kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КИМ по АСТРОНОМИИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Строение Солнечной системы, Галактики, Вселенная

Просмотр содержимого документа
«КИМ по АСТРОНОМИИ»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И.Сюзева»














АСТРОНОМИЯ



Методические указания к практическим занятиям для студентов всех специальностей



23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

13.02.07 «Электроснабжение (по отраслям)»

40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

19.02.10 «Технология продукции общественного питания»

34.02.01 «Сестринское дело»

























Добрянка, 2019 г.



Рассмотрено на заседании П(Ц)К Общеобразовательных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин



Протокол №_____________

ОДОБРЕНО методическим советом ГБПОУ ДГТТ им. П.И. Сюзева

«__» _____________________ 2019 г.

Протокол № __ от «__» ______ 2019





Председатель П(Ц)К общеобразовательных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин





Методист

_________________ Г.П. Трушникова

________________ М.К. Рябкова









Составители: Плюснина Елена Евгеньевна, преподаватель ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»





Рецензенты:





Внешние:













СОДЕРЖАНИЕ


1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………

3

2

Правила подготовки к практическим занятиям………………………………


3

Перечень практических занятий ……………………………………..


4

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям………


5

Практическое занятие № 1 ………………………..


6

Практическое занятие № 2 ……………………….







































Уважаемый студент!

Методические указания созданы в помощь Вам для подготовки к практическим занятиям. Наличие положительной оценки по практическим занятиям необходимо для допуска к зачёту по дисциплине Астрономия, поэтому в случае отсутствия на занятии или получения неудовлетворительной оценки за выполнение практической работы Вы должны найти время для её выполнения или пересдачи.


Правила подготовки к практическим занятиям

1. Для повышения эффективности выполнения практических работ и активного участия в них каждый студент должен заранее готовиться к очередной работе.

2. Подготовка к работе складывается из освоения теоретического материала, относящегося к работе, изучения цели и содержания практической работы.

3. Практические работы выполняются на занятиях всей группой одновременно.

4. В начале практической работы преподаватель проверяет подготовленность

каждого студента (путем опроса или другого вида контроля, ознакомления с записями в рабочей тетради).

5. По результатам практического занятия каждый студент, выполнивший заданный объём работы, получает оценку.

6. Оценку по практическому занятию, с учётом срока выполнения работы, студент получает, если:

- может пояснить выполнение любого этапа работы;

- задание выполнено правильно и в полном объеме.

Оценки за выполнение практических занятий выставляется по пятибалльной системе.

7. Работы студентов, выполненные на практических занятиях, хранятся в кабинете преподавателя в течение учебного года.


Внимание! Если в процессе подготовки к практическим занятиям или при их выполнении возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удаётся, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений.


Желаем Вам успехов!!!

Перечень практических занятий

Наименование практического занятия

1

Практическое занятие 1. Тема 2. Основы практической астрономии.

2

Практическое занятие 2. Тема 6. Звезды

3


4


5


6


7


8


9



Всего:6 ч.







Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям


Цель практических занятий состоит в проверке знаний, полученных на лекциях, и умений, освоенных в процессе самостоятельной работы.

Подготовка к практическим занятиям заключатся в самостоятельном изучении теории по рекомендуемой литературе, лекционному материалу.

Для эффективного выполнения заданий необходимо знать теоретические материалы и уметь применять эти знания для приобретения практических навыков при выполнении практических работ.

Условия и порядок выполнения работы:

1. Прочитать методические рекомендации по выполнению практической работы.

2. Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.

3. Изучить содержание заданий и начать выполнение.

4. Работу выполнить в тетрадях для практических работ.

5. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя.

6. Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы выставляется оценка.

Работа считается выполненной, если она соответствует указанным критериям.

Каждое практическое занятие содержит цель, методическое руководство к выполнению, критерии оценки.


Практическая работа № 1

Основы практической астрономии

Цель: изучить расположение основных звёзд и созвездий.

Задания. Выполнить чертёж основных созвездий, подписать созвездия и

яркие звёзды. Чертёж выполняется на миллиметровой бумаге формата А3. Итогом работы является карта звёздного неба.


Критерии оценивания

Оценка

Критерии

Отлично (5)

Выполнен чертёж всех основных созвездий, правильно подписаны все звёзды, чертёж сдан вовремя

Хорошо(4)

Выполнен чертёж всех основных созвездий, звёзды подписаны с ошибками, чертёж сдан вовремя

Удовлетворительно (3)

Выполнен чертёж не всех основных созвездий, или звёзды подписаны неправильно, или чертёж сдан не вовремя

Неудовлетворительно (2)

Чертёж не выполнен



Практическая работа № 2

Закон Кеплера. Определение масс небесных тел

Цель: Освоить методику решения задач, используя законы движения планет.

                                                      Теоретические сведения

При решении задач неизвестное движение сравнивается с уже известным путём применения законов Кеплера и формул синодического периода обращения.

Первый закон Кеплера. Все планеты движутся по эллипсам, в одном из фокусов которого находится Солнце.

Второй закон Кеплера. Радиус-вектор планеты описывает в равные времена равные площади.

Третий закон Кеплера. Квадраты времен обращения планет относятся как кубы больших полуосей их орбит:



Для определения масс небесных тел применяют обобщённый третий закон Кеплера с учётом сил всемирного тяготения:

где М1 и М2 -массы каких-либо небесных тел,

а m1 и m2 - соответственно массы их спутников.


Обобщённый третий закон  Кеплера применим и к другим системам, например, к движению планеты вокруг Солнца и спутника вокруг планеты. Для этого сравнивают движение Луны вокруг Земли с движением спутника вокруг той планеты, массу которой определяют, и при этом массами спутников в сравнении с массой центрального тела пренебрегают. При этом в исходной формуле индекс надо отнести к движению Луны вокруг Земли массой, а индекс 2 –к движению любого спутника вокруг планеты массой. Тогда масса планеты вычисляется по формуле:



где Тл и αл- период и большая полуось орбиты спутника планеты , М⊕ -масса Земли.

Формулы, определяющие соотношение между сидерическим (звёздным) Т и синодическим периодами S планеты и периодом обращения Земли, выраженными в годах или сутках,


а) для внешней планеты формула имеет вид:

б) для внутренней планеты:


Выполняем работу по решению задач на законы Кеплера

Примеры решения задач 1-4

Задание 1. За какое время Марс, находящийся от Солнца примерно в полтора раза, чем Земля, совершает полный оборот вокруг Солнца?

Задание 2. Вычислить массу Юпитера, зная, что его спутник Ио совершает оборот вокруг планеты за 1,77 суток, а большая полуось его орбиты – 422 тыс. км



Задание 3. Противостояния некоторой планеты повторяются через 2 года. Чему равна большая полуось её орбиты?

Задание 4. Определите массу планеты Уран (в массах Земли), если известно, что спутник Урана Титания обращается вокруг него с периодом 8,7 сут. на среднем расстоянии 438 тыс. км. для луны эти величины равны соответственно 27,3 сут. и 384 тыс. км.

Выполните решения задач 5-8

Задание 5. Марс дальше от Солнца, чем Земля, в 1.5 раза. Какова продолжительность года на Марсе? Орбиты планет считать круговыми.

Задание 6. Синодический период планеты 500 суток. Определите большую полуось её орбиты и звёздный (сидерический) период обращения.

Задание 7.  Определить период обращения астероида Белоруссия если большая полуось его орбиты    а=2,4 а.е.

Задание 8. Звёздный период обращения Юпитера вокруг Солнца Т=12 лет. Каково среднее расстояние от Юпитера до Солнца?







Критерии оценивания

Оценка

Критерии

Отлично (5)

Правильно решены все задачи, тетрадь с решениями сдан вовремя.

Хорошо(4)

Правильно решены все задачи, тетрадь с решениями сдан вовремя. В решениях задач есть недочеты. (ед.измерения)

Удовлетворительно (3)

Не правильно решены 2-е задачи, тетрадь с решениями сдан не вовремя. В решениях задач есть недочеты. (ед.измерения)

Неудовлетворительно (2)

Задачи не решены.




Практическая работа № 3

Звезды.

Цель: закрепить теоретический материал.

Задания. Выполнить тест.

Методические указания к выполнению теста

Вариант теста назначает преподаватель на своё усмотрение. Для выполнения теста необходимо прочитать каждое задание, выбрать один правильный ответ из предложенных и записать в форму.

Форма для записи теста


ФИО _______________________ Группа __________ Вариант _________


Ответ

Ответ

1.


8.


2.


9.


3.


10.


4.


11.


5.


12.


6.


13.


7.


14.










ВАРИАНТ №1


1. Какая планета Солнечной системы

обладает наибольшей гравитацией?


А) Юпитер

Б) Сатурн

В) Земля

Г) Уран





2. Пыльные бури и ураганные ветры

до 100 м/с – природные явления, происходящие на …


А) Марсе

Б) Венере

В) Меркурии

Г) Плутоне





3. Какая планета Солнечной системы не испытывает суточных колебаний температуры из-за «парникового эффекта»?


А) Меркурий

Б) Венера

В) Земля

Г) Юпитер

Д) Марс





4. Меркурий по строению, рельефу, теплопроводности больше всего похож на…


А) Венеру

Б) Луну

В) Марс

Г) Юпитер

Д) Нептун








5. Период вращения Венеры относительно Солнца составляет...


А) 225 земных суток

Б) 365 земных суток

В) 484 земных суток

Г) 125 земных суток








6. Земля бывает ближе

всего к Солнцу:

А) В январе

Б) В сентябре

В) В марте

Г) В июне








7. Если радиолокатор

зафиксировал отраженный сигнал через 0,667 с от пролетающего вблизи Земли астероида, то расстояние до него было равно:


А) 100 тыс. км

Б) 50 тыс. км

В) 120 тыс. км

Г) 70 тыс. км




8. Какой из спутников планет Солнечной системы является самым большим?


А) Ганимед Б) Титан


В) Харон Г) Луна


9. На какой планете Солнечной системы обнаружены озера жидкого метана и этана?


А) Уран

Б) Нептун

В) спутник Юпитера ИО

Г) спутник Сатурна Титан



10. У каких из этих планет Солнечной системы нет спутников?


А) Меркурий

Б) Венера

В) Земля

Г) Марс

Д) Юпитер

Е) Сатурн

Ж) Уран

З) Нептун









11. Какая из этих планет

не является спутником

планеты Юпитер?

А) Ио

Б) Европа

В) Эрида

Г) Титан







12. В каком состоянии находятся вещества на Марсе, согласно последним научным данным?


А) твердом, жидком, газообразном

Б) твердом и жидком

В) твердом и газообразном

Г) жидком и газообразном

Д) твердом


13. Какая из этих планет не относится к планетам

земной группы?


А) Юпитер

Б) Марс

В) Меркурий

Г) Венера






14. Чем на самом деле являются

"падающие звезды"?


А) метеорами

Б) астероидами

В) метеоритами

Г) кометами





ВАРИАНТ № 2














1. Укажите последовательность планет Солнечной системы, начиная от самой близкой к Солнцу.

А) Венера

В) Марс

Д) Сатурн

Ж) Земля

Б) Уран

Г) Меркурий

Е) Нептун

З) Юпитер


2. Протяженную оболочку кометы, которая образуется при приближении к Солнцу из-за таяния и испарения льда называют…


А) хвост Б) шлейф

В) поток Г) траектория

3. Самый крупный из астероидов, обнаруженных по 2016 год включительно, называется:


А) Паллада

Б) Веста

В) Церера

Г) Галлея


4. В каком году была осуществлена первая мягкая посадка на поверхность

Луны?


А) в 1961

Б) в 1966

В) в 1972

Г) в 1978




5. Когда и кем была открыта карликовая планета Плутон?


А) в 1930 году Клайдом Томбо

Б) в 1781 году Уильямом Гершелем

В) в 1877 году Карлом Гауссом







6. Очень долгое время, человечество абсолютно ничего не знало о природе комет. С давних времен появление любой кометы вблизи планеты Земля было очень неожиданным и таинственным явлением, а зрелище «хвостатого» небесного тела было таким странным, что люди, которые верили в суеверия, считали, что кометы – это предвестники плохих событий. Комета (от др.-греч. κομήτης, komḗtēs — волосатый, косматый) — небольшое небесное тело, имеющее туманный вид, обращающееся вокруг Солнца по коническому сечению с весьма растянутой орбитой. При приближении к Солнцу комета образует кому и иногда хвост из газа и пыли.


Кто из русских ученых установил классификацию кометных хвостов?


А) Петр Николаевич Лебедев

Б) Федор Александрович Бредихин

В) Василий Яковлевич Струве

Г) Аристарх Аполлонович Белопольский



7. Луна – самое близкое к Земле небесное тело, и поэтому изучено лучше всего. Основой рельефа являются кратеры. Лунным кратером называется чашеобразное углубление в поверхности Луны, имеющее сравнительно плоское дно и окруженное кольцевидным приподнятым валом.


Кто впервые ввел это название?

А) Коперник

Б) Циолковский

В) Галилей

Г) Джордано Бруно

8. Где в Солнечной системе находится самая высокая гора?


А) Юпитер

Б) Земля

В) Венера

Г) Марс







9. В 2003 году американцы удивили мир открытием новой планеты, которая, по последним данным зонда "Новые Горизонты", полученным в 2015 году, лишь немного уступает по размерам и массе Плутону. О названии планеты спорили довольно долго. В том числе, её предлагали назвать в честь героини популярного сериала Зены. Но позже название было изменено.

Какое название носит теперь эта планета?


А) Арида

Б) Аида

В) Эрида

Г) Изида








10. На каком из 67 спутников Юпитера

в 1997 году наблюдалось извержение

вулкана?

А) Европа

Б) Ганимед

В) Ио

Г) Калисто



11. Северное полушарие этой планеты – гладкое и низкое – это одно из самых гладких и ровных мест на планетах Солнечной системы. В тоже время Южная половина неровная и вся изрезана кратерами. У какой из этих планет «два лица»?

А) Земля Б) Венера

В) Меркурий Г) Марс




12. Объёма какой планеты достаточно, чтобы вместить в себя все остальные планеты Солнечной системы?

А) Юпитер Б) Сатурн

В) Уран Г) Нептун

13. На какой планете находится кратер «Водяной» и темное пятно на поверхности «Кикимора»?

А) на Марсе Б) на спутнике Нептуна - Тритоне



В) на Венере Г) на Луне


14.В честь этой планеты назван

химический элемент. Однако в 2006 году из-за своих размеров и особенностей строения этот «объект» Солнечной

системы потерял статус «планеты».


А) Уран

Б) Нептун

В) Сатурн

Г) Плутон



Критерии оценивания

Оценка

Критерии

Отлично (5)

13-14 правильных ответов на вопросы теста

Хорошо (4)

11-12 правильных ответов на вопросы теста

Удовлетворительно (3)

9-10 правильных ответов на вопросы теста

Неудовлетворительно (2)

менее 9 правильных ответов на вопросы теста




Практическая работа № 4



Практическая работа № 5

«Составление сравнительныx xарактеристик планет земной группы».

Цель: обобщить и закрепить знания о планетах земной группы.

Оборудование: учебник п.18, таблицы 4,6 в учебнике

Ход работы

  1. Перечертите таблицу в тетрадь. Заполните таблицу (ответы должны быть краткими):

Рельеф поверх

ности

Продолжитель-ность года

Температура

Количество спутников


вкл. 27 Ноябрь 2016. Решебник по астрономии 11 класс на урок №13 (рабочая тетрадь) - Планеты земной группы 1. Пользуясь справочными данными учебника, заполните таблицу с основными физическими характеристиками планет земной группы. Физические характеристики планет Меркурий Венера Земля Марс Масса (в массах Земли)  0.055  0.815 1  0.107 Диаметр (в диаметрах Земли) 0.382  0.949 1  0.533 Плотность, кг/м^3 5440  5240  5520  3940 Период вращения  58.6 сут  243 сут 23 ч 56 мин  24 ч 37 мин Атмосфера: давление, химический состав  Практически нет  95 атм, 96.5% CO(2), 3.5% N(2) и др.  1 атм, 78% N(2), 21% O(2) и др.  1/150 атм, 95% CO(2), 2.5% N(2) и др. Температура поверхности, °C  +430 днём; -170 ночью  +480 От +60 до +17 днём; -80 ночью  От +15 до -60 днём; -120 ночью Число спутников  —  — 1 2 Названия спутников  —  — Луна  Фобос и Деймос Заполните таблицу, сделайте выводы и укажите сходства и различия между планетами земной группы. Выводы: Планеты земной группы практически все имеют одинаковые плоскости близких массы. Планеты земной группы, кроме Меркурия, имеют атмосферу. 2. На графиках показаны зависимости давления и температуры в атмосфере Венеры. На основе анализа графиков ответьте на вопросы. На какой высоте давление атмосферы Венеры равно атмосферному давлению у поверхности Земли? (Примерно 50 км.) Чему равна температура атмосферы Венеры на данной высоте? (Около 330К, или +50 °C.) 3. С помощью рисунка опишите внутреннее строение Земли.


Вариант 1. Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у планеты Меркурий. Высокая температуры поверхности Венеры обусловлена парниковым эффектом. Планета земной группы, средняя температура поверхности которой ниже 0 °C, — это Марс. Большая часть поверхности покрыта водой у планеты Земля. В состав облаков входят капельки серной кислоты у планеты Венера. Вариант 2. Планета, суточный перепад температур поверхности которой составляет около 100 °C, — это Марс. Планеты, температуры поверхности которых бывает выше +400 °C, — это Меркурий и Венера. Планета, в атмосфере которой часто происходят глобальные пылевые бури, — это Марс. Практически не имеют атмосферы планета Меркурий. Планета, обладающая биосферой, — это Земля. 5. Какие физические характеристики планеты необходимо знать, чтобы вычислить её среднюю плотность? Необходимо знать массу планеты и её средний радиус. Средняя плотность определяется делением массы на объём планеты.



































6. Информационное обеспечение

Основные источники

1. Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономия. Базовый уровень. 11

класс. − М.: Дрофа, 2017

Дополнительные источники

2. Левитан Е.П. Астрономия 11 класс − М.: Дрофа, 2011 г.

3. Кунаш М. А. Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б.А.

Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11

класс» /М. А. Кунаш. − М.: Дрофа, 2018. − 217 c.

Интернет-ресурсы

4. Астрофизический портал. Новости астрономии. http://www.afportal.ru/astro

5. Вокруг света. http://www.vokrugsveta.ru

6. Всероссийская олимпиада школьников по астрономии.

http://www.astroolymp.ru

7. Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга, МГУ.

http://www.sai.msu.ru

8. Интерактивный гид в мире космоса. http://spacegid.com

9. МКС онлайн. http://mks-onlain.ru

10.Обсерватория СибГАУ. http://sky.sibsau.ru/index.php/astronomicheskie-sajty

11.Общероссийский астрономический портал. http://астрономия.рф

12.Репозиторий Вселенной. http://space-my.ru

13.Российская 30 , астрономическая сеть. http://www.astronet.ru

14.Сезоны года. Вселенная, планеты и звезды. http://сезоны-

года.рф/планеты%20и% 20звезды.html

15.ФГБУН Институт астрономии РАН. http://www.inasan.ru

16.Элементы большой науки. Астрономия. http://elementy.ru/astronomy

16__








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Астрономия

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
КИМ по АСТРОНОМИИ

Автор: Плюснина Елена Евгеньевна

Дата: 22.05.2019

Номер свидетельства: 511827

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(31) "Юлтузлу? марафон "
    ["seo_title"] => string(17) "iultuzluk-marafon"
    ["file_id"] => string(6) "171402"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423669057"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока на тему: "Свойства логарифмов. Решение заданий ЕГЭ" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-svoistva-logharifmov-rieshieniie-zadanii-iege"
    ["file_id"] => string(6) "165301"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422794718"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Конспект урока математики  "Закрепление упрощения выражений, содержащих в скобках умножение и деление." "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-matiematiki-zakrieplieniie-uproshchieniia-vyrazhienii-sodierzhashchikh-v-skobkakh-umnozhieniie-i-dielieniie"
    ["file_id"] => string(6) "224036"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438346242"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства