Просмотр содержимого документа
«Мероприятие "Берегите водные ресурсы"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа № 5» города Валуйки Белгородской области
Праздник «Берегите водные ресурсы»
6-А класс
Подготовила:
учитель биологии
Жерлицина Е.А.
Валуйки, 2016 год
Цель. Привлечение детей, родителей к празднованию Всемирного дня водных ресурсов. Повышение экологической грамотности всех субъектов воспитательно-образовательного пространства, через организацию правильного взаимодействия с окружающей природой.
Задачи.
Образовательные. Привлечение всех субъектов воспитательно-образовательного пространства к экологически ориентированной деятельности. Уточнение знаний о свойствах, состояниях и функциях воды. Раскрыть значимость воды для человека, животного и растительного мира. Формирование представлений о здоровом образе жизни.
Развивающие. Развитие практических умений по охране и восстановлению природной среды. Развитие коммуникативной компетентности у детей.
Воспитательные. Воспитание бережного рачительного отношения к водным ресурсам. Воспитание ответственности каждого за состояние окружающей среды, готовности к действиям по ее улучшению.
Оборудование. Глобус , заранее подготовленные плакаты учащихся на экологическую тему о воде, компьютерная презентация о свойствах и значении воды, альбомные листы и ручки, листы для записи ответов, цветные карандаши или фломастеры
Сценарий мероприятия
Учиитель: 22 марта мы отмечаем Всемирный день Водных ресурсов. Организация Объединённых Наций объявила 2005 год началом Десятилетия воды ( 2005 по 2014). И мы не должны воспринимать всё это как пустые слова. Давайте узнавать о воде всё больше и больше. Всё больше и больше уделять ей внимания. А затем обратим взор на самих себя. «Чем больше вы будете знать о воде, тем яснее сможете увидеть себя» – это слова японского исследователя воды – Масару Эмото. А вот греческий учёный Фалес говорил: «Вода – есть первопричина всего сущего».
Ученик: Около ¾ поверхности Земли покрыто водой – солёной водой. Это 94% всего объема воды на планете. И всего 6% – это пресные воды. По подсчетам учёных пресной воды 1386 млн. куб. метров.
Из них почти 70% пресных вод заключено в ледниках, около 29% - в водоносных подземных слоях и меньше 1% - воды рек и озёр.
Пресную воду потребляет человек и все живые организмы, а воды на Земле не так уж много. В некоторых уголках планеты её катастрофически не хватает. И не вся пресная вода пригодна для питья.
Ученик: Общее потребление пресных вод из года в год растет во всех регионах мира. Если в начале нашего столетия человечество потребляло 400 км3 воды в год, то нынче нам ежегодно необходимо уже около 4000 км3 , т.е. около 10% объема мирового речного стока.
Учитель:
Самодержавная царица,
Для всех бесценная всегда,
Ты не сравнимая с жар-птицей
Её величество – вода!
Ласкаешь берега волнами,
Даруешь жизнь всем существам.
Из туч ты поливаешь нас слезами,
Но слезы те – отрада нам.
Ты землю влагой насыщаешь,
По морю гонишь корабли,
Но вот когда ты зла бываешь –
Сметаешь все с лица земли!
Вода! Тебе мы посвящаем
Стихи и песни, и дела!
Тебя сегодня прославляем,
Чтоб ты у нас всегда была.
Чтоб реки были полноводны,
И мирно бы текли всегда,
Была б прозрачна в них вода.
Чтобы дождем нас поливала
Ты с чистых голубых небес,
И злился бы на нас поменьше
Могучий и всесильный Зевс!
Тебе, Вода, поем мы славу,
Живи на счастье и забаву!
И радуй нас собой всегда!
Её Высочество – ВОДА!
Вода - это удивительное вещество и в этом вы сейчас убедитесь. Раскроем некоторые тайны о воде!
Ученик: «Вода» с точки зрения химии:
Химическая формула «Н2О» - единственное вещество в природе, которое в земных условиях существует в трёх агрегатных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. Вода – универсальный растворитель. Любая природная вода – раствор. Питьевая вода из разных источников может иметь разный химический состав, что сказывается на её вкусе. Все знают, что вода в море соленая. Это зависит от концентрации растворенных в ней солей, но не всем известно, что в разных морях и океанах соленость воды неодинакова. Средняя соленость вод океана составляет 35%; соленость морской воды может изменяться от нуля вблизи мест впадения крупных рек до 40% в тропических морях. Вода для питья должна содержать менее 0,05% растворенных солей. Растения погибают при наличии в поливной воде в виде примеси более 0,25% солей.
Ученик:«Вода»с точки зрения географии:
Основные запасы воды сосредоточены на Земле в морях и океанах – около 1,4 млрд. км³. Пресная вода находится в ледниках – около 2 млн. км³. Большинство пресной воды сконцентрировано в ледниках Антарктиды и Гренландии. Третий по величине источник воды - подземные воды. Они проходят на глубине 150- 200 м. Общий их объём приблизительно в 100 раз больше объёма поверхностных пресных вод рек, озёр, болот.
В атмосфере содержится около 14 тыс. км³ водяного пара. Вода входит в состав многих минералов, в частности глин. Водная оболочка Земли – «гидросфера» условно подразделяется на Мировой океан (океаносферу) и воды суши.
Поверхностные воды Белгородской области занимают 45 % ее территории. Здесь берут начало многочисленные притоки речных систем Днепра и Дона. Общая длина речной сети - 5000 км. Три самых крупных реки - Оскол, Ворскла и Северский Донец - имеют протяженность свыше 100 км каждая.
Ученик:«Вода» с точки зрения биологии:
Вода составляет 90% всей массы всех живых организмов на Земле. Эмбрион человека на 97% состоит из воды, а у новорожденного его количество равно 77% от массы всего тела. К 50-ти годам количество воды в теле человека сокращается до 60%. Ежесуточно человек при дыхании выделяет 0,4 л. через кожу при потении – 0,6 л. Через почки - 1-1,5 л воды, т.е. всего – 2. 5 л. воды. Потеря воды ведет к жажде, человек утоляет её, потребляя почти столько же воды. Следовательно, взрослый человек, весом 70 кг. в течении жизни (60-70 лет) потребляет 64 т. воды, т.е. в 1000 раз больше собственной массы. При этом вода в организме сменяется в среднем за 17 дней. Таким образом, современное человечество – 6 млрд. людей – нуждается ежегодно в 5,5 км³ воды, только для физиологических потребностей.
Человек сможет прожить без воды всего несколько суток. Потеря воды объемом менее 2% веса тела приводит к возникновению чувства жажды, при потере 6-8% наступает обморочное состояние, при 10% - галлюцинации, 10-20% критично и очень опасно для жизни. У животных потеря в 20-25% ведет к гибели.
Потребление воды в избыточных количествах также опасно, т.к. происходит перегрузка сердечно-сосудистой системы, происходит обильное потоотделение, которое приводит к обессоливанию и ослаблению организма.
Ученик: «Вода» с точки зрения физики:
Температуры плавления и кипения воды соответствуют 0º и 100º по шкале Цельсия. В XVIII веке вода послужила эталоном для выбора единицы массы. Массе 1 см³ воды было приписано значение 1 г, следовательно, плотность воды = 1 г/см³. Вода обладает наибольшей среди всех веществ теплоемкостью, равной 4, 2 кДж. Вода – очень плохой проводник электричества. Но уже небольшое количество примесей резко увеличивают её электропроводность.
Иногда вода замерзает при положительной температуре. Такое явление наблюдается в трубопроводах и почвенных капиллярах. В трубопроводах вода может замерзнуть при температуре +20°C. Объясняется это присутствием в воде метана. Поскольку молекулы метана занимают примерно в 2 раза больший объем, чем молекулы воды, они «расталкивают» молекулы воды, увеличивают расстояние между ними, что приводит к понижению внутреннего давления и повышению температуры замерзания. В почвенной влаге аналогичную роль выполняют молекулы белка. За счет влияния белковых молекул температура замерзания воды в почвенных капиллярах может возрасти до +4,4°C.
Учитель: Нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная чистая вода. “Вода дороже золота”, - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. “ Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами …Ты самое большое богатство на свете ”, - писал о воде Антуан де Сент-Экзюпери. Действительно, вода – самое большое богатство, без которого ни один человек не
Викторина ко «Дню воды»
1.Сколько процентов земной поверхности покрыто водой?(около 70%)
2.Какие водоёмы регулируют кругооборот воды на Земле? (океаны, моря и реки)
3.Какое море является самым солёным на нашей планете? (Мёртвое море)
4.Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)
5.В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)
6.По руслу какой реки протекает 1/5 всей речной воды мира? (Амазонка)
7.Может ли вода двигаться вверх? (да, при очень сильном шторме)
8. Почему вода в море солёная? (обусловлено наличием минеральных веществ)
9.Перечислите свойства воды (без цвета, запаха, вкуса, прозрачна, принимает форму сосуда)
10.Что произойдёт с сахаром, если его размешать в воде? Какой можно сделать вывод? (вода – растворитель)
11.Назовите атмосферные явления и атмосферные осадки, где вода встречается в различных агрегатных состояниях (туман, дождь,снег, иней,роса, град)
12.Назовите главные причины нехватки пресной воды на Земле (её загрязнение)
13.Каковы основные причины обмеления рек Белгородской области? (густая овражно – балочная сеть способствует понижению грунтовых вод, заиливанию русел и родников, которые питают реки)
14.Назовите наиболее полноводные реки области (Северский Донец, Оскол, Ворскла, Псел, Тихая Сосна)
Список литературы:
1 Анненкова, Ю.П. «Души прекрасные порывы» г. Аткарск, 2005 г
2. Интернет ресурсы
3. Орлова, Л. «Тайный код воды» г. Минск: Современный литератор, 2006.