Внеклассное мероприятие разработано с учетом возрастных, психологических особенностей для учащихся 8 класса в школе-интернате VIII вида.
Мероприятие в форме устного журнала позволит учащимся по – новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор, речевую базу. Учащиеся переходят от странички к страничке : "Птицы - кто они?", "Удивительное рядом!", " Легендарные птицы", "А знаете ли вы, что...." "Давайте поиграем!", "Завершающая". Вести мероприятие помогают подготовленные учащиеся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Внеклассное мероприятие разработано с учетом возрастных, психологических особенностей для учащихся 8 класса в школе-интернате VIII вида.
Мероприятие в форме устного журнала позволит учащимся по – новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор, речевую базу. Это очень важно для учащихся с ОВЗ, которым важна коррекция недостатков интеллектуального развития.
Важную роль в поддержании интереса к изучаемому предмету – биология у учащихся играют применяемые разнообразные формы проведения мероприятий.
Цель устного журнала: закрепление и обобщение знаний учащихся о птицах России.
Задачи:
- развитие памяти, внимания и связной речи; умение различать объекты живой и неживой природы;
- уточнение и расширение кругозора учащихся о птицах;
- сплочение дружного, готового на взаимовыручку коллектива; поднятие эмоционального состояния учащихся;
- воспитание у учащихся экологической культуры, бережного и заботливого отношения к птицам.
Страница первая: «Птицы – кто они?»
Ведущий. Птицы на Земле живут всюду, за исключением внутренних частей Антарктиды. Они заселили леса, горы, степи, пресные водоемы, прибрежные части морей. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому много поверий, легенд, примет, поговорок связано с пернатыми.
1-й ученик. Наши предки предсказывали погоду по поведению птиц:
гуси и утки ныряют – к дождю;
птица хохлится – к непогоде;
птицы сидят на верхушках деревьев – к непогоде;
ворона кричит – к метели;
когда грач улетает – снег пойдет;
соловьи много и долго поют – к ветру.
2-й ученик. Птиц на Земле много – около 9 тысяч видов. Археологи свидетельствуют, что еще в глубокой древности люди понимали хозяйственное и экологическое значение птиц. Не случайно некоторые их виды имели культовое значение. Уже в палеозойской эре – древнем каменном веке – древние люди изображали гусей, сов, рябчиков, уток. А в новом каменном веке этот список пополнился беркутами, глухарями, журавлями.
3-й ученик. В истоках народной музыки можно найти пение птиц. Народные названия птиц даже в разных языковых группах бывают сходны. Так , слово «кукушка» во всех языках включает два слога «ку-ку».
4-й ученик. Птицы очень различаются по внешнему виду, размерам. Самая крупная из птиц – африканский страус. А самая маленькая – колибри – размером не больше шмеля. Есть птицы, летающие выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не поднимаются в воздух. Однако всех их объединяет то, что они имеют перьевой покров, за что и называют их пернатыми.
5-й ученик. Сегодня мы не будем говорить об экзотических птицах из далеких стран. Мы расскажем о тех пернатых, которые живут рядом. И вы убедитесь, что за необычным не надо ехать за тридевять земель, чудесные птицы живут рядом с нами.
Страница вторая: «Удивительное рядом!»
1-й ученик. Солнце в марте ходит выше,
Горячей его лучи.
Скоро капать будет с крыши,
Закричат в саду грачи.
С.Маршак
Ведущий. Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю от снега – проталинки. 7 апреля – Благовещение. В этот день по старинному русскому обычаю пекут кулики – булочки с носиком, с изюминкой на месте глаз, выпускают на волю певчих птиц. И с этого дня начинается месяц птиц.
2-й ученик. Скоро в гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют, - посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День – деньской от зари до зари!
И.Никитин
3-й ученик. Открывают весну грачи (рассматривание рисунка грача). Зиму эти птицы проводят на юге. о дороге к своим гнездам они очень спешат. Десятки и сотни птиц выбиваются из сил и погибают в пути. Первыми долетают самые сильные. Грачи в народе всегда были символом весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называют Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например: «Грач зиму расклевал», «Увидел грача – весну встречай!».
4-й ученик. Именно в то время года, раннюю весну, изобразил на своем полотне русский художник А.К.Саврасов (показ картины). 5-й ученик. Вслед за грачами прилетают скворцы (прослушивание голоса скворца). Издавна любят скворцов в народе. Не только потому, что от этих птиц много пользы: весной собирают насекомых, их личинок, различных гусениц, жуков-листоедов, но и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели. Скворцы очень трудолюбивы и ответственны за своих птенцов. Выкармливая их, они прилетают к гнезду по 200-300 раз в день, каждый раз приносят по 3-4 крупных насекомых, а мелких гораздо больше.
Ведущий. Отгадайте загадку:
Шило – вило – мотовило
По - немецки говорило.
Спереди шильце, сзади вильце,
На спине суконце, а исподу – белое полотенце. (Ласточка)
Послушайте стихотворение Е.Трутневой «Ласточки».
День проходит, скоро вечер,
У раскрытого окна
Вьется ласточка, щебечет:
«Вот и я! Пришла весна!»
Где ты зиму зимовала?
Из каких вернулась стран?
Хорошо ли кочевала
Через море – океан?
Самолетом прилетела?
Приплыла на корабле?
Принимайся же за дело
На родной своей земле!
Будто глиняный горшочек
Прилепился над окном.
Ласточка весь день хлопочет,
Что -то лепит, лазит в нем. (разбор стихотворения)
1-й ученик. Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появляется много летающих насекомых (вывешивается иллюстрация ласточки). Ласточек и стрижей по праву считают одними из самых лучших летунов. Легкости их полета способствуют сильно развитые остроконечные крылья. Они настолько длинны, что в сложенном состоянии далеко выдаются за туловище. На лету ласточки не только питаются, но и пьют воду. Пищу ласточки ловят широко открытым ртом. Ласточки, занятые охотой, поднимаются высоко в небо. Когда же, особенно перед дождем, грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых прибивает к земле, ласточки летают низко. В селах и деревнях живут деревенские ласточки - касатки, в городах – городские - воронки. Ласточка – одна из любимых в народе птиц. Не зря о ней создано много стихов, пословиц, поговорок, примет:
ласточка под кровлею – к счастью;
ранняя ласточка – к счастливому году;
одна ласточка весны не делает;
ласточка летает низко – к дождю.
2-й ученик. Не знаю, когда прилетел соловей,
Не знаю, где был он зимой,
Но полночь наполнил он песней своей,
Когда воротился домой. (С. Маршак)
3-й ученик. Нет такого человека, который не знал бы о знаменитом певце – соловье, хотя само пение его слышали далеко не все (грамзапись песни соловья). Поет соловей, сидя на веточке невысоко от земли. Соловей – птичка невзрачная: коричневато – буро – сероватая с рыжинками. Зимует соловей в тропической части Африки, прилетает к нам поздно – в середине мая и начинает петь, по народной примете, «когда напьется из березового листка», то есть когда у березы будут такие листочки, что в них уместятся капли росы. Поет соловей полтора месяца. Когда в гнезде появятся голенькие птенчики, певцу уже не до пения. Значительная часть добычи – вредители леса, однако неизмеримо эстетическое значение лучшего из наших птиц певца.
Страница третья: «Легендарные птицы»
Ведущий. О птицах в народе слагали не только пословицы, стихи и песни, но и легенды. Они всегда связаны с чем – то загадочным, таинственным. Сейчас вы услышите несколько повествований о пернатых. Постарайтесь узнать, о какой птице идет речь.
4-й ученик. Об этой птице сложено много поверий. Одни народы возвышали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. Что это за птица? (ответы учащихся).
5-й ученик. Правильно, это сова. Сова не случайно привлекла внимание людей: необычная внешность, бесшумный полет, страшный голос, ночной образ жизни – все тревожило людское воображение. Били сов, уничтожали нещадно, пока за них не заступилась наука. Сова – единственная птица, у которой оба глаза расположены на лицевом диске и направлены вперед, и в то же время, не поворачивая корпус, она может смотреть и вбок, и даже назад – голова совы поворачивается на 180 градусов. Бесшумный полет объясняется устройством ее оперения и крыльев. Бесшумный полет совам необходим: их добычей служат такие чуткие зверьки, как мыши. Известно, что сова уничтожает за год в среднем от 1000 до 1200 мышей. А это значит, что она спасает минимум тонну зерна.
1-й ученик. Послушайте легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперенья, могут пролежать долгие годы без изменения. Угадали? (ответы учащихся).
2-й ученик. Да, это клесты. Клюв у них крестообразный, приспособленный для вылущивания семян из шишек хвойных деревьев. Сосновые и еловые семена содержат большое количество смолистого вещества. Оно накапливается в организме птицы, и клесты как бы пропитываются смолой. Птицам это не вредит, а после смерти сохраняются в неизменном виде 15-20 лет. Еще особенность у клеста: птенцы у них появляются в лютые морозы. Гнездо строят в густых ветках ели. Кормят птенцов семенами хвойных растений, размягченными в зобу.
3-й ученик. В одном из преданий об этой птице говорится, что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена Богом в птиуц. Которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее ее имя?
Ведущий. Это кукушка. В то время как птицы, выбиваясь сил, выкармливают птенцов, кукушка живет припеваючи: она подкидывает свои яйца в чужие гнезда. Трясогузки, зарянки, славки не замечают, что в их гнездах появилось чужое яйцо. Но это еще полбеды – главное, кукушонок выкидывает из гнезда птенцов хозяев. Ведь ростом он больше приемных родителей, им не прокормить всех. И все-таки кукушка полезна своим аппетитом. Взрослая кукушка за час может съесть до 100 гусениц. Среди гусениц есть ядовитые, которых не едят другие птицы.
Страница четвертая: «А знаете ли вы, что…»
1-й ученик. Знаетели вы, что оляпку называют водяным воробьем. Она может нырять несколько раз в ледяную воду, причем выныривает невредимая и сухая. Настоящий водолаз.
2-й ученик. Знаете ли вы, что у воробьев, соловьев, ласточек, голубей и многих других птиц птенцы вылупляются голыми, слепыми и беспомощными. Они способны только раскрывать клюв и кричать, требуя корм.
3-й ученик. Знаете ли вы, что у хищных птиц сов, орлов, соколов, птенцы с первого дня жизни покрыты пухом, но слабы и беспомощны. Родители согревают их и кормят крошечными кусочками мяса.
4-й ученик. Знаете ли вы, что у больших синиц родители около 400 раз за день подлетают к гнезду с насекомыми в клюве.
5-й ученик. Знаете ли вы, что грачи гнездятся колониями на высоких деревьях в старых парках. Гнезда они новые не строят, а латают старые, добавляя веточек и пуха.
Ведущий. Знаете ли вы, что скорость полета скворца – 70 км/ч, зяблика – 55км/ч, ласточки – 74 км/ч, чайки - 45 км/ч, вороны – 30 км/ч, воробья – 56 км/ч.
Страница пятая: «Давайте поиграем!»
1-й ученик. Конкурс «Продолжи примету»
сова кричит …….. (на холод)
синичка с утра начинает пищать……. (жди мороза)
курица на одной ноге стоит ……. (к стуже)
утки разыгрались…….. (к дождю)
кукушка станет куковать……. (мороза больше не видать)
воробьи дружно расчирикались …. (к оттепели)
снегирь зимою поет ……. (на снег, на вьюгу).
2-й ученик. Игра «Третий лишний»
дятел – жаворонок – соловей (лишняя птица – дятел, так как является оседлой, а соловей и жаворонок – перелетные)
канюк – скопа – филин (лишний – филин, ночная хищная птица, а канюк и скопа – дневные хищники)
скворец – синица – иволга (лишняя – иволга, так как она встречается около человека, в культурных ландшафтах)
3-й ученик. Конкурс «Кто больше»
На каждый шаг называть птицу, побеждает тот, кто назовет больше.
4-й ученик. Конкурс песен.
Спеть по куплеты песни, связанные с птицами. Кто последний вспомнит, тот и побеждает.
Страница шестая: «Завершающая»
Ведущий. Запомните главное правило: даже если вы ничем не сможете помочь птицам, просто не мешайте им. А это уже не так мало. Очень важно , чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле. Ведь если плохо им, плохо и нам самим.
5-й ученик. Не разоряйте птичьего гнезда, -
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора;
Оно, высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара.
Она чарует все живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.
К.Кулиев
Список литературы
Балабанова В.В. Предметные недели в школе: биология, экология. Изд-во «Учитель».2001г.
Владимирская Л.А. От осени до лета. Из-во «Учитель».2006г.
Гончарова Н.М. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах. «Учитель».2007г.
Касаткина Н.А. Нестандартные уроки и мероприятия. Биология 6-7 кл. Изд-во«Учитель», 2008г.