В Троицкой школе вот уже третий год ведётся углубленное изучение биологии в десятом и одиннадцатом классах. В неделю проводятся уроки три раза в неделю по биологии и один час -электив по генетике и молекулярной биологии.Очень хорошо развивают ребята практические навыки в решении задач.Темы распределены таким образом,что охватывают весь практический курс задач разного уровня- лёгкие,сложные и комбинированные.Очень много задач решаем на дигибридное скрещивание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
(Протокол № от 28. 08. 15.)(Протокол № от30. 08 15.)
Составитель: Богославцева И.И.
Учитель биологии, высшая категория
Пояснительная записка
В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года и в рамках реализации Приоритетного Национального Проекта «Образование» в образовательных учреждениях РФ начали широко применяться информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Широкому внедрению ИКТ в процесс образования способствует оснащение школ современной компьютерной техникой, интерактивными досками, электронными учебными пособиями, цифровыми микроскопами и т д.
В настоящее время разработано множество мультимедийных учебных пособий по биологии, которые можно использовать на уроках, при выполнении домашних работ, при подготовке к олимпиадам, при научно-исследовательских работах учащихся, при подготовке к ЕГЭ. Применение информационных технологий при подготовке к ЕГЭ имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками, система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Структуры электронных учебных пособий позволяют быстро осуществлять переходы в пределах курса, ориентироваться в содержании пособия. Несомненным достоинством применения мультимедиа технологии при подготовке к ЕГЭ является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование готовых электронных продуктов при подготовке к ЕГЭ по биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные и часто встречаемые в тестах характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Но, к сожалению, среди имеющихся на сегодняшний день учебных электронных пособий трудно найти такой, который бы позволял в полной мере осуществлять успешную подготовку выпускников к ЕГЭ. Среди большого количества электронных учебных пособий выпускникам самостоятельно трудно выбрать такие, которые бы помогли им за короткий период с максимальной эффективностью повторить теоретический материал по всем разделам школьного курса биологии, закрепить знания и провести самоконтроль и объективную самооценку знаний с помощью тестов и заданий, аналогичных содержанию ЕГЭ. Теоретический материал многих мультимедийных пособий включает много лишней информации, и выпускнику трудно выделить нужные для сдачи ЕГЭ материалы. Содержание и формы тестов в них не всегда соответствуют содержанию заданий в контрольно-измерительных материалах (КИМ) ЕГЭ.
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий» Элективный курс предназначен для учащихся профильного обучения в 10-11 классах. Срок реализации: 2 года в 10-11 классе (в 10 – 34 часа и в 11 –34 часа).
Программа данного элективного курса имеет ряд особенностей. Она предусматривает:
использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;
использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;
применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ по биологии 2013-2014 г.г. и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ЕГЭ.
дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ЕГЭ с учетом уровня их обучаемости, за счет повторения разделов биологии на базовом, повышенном и углубленном уровне.
Кроме того, прилагаемые к программе задания систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем, так и всего курса в целом. Достаточно большое количество заданий части В и С с приведенными ответами способствует углублению знаний и расширению кругозора в области биологии.
Данная программа может быть применена и при подготовке к ЕГЭ на предпрофильном уровне обучения, и при подготовке к олимпиадам, что делает ее универсальной.
Цели курса:
- повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ;
- воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
Задачи курса:
- повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить ианализировать информацию о живых объектах;
- формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
- развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
- воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственного отношения к своему здоровью.
Содержание элективного курса и его объем определены на основе кодификатора элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2014 г., стандарта основного общего образования по биологии и анализа содержания контрольно-измерительных материалов по ЕГЭ по биологии за предыдущие годы.
Ведущие методы:
- словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
- наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, 3D моделей, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате)
- частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
- практический (выполнение генетических задач, доказательство на основе опыта и др.).
Формы обучения:
- коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
- групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
- индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).
Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце раздела сначала индивидуально выполняются тесты, аналогичные части А. Задания части В и С по изученной теме выполняются в парах или в группах, затем, идет коллективное обсуждение. По результатам выполнения различных вариантов КИМов проводятся индивидуальные консультации.
Основные средства обучения:
- электронные учебные пособия;
- теоретические материалы в электронном и печатном формате;
- презентации уроков;
- видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;
- различные варианты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии;
- типовые тестовые задания ЕГЭ по всем разделам и темам (задания части А, В и С);
- другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков,
семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).
Формы контроля:
- текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);
- тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
- итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)
Оценка работ проводится по по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ.и заносится в таблицу.
Ожидаемые результаты. Обеспечение устойчивой позитивной динамики повышения качества биологического образования в результатах ЕГЭ по биологии. Программа элективного курса включает в себя содержание, планирование занятий по разделам и темам (в часах), формы контроля и критерии оценки работ по разделам, учебно-методическое обеспечение, перечень цифровых образовательных и Интернет ресурсов, требования к знаниям и умениям учащихся, список литературы. В качестве приложений даются теоретические материалы по всем разделам и темам, типовые задания, систематизированные по основным разделам и темам биологии.
Календарно-тематическое планирование элективного курса11 класс
(Решение задач по молекулярной биологии и генетике ).
№ занятия
Тема занятия
Количество часов
Форма проведения
Сроки проведения
всего
теория
практика
По плану
Фактически
1.Введение (2 ч)
1.
1.История генетических открытий. Методы генетики.
1
1
-
Вводная лекция;
2
2. Генетическая терминология и символика
1
1
-
Составление генетического словаря
2.Моногибридное скрещивание( 6 часов)
3.
1. Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные
Г. Менделем
6
1
1 ч
-
Семинар, работа в группах, тестирование
4.
Практическая работа № 1 «Решение прямых задач на моногибридное скрещивание».
1
-
1
Практическая работа
5.
Практическая работа № 2 «Решение обратных задач на моногибридное скрещивание».
1
1
Практическая работа
6
Практическая работа № 3 «Решение задач на промежуточное наследование признаков»
1
1
Практическая работа
7
Практическая работа № 4 «Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям»
1
1
Практическая работа
8
Практическая работа № 5 « Решение задач на анализирующее скрещивание»
1
1
Практическая работа
3. Дигибридное скрещивание ( 6 часов)
9
1.Закономерности наследования при дигибридном скрещивании,
3 закон Менделя.
1
1 ч
-
Лекция с элементами беседы, работа с рисунками, работа по тексту
10
2.Практическая работа № 6 «Решение прямых задач на дигибридное скрещивание».
1
-
1
Практическая работа
11
3.Практическое занятие № 7 «Решение прямых задач на дигибридное скрещивание».
1
-
1
Практическая работа
12
4.Практическая работа № 8 «Решение прямых задач на дигибридное скрещивание»
1
-
1
Практическая работа
13
5.Практическая работа № 9 «Решение обратных задач на дигибридное скрещивание»
1
-
1
Практическая работа
14.
6.Практическая работа №10 «Решение обратных задач на дигибридное скрещивание»
1
-
1
Практическая работа
15
7. Практическая работа №11 «Решение обратных задач на дигибридное скрещивание»
1
-
1
Практическая работа
16
8. . Практическая работа №12 «Решение обратных задач на дигибридное скрещивание»
1
-
1
Практическая работа
4. Составление родословных схем.( 2 часа)
17
1.Математические закономерности наследования, используемые при решении задач на родословную.
1
1
Лекция с элементами беседы, работа по схемам скрещивания
18
Практическая работа № 13 «Решение задач на составление схем.».
1
-
1
Практическая работа
5. Сцепленное наследование генов ( 6 часов)
19
1.Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана.
1
1
-
Лекция с элементами беседы, работа по схемам скрещивания
20.
2.Хромосомная теория наследственности.
1
1
-
Практическая работа
21.
3.Практическая работа №14 «Решение задач на сцепленное наследование»
1
-
1
Практическая работа
22
4.Практическая работа № 15 «Решение задач на сцепленное наследование»
1
-
1
Практическая работа
23
5.Практическая работа № 16 «Решение задач на сцепленное наследование»
1
-
1
Практическая работа
24
6.Практическая работа № 17 «Решение задач на сцепленное наследование»
1
-
1
Практическая работа
6. Наследование, сцепленное с полом ( 4 часа)
25.
1.Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.
1
1
-
Лекция с элементами беседы, работа по схемам скрещивания
26
2.Практическая работа №18 «Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой»
1
-
1
Практическая работа
27
3. Практическая работа № 19 «Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой»
1
-
1
Практическая работа
28.
4. Практическая работа № 20 «Решение прямых и обратных задач на сцепление признака
с У-хромосомой »
1
-
1
Практическая работа
7. Взаимодействие неаллельных генов ( 4 часа)
29
Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия.
1
1
-
Лекция с элементами беседы, работа с текстом, презентацией.
30
Практическая работа № 21 « Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов»
1
-
1
Практическая работа
31
Практическая работа № 22 « Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов»
1
-
1
Практическая работа
32
Практическая работа № 23 «Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов»
1
-
1
Практическая работа
8. Итоговое занятие (2 часа)
33
Итоговое занятие. « Решение генетических задач всех видов»
1
-
1
Самостоятельное решение задач всех типов
34
Итоговое занятие. «Решение генетических задач всех видов»
1
-
1
Самостоятельное решение задач всех типов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Подготовка к ЕГЭ по биологии» 10 класс
№
Название темы
Кол-во часов
Дата
Результативность
Литература
1
Многообразие живых организмов
2 ч
Н.В. Чебышев 2, стр 4,
В.В. Пасечник 6 кл
1
Вирусы. Бактерии.
Строение, размножение, спорообразование, представители, значение
Подцарство Простейшие. Строение, размножение, представители, значение. Пути заражения паразитическими одноклеточными.
Цикл развития малярийного плазмодия, конъюгация инфузорий.
Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные. Ароморфозы. Строение, размножение, представители (кораллы, гидроиды, медузы).
1 ч
Конспект, тесты
11
Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Ароморфозы. Строение, жизненные циклы, пути заражения паразитическими формами, профилактика. Значение.
1 ч
конспект тесты, с/р
12
Тип Кольчатые черви. Тип Моллюски. Ароморфозы. Строение, размножение, значение. Особенности пиявок, как эктопаразитов. Среда обитания представителей типа моллюски
1 ч
конспект тесты, с/р
13
Тип Членистоногие Класс Ракообразные, Класс Паукообразные Класс Насекомые. Ароморфозы. Сравнительная таблица строения представителей типа. Цикл развития на примере майского жука. Отряды с полным и неполным превращением. Значение, представители типа.
1 ч
Конспект, таблица, проект, с/р
14
Тип Хордовые. Ароморфозы типа. Сравнительная таблица строения представителей типа с выделением ароморфозом каждого класса. Систематическая таксономия
1 ч
конспект тесты
15
Сравнительная анатомия систем органов позвоночных.
Опорно-двигательная система. Костная ткань, классификация костей, типы соединения костей, изменения скелета в связи с прямохождением, особенности черепа человека и человекообразных приматов.
Сравнение типов мышечной ткани. Физиология, классификация: синергисты, антогонисты; сгибатели, разгибатели; супинаторы, пронаторы. Утомление, статическая и динамическая работа.
2ч
конспект тесты
21
Пищеварительная система и обмен веществ. Расщепление веществ в ротовой полости, желудке, тонком и толстом кишечнике. Симбиотическое пищеварение. Печень. Гигиена питания. Витамины.
1 ч
конспект тесты, с/р
22
Дыхательная система. Функции и строение дыхательных путей. Надгортанник, голосовые связки, механизм вдоха и выдоха, состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, спирометрия. Гуморальная регуляция.
Выделительная система. Строение, структура нефрона. Сравнительный состав первичной и вторичной мочи, канальцевая секреция. Гуморальная регуляция.
1 ч
конспект тесты, с/р
23
24
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа и тканевая жидкость. Взаимосвязь. Состав крови, группы крови, резус фактор, механизм свертывания крови. Иммунитет, работы Мечникова, Пастера, Дженнера, Эрлиха. Строение сердца, клапаны, автоматия, систола и диастола. Круги кровообращения, сосуды, артериальная и венозная кровь, первая помощь при кровотечениях.
Строение и функции лимфатической системы.
2ч
конспект тесты
25
Нервная система. Нервная ткань (повторение), физиология нервной системы, рефлекторная дуга. ЦНС и периферическая НС, соматическая и вегетативная НС (блуждающий нерв)
1 ч
конспект тесты
Высшая нервная деятельность человека. Работы Павлова и Сеченова. Торможение условных рефлексов. Типы темперамента, память, мышление, сознание, внимание. Сигнальные системы. Фазы сна.
1 ч
конспект тесты, проект
26
Органы чувств. Анализаторы. Учение Павлова, типы рецепторов, свойства рецепторов, дуга анализатора.
Строение и функции анализаторов. Свойства глаза, путь прохождения лучей. Передача звуковой волны, значение круглого окна. Вестибулярный аппарат, обонятельный и вкусовой анализаторы.
1 ч
конспект тесты, проект
27
Кожа и её производные.
Размножение и развитие человека. Строение, половые гормоны.