Просмотр содержимого документа
«Электив по биологии»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СВОЕЙ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ?».
(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА ХИМИКО – БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ)
Санникова О.Н.,учитель биологии
МОБУ СОШ№2
с. Бакалы Бакалинского района
Республики Башкортостан
Важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны. Ее решение в том числе зависит от профессионального самоопределения старшеклассников.
В соответствии с конституцией модернизации обучения, формы организации учебной деятельности учащихся, при которой учитываются их склонности, интересы, способности и одновременно готовится база для следующей ступени по освоению профессиональной деятельности является профильное обучение.
Для реализации системно - деятельностного подхода в обучении учитель может располагать различным арсеналом форм, методов и работы, применением ИКТ, проектно-исследовательской деятельностью учащихся; интеграцией с учебными предметами, организацией социально-педагогического партнерства и курсов по выбору.
Опыт работы учителей в классах различного профиля показывает важность и значимость для успешной индивидуализации элективных курсов. Они позволяют развить содержание базового предмета и получить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ, интегрируют с другими смежными учебными дисциплинами, удовлетворяют познавательный интерес учеников в различных сферах человеческой деятельности
Примером организации курса по выбору в химико-биологическом профильном классе может служить программа элективного курса. «Что мы знаем о своей наследственности».
Пояснительная записка
Данный курс разработан для учащихся 10-го класса химико-биологического профиля.
Образовательная область: общая биология, глава «Закономерности наследственности и изменчивости».
Актуальность и целесообразность курса: огромное значение генетики для развития биологической науки, сельского хозяйства, медицины, биотехнологии ставит перед школой задачу привлечения более широкого круга учащихся к углубленному изучению данного раздела школьной программы.
Данный курс развивает интерес к данному вопросу, раскрывает молекулярное и цитологическое обоснование признаков организмов, их изменчивости, что способствует формированию научного мировоззрения. Помимо этого программа предусматривает ряд вопросов, которые содержат профессиональный ориентир, могут служить основой профессионального самоопределения школьников. Практические занятия помогут развить навыки и умения в решении задач по генетике, что является важной составляющей при сдаче ЕГЭ. Проектная и исследовательская деятельность поможет развить творческие способности учащихся, креативность, умение публичного выступления при защите работ, грамотного их оформления, навыки в использовании дополнительной литературы и способов отбора с основой на ИКТ, структурирования при подаче.
Основные виды деятельности: проблемная лекция, лабораторные и практические работы, проектная и исследовательская деятельность, экскурсии.
Учебно-тематический план
№
Наименование блока
Лекция
Практическое занятие (решение задач)
Лабораторная работа
Контроль (тест, защита творческой работы)
Экскурсия
Всего
1
Введение в генетику. История развития генетики
2
1
3
2
Основные закономерности наследования признаков. Основные понятия генетики.
6
8
2
16
3
Биохимические основы наследственности.
2
1
1
4
4
Методы изучения наследственности человека.
2
1
1
3
2
9
5
Итоговое занятие
1
1
ВСЕГО:
13
10
2
6
2
33
Содержание курса
Тема 1. Введение в генетику. История развития генетики.
1.1.Лекция. Введение. История развития генетики (знакомство с программой курса, перечнем лабораторных и практических работ, формами контроля; рассмотрение истоков и основных этапов развития науки, знакомство с личностью и научным наследием Г. Менделя и др. ученых).
1.2.Лекция 2. Значение генетики в эволюции, медицине, сельском хозяйстве, биотехнологии и т.д.
1.3.Контроль: защита творческих работ учащихся по данному блоку (тематическая папка «Ученые - генетики» и др. отчетность (1 гр.)), презентации – «Основные вехи становления генетики как науки» (2 гр.), «Биотехнология и генетика» (3 гр.), «Генно - модифицированные продукты» (4 гр.) и т.д.).
Тема 2. Основные закономерности наследования признаков.
Основные понятия генетики.
2.1. Лекция. История генетики.Основные понятия, символы, законы генетики.
2.2. Практическое занятие: выполнение тестов на знание генетических символов и терминов; составление собственных заданий, словарика с терминами.
4.1. Практическое занятие. Методы изучения генетики человека (занятие с использованием проектной исследовательской деятельности учащихся - близнецовый метод (1 гр.), клинико-генеалогический (2 гр.), цитогенетический(3гр.), биохимический(4 гр.),метод дерматоглифики(5гр.),популяционно-статистический(6гр.), методы пренатальной диагностики(8 гр.),генетика соматических клеток(9гр.),метод моделирования(10 гр.).
4.2.Экскурсия в полицию в отдел судебно медицинской экспертизы
(метод дерматоглифики на практике - дактилоскопическая экспертиза)
4.3. Лекция. Порядок сбора генеалогической информации и методика составления родословной. Графическое изображение.
4.4. Лабораторная работа «Составление и анализ своей родословной, ее презентация».
4.5. Лекция. Наследственные болезни и их классификация.
4.6. Контроль: защита творческих заданий учащихся в виде презентаций, памяток, буклетов следующего содержания:
Хромосомные болезни (1 гр.)
Синдромы с числовыми аномалиями половых хромосом (2 гр.)
Синдромы с числовыми аномалиями аутосом (3 гр.)
Генные болезни (4 гр.)
Основные принципы ухода за больными с наследственными заболеваниями (5 гр.)
4.7. Экскурсия в ЦРБ «Медико-генетическое консультирование» (встреча со специалистами).
4.8. Контроль: тестирование по теме 4.
5. Итоговое занятие по элективному курсу «Что мы знаем о своей наследственности?».
Формы контроля:
выполнение тестовых контрольных работ;
создание схем, таблиц, конспектов лекций, презентаций;
составление учащихся класса тематических папок собственных тестов, сборника задач по некоторым темам курса, словарика терминов по генетики.
Тематика рефератов, исследовательских работ, творческих работ, проектов:
«Ученые - генетики» / реферат, либо тематическая папка с данным материалом (отчет о работы группы), либо презентация, либо электронный справочник)
«Основные вехи становления генетики как науки» / реферат, либо тематическая папка с данным материалом (отчет о работе группы, если групповой проект), либо презентация, либо электронный справочник, составление тестов, словарика с генетическими терминами).
«Биотехнология и генетика»
«Генно - модифицированные продукты, лекарства» - исследовательская работа
Творческая работа по составлению текста авторских задач по генетике по некоторым темам спецкурса, составление сборника задач класса по разделам.
Проект «Методы изучения генетики человека»: близнецовый метод (1 гр.), клинико-генеалогический (2 гр.), цитогенетический(3 гр.), биохимический(4 гр.), метод дерматоглифики (5 гр.), популяционно-статистический(6 гр.), методы пренатальной диагностики (7 гр.), генетика соматических клеток (8 гр.), метод моделирования(9 гр.).
Проект «Составление и анализ своей родословной, ее презентация».
Творческие задания для учащихся в виде презентаций, памяток, буклетов следующего содержания:
Хромосомные болезни (1 гр.)
Синдромы с числовыми аномалиями половых хромосом (2 гр.)
Синдромы с числовыми аномалиями аутосом (3 гр.)
Генные болезни (4 гр.)
Основные принципы ухода за больными с наследственными заболеваниями (5 гр.)