Тренинговое занятие для учащихся 8-9 классов.
Тема: Профилактика употребления наркотических веществ.
Территория мрака. Скажем наркотикам – нет!
Цель: повысить уровень осведомленности подростков по проблеме, связанной с употреблением наркотических веществ;
вырабатывать и развивать навыки по предупреждению употребления наркотиков.
План – конспект
1. Вступление. Сообщение темы и цели тренинга.
Назвать организаторов и гостей. (Слайд 1)
Эпиграф к занятию (Слайд 2)
2. Приветствие. Игра «Комплименты» (Слайд 3)
Цель: Настроить участников на эмоциональный контакт.
Правила: Взять за руку соседа для лучшего установления контакта между собой, сказать соседу слева комплимент, н-р, ты очень хороший друг и т.д.
3. Ожидания участников .
Как вы думаете, что нового узнаете на занятии?
Что вы будете делать сегодня?
Запишите свои ожидания на цветных листочках и прикрепите их на лист ватмана со словом «Ожидания».
4. Принятие правил. (Слайд 4)
Объяснить необходимость принятия правил – то есть законов, по которым будет работать группа в течение всего тренинга.
Правила необходимы для того, чтобы каждый участник:
мог открыто выражать свои мысли и чувства,
не боялся стать объектом насмешек и критики,
был уверен в том, что всё личное не выйдет за пределы группы,
получал информацию сам и не мешал получать её другим.
Примерные правила:
право на собственное мнение,
правило поднятой руки,
конфиденциальность, тактичность, открытость и т. д.
5. Определение уровня информированности (Слайд 5).
Актуализация проблемы.
Существует ли проблема наркомании?
Сталкивались ли вы или ваши близкие с этой проблемой?
Что вы испытали, когда столкнулись с этой проблемой?
Насколько это явление опасно для подростков и молодежи?
Как проблема наркомании влияет на наше общество?
Знаете ли вы людей, которые погибли от передозировки?
Вывод: проблема актуальна, особенно для подростков, молодежи и людей, которые их окружают.
6. Упражнение «Мозговой штурм» (Слайд 6)
«Почему люди употребляют наркотические вещества?»
Цель: осмысление участниками тренинга сути причин, которые приводят к употреблению наркотических веществ.
На ватмане, разделенном на две части записываем:
причины: желание быть взрослым, неуверенность в себе, хочу бать как все, не умею отказаться, плохое настроение, назло родителям, получить новые ощущения, модно, за компанию и т. д.,
последствия: конфликты с родителями, смерть от передозировки, гепатиты, СПИД, потеря уважения окружающих и т. д.
7. Информационный блок. Игра «Спорные утверждения» (Слайд 7-8)
Цель: получить информацию и определить свою точку зрения по проблеме наркомании.
На четыре стены комнаты прикрепить 4 листа, на каждом из которых написано одно утверждение:
«полностью согласен»,
«согласен, но не полностью»,
«полностью не согласен»,
«трудно ответить / не знаю».
Зачитываем утверждения, участники сразу расходятся и становятся возле тех листочков, на которых высказана их точка зрения.
Участников просим объяснить свой выбор.
Желающие могут изменить свой выбор и перейти к другому утверждению.
Утверждения
1. Лёгкие наркотики безвредны.
2. Наркомания – это преступление.
3. Наркотики повышают творческий потенциал.
4. Наркомания – это болезнь.
5. У людей, употребляющих наркотики, часто возникают проблемы с законом.
6. Отказаться от употребления наркотиков можно в любой момент.
7. Наркомания излечима.
8. Многие подростки употребляют наркотики «за компанию».
9. Наркоман может умереть от СПИДа.
10. Продажа наркотиков не преследуется законом.
11. По внешнему виду человека можно определить, что он употребляет наркотики.
12. Наркоман может умереть от передозировки.
13. Зависимость от наркотиков появляется только после многократного их употребления.
14. Наркомания неизлечима.
Вопросы для обсуждения.
Какие чувства возникали, когда вы выбирали утверждение?
Легко ли высказывать точку зрения в меньшинстве?
Легко ли изменить точку зрения?
8.Упражнение «Отказ» (Слайд 9-10)
Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения и аргументированного отказа в ситуации выбора.
Группа делится на 3 подгруппы.
Каждая группа получает ситуацию.
1. Одноклассник (сосед, лидер во дворе) просит спрятать наркотик у тебя дома;
2. Одноклассник (сосед, лидер во дворе) просит оставить какую - то дорогую вещь у тебя дома;
3. Одноклассник (сосед, лидер во дворе) просит обмануть его родителей и сказать, что его вещь находится у тебя дома.
Подгруппы в течение 5 минут придумывают как можно больше аргументов отказа в данной ситуации.
Потом каждая группа «обыгрывает» свою ситуацию перед всеми участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой – «отказывающегося».
В каждой ситуации необходимо использовать три формы отказа: уверенную, агрессивную, неуверенную.
Вывод: необходимо приобретать навыки отказа.
9.Игра «Жизнь с болезнью» (Слайд 11-12)
Цель: осмысление проблемы, связанной с наркоманией; ответственность человека за своё поведение.
Каждому участнику раздать 9 маленьких листочков бумаги (5х5 см) и написать следующее:
на 3-х листах – названия любимых блюд,
на 3-х листах - названия любимых дел,
на 3-х листах – имена близких и любимых людей.
Ситуация. Поставьте себя на место человека, который употребляет наркотики. Что происходит в жизни этого человека? Человек получает удовольствие от употребления наркотиков. За любое удовольствие нужно платить и не только деньги, поэтому отдайте мне по одному листочку с любимым блюдом, делом и близким человеком.
Дальше зависимость требует новых жертв и я прошу отдать каждого ещё 3 карточки.
А 3-й раз я подхожу к каждому и забираю оставшиеся карточки, не объясняя почему.
Употребляющий наркотики не может сам контролировать ситуацию.
С чем вы остались?
Что вы ощущаете?
С чем и с кем было трудно расставаться?
Кто должен нести ответственность за то, что происходит с человеком?
Вывод: ответственность за своё поведение и своё решение человек должен нести сам; человек – хозяин своей судьбы.
11.Информация к размышлению «Немного статистики» (Слайд 13)
средний возраст наркоманов в России составляет 13—15 лет;
в стране насчитывается 39 млн только официально зарегистрированных несовершеннолетних наркоманов, реальная цифра в 10 раз больше;
число смертей от наркотиков среди несовершеннолетних за 8 лет выросло в 42 раза;
средняя продолжительность жизни активного наркомана составляет 3 года;
дети, рожденные от наркоманов, умирают очень быстро, доживая максимум до 4 мес.
Сейчас, ребята, я предлагаю вашему вниманию небольшой ВИДЕОСЮЖЕТ (Слайд 14).
Посмотрите, подумайте, выводы делать только вам!
10. Завершение работы (Слайд 15)
Итак, помните ребята: в жизни победит тот, кто сделает правильный выбор.
Очень хочется, чтобы в своей жизни вы принимали такие решения, о которых не придется сожалеть.
А для создания хорошего настроения лучше использовать простые, но эффективные средства. Ученые установили: чтобы жить долго, надо каждый день улыбаться минимум 17 минут. Пусть хорошее настроение не покидает вас никогда!
До новых встреч!