kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Астрономия 10 класс "Практическая работа с планом Солнечной системы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок астрономии в 10 классе "Практическая работа с планом Солнечной системы"

Просмотр содержимого документа
«Астрономия 10 класс "Практическая работа с планом Солнечной системы"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Лицей № 7» г. Бердск Практическая работа с планом Солнечной системы Астрономия 10 класс  Учитель физики  И.В.Торопчина  Лицей №7  г. Бердск

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 7» г. Бердск

Практическая работа с планом Солнечной системы

Астрономия 10 класс

Учитель физики

И.В.Торопчина

Лицей №7

г. Бердск

Практическая работа с планом Солнечной системы

Практическая работа с планом Солнечной системы

  • Цель: изображение в масштабе плана Солнечной системы с отображением реального положения планет на дату проведения работы.
  • Инструменты и материалы : циркуль, приложение «Основные характеристики планет Солнечной системы», транспортир, линейка, «Школьный астрономический календарь» на текущий учебный год.
Ход работы Задания  Задание 1  Используя приложение VI (стр.219)  в конце учебника заполните таблицу: Планета Размер орбиты планеты, км Меркурий Размер орбиты планеты в масштабе 1:3 000   000   000 000 Венера Земля Марс Для расчета среднего расстояния до Солнца из астрономических единиц в километры учесть, что 1 а.е. считается равной в точности 149 597 870,700 км.

Ход работы

Задания

Задание 1 Используя приложение VI (стр.219) в конце учебника заполните таблицу:

Планета

Размер орбиты планеты, км

Меркурий

Размер орбиты планеты в масштабе

1:3 000   000   000 000

Венера

Земля

Марс

Для расчета среднего расстояния до Солнца из астрономических единиц в километры учесть, что 1 а.е. считается равной в точности 149 597 870,700 км.

Задание 2

Задание 2

  • На отдельном листе в центре расположите Солнце как точечный источник света. Приняв орбиты планет за окружности, нарисуйте орбиты четырех планет: Меркурия, Венеры, Земли и Марса в указанном масштабе. Центры окружностей будут совпадать и находиться в точке, которая обозначает положение Солнца. С помощью циркуля проведите окружности соответствующего радиуса разного цвета и подпишите каждую.
  • Масштаб следует выбрать, при котором 1 см соответствует 30 млн. км (1 : 3 000 000 000 000), чтобы наибольшая из орбит — орбита Марса — уместилась на листе тетради.
Задание 3:  Нанесите на план Солнечной системы положения Меркурия, Венеры, Земли и Марса на текущую дату года.   Найдите в школьном астрономическом календаре таблицу гелиоцентрических долгот планет и занесите в таблицу: Чтобы на орбите каждой планеты отметить её положение, проведите из центра орбит в произвольном направлении луч, который будет обозначать направление на точку весеннего равноденствия. От этого луча на каждой орбите в направлении, противоположном движению часовой стрелки, отложите дуги, соответствующие гелиоцентрической долготе данной планеты, и отметьте эти положения. ПЛАНЕТЫ Меркурий Гелиоцентрическая долгота Венера     Земля Марс    

Задание 3: Нанесите на план Солнечной системы положения Меркурия, Венеры, Земли и Марса на текущую дату года.

  • Найдите в школьном астрономическом календаре таблицу гелиоцентрических долгот планет и занесите в таблицу:

Чтобы на орбите каждой планеты отметить её положение, проведите из центра орбит в произвольном направлении луч, который будет обозначать направление на точку весеннего равноденствия. От этого луча на каждой орбите в направлении, противоположном движению часовой стрелки, отложите дуги, соответствующие гелиоцентрической долготе данной планеты, и отметьте эти положения.

ПЛАНЕТЫ

Меркурий

Гелиоцентрическая долгота

Венера

 

 

Земля

Марс

 

 

Задание 4 А) Используя «Школьный астрономический календарь» заполните таблицу:                 У какой планеты — Меркурия, Венеры, Земли или Марса — эксцентриситет орбиты наибольший?  Планета Меркурий  Эксцентриситет Венера Земля Марс

Задание 4

А) Используя «Школьный астрономический календарь» заполните таблицу:

       

У какой планеты — Меркурия, Венеры, Земли или Марса — эксцентриситет орбиты наибольший?

Планета

Меркурий

Эксцентриситет

Венера

Земля

Марс

Б) Найдите даты, на которые приходятся соединения планет с Солнцем, а также их противостояний. Результаты занесите в таблицу (при отсутствии указанной конфигурации у планеты в соответствующей ячейке поставьте прочерк)  Планета Меркурий Верхнее соединение, дата Венера Нижнее соединение, дата   Противостояние, дата Марс                

Б) Найдите даты, на которые приходятся соединения планет с Солнцем, а также их противостояний. Результаты занесите в таблицу (при отсутствии указанной конфигурации у планеты в соответствующей ячейке поставьте прочерк)

Планета

Меркурий

Верхнее соединение, дата

Венера

Нижнее соединение, дата

 

Противостояние, дата

Марс

 

 

 

 

 

 

 

 

В)  Выяснить на какие (примерно) даты приходятся прохождения планет через перигелий; через афелий и занести в таблицу:  Планеты Дата прохождения через перигелий Меркурий Венера   Дата прохождения через афелий     Земля     Марс      

В) Выяснить на какие (примерно) даты приходятся прохождения планет через перигелий; через афелий и занести в таблицу:

Планеты

Дата прохождения через перигелий

Меркурий

Венера

 

Дата прохождения через афелий

 

 

Земля

 

 

Марс

 

 

 

Задание 5  Текст  о  наблюдении  планет  Солнечной системы,  содержит ошибки. Найдите и исправьте их.   «Поиск   планет   на   небе   весьма   затруднителен,   так   как их можно искать повсюду на небе. Облегчает поиски тот факт, что   планеты   могут  наблюдаться   только   утром.  В моменты соединений нижние планеты недоступны   для наблюдения. Наиболее удобными периодами для наблюдения  нижних планет являются периоды элонгаций. Для верхних  планет, в частности для  Марса,  наиболее благоприятными   для  наблюдений моментами   являются   противостояния, когда   планета находится   на   одной   прямой   линии   с   Солнцем и   Землей   в   направлении к Солнцу. При некотором навыке  планеты нетрудно различать   по   их   внешнему   виду:   необычайна  яркость  Венеры, Марс  имеет  огненно­ оранжевый   цвет, Юпитер с золотистым блеском неторопливо, спокойно  движется».

Задание 5

Текст  о  наблюдении  планет  Солнечной системы,

содержит ошибки. Найдите и исправьте их.  

«Поиск   планет   на   небе   весьма   затруднителен,   так   как

их можно искать повсюду на небе. Облегчает поиски тот факт,

что   планеты   могут  наблюдаться   только   утром. 

В моменты соединений нижние планеты недоступны   для

наблюдения. Наиболее удобными периодами для наблюдения 

нижних планет являются периоды элонгаций. Для верхних 

планет, в частности для  Марса,  наиболее благоприятными  

для  наблюдений моментами   являются   противостояния, когда

  планета находится   на   одной   прямой   линии   с   Солнцем

и   Землей   в   направлении к Солнцу. При некотором навыке 

планеты нетрудно различать   по   их   внешнему   виду:  

необычайна  яркость  Венеры, Марс  имеет  огненно­ оранжевый

  цвет, Юпитер с золотистым блеском неторопливо, спокойно 

движется».

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Астрономия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Астрономия 10 класс "Практическая работа с планом Солнечной системы"

Автор: И.В.Торопчина

Дата: 12.04.2021

Номер свидетельства: 578009

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспекты уроков по физике  с элементами астрономии 7-9 классы"
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekty-urokov-po-fizikie-s-eliemientami-astronomii-7-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "249378"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446892517"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Рабочая программа по астрономии для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia-proghramma-po-astronomii-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224913"
    ["category_seo"] => string(11) "astronomiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439286241"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок на тему: «Время. Единицы времени» – Математика 4 класс "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-na-tiemu-vriemia-iedinitsy-vriemieni-matiematika-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "199626"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428600466"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) ""Электр ?рісі. Электр ?рісіні? кернеулілігі" физикадан 8-сынып?а арнал?ан саба? жоспары."
    ["seo_title"] => string(80) "eliektrorisieliektrorisininkiernieulilighifizikadan8synypkaarnalgansabakzhospary"
    ["file_id"] => string(6) "278602"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453114620"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) ""Жас физиктер" физикадан сыныптан тыс ісшара ?зірлемесі"
    ["seo_title"] => string(51) "zhasfiziktierfizikadansynyptantysissharazirliemiesi"
    ["file_id"] => string(6) "278614"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453115434"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства