В ходе мерпориятия дети закрепят знания о профилактике вредных привычек, чем опасно употреблениеи психотропных веществ, познакомятся с понятием пассивный курильщик
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Скажи наркотикам "Нет!"»
Цель: повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с наркотиками; выработать и развить навыки, предотвращающие употребление психоактивных веществ.
Задачи:
выяснить уровень информированности подростков и наличие у них навыков ответственного принятия решений;
дать достоверную информацию о группах наркотических веществ; о зависимости и ее видах; о социальных, экономических и других последствиях употребления ПАВ;
формировать у подростков способность принимать ответственные решения в ситуациях в ситуациях выбора;
мотивировать к дальнейшему использованию полученных знаний и навыков в реальной жизни, самостоятельному информированию друзей и знакомых;
проверить уровень усвоения информации и закрепление навыков;
Оборудование: телевизор, ДВД, диск с видеосюжетами, Портрет Х. Колумба, прозрачная бутылка с крышкой- 2 штуки, фильтры от сигарет. Листы А4 с утверждениями: «совершенно согласен», «согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не имею точного мнения», а также с терминами, решением задачи.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I.Организационный момент.
Воспитатель: Тема нашего занятия профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ? Как вы понимаете эту тему?
II. Контроль исходного уровня знаний.
Воспитатель: Что такое психоактивные вещества? Какие вещества вы знаете?
Ответы детей.
ПАВ – это химические или фармакологические средства, влияющее на психическое состояние, вызывающее болезненное пристрастие; к ним относятся наркотики, транквилизаторы, алкоголь, никотин и другие средства.
III.Обучающий этап.
-«Курить - здоровью вредить!»
Обратимся к истории...
- «Смертельный подарок Колумба». (На стенде закреплен портрет Христофора Колумба).
Воспитатель: - Расскажите кто такой Колумб? Что вы о нем знаете? Испанский путешественник, который в 1492 году совершил свое историческое плавание из Испании к берегам Америки. Американские индейцы имели странную привычку вдыхать дым (пить) дым при помощи специальных трубок. Так произошло первое знакомство европейцев с табаком, которому индейцы приписывали чудодейственные свойства.
По возращении Колумба в Европу курение становится «модной привычкой», так как табак был очень дорог и доступен только состоятельным людям. Сначала и европейцы тоже поверили в чудодейственную силу табака, наделяя его целебными свойствами, называя его «эликсиром настроения и бодрости» в середине 16 века табак стал распространяться во Франции. В конце 16 века в Лондоне организовывались специальные курительные вечера, на которых была придумана специальная одежда – смокинги («смокинг» - курить).
-Что такое табак? Какие вредные вещества находятся в табаке? Как вы думаете, откуда пришло название вредного вещества «Никотина»?
Во Франции был доктор Жан Нико де Виллеман, он из семян табака делал пилюли, считал, что эти пилюли могли избавить от любой болезни. Доктор Нико приобретал все большую популярность у пациентов. Стремясь усилить лечебное воздействие, Нико увеличивает дозу потребления вещества, названного его именем, - НИКОТИНА, что стало причиной ухудшения здоровья и даже смерти многих его пациентов.
Воспитатель: -Как вы считаете, когда и кто завез табак к нам?
На Руси широкое распространение табака началось в период царствования Петра 1. Будучи сам заядлым курильщиком, он склонял к этой привычке подданных. Первая табачная фабрика была открыта в России в 1828 году.
Показ двух видеоклипов о вреде курения. Обсуждение. Используется анатомический атлас. Чему посвящены видеосюжеты? Какой вред приносит курение? Как оно влияет на здоровье активного курильщика?
Воспитатель: -В России от причин, связанных с табаком, умирает 300 000 человек в год. Из них 100 000 от онкологических заболеваний. А какие еще причины заболеваний, связанные с употреблением табака, вы знаете?
-В мире насчитывается 1,1 миллиарда курильщиков. Общая масса окурков составляет 2 520 000 тон в год. Недавно, прогуливаясь по улицам родного села, на одном квадратном метре я насчитала 20 окурков
- Очевидный вред активного курения достаточно понятен всем. «Скептики могут возразить: «Вредят себе только те, кто курит, а я не курю, и мне дела нет до других. Пусть курят».
Воспитатель: Есть понятие «пассивный курильщик, объясните его значение.
Проведение опыта с использованными фильтрами от выкуренных сигарет: фильтры помещаются в пробирку с чистой водой, закрываются пробкой, встряхиваются. Вода начинает приобретать грязно-коричневый цвет. Вода отравлена. Что нам показывает этот опыт? Можно ли эту воду употреблять в пищу, почему?
Курильщики ежегодно «выкуривают» в атмосферу 720 тонн аммиака. А также соли синильной кислоты HCN. (Цианиды калия и натрия применяют при добыче золота и серебра из руд (цианирование), в гальванотехнике). Чрезвычайно ядовиты.
-Один среднестатистический курильщик выбрасывает в день около 20 использованных фильтров, насыщенных ядовитыми веществами, которые с талым снегом, дождями обязательно попадут в водоемы, где отравят около 20 литров воды. Напомним, что норма потребления воды для взрослого человека составляет 3 литра в сутки.
IV.Самостоятельная работа. Практическая работа.
Выполняется с использованием абстрактных данных о доходах условной семьи Сидоровых.
Дано: общая сумма Сидоровых составляет 25 000 в семье курят два человека - папа и сын-студент. Папа выкуривает по пачке в день стоимостью 79 р. Сын предпочитает сигареты стоимостью 86 рублей за пачку, но курит экономно за два дня.
Требуется доказать какую часть семейных доходов «пускают на ветер» отец и сын Сидоровы за месяц, за год?
Решение:
Суммарные расходы отца и сына за день 79 + 86 = 165 руб.
Расходы за месяц 165 *30 = 4950 руб.
Расходы за год 4950 * 12 = 59 400 руб.
- Подведение итогов: выяснение мнения воспитанников об экономической целесообразности курения и его социальных последствиях. Изменится ваше личное отношение к курению или нет? Почему? Как можно полезно использовать деньги, сэкономленные в результате отказа от курения?
Воспитатель: -Еще несколько печальных цифр... Ежегодно в мире от курения умирает 4 миллиона человек, т.е. 1 человек каждые 8 секунд. Никогда неизвестно, какую сигарету Вы держите в своих руках. Не станет ли она последней для Вас? Возможно, именно она станет причиной раковых или каких-либо других смертельных заболеваний? Задумайтесь об этом!
- Вредное воздействие алкоголя на организм.
Подумайте и обсудите, почему так говорят:
- вино голову клонит;
- хмель шумит – ум молчит;
- гулянки да пирушки оставят без подушки;
- что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.
Обсуждение. Какие пословицы знаете Вы? Недаром говорят, что в пословицах и поговорках заключена мудрость народа, какие признаки алкоголизма указаны в этих изречениях?
Этиловый спирт - психоактивное вещество, при длительном употреблении ведет к полной деградации личности.
Причиной, каких заболеваний является алкоголизм? Причиной, каких поступков может являться пагубное влияние алкоголя?
При употреблении алкогольных напитков в организме человека происходят сложные биохимические процессы. При попадании в жироподобные ткани головного мозга и печени спирт нарушает их работу и приводит к неадекватному поведению человека (агрессивность, плаксивость, нарушение координации движений). Разрушительно действует и на другие органы человека. Аналогичные процессы наблюдаются и у животных.
- активно гибнут клетки печени, происходит их перерождение – цирроз.
- гастрит, язва желудка, рак при хроническом алкоголизме.
- появление гипертонии – повышенного артериального давления.
- развитие алкогольной зависимости.
Наркомания.
Обсуждение данного вопроса начнем сразу с просмотра видеоклипа. Показ видеоклипа. Что показывает данный сюжет? Назовите причины, почему молодой человек стал употреблять наркотики? Дало ли это положительный результат? Почему? Как бы вы поступили на его месте? Можно ли было решить его проблему другим способом? Каким?
Существует ли проблема наркомании в нашем обществе? Как вы получили эту информацию? – друзья. СМИ. Из разговоров с другими ребятами и т.д.
Как Вы считаете, какие группы молодежи употребляют наркотики? Почему? – школьник 14-15 лет. Группы заносчивых ребят. Рабочие, чтобы больше работать. Водители дальнобойщики. И т.д.
Каковы вредные последствия употребления наркотиков? – Воровство. Насилие. Плохое самочувствие. Негативно влияет на семью, учебу. И т.д.
Сейчас, я Вам предлагаю задуматься над этим вопросом более глубоко.
«Спорные утверждения»
Цель: игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды свои взгляды на проблему зависимости. (Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями: «совершенно согласен», «согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не имею точного мнения»)
Я зачитываю спорные утверждения, после чего вы должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена ваша точка зрения на данное утверждение. После принятия утверждения, каждый из участников, должен его обосновать. Ведущий в конце высказывает свое мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, которые наиболее подходят для них теперь
Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
Наркоман может умереть от передозировки
Наркоман может умереть от СПИДа
Наркомания – это болезнь.
Наркомания излечима.
Наркомания- это преступление.
Наркоманы - это не люди.
По внешнему виду человека можно определить употребляет он наркотики или нет.
Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков
Многие подростки начинают употреблять наркотики «За компанию».
Изменилось ли у кого из Вас мнение о наркомании, наркоманах?
- Насколько это явление опасно для подростков и молодежи?
Если эта проблема не решиться в ближайшее время, как она повлияет на наше общество в целом?
В разных странах есть свои модели решения проблем употребления ПАВ. В Китае за торговлю наркотиками – смертная казнь, лечение наркоманов принудительное. Алкоголь практически не употребляется. Арабская модель- у них потребление табака запрещено Кораном. За торговлю сметная казнь. У них проблем подобных не существует. В Америке, пропагандируется ЗОЖ, но практически не эффективно. В Нидерландах, имеются послабления в отношении наркотиков. У них процветает наркотуризм. В России, окраине, Белоруссии, Казахстане и др.рекламируется сигареты, алкогольные напитки, запрещены наркотики. Как бы вы решили эту проблему. Подумайте, обоснуйте.
Сегодня на занятии мы говорили о табакокурении, алкоголизме, наркомании, подумайте и ответьте, что это вредные привычки или заболевания? Обоснуйте ответ.
Какой вред приносит табакокурение? Алкоголизм? Наркомания? От всех ПАВ, появляется зависимость, она бывает психическая и физическая, определите разницу между этими понятиями? Нужно ли бороться с процветанием наркомании в нашей стране? Назовите положительные стороны отказа от употребления ПАВ.