kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка профилактического занятия "Скажи наркотикам нет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                  ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

                 «Скажи наркотикам «Нет!»

 Цели:

  1. Сформировать у школьников необходимые знания об отрицательном воздействии наркотических веществ на организм человека.
  2. Вызвать состояние нетерпимого отношения к употреблению наркотиков.
  3. Способствовать осознанию необходимости воспитания и самовоспитанию механизмов психологической сопротивляемости употреблению психоактивных веществ.

Задачи:

- ознакомление с основными «мифами», имеющими отношение к употреблению наркотических веществ;

- формирование чувства опасения по отношению к лицам, предлагающим попробовать наркотик;

- формирование навыка безопасного поведения в ситуации принуждения к пробе наркотического вещества;

- оценка психологической готовности к употреблению ПАВ.

Оборудование: 

карточки с надписями «миф» и «правда»,  листы ватмана,  карандаши, журналы, клей, ножницы, фотографии участников занятий, бланки ответов по опросникам.

Форма проведения: тренинг.

Оптимальное количество участников тренинга: 10-15 учеников.

Возраст учащихся: 12-15 лет.

Продолжительность:  90 минут.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Подростковый возраст сложен не только для родите­лей и преподавателей, которые каждый день сталкива­ются с новыми причудами в поведении и внешнем обли­ке своих детей и подопечных. Подростковый возраст прежде всего сложен для самого человека, который неожиданно для себя вступил в этот период взросления. Если, будучи младшим школьником, ребенок действовал по непосред­ственному указанию старших, то теперь основными для него становятся собственные принципы поведения, соб­ственные взгляды и убеждения. Появляется потребность в автономии, повышается критическая оценка наставлений взрослых, происходит некоторое ослабление контактов со взрослыми: учителями, родителями — и идет активный поиск своего "Я" (Л. В. Трубицына, 1995).

Большую часть свободного времени подростки прово­дят в компаниях своих сверстников, принадлежность к ко­торым становится сверхважным обстоятельством жизни подростка. Главная цель подростка — быть признанным членами компании или группы, которая их больше всего привлекает. Они очень чувствительны к критике или нега­тивной реакции со стороны других. Подростки очень пере­живают, что о них думают люди, поскольку их представле­ние о собственной личности и самооценка в немалой мере являются отражением мнения окружающих (Ф. Райе, 2000).

Мир подростка состоит из постоянной идентификации себя со сверстниками. Вот почему в это время подростки выглядят как близнецы — они одинаково одеты, одинаково разговаривают, у них общее представление о роли роди­телей и учителей. Желание "быть как все" в группе свер­стников продиктовано не столько подростковой модой, сколько типичным для этого возраста страхом одиноче­ства. Ничто так не пугает и не будоражит сознание подро­стка, как отсутствие друзей.

Но очень часто проблема идентификации себя с груп­пой выступает причиной приобщения подростков к психо­активным веществам: табаку, алкоголю и наркотикам. Под­ражание сверстникам, или, как это формулируется в док­ладе экспертов ВОЗ, "испытание чувства принадлежнос­ти, с целью быть принятыми определенной группой", мо­жет привести к началу употребления ПАВ (психоактивных веществ) (И. Г. Ураков, 1990).

Как мы уже отмечали ранее, для подросткового воз­раста характерна тенденция к реакции группирования, при которой необходимо соблюдать принятые в той или иной группе, компании нормы поведения, ритуалы, групповые ценностные ориентиры. Подросток, как правило, ориенти­руется на эти правила, стремясь найти и утвердить свое место в данной группе. И если кто-то из членов группы, а тем более лидер, лично или со слов других людей знаком с действием ПАВ, это может послужить толчком к ознакомлению с эффектами ПАВ для остальных. Новички, следуя примеру лидера или других членов группы, начинают считать, что, помимо удовлетворения любопыт­ства, они как бы укрепляют свою принадлежность к дан­ной группе (Л. В. Трубицына, 1990).

В социальном плане употребление ПАВ представляет собой специфический образ жизни, тесно связанный с напряженностью потребностей и влечений. Предпосылка наркотизации подростков — нарушение потребностно - мотивационной сферы, связанное с поиском приемлемого способа разрешения той или иной фрустрированной по­требности. Растерянность перед лицом препятствий, страх перед необходимостью конфронтации со своими пробле­мами заставляют искать форму "ухода от реальности". Здесь психологической защитой становятся ПАВ, которые помогают искусственно изменить свое психическое состо­яние, знание и восприятие окружающей действительнос­ти, всей ее совокупности проблем и преград (Н. Ю. Мак­симова, 1996).

Профилактика наркомании (употребления ПАВ) сегод­ня наталкивается на ряд глубоко укоренившихся массовых предубеждений — предвзятых оценок, мнений, логических заблуждений, которые носят характер твердых убеждений, основанных на вере, а не на знаниях (Н. Ю. Максимова, 1996). Чтобы приблизиться к некой истине, необходимо установить, на чем строится позиция ее носителя, уверен­ного в своей незыблемой правоте. Ведь обычно достаточ­но осмыслить и осознать свои предубеждения, чтобы от них отказаться.

     Психологическая готовность к употреблению ПАВ в подростковом возрасте во многом имеет отношение к неспособности адекватного восприятия ситуации, связанных с преодолением жизненных трудностей. При возникновении угрозы невротического срыва подросток инстинктивно ищет выход и нередко находит его в употреблении ПАВ.

Данный тренинг профилактики употребления ПАВ представляет собой обучение подростков в их взаимосвязи между собой и обучающими лицами для приобретения знаний, навыков и формирования поведения, которое позволит молодежи ответственно относиться к собственной жизни, принимать правильные, «здоровые» жизненные решения, обладать высокой сопротивляемостью негативным формам давления. 

Тренинг по профилактике употребления ПАВ

Тема:  «Скажи наркотикам «Нет!»

План тренинга.

1.Введение. 5 мин.

2.Выработка правил группы. 10 мин.

3.Мозговой штурм «Причины и последствия употребления наркотиков» 15 мин.

4.Упражнение «Ангел-хранитель» 20 мин.

5. Упражнение «Мифы» 15мин.

6.Упражнение «Коллаж» 30 мин.

7.Завершение работы. 5 мин.

План-конспект тренинга.

1.Введение.

ВЕДУЩИЙ.  О проблемах наркомании в последнее время говорят очень много. Но, несмотря на принимаемые меры, проблема распространения наркотиков среди молодежи продолжает обостряться. Самое страшное, что на сегодняшний день все чаще жертвами этого бедствия становятся дети. Сегодня мы с вами постараемся систематизировать знания о вреде наркотиков и выработать навыки, предотвращающие употребление психоактивных веществ.

2.Выработка правил группы.

Ведущий. Мне бы хотелось, чтобы у нас работа была слаженной и дружной, как в хорошей семье. Для этого давайте подумаем, как нам с Вами нужно себя вести, чтобы всем было комфортно, и выработаем для себя правила.

    Группа вырабатывает правила самостоятельно. Правила записываются на отдельном листе, а затем оглашаются и принимаются.

«Золотые правила».

-Конфиденциальность

-Нет глупых ответов, нет глупых вопросов.

- Краткость.

- Соблюдать регламент.

- Не перебивать.

- Уважать чужое мнение.

- Открытость.

- Юмор.

- Не оценивать.

- Не советовать.

- Здесь и теперь.

- Безопасность личного пространства.

- Особое правило ведущих - в напряженной и сложной ситуации, затрагивающей интимные стороны личности участника, сказать «стоп!».

Ведущий. Эти правила не спущены кем-то. Они выбраны нами, и мы постараемся их придерживаться.

3.     Мозговой штурм "Причины  и последствия употребления нар­котиков?"

Ведущий предлагает  участникам тренинга разделиться на две группы    и предлагает им подумать над вопросами:

  1. «Причины первых проб наркотиков».

2.«Последствия употребления наркотиков».

Причины

           Последствия

За компанию

Смерть от передозировки

Модно

Потеря уважения окружающих

Назло взрослым (родителям)

Гепатиты и СПИД

Чтобы испытать новые ощущения

Конфликты со взрослыми

Вывод при обсуждении: практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять ему наркотик или нет; тот, кто выбирает наркотики, косвенно выбирает и последствия.

 

4.Упражнение "Ангел-хранитель".

 Для проведения игры ведущий набирает пятерых добровольцев. Между собой ребята распределяют роли:

-"гость вечеринки"

- "хозяин ве­черинки"

- "друг хозяина вечеринки"

- "ангел-хранитель"

- "дьявол-искуситель"

 Игровая ситуация состоит в следу­ющем: главному герою игры ("гостю вечеринки") знако­мые ребята ("хозяин вечеринки" и его "друг") предлагают попробовать вместе с ними "марихуану". У главного героя есть два ангела: "ангел-хранитель", который помогает от­казаться от навязчивых предложений попробовать нарко­тик, и дьявол-искуситель, который уговаривает это сде­лать.

В процессе игры участники могут меняться ролями. Так как у всех

 участников игры достаточно активные ролевые

позиции, ведущий перед началом проведения игры напоминает ребятам

о том, что нельзя перебивать друг друга и говорить в унисон. Обсуждение: способы давления и отстаивания своей « точки Зрения».

5.Упражнение "Мифы".

 Ведущий всем участникам раздает по одной карточке. На одной стороне карточки написано "миф", на другой — "правда". В ходе игры ведущий зачитывает утверждения, имеющие отношение к употреблению наркотиков, например:

  1. Марихуана не вызывает зависимости.
  2. Если употреблять наркотики в меру, то никогда не станешь

3.  После начала употребления наркотиков человек в среднем живет

5—10 лет.

4. Употребление наркотиков тесно связано с риском за­ражения

гепатитом и ВИЧ-инфекцией.

          5. Употребление наркотиков никогда не бывает без пра­вонарушения.

          6. "Ломок" наркомана не существует. Это просто один из методов

          запугивания молодых людей.

           7. Наркоман ради дозы способен предать родных, друзей.

8. Легкие наркотики безвредны.

9. Наркомания - это болезнь.

10. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.

Если участник согласен с утверждением, он показы­вает карточку, где написано "правда", если не согласен  карточку  со словом "миф".

Обсуждение: причины формирования искаженного пред­ставления о наркотиках.

6. Упражнение «Коллаж».

  Ведущий предлагает участникам тренинга разделиться на три группы.  Каждая группа получает листы ватмана, карандаши, журналы, клей, ножницы, фотографии участ­ников занятий.

     Во время проведения занятия можно сделать несколько фотографий, которые в дальнейшем пригодятся для со­здания коллажа. Если такой возможности нет, можно по­просить ребят принести на занятие свои фотографии.

     Коллаж создается как хроника событий в группе — что было интересного, чему научились. Ребята обязательно должны отразить в коллаже свое отношение к ПАВ. После выполнение коллажа, каждая группа представляет свою работу.

7. Завершение работы.

На этом этапе ведущий по кругу спрашивает участников о том, что им понравилось или не понравилось в ходе тренинга.

   ВЕДУЩИЙ. Каждый из вас  знает какой вред приносит наркомания. Так будь хозяином своей судьбы! Помни: здоровье и счастье в твоих руках!

Скажи наркотикам «Нет!»

Просмотр содержимого документа
«Разработка профилактического занятия "Скажи наркотикам нет" »

МКОУ «Басакинская СОШ»



Профилактическое занятие:

«Скажи наркотикам «НЕТ!»




Выполнила:

Кибальникова

Елена Николаевна

педагог-психолог

МОУ Басакинской СОШ

Чернышковского района

Волгоградской области

Адрес: 404484 п.Басакин

Чернышковский район

Волгоградская область

Мобильный телефон

89275042873









Басакин 2015

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

«Скажи наркотикам «Нет!»

Цели:

  1. Сформировать у школьников необходимые знания об отрицательном воздействии наркотических веществ на организм человека.

  2. Вызвать состояние нетерпимого отношения к употреблению наркотиков.

  3. Способствовать осознанию необходимости воспитания и самовоспитанию механизмов психологической сопротивляемости употреблению психоактивных веществ.

Задачи:

- ознакомление с основными «мифами», имеющими отношение к употреблению наркотических веществ;

- формирование чувства опасения по отношению к лицам, предлагающим попробовать наркотик;

- формирование навыка безопасного поведения в ситуации принуждения к пробе наркотического вещества;

- оценка психологической готовности к употреблению ПАВ.

Оборудование:

карточки с надписями «миф» и «правда», листы ватмана, карандаши, журналы, клей, ножницы, фотографии участников занятий, бланки ответов по опросникам.



Форма проведения: тренинг.



Оптимальное количество участников тренинга: 10-15 учеников.



Возраст учащихся: 12-15 лет.

Продолжительность: 90 минут.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Подростковый возраст сложен не только для родите­лей и преподавателей, которые каждый день сталкива­ются с новыми причудами в поведении и внешнем обли­ке своих детей и подопечных. Подростковый возраст прежде всего сложен для самого человека, который неожиданно для себя вступил в этот период взросления. Если, будучи младшим школьником, ребенок действовал по непосред­ственному указанию старших, то теперь основными для него становятся собственные принципы поведения, соб­ственные взгляды и убеждения. Появляется потребность в автономии, повышается критическая оценка наставлений взрослых, происходит некоторое ослабление контактов со взрослыми: учителями, родителями — и идет активный поиск своего "Я" (Л. В. Трубицына, 1995).

Большую часть свободного времени подростки прово­дят в компаниях своих сверстников, принадлежность к ко­торым становится сверхважным обстоятельством жизни подростка. Главная цель подростка — быть признанным членами компании или группы, которая их больше всего привлекает. Они очень чувствительны к критике или нега­тивной реакции со стороны других. Подростки очень пере­живают, что о них думают люди, поскольку их представле­ние о собственной личности и самооценка в немалой мере являются отражением мнения окружающих (Ф. Райе, 2000).

Мир подростка состоит из постоянной идентификации себя со сверстниками. Вот почему в это время подростки выглядят как близнецы — они одинаково одеты, одинаково разговаривают, у них общее представление о роли роди­телей и учителей. Желание "быть как все" в группе свер­стников продиктовано не столько подростковой модой, сколько типичным для этого возраста страхом одиноче­ства. Ничто так не пугает и не будоражит сознание подро­стка, как отсутствие друзей.

Но очень часто проблема идентификации себя с груп­пой выступает причиной приобщения подростков к психо­активным веществам: табаку, алкоголю и наркотикам. Под­ражание сверстникам, или, как это формулируется в док­ладе экспертов ВОЗ, "испытание чувства принадлежнос­ти, с целью быть принятыми определенной группой", мо­жет привести к началу употребления ПАВ (психоактивных веществ) (И. Г. Ураков, 1990).

Как мы уже отмечали ранее, для подросткового воз­раста характерна тенденция к реакции группирования, при которой необходимо соблюдать принятые в той или иной группе, компании нормы поведения, ритуалы, групповые ценностные ориентиры. Подросток, как правило, ориенти­руется на эти правила, стремясь найти и утвердить свое место в данной группе. И если кто-то из членов группы, а тем более лидер, лично или со слов других людей знаком с действием ПАВ, это может послужить толчком к ознакомлению с эффектами ПАВ для остальных. Новички, следуя примеру лидера или других членов группы, начинают считать, что, помимо удовлетворения любопыт­ства, они как бы укрепляют свою принадлежность к дан­ной группе (Л. В. Трубицына, 1990).

В социальном плане употребление ПАВ представляет собой специфический образ жизни, тесно связанный с напряженностью потребностей и влечений. Предпосылка наркотизации подростков — нарушение потребностно - мотивационной сферы, связанное с поиском приемлемого способа разрешения той или иной фрустрированной по­требности. Растерянность перед лицом препятствий, страх перед необходимостью конфронтации со своими пробле­мами заставляют искать форму "ухода от реальности". Здесь психологической защитой становятся ПАВ, которые помогают искусственно изменить свое психическое состо­яние, знание и восприятие окружающей действительнос­ти, всей ее совокупности проблем и преград (Н. Ю. Мак­симова, 1996).

Профилактика наркомании (употребления ПАВ) сегод­ня наталкивается на ряд глубоко укоренившихся массовых предубеждений — предвзятых оценок, мнений, логических заблуждений, которые носят характер твердых убеждений, основанных на вере, а не на знаниях (Н. Ю. Максимова, 1996). Чтобы приблизиться к некой истине, необходимо установить, на чем строится позиция ее носителя, уверен­ного в своей незыблемой правоте. Ведь обычно достаточ­но осмыслить и осознать свои предубеждения, чтобы от них отказаться.

Психологическая готовность к употреблению ПАВ в подростковом возрасте во многом имеет отношение к неспособности адекватного восприятия ситуации, связанных с преодолением жизненных трудностей. При возникновении угрозы невротического срыва подросток инстинктивно ищет выход и нередко находит его в употреблении ПАВ.

Данный тренинг профилактики употребления ПАВ представляет собой обучение подростков в их взаимосвязи между собой и обучающими лицами для приобретения знаний, навыков и формирования поведения, которое позволит молодежи ответственно относиться к собственной жизни, принимать правильные, «здоровые» жизненные решения, обладать высокой сопротивляемостью негативным формам давления.





Тренинг по профилактике употребления ПАВ



Тема: «Скажи наркотикам «Нет!»



План тренинга.

№ этапа

Содержание работы

Продолжительность

1.

Введение.

5 мин.

2.

Выработка правил группы.

10 мин.

3.

Мозговой штурм «Причины и последствия употребления наркотиков»

15 мин.

4.

Упражнение «Ангел-хранитель»

20 мин.

5.

Упражнение «Мифы»

15мин.

7.

Упражнение «Коллаж»

30 мин.

8.

Завершение работы.

5 мин.



План-конспект тренинга.

1.Введение.

ВЕДУЩИЙ. О проблемах наркомании в последнее время говорят очень много. Но, несмотря на принимаемые меры, проблема распространения наркотиков среди молодежи продолжает обостряться. Самое страшное, что на сегодняшний день все чаще жертвами этого бедствия становятся дети . Сегодня мы с вами постараемся систематизировать знания о вреде наркотиков и выработать навыки , предотвращающие употребление психоактивных веществ.

2.Выработка правил группы.

Ведущий. Мне бы хотелось, чтобы у нас работа была слаженной и дружной, как в хорошей семье. Для этого давайте подумаем, как нам с Вами нужно себя вести, чтобы всем было комфортно , и выработаем для себя правила.

Группа вырабатывает правила самостоятельно. Правила записываются на отдельном листе, а затем оглашаются и принимаются.

«Золотые правила».

-Конфиденциальность

-Нет глупых ответов, нет глупых вопросов.

- Краткость.

- Соблюдать регламент.

- Не перебивать.

- Уважать чужое мнение.

- Открытость.

- Юмор.

- Не оценивать.

- Не советовать.

- Здесь и теперь.

- Безопасность личного пространства.

- Особое правило ведущих - в напряженной и сложной ситуации, затрагивающей интимные стороны личности участника, сказать «стоп!».

Ведущий. Эти правила не спущены кем-то. Они выбраны нами, и мы постараемся их придерживаться.

3. Мозговой штурм "Причины и последствия употребления нар­котиков?"

Ведущий предлагает участникам тренинга разделиться на две группы и предлагает им подумать над вопросами:

  1. «Причины первых проб наркотиков».

2.«Последствия употребления наркотиков».

Причины

Последствия

За компанию

Смерть от передозировки

Модно

Потеря уважения окружающих

Назло взрослым (родителям)

Гепатиты и СПИД

Чтобы испытать новые ощущения

Конфликты со взрослыми



Вывод при обсуждении: практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять ему наркотик или нет; тот, кто выбирает наркотики, косвенно выбирает и последствия.



4.Упражнение "Ангел-хранитель".

Для проведения игры ведущий набирает пятерых добровольцев. Между собой ребята распределяют роли:

-"гость вечеринки"

- "хозяин ве­черинки"

- "друг хозяина вечеринки"

- "ангел-хранитель"

- "дьявол-искуситель"

Игровая ситуация состоит в следу­ющем: главному герою игры ("гостю вечеринки") знако­мые ребята ("хозяин вечеринки" и его "друг") предлагают попробовать вместе с ними "марихуану". У главного героя есть два ангела: "ангел-хранитель", который помогает от­казаться от навязчивых предложений попробовать нарко­тик, и дьявол-искуситель, который уговаривает это сде­лать.

В процессе игры участники могут меняться ролями. Так как у всех

участников игры достаточно активные ролевые

позиции, ведущий перед началом проведения игры напоминает ребятам

о том, что нельзя перебивать друг друга и говорить в унисон. Обсуждение: способы давления и отстаивания своей « точки Зрения».



5.Упражнение "Мифы".

Ведущий всем участникам раздает по одной карточке. На одной стороне карточки написано "миф", на другой — "правда". В ходе игры ведущий зачитывает утверждения, имеющие отношение к употреблению наркотиков, например:

  1. Марихуана не вызывает зависимости.

  2. Если употреблять наркотики в меру, то никогда не станешь

наркоманом.

3. После начала употребления наркотиков человек в среднем живет

5—10 лет.

4. Употребление наркотиков тесно связано с риском за­ражения

гепатитом и ВИЧ-инфекцией.

5. Употребление наркотиков никогда не бывает без пра­вонарушения.

6. "Ломок" наркомана не существует. Это просто один из методов

запугивания молодых людей.

7. Наркоман ради дозы способен предать родных, друзей.

8. Легкие наркотики безвредны.

9. Наркомания - это болезнь.

10. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.

Если участник согласен с утверждением, он показы­вает карточку, где написано "правда", если не согласен карточку со словом "миф".

Обсуждение: причины формирования искаженного пред­ставления о наркотиках.





6. Упражнение «Коллаж».

Ведущий предлагает участникам тренинга разделиться на три группы. Каждая группа получает листы ватмана, карандаши, журналы, клей, ножницы, фотографии участ­ников занятий.

Во время проведения занятия можно сделать несколько фотографий, которые в дальнейшем пригодятся для со­здания коллажа. Если такой возможности нет, можно по­просить ребят принести на занятие свои фотографии.

Коллаж создается как хроника событий в группе — что было интересного, чему научились. Ребята обязательно должны отразить в коллаже свое отношение к ПАВ. После выполнение коллажа, каждая группа представляет свою работу.



7. Завершение работы.

На этом этапе ведущий по кругу спрашивает участников о том, что им понравилось или не понравилось в ходе тренинга.

ВЕДУЩИЙ. Каждый из вас знает какой вред приносит наркомания. Так будь хозяином своей судьбы! Помни: здоровье и счастье в твоих руках!



Скажи наркотикам «Нет!»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Разработка профилактического занятия "Скажи наркотикам нет"

Автор: Кибальникова Елена Николаевна

Дата: 07.05.2015

Номер свидетельства: 209063

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства