Оборудование: изображение змея, карточки с названием химических веществ (желтые) и заболеваний (красные), рисунки детей на соответствующую тематику, мультимедийная презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
-Ребята, наш сегодняшний классный час я бы хотела начать с замечательного стихотворения, которое называется «ЖИЗНЬ»: Слайд №2
Жизнь, как бабочка с весною,
Обретает новый цвет.
Смотришь на нее порою-
Видишь красок яркий свет.
Никто не желает, наверное,
Ее в мотыля превратить
Ведь это так просто: курение,
Наркотики употребить.
Все беды начнутся лишь после,
И их ты не в силах решить
Где деньги достать - все вопросы
Тебе не захочется жить.
Тебе станет все безразлично:
Что жизнь, что смерть - все равно,
Но в жизни здоровье – первично,
Мы поняли это давно.
Определение темы и цели урока.
- Ребята, внимательно посмотрите на оформление доски.
- Мы поговорим с вами о том, что есть плохого в нашей жизни, что мешает нам быть здоровыми, умными, сильными.
- Сегодня наш классный час будет посвящен разговору о вредных привычках человека: курение, алкоголизм, наркомания.
- Что такое вредная привычка?
Ученик 1 Слайд №3
Привычка – это тоже ведь зараза,
Привычка - тоже некая болезнь,
Она болит и заживет не сразу,
С ней очень трудно жить, поверь!
Она растет микробом в теле,
Она, как рана, у тебя внутри.
Ее не видно, но на самом деле
Она испепеляет и горит.
Ей зародиться ничего не стоит,
Но виноват ты в этом только сам.
Слайд №4
Даже в сказках змей (дракон) был связан с чем – то плохим и страшным. Он уничтожал деревни, сжигал дома, топтал посевы, уносил детей и женщин. А русские богатыри всегда сражались с ним и уничтожали его. Вот и в наше время существует такой змей, который убивает людей. Вот посмотрите, какой он злой и страшный (демонстрируется рисунок с изображением трехголового змея, каждая из голов которого обозначает пьянство, курение и наркоманию).
Посмотрите, первая голова пышет дымом. Как вы, думаете, какую вредную привычку она имеет? Конечно, эта голова курит табак. А вы знаете, как в России появился табак?
Вед:1 Слайд №5
Колумб Америку открыл -
Великий был моряк!
Но заодно он научил
Весь мир курить табак.
От трубки мира, у костра,
Раскуренной с вождём,
Привычка вредная пошла,
В масштабе мировом.
Колумб, который Христофор,
Не ведал, что творил.
Немало утекло с тех пор,
В дым сизый наших сил
Вед:2
Табак завез он к нам давно,
И все мы здесь отравлены.
Мы погибаем от него,
Совсем им одурманены.
Куда ни глянь – везде табак.
Как от него избавиться?
Не стану ни за что курить,
Мне это так не нравится!
Табак был под запретом во многих странах мира и за его курение сильно наказывали.
Например, в Риме римские папы отлучали от церкви курящих людей.
В Англии, по указу Елизаветы 1 курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее, а прохожие кидали в них камни.
Пять монахов, уличенные в курении, заживо были замурованы в монастырской стене.
В России во время царствования Михаила Федоровича попавшегося на курении в первый раз наказывался 66 ударами палкой по стопам, а во второй раз – отрезанием носа и ушей. Торговцев табаком пороли и ссылали в Сибирь.
Так что же такое табак и почему же он так вреден? Для того, чтобы ответить на этот вопрос нам нужно знать, что же содержится в одном грамме табака.
Ученик 2 Слайд №6,7
-Синильная кислота (цианид) – ядовитая кислота, используется в химической промышленности.
-Сероводород- газ, с запахом тухлых яиц, образуется при разложении, гниении белковых веществ.
-Табачный деготь- вязкая жидкость черного цвета, образуется при разложении, гниении растений без доступа воздуха.
Ученик 1
- Формальдегид- ядовитый газ с резким запахом, применяют в производстве фенолоформальдегидных смол. - Угарный газ (оксид углерода) – ядовитый, удушливый газ, образуется при горении.
-Никотин – сильный яд, при курении всасывается в организм, в малых дозах вызывает возбуждение ЦНС ; в больших дозах – вызывает паралич (остановку дыхания, остановку сердца). Многократное поглощение никотина вызывает никотивизм (хроническое отравление организма никотином).
А сейчас я предлагаю вам посмотреть одну сценку, которую приготовили вам ребята.
Сценка о вреде курения. Слайд №8
Вед 1: Степанов Петя, мой сосед, повсюду с пачкой сигарет.
Он курит, не стесняется, на взрослых огрызается.
Как только раздастся с урока звонок,
Петя в укромный бежит уголок
Всю перемену он может курить, вместо того, чтоб урок повторить.
Учится плохо, стал часто болеть, трудно урок до конца досидеть.
С Петей беседы мы проводили, о вредной привычке ему говорили.
Но Петя не слушал, махал он рукой,
пока не увидел сон очень плохой.
СЕРДЦЕ: Плохи, приятель, мои дела. Ноша такая мне тяжела.
Трудно мне стало ровно стучать,
от боли мне хочется громко стучать.
Усердно работало я и стучало, хозяин не ведал со мною печали.
Но нет пробежек по утрам , прогулок и зарядки –
Дымит он папиросами даже без оглядки .
ЛЕГКИЕ: И я задыхаюсь на каждом шагу – нет жить я дальше так не могу.
От сигарет, от табака умрем вместе с ним и мы наверняка,
Если б он знал – как страшно умирать от болезни ужасной.
Если б хотел наш хозяин жить, он бы немедленно бросил курить.
МОЗГ: Я бедный, несчастный, прокуренный мозг,
Хочу, чтобы кто-нибудь Пете помог
Он каждый день никотином травится, а это мне ой как не нравится.
Стал плохо я соображать, и вот по контрольной «двойка» опять.
Петя учится еле, еле – «двойки» его одолели.
Он бросить курить не может, ослаб –
теперь в никотиновом царстве он раб!
Почки: Скажу вам, друзья, по секрету. Должны вы узнать и об этом:
Рак почек недавно здесь пробегал, новую жертву себе он искал.
К счастью большому на этот раз он не приметил с тобою нас
В сети свои он не смог нас поймать,
но что будет с нами лет через пять?
Желудок: Помогите, караул, погибаю, молодым в расцвете лет умираю
Язва гонится проклятая за мной, а ведь я еще такой молодой,
Но хозяин не любит меня, никотином он губит себя.
Петя: Я больше не буду курить – пощадите!
На помощь! На помощь! Спасите! Спасите!
Бросаю курить! Надоело так жить! Хватит никотином органы травить!
Вам, всем сидящим, мой совет – ничего хорошего в курении нет!
Если хотите здоровыми быть, бросайте, бросайте, бросайте курить!!!
ведущий 1: Как хорошо, что это лишь сон, но в явь превратиться легко может он. Слайд №9
Запомните! Болезни сердца, задержка умственного развития, рак легких, язва желудка – вот расплата за пристрастие к табаку. Народная мудрость давно гласит: «Курить – это значит здоровью вредить!»
Мне, кажется, что ни одна из названных вами причин не может стать оправданием курения. Я думаю, что теперь, когда вы много знаете о вреде курения, вы будете здоровы, и никогда не будете страдать этой вредной привычкой. Будьте сильнее, мудрее этой головы и не поддавайтесь на ее провокации.
А сейчас, посмотрите на вторую голову змея.
Да ведь эта голова страдает алкогольной зависимостью, она употребляет спиртные напитки (алкоголь).
Вед 1: Слайд №10
Алкоголь - это спиртосодержащие жидкости, принимаемые внутрь с целью отравления головного мозга. Вот то опьянение, которое вызывает алкоголь не то иное, как отравление собственного мозга. Слайд №11
-Через 10 минут после приема алкоголя наступает усиленное склеивание эритроцитов (клеток крови), которые начинают забивать капилляры (мелкие сосуды). При постоянном приеме алкоголя уменьшается объем головного мозга и число нервных клеток, погибает печень, нарушается структура ДНК, слабеет сердечная мышца.
Вед:2 Слайд №12
Стакан водки твой ум туманит,
А иногда даже на преступление тянет.
Если со «Змеем зеленым» ты будешь товарищ,
То достоинство и разум свой ты потеряешь.
Вед 1
Еще до нашей эры человечество стало понимать пагубное последствие пьянства. В Спарте спаивали рабов и демонстрировали их молодым спартанцам, для внушения отвращения к омерзительному облику.
Китайские императоры казнили пьяниц.
В Индии их заставляли пить мочу, а женщинам - пьяницам выжигали на лбу клеймо.
В Греции за алкоголизм была введена смертная казнь.
Ведущий 2
В Риме пьющих плебеев обращали в рабов.
В Англии водили по улицам с веревкой на шее.
В Голландии пьющих женщин привязывали к стулу и 3 раза полностью погружали в ледяную воду.
Во Франции пьяниц сажали в тюрьму, а если они не исправлялись, то им отрезали уши и выгоняли из страны.
В Испании пьющих жестоко пытали и даже казнили.
Я, думаю, что вы теперь много знаете и про алкоголь и будете рассказывать о его вреде другим.
Посмотрите на третью голову. Слайд №13
Эта голова самая страшная из всех, потому что она употребляет наркотики.
А что же такое наркотики?
Наркотики – это круг веществ, растений, а также продуктов, которые оказывают одурманивающее воздействие на человека. Слово «наркотик» с древнегреческого означает: «приводящий в состояние отупения». К наркомании относится и токсикомания, это вдыхание паров различных химических веществ (ацетон, бензин, клей и т.д.). Наркомания и токсикомания – это самые опасные вредные привычки, рано или поздно приводящие к смерти. Слайд №14
Вылечить наркомана практически невозможно, медицина здесь почти бессильна. Ведь у наркомана не только больны все внутренние органы, но и размягчен мозг, поражена вся нервная система. Наркоман жить не может без отравы, найти наркотик – вот смысл всей его оставшейся жизни. Такой человек ради достижения своей цели пойдет на все – даже на убийство.
Слайд №15
Это страшная болезнь, ее надо бояться и бежать от таких людей без оглядки.
А если вы не можете противостоять сильному напору, то знайте, что есть люди, которые вас защитят и помогут вам: это ваши родители, учителя, а также специалисты, занимающиеся этими проблемами (например, психолог и социальный педагог).
Теперь вы знаете и про эту голову, запомните - она умирает в страшных муках. И я уверена, что вы никогда не поддадитесь на ее провокации. Но помните: этот змей очень страшен и он никогда не дремлет, чувствует слабые стороны человека, тем более, если его жертва – ребенок. Я вам желаю никогда не расслабляться и всегда помнить об опасностях, которые вас подстерегают. Слайд №16
Подведение итогов урока.
Наш сегодняшний классный час я тоже хочу закончить стихотворением