Просмотр содержимого документа
«Мастер класс "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"»
Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи: познакомить коллег с понятием рефлексия
Дать представление о классификации рефлексии
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
- Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Демидова Татьяна Александровна. Приятно видеть вас в этом зале, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор. Но прежде чем начать наш мастер класс расскажу немного о себе.
1. ЗНАКОМСТВО С УЧАСТНИКАМИ
- А сейчас уважаемые участники мастер класса давайте познакомимся с вами. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени. Меня зовут Татьяна, мое качество трудолюбие. (Представление участников) - А теперь представьтесь Вы, уважаемые участники
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ МАСТЕР – КЛАССА
Перед началом нашей работы мне бы хотелось узнать ваше настроение, а поможет нам в этом Цветик – Семицветик. ( на доске цветок) Посмотрите на него. Выберите тот лепесток , цвет которого Вам наиболее импонирует…... А теперь оцените своё состояние . Это методика Макса Люшера . Каждый цвет спектра является условным знаком определенного настроения:
красный – восторженное;
оранжевый – радостное, теплое;
розовый – светлое, приятное;
зеленый – спокойное, уравновешенное;
синий – неудовлетворительное, грустное;
фиолетовый – тревожное, напряженное;
коричневый – полный упадок, уныние;
белый – символизирует ответ типа: «трудно сказать».
3. Раскрытие темы мастер класса
Переходим непосредственно к нашему мастер классу. Тема нашего мастер-класса «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС».
Цель мастер класса: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся
На сегодняшний день эта тема актуальна в связи с внедрением стандартов второго поколения при формировании УУД (личностных, регулятивных, коммуникативных).
ФГОС нам всем известно. Этапы современного урока нам знакомы. А вот что такое Рефлексия? Знакомо ли вам значение этого понятия?
Рефлексия содержания мастер класса
Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме и третью графу «Хочу узнать»…и отложите.
Таблица для участников мастер- класса.
Понятие
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Рефлексия
Что такое рефлексия? Послушаем участников нашего мастер – класса. Спасибо.
Какие определения рефлексии предлагаются в словарях, посмотрите, пожалуйста, на экран.
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio– обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Организация рефлексивной деятельности на уроке позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность.
Исходя из функций рефлексию можно классифицировать следующим образом:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия деятельности
Рефлексия содержания учебного материала
В своей деятельности я использую разные виды рефлексии.
рефлексия настроения и эмоционального состояния
Её целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности.
В качестве такой рефлексии можно применять следующие методы:
карточки с изображением лица; (показываем учащимся карточки с изображением двух лиц – веселого игрустного; или учащимся также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и рисуют лучики)
«солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
«маятник настроения» - отображает настроение ребёнка (Маятник в сторону картины с ясным небом или пасмурным).
Цветовое изображение настроения (у учащихся две КАРТОЧКИ: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока; прием «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ» (бумажные цветы: красные и голубые раздаются в начале урока) ; прием «ДЕРЕВО ЧУВСТВ» Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет – другого. Настроение - цвет: красный – восторженное; оранжевый – радостное, теплое; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий – неудовлетворенное, грустное; фиолетовый – тревожное, напряженное; черный – упадок, уныние.)
Эмоционально – художественная рефлексия (к конце урока): эмоционально-музыкальная концовка (учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений; желательно указать композитора произведения)
рефлексия деятельности
Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.
Можно применять:
«лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;
Метод «Благодарю». В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
«дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки; и другие.
«лист самооценки»
Техника «рефлексивная мишень». На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
Метод «анкета».Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
рефлексия содержания учебного материала
Её целесообразно проводить в конце урока. Цель такой рефлексии: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала.
В качестве такой рефлексии можно применять следующие методы:
Метод «плюс – минус - интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
«лист самоконтроля» - ведется на протяжении всего урока.
«карта рефлексии урока». Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:
Сегодня на уроке я…
научился...
было интересно…
было трудно…
мои ощущения…
этот урок дал мне для жизни…
больше всего понравились задания…
Своей работой я:
доволен…
не совсем доволен…
я недоволен, потому что…
Я выполнил эти задания на уроке, потому что:
они мне нравятся больше остальных…
я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями
они легче остальных заданий
Понимая, что ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я предлагаю очень простой выход. Собрать всё на одном листе, вложить в файл и иметь его на каждой парте постоянно «Карта рефлексии урока».
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА МАСТЕР - КЛАССЕ:
А сейчас уважаемые участники мастер класса я предлагаю вам творческое задание. Его вы будете выполнять в парах. Придумайте, пожалуйста, свои варианты проведения рефлексии на уроках. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить помощью карточек: красная – ваш вариант мне не понравился, желтая – неплохой вариант, зелёная – очень интересный вариант.
Итог мастер класса
Творческая работа в группах. Подводя итог работы мастер-класса, предлагаю Вам еще одну рефлексивную технику «синквейн»
Слово «синквейн» (франц.) обозначает «пять строк». При его написании существуют определенные правила:
Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Синквейн «Творчество Пушкина»:
Пушкин. (Заголовок)
Великий, талантливый. (2 прилагательных)
Думает, страдает, любит. (3 глагола)
Чувства добрые пробуждает. (Суть темы)
Гений. (Синоним ключевого слова)
Составьте синквейн слову «рефлексия»
Рефлексия
Индивидуальность, уникальность
Размышлять, самоанализировать, самооценивать
Самоанализ деятельности и её результатов
Мысль (самопознание, раздумье)
Возьмите таблицы, с которыми вы работали в начале мастер класса. в ней осталась незаполненной одна графа «Узнал». Заполните, пожалуйста, её.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА МАСТЕР - КЛАССА:
В заключении мне хотелось бы рассказать одну притчу.
“Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
Так все в наших руках. Именно мы можем сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА.
А сейчас я предлагаю провести рефлексию проведенного мастер класса. У вас два треугольника: синий и жёлтый.Если вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите треугольник желтого цвета. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите синий треугольник. Спасибо!
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Спасибо вам за хорошую работу. С вами было приятно работать. Благодарю за внимание!