Брейн-Ринг для учащихся 5-11 классов "Осенняя пора - очей очарованье!"посвящен прекрасному времени года осени. Недаром пушкинская Болдинская осень стала символом наивысшего творческого расцвета. В интеллектуальном конкурсе участвуют 2 команды: "Осинки" и "Рябинки".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Варейко Ольга Васильевна»
Брейн-ринг для уч-ся 5-10 классов «Осенняя пора – очей очарованье!»
Ход мероприятия
Ведущий. Добрый вечер, дорогие друзья! Как вы уже догадались, сегодня наш вечер мы посвящаем прекрасному времени года – осени.
Тема осени звучит в произведениях многих писателей, поэтов, художников, композиторов. Недаром пушкинская Болдинская осень стала символом наивысшего творческого расцвета, олицетворением поры лучших его свершений, поэтому наша конкурсная программа «Брейн-ринг» называется «Осенняя пора – очей очарованье!»
Итак, мы приглашаем наших участников. Встречаем бурными аплодисментами игроков двух команд.
1 команда «ОСИНКА», 2 команда «РЯБИНКА»
Приглашая учеников за игровые столы.
Приглашение членов жюри.
Презентация «Осенние мотивы» сопровождается стихами об осени.
1 раунд «Осенние приметы».
Ведущий. Ах, осень, осень… Кто-то радуется ее приходу, а кто-то, возможно, огорчен. Но в каждом времени года есть своя неповторимость: зима покрывает землю белоснежным покрывалом, весной радует глаз молодая зелень, летом можно наслаждаться пением птиц… есть свои приметы и у осени. Их очень много. Некоторые приметы осени нам помогут вспомнить наши участники.
Ведущий называет начало приметы, а участники продолжают.
Много рябины…. (к холодной зиме).
Красный закат…. (к ветреной погоде).
Кошка мордочку прячет… (к холоду).
Комары досаждают до поздней осени… (зима будет мягкой).
Много паутины… (к долгой и сухой осени).
Теплая осень … (к долгой зиме).
Много желудей на дубу в сентябре… (к лютой зиме).
Если с дерева лист не чисто спадет … (будет холодная зима).
Гром в сентябре предвещает… (теплую осень).
В октябре гром … (зима бесснежная).
2 раунд «Загадки осени».
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Осенний лист)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно, … (Листопад)
Крупно, дробно зачастило, и всю землю намочило. (Дождь)
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет, Поет да свищет. (Ветер)
Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет. (Лист)
Лето целое старалась, одевалась, одевалась. А как осень подошла, все наряды отдала. Сотню одежонок сложили мы в бочонок (Капуста).
Пустые поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)
Осень улицей спешит,
Красит все, не ленится,
Под колёсами шуршит
Жёлтая метелица. Что за месяц? (Сентябрь)
Все присмирело, съёжилось,
Поникло, облетело,
Лишь ёлочка пригожая
К зиме похорошела. О каком месяце идет речь? (Ноябрь)
Номер художественной самодеятельности. 5 класс
3 раунд «Поэтическая страница».
Кому принадлежат эти строки?
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора_
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…. (Ф. Тутчев))
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И.Бунин)
Унылая пора! Очей очарованье.
Приятно мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин)
Заунывный ветер гонит
Стаи туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет желтый лес. (Н.Некрасов)
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть мелькали
Вон над той горой. (А.Фет)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажилась… (А.С.Пушкин)
Осень!
Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Лишь вдали красуются – там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин. (А.Толстой)
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость… (С.Есенин)
Номер художественной самодеятельности 6 класс
4 раунд «Осенние вопросы»
Ответить на вопросы из жизни растений и животных.
Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябина, осина, клен)
О каком дереве сказано: «Никто не пугает, а вся дрожит»? (Осина)
Какого цвета одежду лучше всего надевать охотнику осенью? (Желтого или бурого – под цвет изменивших окраску растений)
Когда и как летают пауки? (В осенние дни ветер разносит паутинки с молодыми паучками)
У какого зверя в листопад рождаются детеныши? ( У зайца)
Куда осенью деваются бабочки? ( Гибнут, забираются в щели)
Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают входы в муравейник и сами сбиваются в кучу)
Что птице страшнее: голод или холод? (Голод)
Где осенью и зимой спят вороны? (В парках, садах на деревьях стаями)
Куда зайцу бежать удобнее с горы или в гору? (В гору, т.е. у него передние лапы короткие, а задние – длинные)
Номер художественной самодеятельности. 7 класс
5 раунд «Картинная галерея»
Многие русские художники создавали картины об осени. Среди них Ф. Васильев «Осенний день», «Осень. Болото в лесу»; А. Пластов «Бабье лето»; И. Бродский «Опавшие листья» и т.д. Но самым замечательным мастером осеннего пейзажа был один известный художник. Во всех его картинах и к речушкам, и к ольшаникам, и к бледному небу, и к лесным косогорам всегда примешивалась капля грусти. Осень на его картинах разнообразна. Им было написано около ста пейзажей. Назовите имя этого художника. (Исаак Левитан)
Ведущий. Я вам раздам текст с описанием картин, а вы должны определить, о какой из них идет речь.
И. Остроухов «Золотая осень»
В. Баляницкий – Бируля «Задумчивые дни осени»
И. Грабарь «Рябинка»
Н. Осенев «Осень»
И. Левитан «Октябрь»
И. Левитан «Осенний день. Сокольники»
Вершину березы, как и ствол рябины, зритель не видит, не видит он и часть холма, на который падают осенние листья, и, тем не менее, эта картина, как бы увиденная из окна часть осенней природы, передает с исключительной полнотой то ощущение ясного дня осени первоначальной, поэтом которой Грабарь остается всегда. (3)
Прохладный, ветреный осенний день на исходе. Деревья уже потеряли листву, трава поблекла. Вглядываешься в нее – и все полней овладевает душой напряженное чувство любви к родной земле. Но не об увядании говорит автор, а о силе жизни пробивающихся озимых на полях. (2)
Яркое противопоставление темно-зеленых елей и яркого золота осенней листвы. Скоро приблизится ненастье. Облака застилают небо, закрывая солнце, бурая листва и рыхлая земля пахоты кажутся тяжелыми от влаги. Оранжевые листочки небольших тонких деревьев, стоящих среди пахоты, словно трепещут под холодным осенним ветром. (4)
Эта картина показывает тонкое состояние осеннего покоя. Ничто не нарушает утренней тишины. Две белогрудые сороки, опустившиеся на дорожку, еще более подчеркивают эту тишину. Ярко светится пышное золото клена, ветви которого пригибаются к земле, усыпая ее ковром своей листвы. (1)
Художник передал поэзию увядания осенней природы на пороге скорой зимы. Небо заволокло сплошной облачной пеленой, ветер треплет верхушки берез. Они сбрасывают свой убор на порыжевшую траву. Птицы уже улетели на юг, и тишина опустилась на лес. По опушке вьется неприметная опустевшая дорожка. (5)
Осенний ненастный, но тихий и задумчивый день. Высоко подняли в небо вершины большие сосны, и рядом с ними по бокам аллеи стоят маленькие, недавно посаженные клены в золотом осеннем уборе. Далеко вглубь уходит, слегка загибаясь, аллея, как бы вовлекая туда наш взгляд. А прямо на нас медленно движется задумчивая женская фигура в темном платье. (6)
Номер художественной самодеятельности. 8 класс
6 раунд « ЖЕЛТЫЙ ЯЩИК»
Участникам игры необходимо по загадкам определить плоды каких деревьев и кустарников находятся в «золотом ящике»
1.В народе бытует поверье, что этот кустарник дарит благополучие. Если окружить дом его кустами, то в доме будет царить мир и покой, т.к. он способен перерабатывать отрицательную энергию в положительную.
Куст колючий, словно ёж,
С дикой розой сильно схож.
Внутри ягод, как в ларце,
Клад из витамина С. (ШИПОВНИК)
2. Это крупное листопадное дерево. Его в народе называют «долгожитель» потому, что может жить 400 лет.
Темной он покрыт корой
Лист красивый вырезной
А на кончиках ветвей
Много в шапочках детей. (ДУБ, ЖЕЛУДИ)
Номер художественной самодеятельности. 9 класс
7 раунд. «Музыкальный».
Участникам игры по фонограмме надо угадать песню про осень и назвать хотя бы одну строчку из песни.
1). «Осенние листья» (Кобзон)
2).»Падают листья» (Буйнов)
3). «Листья желтые» (ВИА 70)
4). «Осень непогодушка»
5). «Что такое осень» ДДТ
6). «Осени не будет никогда» Теона Дольникова
8 раунд. «Осеннее блюдо» - домашнее задание.
Защитить стихами, прозой.
Номер художественной самодеятельности. 10 класс
Подведение итогов. Слово жюри.
Ведущий. Спасибо всем участникам брейн-ринга, а также гостям нашего вечера. До свидания, до новых встреч!