Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Лекарственные растения"»
Автор: Полина Екатерина Викторовна
Должность: учитель химии и биологии
Учреждение : ГБОУ школа 2026 г. Москва,
Моб.89636933771
Эл. Почта: e.tweritnewa@yandex.ru
Внеклассное мероприятие по биологии
«Лекарственные растения»
Москва 2016
Школа № 2026 Класс 7
Форма: игра
Возраст учащихся:12-13 лет
Цель: Познакомить учащихся с видовым разнообразием растений, легендами лечебными свойствами растений.
Задачи:
Образовательная: формирование понятия лекарственные растения, показать видовое разнообразие растений и их применение в медицине;
Развивающая: развитие в ходе игры мышления, анализа, обобщения;
Воспитательная: формирование навыков продуктивного общения учащихся в процессе осуществления учебной деятельности.
Подготовительный этап:
Узнав о проведении игры в классе, дети проявили активность в перестановке школьного имущества. Учащиеся помогали мне в изобретении барабана.
Оборудование: барабан со стрелкой , памятные призы
Ход мероприятия:
1.Организациооный момент
Ведущий (В): Сегодня нашу игру мы посвятим лекарственным растениям. Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Нас всюду окружают растения, и мы даже не задумываемся над тем, что каждая полянка – это богатейшая аптека. В современной медицине лекарственные растения не только не утратили своих позиций, но привлекают к себе все более пристальное внимание ученых. Из более чем 3000 препаратов, применяемых отечественной медициной, 40 % вырабатывается из лекарственных растений. С каждым годом число их увеличивается. Лекарственным растениям нередко отдают предпочтение в связи с их небольшой токсичностью и возможностью длительного применения без проявлений побочного действия. Перечислять целебные свойства можно долго и много. Но начнем игру…
Первый тур
В: Чтобы выбрать первую тройку игроков, я загадываю загадки.
Стоит Егорка
В красной ермолке,
Кто ни пройдет –
Всяк наклонится.
(Земляника) Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых,
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай,
Что за травка, отвечай!
(Душица)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка. (Одуванчик)
Представление первой тройки игроков.
Задание:
Древнегреческая легенда повествует о том, что прекрасная белая нимфа, воспылав любовью к Гераклу, не получила от него отклика и от горя и любви к нему превратилась в цветок (как вариант - погибла и на месте ее гибели выросла кувшинка). О каком цветке идет речь? (белая кувшинка)
В: С древнейших времен отварами одолень-травы (как еще называли кувшинку) лечили зубные боли и судороги. А певцы использовали настойки и отвары семян этого растения для укрепления голоса. Корневища и плодоножки, настоянные на водке, применяются при ревматизме как наружное средство. Корневища, цветы и листья кувшинок (в спиртовых настойках или в натуральном виде) применяют в качестве противовоспалительного средства, накладывая их как припарки на раны и нарывы. Женщины Древней Руси верили что, если корневища этого цветка съесть и смазать живот мазью из сока пырея, заячьей желчи и козьего сала, помогали беременной женщине во время схваток.
Второй тур
В: Выбираем вторую тройку игроков. Загадки.
Путник часто ранит ноги
Вот и лекарь у дороги.
(Подорожник) Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи солнца белые лучи.
(Ромашка)
Сидит на палочке,
В красной рубашечке,
Брюшко сыто -
Камнями набито.
(Шиповник)
Представление второй тройки игроков.
Задание:
По русским преданиям, жила в деревне красавица. Белое лицо ее зарей облито, а строгие очи ярче зелени. И ценила она выше всех достоинств верность, чистоту и взаимность. Сельчане часто встречали девушку в венке из этого растения весной - с белыми цветами, а по осени - с красными ягодами. На беду подрастающей красавицей любовались не только жители деревни, но и внук Чингисхана, будущий Бату-хан. Уже несколько дней пытался он заговорить с ней, заманивал в богатую юрту, но безуспешно: девушка была помолвлена с синеглазым русичем.
Не выдержал Бату. Воровски выследил русиянку и бросился к ней. Не испугалась девушка. Прижалась она спиной к этому растению и выхватила из-под шушпана кинжал. А когда Бату все-таки приблизился к ней, ударила себя в грудь кинжалом и пала на куст боярышника.
Никто н помнит, как звали молодую русиянку, но знают, что в ее честь молодых девушек на Руси стали величать боярышнями, а молодых женщин - боярынями. (Боярышник)
В: Венок из боярышника в его руках символизирует надежду на их благополучие. У древних славян существовала легенда о девушке, чьи русые волосы часто были украшены венком из боярышника. У нее был суженный; и со дня на день в доме ждали сватов. На беду влюбленную красавицу страстно полюбил приезжий иноземец. Однажды он выследил девушку и захотел завладеть ею силой. Однако не желая нарушать клятву, данную своему любимому, красавица выбрала смерть. С тех пор боярышник стал символом девственности и целомудрия, а молодых русских девушек в честь их гордой сестры начали называть "боярышнями" или "барышнями". Препараты боярышника снижают возбудимость центральной нервной системы, обладают избирательным спазмолитическим действием на коронарные сосуды и сосуды головного мозга, уменьшают сердцебиение и аритмию, устраняют головокружение, снижают артериальное давление и уровень холестерина в крови.
Третий тур.
В: Выбираем третью тройку игроков. Загадки.
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
(Липа)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)
Задание:
На свете жила девушка и был у нее любимый - Роман, который делал для нее подарки своими руками, превращал каждый день жизни девушки в праздник! Однажды Роман лег спать - и приснился ему простой цветок - желтая сердцевинка и белые лучики расходившиеся в стороны от сердцевины. Когда он проснулся, то увидел цветок рядом с собой и подарил его своей девушке. А девушка захотела, чтобы такой цветок был у всех людей. Тогда Роман отправился на поиски этого цветочка и нашел его в стране Вечных снов, но царь этой страны не отдал цветок просто так. Правитель сказал Роману, что люди получат целое поле, если молодой человек останется в его стране. Ждала девушка своего любимого очень долго, но в одно утро она проснулась и увидела за окном огромное бело-желтое поле. О каких цветах идет речь?(ромашка)
В: В русской медицине ромашка пользуется особой любовью. Ее рекомендуют при глазных заболеваниях, головной боли, опухолях. Девушка назвала цветок в честь своего любимого - Ромашкой! Теперь девушки гадают на ромашке - "Лю-бит-не любит!"
Игра со зрителями
Задание:
Эта модница лесная Часто свой наряд меняет: В шубке белой зимой, Вся в серёжках весной, Сарафан зелёный летом, В день осенний в плащ одета. Если ветер налетит, Золотистый плащ шуршит. Ответ: Берёза
Сначала как солнце — оранжево-яркий. Становится пухом — пушистым и мягким. Как облачко белый, и лишь дуновенье, Развеется сразу в одно лишь мгновенье. Ответ: Одуванчик
В платье зелёном И шапочке красной Степь украшаю Нарядом атласным. Ответ: Мак
Весной зеленела, Летом загорала, Осенью надела Красные кораллы. Ответ: Рябина
Стоит разбойник у дороги, Под одеждой прячет ноги. И кто ни появляется, За каждой цепляется. Ответ: Репейник
Две сестры летом зелены, К осени одна краснеет, Другая — чернеет. Ответ: Смородина
Обжигает, как огонь! Ты смотри, ёё не тронь! Расплелась под старой сливой Очень жгучая... Ответ: Крапива
«Кошачья травка» — Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку.
Ответ: Валериана
Финал
Задание:
Существует легенда, повествующая, что все стареющие женщины Земли обратились к богиням с просьбой подольше сохранить им молодость и привлекательность. Богини сбросили с Олимпа чудодейственные цветы, наделив их сильным пряным запахом и ярким желто-оранжевым цветом, чтобы они не затерялись. Недаром в народе их называют «женскими» цветами. (пижма )
В. Настой или порошок пижмы - эффективное противоглистное средство, используемое при аскаридозе и острицах, а также лямблиозе, описторхозе.Желчегонные свойства пижмы позволяют применять настой ее соцветий при болезнях печени и желчных путей. Кроме того, пижму используют при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, а также при дизентирии, энтерите и энтероколите. Настой пижмы возбуждает аппетит и улучшает пищеварение.
Суперфинал
Задание:
Давным-давно, когда вольные казаки ходили по рекам и морю на яликах и стругах, случалось частенько им заплывать очень далеко и возвращаться лишь заполночь. Если небо было чистое, казаки ориентировались по звездам, идя к берегу, но когда звезды закрывали облака, зажигали они факелы, чтобы привлечь внимание дежурного маяка. Дежурный указывал им путь к земле, дабы они не столкнулись со скалами и не погибли. С факелами в руках сходили они на берег, усталые, но счастливые, что вернулись и бросали их на землю. Казаки уходили домой, а факелы прорастали пурпурными цветами.Во время обильных рос с цветов капают светлые слезы. Старики уверяют, что это цветы оплакивают расставание с казаками. ( дербенник или плакун- трава).
В: Родовое латинское имя растения происходит из греческого языка и означает "пролитая свернувшаяся кровь"; растение обладает кровоостанавливающими свойствами. На Руси в старину к плакун-траве относились с уважением. Дербенник обязательно клали среди целебных трав при сушке, считалось, что он изгоняет нечисть, передает другим травам свою энергию и силу. Если верующий человек носил крест и имел при себе корешок или мешочек с плакун-травой, ему были не страшны напасти.
При длительном эксперименте на животных было установлено, что лечебная трава хорошо излечивает диарею (понос - частый жидкий стул), так как в ней имеются активные вещества - танины, способствующие удержанию жидкости в толстом кишечнике и одновременно - ослаблению воздействия накопившихся токсинов. Более того, доказано, что Дербенник может применяться при желудочно-кишечных расстройствах вирусной этиологии, ввиду его антивирусной активностью.