Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Знатоки биологии"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Артюшкинская основная школа имени Д.И. Исакова
ПЛАН-СЦЕНАРИЙ
внеклассного мероприятия по биологии
для учащихся 5 - 9 классов.
«Знатоки биологии»
Разработала:
учитель биологии Карева Л.В.
ПЛАН – СЦЕНАРИЙ
внеклассного мероприятия по биологии
для учащихся 5 - 9 классов:
«Знатоки биологии».
Общие положения и условия проведения конкурса:
в конкурсе принимают участие учащиеся 5 – 9 классов (4 - 5 чел.), которые поднимаются на сцену и занимают свои места.
каждый участник выбирает карточку, на оборотной стороне которой имеется номер, определяющий порядок их участия в конкурсе. Этот номер прикрепляется ассистентами на левую сторону груди игроков.
для подведения итогов каждого конкурса и викторины в целом избирается жюри из числа преподавателей естественнонаучного цикла и учащиеся старших классов);
в счетную комиссию делегируется 2 – 3 учащихся из числа зрителей;
Конкурс проводиться в три тура:
в I туре принимают участие все участники, которые в течение 1 минуты отвечают на максимальное количество однозначных вопросов по курсам ботаники, зоологии, анатомии;
во II туре принимают участие трое учащихся, получивших максимальное количество очков в I туре, отвечая на тематические вопросы по биологии;
в III туре 2 участника отвечают на вопросы ведущих (до 3 мин.);
Победителем признается участник, набравший наибольшее количество баллов по результатам всего конкурса.
«Конкурс знатоков биологии»
В начале конкурса звучит спокойная лирическая мелодия (из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»), которая через несколько секунд медленно затихает, выходит один из ведущих и на фоне продолжающейся музыки, звучат слова ведущего.
1-й ведущий:Добрый день, дорогие друзья! Окружающий нас мир прекрасен
и удивителен. Это чарующий узор ярких цветов, радующий и согревающий
нас, и свежий воздух, вселяющий в нас новые силы, и родник здоровья, и
духовные богатства человека. Но сейчас природа нашей планеты в опасности,
потому что не все люди знают, хотят и умеют беречь её. Есть ребята, которые
при виде простого воробья тут же хватают камень, чтобы показать свои
охотничьи инстинкты, и стараются убить эту очень полезную пташку. Ну, а что
они творят при виде безобидного ужа, говорить не приходится, - для бедной
рептилии конец известен.
2-й ведущий: Давайте же стараться жить так, чтобы природа, земля вокруг нас оставалась прекрасной и щедрой, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы. И я надеюсь, что наша встреча поможет нам по-другому посмотреть на то, что нас окружает. Сегодня мы в игровой манере вспомним, что вам известно об окружающей нас природе.
1-й ведущий: Мы начинаем наш конкурс знатоков биологии.
2-й ведущий: На сцену приглашаются учащихся 5-9 классов, которые любят природу, знают её и готовы продемонстрировать свои знания.
I тур: «ФЛОРА И ФАУНА»
Звучит лёгкая музыка.
Под её звуки на сцену выходят по 2-4 участника от каждого 8 - 9-го класса
1-й ведущий: Каждый участник с помощью ассистента выбирает табличку с порядковым номером. Прошу закрепить этот номер на левой стороне груди.
Наш конкурс будет состоять из нескольких разнообразных туров, с тематикой которых мы познакомим вас по ходу нашей встречи.
Участник под № 1 и № 2, прошу выйти вас на центр сцены.
2-й ведущий: Я буду задавать вам короткие вопросы в течение 1 минуты. Вы должны за это время дать как можно больше правильных ответов. За каждый правильный ответ участнику даётся 1 балл. Количество баллов, полученных участниками в каждом туре будет подсчитывать счётная комиссия в составе:
1-й ведущий: Судить нашу встречу будет жюри, в которое вошли:
Звучит песня А. Пугачёвой «Волшебник-недоучка». Когда песня затихает (через 20-30 секунд), говорит ведущий.
2-й ведущий: По выбранной участником тематике я буду быстро задавать вопрос и ждать ответа. Только после ответа задаю следующий вопрос. Если участник не знает ответа, он должен сказать: «Пас!» – после чего я задам следующий вопрос. Если участник называет неправильный ответ, то я исправляю его и только после этого задаю следующий вопрос. Счётная комиссия следит за количеством правильных ответов и временем, и останавливает меня через 1 минуту.
После каждого выступления участников жюри будет назовёт лидеров по номерам, указывая – сколько очков они набрали в этом туре. Именно они будут играть во втором туре.
Итак, правила и условия игры объявлены… Начинаем 1-й тур и первый вопрос участнику под номером «один». Что вы выбираете: Ботанику, зоологию или анатомию?
Вопросы I тура:
«БОТАНИКА»:
Цветок какого растения на протяжении дня поворачивается засолнцем? (Подсолнечник).
У какого водного растения самые крупные листья? (Виктория - регия).
3. Какое самое маленькое цветочное растение? (Ряска).
4. Назовите деревья-символы Украины. (Калина, верба).
5. Какое растение дает лучший мед? (Липа).
6. Благодаря какому растению сформировались торфяные залежи (мох сфагнум).
7. Какой лес шумит, а какой шелестит. (хвойный - лиственный).
8. Какое самое высокое дерево? (Секвойя)
9. К какому классу голосеменных растений относиться сосна? (Хвойные)
10. Листья какого растения изображены на государственном флаге Канады?
(Клёна)
11. Какую вид бурых водорослей человек употребляет в пищу?
(Морская капуста – ламинария).
12. Самое толстое дерево? (Баобаб)
13. У какого дерева самая большая крона? (Баньян).
14. Самое долгоживущее растение. (Секвойя).
15. К какому семейству относится пшеница? (Злаковые).
16. Из каких растений в древние времена сформировались залежи каменного угля? (Папоротники, хвойные)
«ЗООЛОГИЯ»:
Самое крупное на планете водное млекопитающее? (Синий кит).
Сколько весит синий кит? (около 150 тонн)
Сколько весит язык синего кита? (около 5 тонн).
Какие рыбы мечут «чёрную икру»? (Осетровые).
Самая крупная в мире рыба? (Китовая акула)
Сколько весит китовая акула? (более 30 тонн).
Самое крупное сухопутное животное? (африканский слон)
. Какой вес африканского слона? (до 7 тонн)
Какие рыбы мечут «красную икру»? (Лососёвые)
Какое любимое «лакомство» кашалота? (кальмары)
Какая длина тела глубоководного кальмара? (до 20 метров).
Сколько весит гигантский кальмар? (до 4 тонн)
Самый крупный в мире краб? (Японский краб: расстояние между концами средних ног – до 3 м; диаметр панциря – до 50 см; вес – до 15 кг).
Какое морское животное является «рекордсменом мира» по скорости передвижения в воде? (кальмары – до 200 км/час).
Какая самая плодовитая рыба в мире? (Луна-рыба – до 300 млн. икринок).
Самое крупное насекомое планеты ? (индонезийский палочник – 35 см).
Самая крупная в мире змея? (южно-американ. удав – анаконда – более 11 м).
Самая большая ящерица? (комодский варан – около 3 м, вес до 200 кг).
Самая крупная в мире черепаха? (кожистая черепаха – до 2,5 м; более 500 кг).
Самая гигантская птица? (африканский страус – до 2,8 м; более 100 кг).
Самая крупная летающая птица? (странствующий альбатрос – вес до 12 кг; размах крыльев – до 4,5 метров).
Самая мелкая птица? (южно-америк. колибри – тело – 2,5 см, вес – 2 г).
Какие птицы вскармливают своих детенышей «молоком»? (Пингвины, голуби).
Какой заповедник, расположен в Тельмановском районе Донецкой области?(филиал Украинского степногозаповедника - «Хомутовскаястепь»).
«АНАТОМИЯ»:
Сколько костей содержится в скелете человека? (203-206 штук).
Сколько мышц имеется в теле человека? (около 600 штук).
Сколько эритроцитов содержится в 1 мм крови человека? (4,5 млн.)
Самая сильная мышца у человека? (нижнечелюстная)
Самая длинная кость у человека? (бедренная)
Самая длинная мышца в теле человека? (портняжная)
Сколько подвижных костей в черепе человека? (одна – нижняя челюсть)
Какой орган называют «гликогенным депо»? (печень)
Сколько литров крови находится в теле человека? (около 5,5 л)
Сколько камер имеет человеческое сердце? (четыре)
Какую нагрузку выдерживает большая берцовая кость? (1,5 т)
Самая крупная артерия? (аорта)
Какой орган называют «кровяным депо»? (селезёнка)
Какой средний вес мозга человека? (1450 г)
Сколько позвонков в позвоночнике человека? (34-35 штук)
Сколько зубов у взрослого человека? (32).
17. Сколько молочных зубов бывает у детей? (24).
2-й ведущий: Минута истекла. Прошу счётную комиссию передать результаты членам жюри и объявить количество баллов, набранных первыми участниками нашего конкурса.
(Один из членов жюри объявляет сколько очков набрали участники. После этого звучит «торжественный марш» или иная мелодия в знак приветствия участника. Таким образом отвечают все участники конкурса.)
1-й ведущий: Прошу жюри подвести окончательные итоги I тура и определить 3-х лидеров нашего конкурса.
(Подведение итогов I тура. Определение 3-х лидеров, вышедших во II тур. Объявление результатов).
II тур: «НАСТОЯЩИЕ ЗНАТОКИ»
Звучит мелодия, а когда она затихает (20 секунд), говорит ведущий..
2-й ведущий:
Трём участникам, вышедшим во 2-й тур, я задам по 20 вопросов, связанных со специфическими знаниями по зоологии, и вместе со зрителями посмотрим, как они изучали её в 7-м классе . Максимальное время для ответов на все вопросы – 2 минуты. Первым отвечает участник, набравший максимальное количество очков в 1-м туре. Это участник под номером ____.
Вопросы II тура:
1-й ведущий: Вопросы для первого участника:
«КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ»:
Как иначе называются земноводные? (амфибии).
Хвостатая амфибия, обитающее в Арктике? (сибирский углозуб).
Земноводные, похожие на ящериц? (тритоны, саламандры).
Самая большая из хвостатых земноводных? (гигантская саламандра: длина - 160 см, вес - до 40 кг; обитает в горных реках Восточного Китая и Японии).
Самая крупная жаба? (жаба-голиаф: вес длина тела без ног – 25 см – до 5 кг).
Самая мелкая бесхвостая амфибия? (американская болотная квакша-1,5 см).
Самая длинная безногая амфибия? (червяга Томпсона- 117 см).
Самая плодовитая лягушка наших водоёмов? (озёрная л. - до 11 тыс.яиц).
Какая лягушка вынашивает детёнышей на спине? (Южно-Амер. пипа)
Каких земноводных человек чаще употребляет в пищу? (лягушек).
11.Сколько видов амфибий насчитывается на Земле? (более 4 тысяч).
12.Жаба, занесённая в Красную книгу Украины? (камышовая жаба).
13.Самая крупная и самая распространённая лягушка Донецкой области? (озёрная лягушка).
14.Как иначе называют древесных лягушек? (квакши).
15.Как называют личиночную стадию развития лягушек? (головастики).
1-й ведущий: А теперь мы посмотрим насколько вы сильны в дополнении поговорок и отгадывании загадок о животных:
2-й ведущий: Дополните известные поговорки и пословицы…
1. Без труда не выловишь и … из пруда. (Рыбку).
2. Работа не …, - в лес не убежит! (Волк).
3. Сидит красна девица в темнице, а коса – на улице. (Морковь).
4. Работящие зверьки строят дом среди реки,
Если в гости кто придёт, знайте, что из речки вход. (Бобры).
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы,
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы. (Белка).
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина).
Это старый наш знакомый: он живёт на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист).
8. Злая, как волчица, жжётся, как горчица!
Что это за диво? Это же… (Крапива).
Зелена, стройна, красива
Над рекой склонилась … (Ива).
Сколько (… ) не корми, он всё равно в лес смотрит. (волка)
Маленькая, лёгонькая, а за хвост не поднимешь. (Ящерица)
Не птичка, а с крыльями:
сначала ползала, потом – недвижима, после – летает. (Бабочка).
1-й ведущий: Дополнительный вопрос к обоим участникам. Кто первым правильно ответит, тому 1 балл:
Идёт воин – землю роет,
на ногах нет копыт, есть рога, да не бык! (Жук).
2-й ведущий: А пока наше жюри подводит итоги этого длительного конкурса, следующий тур – «игра со зрителями»:
1-й ведущий: Мы будем задавать загадки и на кого укажем тот и будет отвечать. Если ответ будет правильным, то прошу назвать номер участника, которому вы переадресуете дополнительный 1 балл.
2-й ведущий: Начинаем: ЗАГАДКИ о растениях:
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (дерево).
2-й ведущий: Весна пригревает – он шубу надевает,
Зима подойдёт – он шубу снимает. (лиственный лес).
1-й ведущий: Этой «бабке» сто лет, горба у неё нет,
Высоконько торчит, далёконько глядит,
А придёт смерть за «старушкой», станет «бабка» избушкой. (Сосна)
2-й ведущий: Изба белёна, а маковка зелёна. (берёза).
1-й ведущий: Не сучок, не цветок, не листок, а на дереве растёт. (мох, лишайник).
2-й ведущий: Не маменька родима, а осенью гостинцем оделила. (фруктовое дерево).
1-й ведущий: Над водой, над водой стоит с красной бородой. (Калина).
2-й ведущий: Стоит Егорка в красной ермолке,
Кто ни пройдёт, всяк ему поклонится. (Земляника).
1-й ведущий: В лесу на одной ножке выросла лепёшка. (Гриб)
2-й ведущий: На лугу сестрички – золотой глазок, белые реснички. (Ромашки).
1 -й ведущий: Если не устали, то можем продолжить…
2-й ведущий: Загадки о животных:
1. У маленькой скотинки сто серебряных монеток на спинке. (Рыба).
2. Вьётся верёвка, на конце – головка. (Змея).
3. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок).
4. Тоньше этой пряжи не найдёшь в продаже. (Паутина).
Не рак, не жук, не зверь, не птица,
Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар).
Избушка нова – жильца нет,
Жилец появиться – изба развалится. (Яйцо).
С бородой, а не мужик; с рогами, а не бык;
С пухом, а не птица;
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Козёл).
Сидит на окошке похоже на кошку:
И хвост как у кошки, и нос как у кошки,
И уши как у кошки, а не кошка… (Кот).
Серовато, зубовато – по полю рыщет,
Телят да ягнят ищет. (Волк).
10. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь).
1-й едущий: Пока счётная комиссия и жюри подводят общие итоги, для вас… звучит лёгкая музыка
Звучит лёгкая музыка (1минуту), или исполняется «Песенка Мамонтёнка»
Все слушают и могут подпевать.
2-й ведущий: Аплодисменты исполнителю!.. Спасибо!
1-й ведущий:
Прошу жюри объявить итоги нашего конкурса.
(Подведение итогов конкурса)
2-й ведущий: Прошу жюри и назвать победителя нашего конкурса, его фамилию, имя и в каком классе он учиться.