Просмотр содержимого документа
«" Зелёная аптека"»
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Зелёная аптека»
Плишкина Елена Анатольевна
Учитель биологии и химии
I квалификационной категории
МБОУ « Таушинская ООШ»
Чернушка 2017г.
Музтерапия. Музыка использоваться как оформление фона занятий и сопровождение моментов урока. "Тихая мелодичная музыка обладает седативным действием и нормализует функции сердечно - сосудистой системы.
Организация саморегуляции.
Использование игровых технологий
Технология сотрудничества
Цветотрапия- презентация – основной фон презентации, не раздражает орган зрения.
Смена вида деятельности. Виды деятельности и формы работы на уроке по необходимости меняются, так как внимание детей удерживается до тех пор, пока существует интерес (в течение 7-10 минут)
Технология критического мышления.
Физкультминутка.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
«Зелёная аптека"
Дидактическая цель урока: Создание условий для формирования знаний об лекарственных растениях и их применении.
Задачи: Формировать УУД:
- Личностные УУД: Оценивание усваиваемого содержания
- Коммуникативные УУД: Речевая деятельность, сотрудничество, работа с источниками, определение цели, принятие решения и его реализация, умение выражать свои мысли.
- Познавательные УУД: Формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
3.Формы работы учащихся: индивидуальная работа, групповая работа.
4.Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, засушенные лекарственные растения и плоды, чистые пробирки, сода, мерный стакан, варенье из смородины, стеклянная палочка.
5.Структура и ход занятия.
1.Организация обучающихся 2.Актуализация опорных знаний 3.Мотивация к учебной деятельности 4.Формулирование темы урока, постановка цели 5.Изучение нового 6.Закрепление знаний 7.Контроль полученных знаний 8. Домашнее задание. 9.Рефлексия.
№
ЭТАП занятия.
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
1.
Организационный момент мотивация к учебной деятельности
Музыкальное сопровождение
(Звуки леса, пение птиц)
- Добрый день, ребята.
Приветствие
1 мин.
2.
Актуализация опорных знаний
Демонстрация
1слайда
Посмотрите внимательно. Как вы думаете, что общего между изображениями?
Слушает, анализирует, определяет, о чём идёт речь.
2мин.
3.
Мотивация к учебной деятельности
Учитель формулирует проблемный вопрос: Ребята, могут ли люди использовать лекарственные растения для лечения, не зная от чего они?
Отвечают на вопросы.
Ученики с помощью учителя формулируют цели урока.
2 мин.
4.
Формирование темы урока, постановка цели
Демонстрация
2слайда
О чём сегодня будем говорить?
Что известно по теме?
Принимает цели, высказывает своё мнение, что известно по теме, что не известно, что хотелось бы узнать.
2мин.
5.
Изучение нового
1.Демонстрация
3слайда
2.Демонстрация
4слайда Эксперименты
Учитель: Растительныймир нашей Родины очень богат и почти все его представители имеют лечебные свойства. Поэтому степь, лес, луг можно назвать зеленой аптекой. Лечение травами начали применять очень давно. По мере накопления медицинских знаний в медицинской практике появляются все новые и новые лекарства.
Организую беседу, в ходе которой должно сформироваться первичное представление об лекарственных растениях.
Учитель:
Сегодня мы с вами побудем в роли учёных, врачей, ботаников.
-А что учёные делают? (исследуют, экспериментируют…)
Работа в группах
1гр. – «Учёные»
2 гр. – «Ботаники»
3 гр. – «Врачи"
Даёт сигнал об окончании работы
Смотрят, слушают, отвечают на вопросы учителя, участвуют в беседе
Работают по чёткому алгоритму к заданию на карточках.
Проводят эксперименты, делают выводы.
«Учёные»- изучают научный текс и делают выводы.
«Ботаники» -определяют растения и плоды в засушенном виде.
«Врачи" -выбирают лекарственные препараты из аптеки на травах, изучив состав.
3мин
10мин.
Отчёт по результатам
6.
Закрепление знаний.
Игра «Угадай-ка». 5 слайд
1гр. – «Учёные»
2 гр. – «Ботаники»
3 гр. – «Врачи"
Даёт сигнал об окончании работы
Отгадывают загадки. Передвигаются по классу, выбирают нужные названия лекарственных растений, которые развешаны в классе и прикрепляют на доску.
5 мин
Отчёт по результатам
7.
Самостоятельная работа и проверка по эталону
Демонстрация
6. слайда
Организует совместную работу с обучающимися с практическим ресурсом, с целью закрепления полученных знаний, проверяет полноту усвоения изученного для ликвидации «пробелов» в знаниях
Растения имеют не только эстетическое значение, это еще и наше здоровье. Предки передали сегодняшнему человеку в наследство знания об огромном количестве лекарственных растений, наша задача-не растерять эти знания приумножить их и передать потомкам.
Ответы проверяют по эталону (6слайд)
10мин.
8.
Домашнее задание
- Растения имеют не только эстетическое значение, это еще и наше здоровье. Предки передали сегодняшнему человеку в наследство знания об огромном количестве лекарственных растений.
-Ребята, чтобы сохранить лекарственные растения, вы, как учёные, что можете сделать?
Дома: Написать статью о бережном отношении лекарственным растениям.
Отвечают, записывают.
2 мин
9.
Рефлексия учебной деятельности
Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
Наше занятие подошло к концу, продолжите предложения….
"Мне было интересно…";
"Я научился…";
"Особенно мне понравилось…";
Сегодня я узнал …";
Определяет уровень восприятия информации на занятии, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе
3 мин.
Приложение
Учёные
«Калина»
Это удивительно красивое дерево. Испокон веку в России и Украине плоды калины были одной из важнейших частей десерта. На праздники с калиной пекли пироги, ватрушки, хлеб, готовили очень вкусный калиновый квас, варили варенье и кисель "калинник", квасили с калиной капусту.
В состав калины входят редкие кислоты – уксусная, валериановая, изовалериановая, олеиновая, муравьиная и другие, около 40 мг% витамина С. Плоды содержат очень большое количество минеральных солей. Калина содержит йод.
Свежие плоды калины или протертые с сахаром употребляют при нервном возбуждении, гипертонической болезни, атеросклерозе и спазмах сосудов.
Вареные с мёдом плоды калины надо есть при кашле, одышке, болезни печени.
Сок из плодов калины с мёдом используют (в народной медицине) для лечения рака молочной железы у женщин, для профилактики гастрите.
Считается, что систематическое употребление плодов калины улучшает самочувствие больных злокачественными опухолями органов пищеварения.
Настой плодов пьют против фурункулов, экземы, а также как витаминное общеукрепляющее, потогонное и слабительное средство.
Ягоды калины усиливают сокращение сердца и обладают легким мочегонным действием.
« Врачи»
Задача
Пациент пришёл на прием к врачу с жалобой на кислую отрыжку и боли в животе после еды смородины. Почему это произошло?
Проведи опыт. Докажи что в смородине есть кислота ,
В протертые ягоды добавь немного воды;
Добавь ½ чайной ложки питьевой соды и перемешай всё;
Если пена есть, значить кислая среда
Если пены нет, кислотность низкая
Сделай выводы
При повышенной кислотности желудочного сока наблюдается разъедание слизистой оболочки желудка .Очень часто это приводит к гастриту и даже язве желудка. Горькая или кислая отрыжка, изжога, особенно после острого, кислого, жирного, Как же можно облегчить свое существование и свести к минимуму неприятные явления, возникающие при усиленной выработке соляной кислоты в желудочном соке?
Прежде всего, это диета. Человек, страдающий повышенной кислотностью, должен назубок знать те продукты, которые он может, есть и которые ему вредны. При повышенной кислотности категорически исключаются: жирное , продукты с повышенной содержание кислот и солёное.
Учёные
«Как пить чай из трав?»
Для чая выбирается, как правило, несколько трав в зависимости от эффекта и вкусового букета, которые хочется получить. Составляя букет для чая, не стоит смешивать несколько таких трав в равных пропорциях. Заваривать травы лучше всего в обычном фарфоровом или глиняном заварном чайнике на ночь, со всех сторон обложить полотенцами, одеяльцем, закрыть колпаком и т.п., чтобы вода остывала дольше и травы смогли отдать больше полезных веществ. Использовать для заваривания термос не рекомендуется, так как некоторые травы начнут выделять дополнительную горечь. Тем не менее, в термосе очень хорошо завариваются шиповник, рябина и другие плоды.
При питье разбавить водой в соотношении примерно 1 :1. Пить лучше один раз утром стакан минут через 10-15 после еды. И еще один или два раза в течение дня. Если вода не сильно горячая, рекомендую добавить чайную ложку меда.
Выбери правильные утверждения:
а) заваривать травы лучше в термосе
б) плоды лучше заварить в термосе
в) перед употреблением разбавить примерно 2:3
г) заварной чайник укутать теплым полотенцем
д) пить, как можно чаще
Ботаники
«СБОР И СУШКА ТРАВ НА ЗИМУ»
Июль является не только жарким летним месяцем, но и месяцем сбора трав. В этот период в средней полосе России цветет иван-чай (как правило, собирают цветы и листья), зверобой и тысячелистник (собирают верхушки с цветками), а также всеми любимая земляничка. Для приготовления натурального и полезного чая подойдут не только ягоды, но и листья смородины, малины, лесной земляники. Самым лучшим периодом для сбора трав и ягод является, когда растущая луна и сухая погода. Дело в том, что в это время растения больше всего обогащены всеми питательными веществами и пригодны к сушке. Собирать травы и ягоды необходимо подальше от города и конечно же вдали от дороги. Не срывайте все с одного места, необходимо оставлять не тронутые растения. Самой лучшей температурой для сушки трав, листьев, цветов и т.д. является теневая - 25-30 °C. При 40-60 °C начнут разрушаться полезные вещества ферменты. Для удобства, как правило, траву завязывают в небольшие пучки и подвешивают срезанной частью вверх. Упрощенный вариант - класть их на расстеленную хлопчатобумажную ткань. Важно только следить за помещением (необходимо проветривать его и избегать попадания влаги).