Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс. Рефлексия.»
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;
Дать представление о классификации рефлексии;
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.
Ход мастер – класса.
ЗНАКОМСТВО С УЧАСТНИКАМИ
- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие.
Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени. Меня зовут Миляуша, мое мечтательность. (Представление участников) А теперь Вы.
Познакомились. Давайте оценим, на сколько успешно прошло наше знакомство. Если вам понравилось, то поднимите карточки с показом большого пальца вверх, а если нет, то — вниз. Спасибо!
А теперь выйдите, пожалуйста к нам те, у кого на обратной стороне карточки есть буквы. Соберите из них слово, встаньте так, чтобы мы могли его прочитать. (Рефлексия)
II. ЦЕЛИ МАСТЕР - КЛАССА:
Учитель – это не профессия, а особая миссия, особый склад души и ума. Каким же все – таки должен быть современный учитель? Должен идти в ногу со временем, используя в своей работе инновационные технологии… Тема моего мастер – класса «Реализация методики рефлективного обучения на уроках биологии в условиях ФГОС».
Прежде чем продолжить нашу с вами работу, я бы хотела рассказать о правилах мастер класса:
Не перебивать друг друга.
Смело высказывать свои мысли.
Говорить от своего имени.
Активно работать.
Уважать мнение собеседника.
Наши ожидания от совместной творческой работы:
Узнать что-то новое.
Увидеть интересные методические приемы.
Пообщаться с коллегами.
Обменяться опытом.
Приятно провести время.
Слайд 4. Актуальность мастер класса.
Структура урока по стандартам второго поколения обязательно включает в себя этап урока – рефлексию.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий (из ФГОС).
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Задание. Каждой группе необходимо назвать свои ассоциации с термином «рефлексия»(1 минута). Как вы его понимаете? Давайте озвучим свои ассоциации. Итак, что же у вас получилось?
РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР — КЛАССА:
Рефлексия содержания мастер класса.
Я бы хотела внести некоторые дополнения. Итак, что такое рефлексия..
Слово рефлексия в переводе с латинского — обращение назад.
Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. .
Организация рефлексивной деятельности на уроке позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. На своих уроках я осуществляю рефлексию по разному: вырабатываю элементы рефлексии школьников на отдельных этапах урока, в конце урока или темы, но обязательным и неизменным является постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии каждым учеником.
Исходя из того, что по целям рефлексия бывает:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Рефлексия деятельности.
Рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)
Можно применять:
1.Рисуем настроение. Настроение человека прежде всего отражается в продуктах его деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях и др. Чтобы проверить, как воздействует обучение на состояние ребёнка, целесообразно дать задание по рисованию на тему «Моё настроение».
1-й вариант:Попросите ребёнка нарисовать своё настроение. Ввиде смайлика.
2-й вариант: на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облачка, пятнышка, солнышка и др.
Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам.
После этого обсуждают получившийся рисунок.
Можно вести дневник настроения по месяцам
Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Лютера:
красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии;
синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
зелёный цвет – активность, но в то же время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым;
жёлтый цвет – спокойный цвет (цвет дня, радости). Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка;
фиолетовый цвет – беспокойное. Тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый цвет говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;
чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;
коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.
2. Образная рефлексия.Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).
Нарисовать образ урока (мероприятия, игры).
Вылепить из цветного пластилина то, что соответствует твоему настроению.
4.Ёлочка настроения.Детям раздаются вырезанные из бумаги игрушки, на которых они рисуют своё настроение.
5.Состояние моей души. Рисуется лесенка с 5 ступенями. У каждой своё название:1).Крайне скверно, 2).Плохо,3).Хорошо, 4).Уверен в своих силах, 5).Комфортно.
Ребёнок рисует изображение человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.
6.Цветик – многоцветик.Детивыбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
«Маятник настроения». - отображает настроение ребёнка (Маятник в сторону картины с ясным небом или пасмурным).
Эмоциональная рефлексия участников мастер-класса. (задание по группам)
Задание 1-ой группе: Что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу слово «амёба»?
Задание 2-ой группе: Что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу слово «инфузории»? Время размышления – 30 секунд.
Задания группам. Представьте, что вам, амёбам и инфузориям, предстоит встретиться. У вас всего два вопроса, чтобы узнать побольше друг о друге. Что вы спросите? Время для размышления – 1 минута. Итак, я провела эмоциональную рефлексию участников обеих групп.
Отдохнем! Давайте проведем физминутку. Упражнение на снижение утомления. Попрошу всех встать.
И.п. Стоя, ноги вместе. Одновременно со вздохом плавно поднять руки вверх и сложить ладони над головой. Подбородок поднят, грудь развернута, дыхание свободное. Медленно опустили руки в И.п.
Слайд 33. Рефлексия содержания учебного материала
Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).
Обычно в конце урока подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали — т. е. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:
Рефлексивный экран.
Цветограмма.
Фоторефлексия.
Своей работой я:
доволен…
не совсем доволен…
я недоволен, потому что…
Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
они мне нравятся больше остальных…
я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями
они легче остальных заданий
Сегодня на уроке я…
научился...
было интересно…
было трудно…
мои ощущения…
этот урок дал мне для жизни…
больше всего понравились задания…
Понимая, что ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я предлагаю очень простой выход. Собрать всё на одном листе, вложить в файл и иметь его на каждой парте постоянно «Карта рефлексии урока».
Рефлексия деятельности.
(этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)
Выбери верное утверждение:
Я сам не смог справиться с затруднением;
У меня не было затруднений;
Я только слушал предложения других;
Я выдвигал идеи...
Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы.
Паучок (солнышко, цветочек) – фиксация ассоциативных связей любого понятия.
Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.
5. Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью
знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» - знал, «!» - новый материал (узнал) «?» - хочу узнать
Архивариус – вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о «себе» (об образе).
Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т.д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.
Стрелки или графики, на которых ученики изображают результат рефлексии по различным критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование (выдвижение) идей, групповое взаимодействие, настроение, интерес к выполнению задания, лёгкостьвыполнения…- т.е. различные виды рефлексии.
9. Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий. «Перепутанная мозаика»
10. Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами «Перепутанное письмо»
11. Карточка с заданием «Рефлекторный тест»
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались…
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
Завтра я хочу на уроке…
12. Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с
целью содержательной рефлексии:
Как бы вы назвали урок?
Что было самым важным на уроке?
Зачем мы сегодня на уроке…?
Какова тема сегодняшнего урока?
Какова цель урока?
Чему посвятим следующий урок?
Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
Что для тебя было легко (трудно)?
Доволен ли ты своей работой?
За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
13. Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию,
по просьбе учителя…):
Что мы хотели выяснить на уроке?
Что нам удалось узнать?
Мы ответили на поставленный вопрос?
Что будем делать завтра?
Что было самым важным на уроке?
Кто хочет кого-нибудь похвалить?
14. Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для
5-7 минут в классе). Примерный план рассуждений для ребёнка
в соответствии с этапами урока:
Сначала мы рассуждали так…
Потом мы столкнулись с проблемой…
Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…
Мы увидели (поняли)…Значит…
Теперь мы будем…
15. Пчелиный улей. Приём используется после подачи нового материала. Учитель просит обсудить услышанный материал в парах и задать вопросы по материалу, который не поняли учащиеся, тем самым сразу же ликвидируются пробелы в знаниях.
16. Мудрые совы. Учащимся предлагается самостоятельно поработать над содержанием параграфа или текста учебника. После этого ребятам раздаются вопросы для его обсуждения.
Азы работы над текстом.
(найдите в тексте основные понятия и запишите их).
Ты уже знаешь последние новости?
(выберите ту информацию, которую считаете для себя новой).
Известное и неизвестное.
(найдите в тексте информацию, которая является известной и ту, которая ранее была вам неизвестна).
Что, не ждали?
(выберите из текста ту информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданиям и представлениям).
Главная жизненная мудрость.
(постарайтесь выразить основную мысль тремя фразами. Какая из фраз является центральным высказыванием? Какие из фраз являются ключевыми?).
Поучительный вывод.
(можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы важны для вашей будущей деятельности и жизни?).
Важные темы для обсуждения.
(найдите в тексте такие места и высказывания, которые заслуживают особого внимания и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии).
Проанализируйте основную мысль в схемах, таблицах, графиках… (если это возможно по содержанию текста).
17. Техника развития критического мышления. После прослушанного материала или работы с текстом ученик делит листок на три части: знаю – узнал – хочу узнать. Итоги урока: выразить свои мысли в первом случае одним существительным, 2-мя прилагательными, 3-мя глаголами (это может быть набор слов или словосочетания), во втором случае – 1 предложением.
18. Работа ЗА и ПРОТИВ. Используется на заключительном этапеизучения темы. Позволяетвыявить мнение большинства по данному вопросу. Ничего не комментируется, только выдвигаются аргументы. Начинают с позиции «против». Например: «Здоровый образ жизни, занятия спортом» (работают в группах: одна выдвигает тезисы «ЗА» и обосновывает их, другая группа – «ПРОТИВ» и тоже их обосновывает).
Можно применять:
. «Лесенка успеха» - нижняя ступенька - у меня ничего не получилось; средняя ступенька - у меня были проблемы; верхняя ступенька - мне всё удалось;
.«Наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;
«Дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки; можно с яблоками и другие;
«светофор» - зелёный свет — все легко и просто, жёлтый — надо повторить еще раз, но не всё, красный — совсем не понятно. .
Все эти варианты целесообразнее использовать в начальной школе, яприменяю в 5-6 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.
Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение в старших классах.
Интеллектуальная рефлексия.
Интеллектуальная рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.
Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. . Античная поговорка гласит: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая вСША в начале XX века под влиянием японскойпоэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.
Правила составления синквейна:
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным. Вот пример довольно удачного синквейна:
Синквейн о синквейне
1. Синквейн.
2. Творческий, активизирующий.
3. Развивает, обогащает, уточняет.
4. Синквейн помогает учиться.
5. Технология.
Как работать с синквейнами.
Я предлагаю следующие способы работы учащихся с синквейнами:
Составление нового синквейна (индивидуально, в парах, в группах).
Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
Пример. Составление краткого рассказа по синквейну.
Модификация
Адаптивная, обратимая
Варьировать, приспосабливаться, формировать
Без нее, как без воды, существовать не можем мы!
Эволюция
Рассказ.
Модификации – это конкретные значения изменчивого признака организма, которые формируются в конкретных условиях среды. Они носят адаптивный характер – обеспечивают приспособленность организмов в окружающей среде. Модификации обратимы: они исчезают после прекращения действия фактора, вызвавшего их формирование. Модификации варьируют (изменяются в определенных пределах) при типичных изменениях окружающей среды. Формируя модификации, организмприспосабливается к конкретным условиям окружающей среды. Формирование модификаций происходит на этапах экспрессии генов, обусловливающих развитие признака. Модификации являются результатом эволюции вида.
Коррекция и совершенствование готового синквейна.
Пример. Коррекция синквейна
Клетка
Эукариотическая, прокариотическая
Делится, размножается, обновляется
Клетка – элементарная частица живой материи
Жизнь
Измененный синквейн.
Клетка
Эукариотическая, прокариотическая
Делиться, специализироваться, обновляться
Элементарная частица жизни
Гук
Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.
Пример. Определение темы синквейна (угадать слово первой строки)
----------------(Ч. Дарвин)
любознательный, пытливый
изучал, исследовал, практиковал
Путешествовал на корабле «Бигль»
Гений
Задание. А давайте вернемся к нашей теме. Назовите ключевое слово. Рефлексия. Мой ответ.(Составление синквейна). А теперь послушаем Вас.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА МАСТЕР - КЛАССЕ:
А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так в парах и группах. Придумайте свои варианты проведения рефлексии в 5 классе. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить, при этом используем здоровьесберегающие технологии.
У «человечка» руки опущены – ваш вариант мне не понравился, у «человечка» руки разведены в стороны – неплохой вариант, у «человечка» руки подняты вверх – очень интересный вариант.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА МАСТЕР - КЛАССА:
За окном весна, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Приложение 1.Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:
“Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
Так все в наших руках. Именно мы можем сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.
. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика
VI. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:
И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. У вас на столе полоски: зелёного и жёлтого цветов.Если вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите полоску желтого цвета. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите зеленую полоску. Прикрепим на доску. Получилось солнце. (Лучи солнца).
Вот и получилась у нас с вами летняя полянка. Оказывается - мы можем многое!!! Все в наших руках!!!