натуральные пищевые продукты – без содержания химических веществ,
наполнителей, красителей и искусственных консервантов. Наш организм
постоянно нуждается в витаминах, макроэлементах и минеральных веществах, соответственно пища, которую мы употребляем, должна быть полноценной и разнообразной, т. е. чем разнообразнее будет наше меню, которое состоит из полезных продуктов, тем больше полезных веществ получит наш организм. С-11
Правило №2. «Ешьте несколько раз в день разнообразные овощи и фрукты. Ежедневно в ваш рацион питания должны входить свежие овощи и фрукты (более 500 граммов в день, не считая картофеля), лучше свежие и выращенные в местности вашего проживания ».
Правило №3.
Правило №4.
Правило №5.Ограничьте употребление соли. Общее потребление поваренной соли с учётом соли, содержащейся в хлебе, консервированных и других продуктах, не должно превышать 1 чайной ложки (6 граммов) в день.
Правило №6.
Правило №7.
Правило №8. Готовьте пищу на пару, а также путём отваривания и запекания.
Сохранить все полезные вещества в продуктах можно при минимальной
тепловой обработке. От жарки на масле лучше отказаться, оптимальные
способы — варка, запекание в духовом шкафу и приготовление на пару».
Правило №9. Обязательно соблюдайте режим питания. Редкие приёмы пищи вредны так же, как постоянные перекусы и привычка всё время что-нибудь жевать».
«Ребята, давайте рассмотрим оптимальные варианты режима питания. Первый вариант – это четырёхразовое питание, включающее в себя завтрак, обед, полдник и ужин. Второй вариант четырёхразового питания – это первый и второй завтраки, обед и ужин. И наконец, третий вариант – это пятиразовое питание, в которое входит первый и второй завтраки,
обед, полдник и ужин. Ребята, любой из этих вариантов считается правильным. Однако учёные считают один из представленных вариантов питания наиболее полезным для здоровья. Как вы думаете, какой из представленных вариантов режима питания считается наиболее полезным для здоровья?»
Учащиеся в процессе обсуждения отвечают на поставленный вопрос. «Ребята, для того чтобы ответить правильно на этот вопрос, давайте
внимательно рассмотрим все три варианта режима питания и решим, в каком случае распределение пищи оказывается более равномерным и промежутки между приемами пищи меньше?». Учащиеся отвечают на вопрос. «Из представленных вариантов режима питания наиболее полезным считается пятиразовое питание, при котором более равномерное распределение пищи и промежутки между приёмами пищи будут меньше.
При более частом приеме пищи может снижаться аппетит или развиваться ожирение. Вообще при 4-5 разовом режиме питания обеспечивается равномерная нагрузка на систему пищеварения, пища лучше переваривается и усваивается и происходит своевременное поступление питательных веществ, которое компенсирует энергетические затраты».
Правило №10. Употребляйте тёплую пищу не менее 3 раз в день (завтрак, обед и ужин). Горячее питание (если быть точным, тёплое питание) имеет крайне важное значение. Если пища тёплая, она переваривается в течение 2—3 часов.
При этом происходит полноценное расщепление крупных белковых молекул на аминокислоты. Холодная еда покидает желудок в несколько раз быстрее, и нормального переваривания не будет.
Правило №11. Питьевой режим не менее важен, чем регулярные приёмы пищи. Учитель обращает внимание учащихся на то, что чай, кофе и соки воду не заменяют. В сутки организму необходимо получать не меньше 30—35 мл жидкости на 1 кг веса.
Сладкая газировка должна быть полностью под запретом, в ней содержится
слишком много сахара. Выпивая в день достаточное количество воды,человек насыщает клетки живительной влагой, позволяет кровеносной системе функционировать как часы и восполняет дефицит воды в организме».
Учитель предлагает послушать песню о здоровом питании в исполнении ученика.
Песня о здоровом питании.
Правило №12. «Ребята, давайте рассмотрим пирамиду питания, разработанную диетологами. В основании пирамиды — цельнозерновые продукты (хлеб грубого помола, различные крупы), затем расположеныовощи и фрукты. Продукты из этих групп следует по возможности употреблять с каждым приёмом пищи. На третей ступени пирамидынаходятся белоксодержащие продукты животного происхождения. Эти продукты можно употреблять до 2 раз в день. Также на этой ступени находятся молоко и молочные продукты, их употребление следует ограничить 1-2 порциями в день.
На самой верхней ступени пирамиды находятся продукты, употребление
которых следует сократить. К ним относятся животные жиры, содержащиеся в красных сортах мяса и сливочном масле, а также продукты с большим
содержанием так называемых быстрых углеводов: продукты из белой муки,
очищенный рис, газированные напитки и прочие сладости.
Очень важно знать, что пища – источник энергии, которая должна быть в
балансе с нашей физической активностью, т. е. затраты энергии должны быть
больше или равны потреблению энергии, тогда мы не будем набирать лишний вес и будем хорошо себя чувствовать. А показателем, который поможет нам понять, есть ли у нас лишний вес или у нас недостаток массы тела, который тоже отрицательно сказывается на здоровье, является Индекс массы тела (ИМТ)».
«Индекс массы тела — это универсальный показатель, рекомендованный
Всемирной организацией здравоохранения, который позволяет нам опреде-
лить, насколько безопасным для нашего здоровья является наш вес. ИМТ
рассчитывается по формуле: вес тела в килограммах разделить на рост в
метрах в квадрате. Учитель обращает внимание на формулу на слайде и на доске.
Если ИМТ от 18,5 до 25, то это нормальная масса тела, если менеее 18,5
или более 25,5 — стоит задуматься и корректировать вес, чтобы исключить
важнейший фактор риска неинфекционных заболеваний. Норма от 18,5 до 25.
Можно попробовать рассчитать свой индекс массы тела. Некоторые учащиеся до урока нам сдали свои показатели массы и роста, поэтому можно после урока подойти и узнать. Кто хочет может сейчас рассчитать- перед вами находятся чистые листы бумаги.
«Ребята, ещё с давних времён люди старались заботиться о своём здо-
ровье и знали практически всё о пользе правильного питания. Однако, не-
смотря на то, что каждое поколение в основу здорового питания вносило
свои изменения, главные принципы дожили и до наших дней. Принципы
правильного питания читаются между строк народных сказок и легенд,
рассказов и притч, но наиболее ярко их демонстрируют пословицы и по-
говорки — настоящие перлы народного творчества и мудрости. Пословицы
на тему правильного питания передавались из поколения в поколение и
являлись своего рода пособием, которое учило, как следует жить и что
употреблять в пищу, чтобы сохранить здоровье и силу. Ярким подтвержде-
нием тому может стать высказывание Сократа «Нужно есть, чтобы жить, а
не жить, чтобы есть».
Учитель предлагает обучающимся привести примеры пословиц и поговорок на тему правильного питания.
Слайды с поговорками и пословицами.
«Во все времена составлению рациона, пусть и неосознанно, уделяли
много внимания. Ещё наши бабушки говорили: «Щи да каша — пища на-
бления первых блюд и питательных злаков. Они знали, что для полноцен-
ного развития, активной работы и бодрого духа необходимо не только до-
статочно, но и правильно питаться».
«Ребята, если вникнуть в смысл русской поговорки «Не всё в рот, что
око видит», становится понятно, что даже наши предки к пище подходили
с умом. Только так еда становилась основным источником отличногоса-
мочувствия, бодрого духа и крепкого здоровья».
«Наверное, трудно найти человека, который бы не знал о пользе каши.
Наши предки тоже считали каши полезными и невероятно вкусными, по-
этому существует множество поговорок, посвящённых именно этому про-
дукту.
«Хороша каша, да мала чаша», «Мать наша — гречневая каша». И это
далеко не все высказывания, которые посвящены этому бесценному про-
дукту»
«Ребята, также существует множество поговорок, в которых особое вни-
мание уделяется режиму питания: «Укоротить ужин — удлинить жизнь».
«Также нашими предками было придумано много поговорок про куль-
туру питания. Всем нам с детства известно такое высказывание: «Когда
я ем, я глух и нем». Так в детстве нам говорили бабушки. Действительно,
современными учёными доказано негативное влияние посторонних факто-
ров на процесс пищеварения».
«Если все народные высказывания поместить в одну книгу, получится
настоящий кладезь дельных советов и рекомендаций по правильному и
здоровому питанию.
Ребята, на этом наше занятие подошло к концу. Что нового вы узнали
о здоровье и правильном питании?
А теперь давайте выполним небольшое задание. Выбрать полезные и вредные продукты (по 10 штук) и при помощи магнитов прикрепить их на доску. Два человека выходят к доске. Учитель комментирует выполнение задания.
-Можно устроить выставку рисунков на данную тему.
- Предложить тест для родителей, который они выполнят дома.
- Посмотреть видеофильмы о правильном питании.
Судя по всем народным поговоркам, по тем сведениям с которыми мы сегодня познакомились, можно сделать вывод: правильное питание — это залог крепкого здоровья, хорошего настроения, молодости и долголетия.
Будьте здоровы! Спасибо за внимание и работу на занятии.