МОУ «СОШ № 2 г. Ершова
Саратовской области
им. Героя Советского Союза Зуева М.А.»
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по курсу «Мир астрономии» для учащихся 5-х классов (с элементами читательской грамотности) Тема: День космонавтики
Автор: Филиппова Елена Валентиновна учитель физики первой квалификационной категории МОУ «СОШ № 2 г. Ершова Саратовской области им. Героя Советского Союза Зуева М.А.»
г. Ершов
2023 г.
Цель занятия: создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения учащихся
Оснащение: Компьютер, интерактивная доска, презентация, корзина знаний, раздаточный материал, иллюстративный материал.
Учитель: Здравствуйте уважаемые гости, здравствуйте ребята. Сегодня мы посвятим наше занятие событию, которое произошло 12 апреля 1961 года. А что же произошло? Кто знает?
Учащиеся отвечают.
Учитель: Правильно, в этот день Ю. А. Гагарин – советской летчик-космонавт совершил первый полёт в космос и с тех пор мы отмечаем этот день как День космонавтики. Следовательно, тема нашего занятия?
Учащиеся отвечают.
Учитель на доске размещает тему занятия.
Учитель берёт стоящую на столе корзину с надписью «Корзина знаний».
Учитель: Ребята что мы уже знаем об этом событии, какие знания мы можем разместить в эту корзину?
Учащиеся отвечают.
Учитель: Правильно. Хорошо. Молодцы. Вы много знаете, но можете узнать ещё больше. И для этого совершим полёт в космос.
Учитель располагает ракету на доске
Учитель: А какая цель нашего полёта – нашего занятия?
Учащиеся отвечают.
Учитель направляет, поправляет учащихся и озвучивает цель: «Узнать что-то новое, интересное о космосе и космических полётах»
Учитель: Для достижения нашей цели разделимся на три экипажа. Каждый экипаж получает полётное задание – это тексты, отрывки из космической серии воспоминаний лётчиков – космонавтов. Текст надо внимательно почитать, выполнить задание и составить план - отчёт, с которым один из членов экипажа выступит.
На интерактивной доске размещён слайд о плане выполнения работы. Учащиеся выполняют работу в группах.
ЭКИПАЖ № 1
«Корабль вошел на орбиту — широкую космическую магистраль. Наступила невесомость — то самое состояние, о котором еще в детстве я читал в книгах К.Э. Циолковского. Я оторвался от кресла, повис между потолком и полом кабины. Переход к этому состоянию произошел очень плавно. Когда стало исчезать влияние гравитации, я почувствовал себя превосходно. Все вдруг стало делать легче. Все незакрепленные предметы тоже парят, и наблюдаешь их, словно во сне. И планшет, и карандаш, и блокнот... А капли жидкости, пролившиеся из шланга, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве и, коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке».
1.Как бы вы озаглавили тексты? Выберите один из вариантов.
а) Невесомость., б) Корабль в космосе, в) На орбите.
2. Найдите утверждение, которое не соответствует содержанию текста:
а) Наступила невесомость — то самое состояние, о котором еще в детстве я читал в книгах К.Э. Циолковского.
б) Космонавт не мог оторваться от кресла.
в) Капли жидкости, пролившиеся из шланга, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве.
3. Прочитав текст, вы узнали, что
а) При выходе корабля на орбиту, наступает невесомость.
б) Когда космический корабль выходит на орбиту, то космонавты испытывают перегрузки.
ЭКИПАЖ № 2
«Летит в космической черноте корабль. В кабине светло. А в иллюминаторах — темень. Только молодой месяц в небе да звезды лениво говорят друг с другом на непознанном землянами таинственном языке. Но нам сейчас не до звезд. У нас начинается работа.
И тут корабль вышел из тени на светлую сторону Земли. Я второй раз на орбите и встретил восход Солнца более спокойно. А Виталий в космосе новичок. И первую космическую зарю он воспринял очень восторженно.
«Андрей, — воскликнул он, беря меня за руку, — посмотри, ух, какая заря справа, потрясающая заря! Смотри, Солнце какое...Оно выходит прямо на меня! Прямо на меня Солнце дует! Красота неимоверная!»
Мне был понятен его восторг, но я все же сказал Виталию: «Еще успеем налюбоваться — впереди столько будет зорь! А сейчас за работу!»
1.Как бы вы озаглавили тексты? Выберите один из вариантов.
а) На старте, б) Корабль в космосе, в) На орбите.
2. Найдите утверждение, которое не соответствует содержанию текста:
а) Летит в космической черноте корабль. В кабине светло. А в иллюминаторах — темень.
б) И тут корабль вышел из тени на светлую сторону Земли.
в) Бесшумно заработали силовые установки.
3. Прочитав текст, вы узнали, что
а) О том, что происходит в космическом пространстве.
б) О шарообразности Земли.
ЭКИПАЖ № 3
«Прав был Юрий Гагарин, когда однажды в «звездном городке», делясь впечатлениями о своем полете, говорил нам, что при взгляде из космоса чувствуется шарообразность Земли. Он красочно описывал Землю, окруженную ореолом нежно-голубого цвета. Теперь я любовалась этим ореолом, видела, как он плавно темнеет, становится бирюзовым, темно-синим, фиолетовым и переходит в аспидно-черный цвет. Природа не поскупилась, окутав Землю в одежду богатейших расцветок, отороченную голубой каймой. Мне подумалось: хорошо бы наряжать наших девушек в шелка такой цветовой гаммы!»
1.Как бы вы озаглавили тексты? Выберите один из вариантов.
а) На старте, б) Корабль в космосе, в) На орбите.
2. Найдите утверждение, которое не соответствует содержанию текста:
а) При взгляде из космоса чувствуется шарообразность Земли.
б) И тут корабль вышел из тени на светлую сторону Земли.
в) Природа не поскупилась, окутав Землю в одежду богатейших расцветок, отороченную голубой каймой.
3. Прочитав текст, вы узнали, что
а) О том, как выглядит Земля из космоса.
б) О самочувствии космонавтов при старте ракеты.
Члены экипажей выступают, отвечают на возникшие вопросы.
Учитель: Хорошо, все молодцы. Переходим к следующему заданию. Задание на внимание и сообразительность. Сейчас на экране вы увидите ребус, он для первого экипажа, но если кто-то догадается быстрее из других экипажей, то поднимет руку и даст свой вариант ответа. Для каждого экипажа свой ребус. Итак, преступим.
Учащиеся отгадывают и отвечают – ОРБИТА
Учитель: Ребус для второго экипажа
Учащиеся отгадывают и отвечают – СОЛНЦЕ
Учитель: Ребус для третьего экипажа
Учащиеся отгадывают и отвечают – ЗЕМЛЯ
Учитель прикрепляет слова магнитиками к доске и задаёт вопросы экипажам
Орбита - это……..
Солнце - это…….
Земля – это…….
Учащиеся отвечают
Учитель: Хорошо, молодцы. А теперь следующее задание. Составьте предложение, в которое войдут все эти три слова – орбита, Солнце и Земля….
Учащиеся составляют предложения и дают ответы…
Учитель: Отлично справились с этим заданием. Наш полёт продолжается следующим творческим заданием – составлением синквейна. Кто знает как его составить? Хорошо, а кто это никогда не делал – сейчас научим.
На экране открываю слайд и объясняю по плану, а также привожу пример
УЧЕНИК
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ, ШУСТРЫЙ
УЧИТСЯ, УЧАСТВУЕТ, ПОЗНАЕТ
ЛЮБИТ ИГРАТЬ В КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ
ШКОЛА
Учитель: Нам нужно первое слово для синквейна, оно зашифровано в ребусе, внимание на экран
Учащиеся отгадывают и отвечают – КОСМОНАВТ
Учитель каждому экипажу раздаёт по космонавту.
Учитель: Приступим к составлению синквейнов на слово космонавт. Как экипаж будет готов, его участник выходит к доске, располагает космонавта около ракеты и зачитывает свой синквейн.
Учащиеся составляют синквейны и дают ответы…
Учитель: теперь мы можем немного отдохнуть, посмотреть в иллюминатор и отгадать загадки.
Учитель раздаёт каждому экипажу загадки без ответов, каждому свои.
Учитель: Первый экипаж загадывает одну загадку второму экипажу, а второй третьему и так по кругу пока не кончатся загадки.
Учащиеся читают громко и чётко, с выражением, а другие учащиеся отгадывают.
Сверкая огромным хвостом в темноте, Несется среди ярких звезд в пустоте, Она не звезда, не планета, Загадка Вселенной… | комета |
Осколок от планеты Средь звезд несется где-то. Он много лет летит-летит, Космический… | 2. метеорит |
Ночью с Солнцем я меняюсь И на небе зажигаюсь. Сыплю мягкими лучами, Словно серебром. Полной быть могу ночами, А могу — серпом. | 3.Луна |
Обгоняя ночь и день, вкруг земли бежит олень. Задевая звезды рогом, в небе выбрал он дорогу. Слышен стук его копыт, он Вселенной следопыт. | 4.спутник |
Галактика молочная, В которой мы живем, Рассыпалась космическим Сверкающим дождем. Мы облететь сумеем Ее когда-нибудь, Зовем свою галактику Мы просто… . | 5.Млечный путь |
Планета голубая, Любимая, родная. Она твоя, она моя, А называется… | 6.Земля |
Бродит одиноко Огненное око. Всюду, где бывает, Взглядом согревает. | 7.Солнце |
Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, темный и необычайный, В нем живут вселенные, звезды и кометы, Есть и обитаемые, может быть, планеты. | 8.Космос |
По темному небу рассыпан горошек Цветной карамели из сахарной крошки, И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно растает. | 9.Звезды |
Раскинут ковер, рассыпался горох, Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать. | 10.Звездное небо |
11. Эти звездочки , как искры, Падают и гаснут быстро. Зажигают среди ночи В небе звездный дождик, Словно эти огонечки Рисовал художник. | 11.Метеориты |
12.Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? | 12.Большая медведица |
13. Бежать. бежать — не добежать, Лететь, лететь — не долететь. | 13.Горизонт |
14.Крыльев нет, но эта птица Полетит и прилунится. | 14.Луноход |
15. Космонавт, проверив трос, Что-то надевает, Та одежда припасет И тепло, и кислород. | 15.Скафандр |
16. Чтобы глаз вооружить И со звездами дружить, Млечный путь увидеть чтоб Нужен мощный… | 16.Телескоп |
17. До Луны не может птица Долететь и прилуниться, Но зато умеет это Делать быстрая… | 17.Ракета |
18. У ракеты есть водитель, Невесомости любитель. По-английски: «астронавт», А по-русски … | 18.космонавт |
19. У бабушки над избушкой Висит хлеба краюшка. Собаки лают, достать не могут. | 19.Месяц |
20. Есть окошко в корабле — «Челенджере», «Мире». Но не то, что на Земле- В доме и в квартире. В форме круга то окно, Очень прочное оно. | 20.Иллюминатор |
Учитель: Молодцы, наш полёт подходит к концу, мы возвращаемся на Землю. Мне важно знать с каким настроением прошёл наш полёт, для этого возьмите клейкую закладочку и прикрепите с одному из трёх смайликов, на экране вы видите, что они обозначают
не интересно и не понятно
интересно, но не понятно
интересно и понятно
Учитель: Давайте посмотрим результаты. Большинство членов экипажей провели полёт в отличном настроении, им было интересно и понятно. Но у нас есть лётчик-космонавт, которому интересно, но не все понятно. Значит, в следующем полёте мы найдем ответы на трудные вопросы.
Учитель: Подлетая к космодрому, давайте вернёмся к нашей «Корзине знаний», чем мы можем пополнить её? Чем же вам запомнится наше путешествие? Что нового вы сегодня узнали?
Учащиеся отвечают.
Учитель: Большое спасибо за совместный полёт. Вы все сегодня молодцы. Мне было с вами интересно. До встречи на следующем занятии.
Предлагаемый список литературы для чтения дома:
Булычёв, К. Девочка с Земли [Текст] / К. Булычёв; худож. Б.С.Пушкарёв. - М.: Самовар, 2013. - 191с.: ил.
Булычев, К.В. Тайна третьей планеты [Текст] / К.В. Булычев;худ. А. Шахгелдян . - М.: ИД "Искатель", 1998. - 103с.: ил.
Вильмез, Анна. Космос. Солнечная система [Текст] / В. Вильмез, С. Грасье, Л. Салес;пер. с фр. А.Ю. Кононова. - М.: АСТ, 2016. - 160с.: ил.
Воллиман, Доминик. Профессор Антрокот и его путешествие в космос [Текст] / Д.Воллиман; худ. Б. Ньюман; пер. с англ. М. Сухотиной. - 3-е изд.. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 72с.: ил.
Дубкова, С.И. Сказки звездного неба [Текст] / С.И. Дубкова; худ. М. Крылова. - М.: Белый город, 2004. - 143 с.: ил.
Звездное небо [Текст]: илл. энц-я / ред. гр: Е. Ананьева, С.Мирнова, И. Лапина; худ. Н. Краснова. М.: Мир энц-йАванта+,Астрель, 2010. - 96с.: ил..- (Иллюстрированная энц-я)
Ранцини, Ж. Космос. Сверхновый атлас Вселенной: Илл. справочник с картами созвездий / Ж. Ранцини; Пер. с англ. Г. Семеновой. - МС.: Эксмо, 2003. - 216 с.: илл
Левитан, Е.П. Сказочная Вселенная [Текст] / Е.П. Левитан; ил. Т.Е. Гамзиной-Бахтий. М.: ИД Мещерякова, Эксмо, 2013. - 512с.: ил.
Мошковский, А. Пятеро в звездолете. Семь дней чудес[Текст]: повести / А. Мошковский; худ. С. Гвиниашвили. - М.:ОЛМА-ПРЕСС, КОВЧЕГ, 1996. - 302с.: ил.
Нагибин, Ю.М. Рассказы о Гагарине [Текст]/ Ю.М. Нагибин; худ. Г. Мазурин.- М.: Дет. лит., 2014. - 93с.: ил.
Носов, Н.Н. Незнайка на Луне [Текст]: В 4-х кн. / Н.Н. Носов.- М.: "ЧИНАР" Кн.4 . - 2016. - 222с.
Позднякова, И.Ю. Путеводитель по звездному небу России [Текст]/ И.Ю.
Харрис, Н. Светящаяся книга о космосе [Текст]: книга,которую можно читать в темноте! / Н. Харрис; пер. с англ. С.А.Сухарева; ил. С. Квигли. - М.: РИПОЛ классик, 2012. - 32с.: ил.
Я познаю мир. Космос [Текст]: энциклопедия / авт. - сост. Т. Гонтарук; худ. А.Шабельник и др.. - М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 2011. - 398с.: ил.