Просмотр содержимого документа
«Астрономия 10 класс "Практическая работа с планом Солнечной системы"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 7» г. Бердск
Практическая работа с планом Солнечной системы
Астрономия 10 класс
Учитель физики
И.В.Торопчина
Лицей №7
г. Бердск
Практическая работа с планом Солнечной системы
Цель:изображение в масштабе плана Солнечной системы с отображением реального положения планет на дату проведения работы.
Инструменты и материалы:циркуль, приложение «Основные характеристики планет Солнечной системы», транспортир, линейка, «Школьный астрономический календарь» на текущий учебный год.
Ход работы
Задания
Задание 1Используя приложение VI (стр.219)в конце учебника заполните таблицу:
Планета
Размер орбиты планеты, км
Меркурий
Размер орбиты планеты в масштабе
1:3 000000000 000
Венера
Земля
Марс
Для расчета среднего расстояния до Солнца из астрономических единиц в километры учесть, что 1 а.е. считается равной в точности 149 597 870,700 км.
Задание 2
На отдельном листе в центре расположите Солнце как точечный источник света. Приняв орбиты планет за окружности, нарисуйте орбиты четырех планет: Меркурия, Венеры, Земли и Марса в указанном масштабе. Центры окружностей будут совпадать и находиться в точке, которая обозначает положение Солнца. С помощью циркуля проведите окружности соответствующего радиуса разного цвета и подпишите каждую.
Масштаб следует выбрать, при котором 1 см соответствует 30 млн. км (1 : 3 000 000 000 000), чтобы наибольшая из орбит — орбита Марса — уместилась на листе тетради.
Задание 3:Нанесите на план Солнечной системы положения Меркурия, Венеры, Земли и Марса на текущую дату года.
Найдите в школьном астрономическом календаре таблицугелиоцентрических долготпланет и занесите в таблицу:
Чтобы на орбите каждой планеты отметить её положение, проведите из центра орбит в произвольном направлении луч, который будет обозначать направление на точку весеннего равноденствия. От этого луча на каждой орбите в направлении, противоположном движению часовой стрелки, отложите дуги, соответствующие гелиоцентрической долготе данной планеты, и отметьте эти положения.
У какой планеты — Меркурия, Венеры, Земли или Марса — эксцентриситет орбиты наибольший?
Планета
Меркурий
Эксцентриситет
Венера
Земля
Марс
Б)Найдите даты, на которые приходятся соединения планет с Солнцем, а также их противостояний. Результаты занесите в таблицу (при отсутствии указанной конфигурации у планеты в соответствующей ячейке поставьте прочерк)
Планета
Меркурий
Верхнее соединение, дата
Венера
Нижнее соединение, дата
Противостояние, дата
Марс
В)Выяснить на какие (примерно) даты приходятся прохождения планет через перигелий; через афелий и занести в таблицу:
Планеты
Дата прохождения через перигелий
Меркурий
Венера
Дата прохождения через афелий
Земля
Марс
Задание 5
Текст о наблюдении планет Солнечной системы,
содержит ошибки. Найдите и исправьте их.
«Поиск планет на небе весьма затруднителен, так как
их можно искать повсюду на небе. Облегчает поиски тот факт,
что планеты могут наблюдаться только утром.
В моменты соединений нижние планеты недоступны для
наблюдения. Наиболее удобными периодами для наблюдения
нижних планет являются периоды элонгаций. Для верхних
планет, в частности для Марса, наиболее благоприятными
для наблюдений моментами являются противостояния, когда
планета находится на одной прямой линии с Солнцем
и Землей в направлении к Солнцу. При некотором навыке
планеты нетрудно различать по их внешнему виду:
необычайна яркость Венеры, Марс имеет огненно оранжевый
цвет, Юпитер с золотистым блеском неторопливо, спокойно