научится устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор | Научится устанавливать причинно-следственные связи | Научится выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью | Научится планировать учебное исследование | Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: - формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; - предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт |
5 | Раздел 4 Царство Растения (12 ч.) | Научится устанавливать целевые приоритеты; умению самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Научится аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Научится создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Научится участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета | Научится планировать учебный проект | Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: - предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте. |
6 класс |
6 | Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч) | Научится самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; • планировать пути достижения целей планировать пути достижения целей; • устанавливать целевые приоритеты; • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Научится осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Научится создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Научится использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска; использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве | Научится планировать учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме | Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: - предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте. Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому. |
7 | Раздел 2. Жизнь растений (10 ч) | Научится планировать пути достижения целей планировать пути достижения целей; • устанавливать целевые приоритеты; • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Научится адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | | Научится использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг | Научится распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы | Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; - находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте). |
8 | Раздел 3. Классификация растений (6 ч) | Научится умению самостоятельно контролировать своё время и управлять им; • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров | Научится организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; | Научится осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций | Научится искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители; формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете. | Научится самостоятельно задумывать, планировать учебное исследование, учебный и социальный проект; | Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; |
9 | Природные сообщества (3 ч) | Научится умению самостоятельно контролировать своё время и управлять им; • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров | Научится работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | Научится основам реализации проектно-исследовательской деятельности | Научится использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг | Научится самостоятельно задумывать, планировать учебное исследование, учебный и социальный проект | Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: - предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте. |
7 класс |
10 | Введение (2 ч.). Раздел 1 Простейшие (2 ч) | Научится самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; • планировать пути достижения целей | Научится работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | | Научится использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг | - | |
11 | Раздел 2. Многоклеточные животные (32 ч) | Научится самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; • планировать пути достижения целей. Научится адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации | Научится учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности | Научится проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям | Научится искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители; формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете. | Научится самостоятельно задумывать, планировать и реализовывать учебное исследование, учебный и социальный проект | Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте) ; - выделять главную и избыточную информацию. Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому. |
12 | Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (12 ч) | Научится планировать пути достижения целей планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи | Научится учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности | Научится устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом | Научится искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители; формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете. | Научится самостоятельно задумывать, планировать и реализовывать учебное исследование, учебный и социальный проект | Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте). |
13 | Раздел 4 Индивидуальное развитие животных (3 ч) | Научится адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации | Научится учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности | Научится устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом | Научится искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители; формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете. | Научится самостоятельно задумывать, планировать и реализовывать учебное исследование, учебный и социальный проект | Различать темы и подтемы специального текста |
14 | Раздел 5 Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3ч.) | Научится адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации | Научится учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности | Научится устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом | Научится искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители; формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете. | Научится самостоятельно задумывать, планировать и реализовывать учебное исследование, учебный и социальный проект | Выделять не только главную, но и избыточную информацию. Прогнозировать последовательность изложения идей текста |
15 | Раздел 6. Биоценозы (4ч.) | Научится выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ | Научится следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности | Научится строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; | Научится искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители; формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете. | Научится самостоятельно задумывать, планировать и реализовывать учебное исследование, учебный и социальный проект | Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. |