kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование информационно -образовательной среды.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта Сформировть информационно образовательную среду для реализации программы предмета "Астрономия" в 11 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование информационно -образовательной среды.»


















































Проект.

Формирование информационно -образовательной среды для преподавания астрономии.



Введение

Согласно приказу Минобрнауки России от 07.06.2017 №506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089» в школах вводится предмет астрономия. В спешном порядке выпускаются новые учебники, задачники и методические пособия. Список новых учебников утверждён приказом Минобрнауки России от 20.06.2017 №581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253».

Проблема: На основании Приказа Минобрнауки России от 07.06.2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» в этом учебном году «Астрономия» введена как отдельный предмет.

Для преподавания данного курса в образовательных организациях на сегодняшний день не сформирована информационно – образовательная среда для преподавания астрономии.

Актуальность: В данном проекте собраны основные составляющие информационно - образовательной среды предмета «Астрономия», которой могут воспользоваться преподаватели астрономии .

Цель проекта: Сформировать информационно – образовательную среду для реализации программы предмета «Астрономия» в образовательной организации

Задачи: Познакомиться с нормативно-правовой и методической литературой по реализации программы предмета «Астрономия» в образовательной организации;

Проанализировать требования ФГОС по предмету «Астрономия» для выявления материально - технического и методического оснащения курса;

Сформировать базу информационных источников для создания информационно – образовательной среды предмета «Астрономия» в образовательной организации.

Информационно-образовательная среда

Что такое ИОС?

Информационно-образовательная среда (ИОС) – это системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных

ресурсов, аппаратно- программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.


Информационно-образовательная среда включает:

  • Образовательные ресурсы на бумажных носителях, отвечающие современным научным представлениям и психологическим особенностям школьников;

  • Набор необходимого современного оборудования.

  • Образовательные Интернет-ресурсы;

  • Кабинет астрономии.


Образовательные ресурсы на бумажных носителях

Прежде всего, это УМК для преподавания предмета «Астрономия». В федеральном перечне два комплекта учебников.



Лиература по астрономии.

.

Общая астрономия
1. E. B. Кононович, B. И. Мороз. Общий курс астрономии. 2004. – 

2. И. А. Климишин. Элементарная астрономия. 1991. - Для начинающих.

3. Б. A. Воронцов-Вельяминов. Астрономия. 15-e изд. 1983. - http://www.alleng.ru/d/astr/astr002.htm - 

4. E. П. Левитан. Астрономия. 1983.
Сборные источники

5. В. Г. Сурдин. Астрономия: век XXI. 2007.

6. Соросовская Энциклопедия по естественным наукам: Астрономия. 2005. - http://www.astronet.ru/db/msg/1210284 - 

Наблюдения, измерения, инструменты, астрометрия
7. B. Г. Сурдин. Разведка далеких планет. 2011 -  - (просмотр онлайн http://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_1781202,

8. B. E. Жаров. Сферическая астрономия. 2002. - http://www.astronet.ru/db/msg/1190817
9. E. B. Кононович, B. И. Мороз. Общий курс астрономии. 2004.

Образование и строение Солнечной системы, планетология

10. Ф. Армитедж. Лекции o формировании и ранней эволюции планетных систем. 2007. - http://www.astronet.ru/db/msg/1223087 (частичный перевод)
11. X. Альвен, Г. Аррениус. Эволюция солнечной системы. 1979.


Звёзды и звёздная астрономия
12. B. Г. Сурдин (ред.) Звёзды. 2009. (Астрономия и астрофизика

13. Ю. H. Ефремов. Звездные острова. Галактики звезд и Вселенная галактик. 2005.

Звёзды, скопления, пыль, газ.
14. Ю. П. Псковский. Новые и сверхновые звезды. 2-e изд. 1985. - http://www.astronet.ru/db/msg/1201870
15. И. C. Шкловский. Звезды: их рождение, жизнь и смерть. 3-e изд. 1984. - html: http://element114.narod.ru/Kosmos/edu7astr/shklovsky.htm pdf: 
16. T. A. Агекян. Звезды, галактики, метагалактика. 3-e изд. перераб. М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1981.

Строение и эволюция звёзд и других объектов, астрофизика

Нормальные звёзды и звёзды в целом


17. Ю. A. Насимович. Звёзды. ≥2006 - http://www.astronet.ru/db/msg/1222187 

18. K. A. Постнов. Лекции по Общей Астрофизике для Физиков. 2001. - http://www.astronet.ru/db/msg/1170612 
19. B. A. Батурин, И. B. Миронова. Звезды: их строение, жизнь и смерть. 2001. - http://www.astronet.ru/db/msg/1170638 
20. Б. C. Ишханов, И. M. Капитонов, И. A. Тутынь. Нуклеосинтез во вселенной. 1998. - http://nuclphys.sinp.msu.ru/nuclsynt/ 

21. Г. C. Бисноватый-Коган. Физические вопросы теории звездной эволюции. 1989. - http://www.astronet.ru/db/msg/1190161 
22. Я. M. Крамаровский, B. П. Чечев. Синтез элементов во Вселенной. 1987. – 23. Я. Б. Зельдович, C. И. Блинников, H. И. Шакура. Физические основы строения и эволюции звезд. 1981. - (в сети есть и отсканированный вариант) http://www.astronet.ru/db/msg/1169513 
Образование звёзд

24. В. Г. Сурдин. Рождение звёзд. 2001.

Поздние стадии эволюции звёзд: белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры, сверхновые


25. Г. С. Бисноватый-Коган. Релятивистская астрофизика и физическая космология. 2011 

26. C. Б. Попов, M. E. Прохоров. Звёзды: жизнь после смерти. 2007.

27. A. M. Черепащук. Чёрные дыры во Вселенной. 2005

28. Я. Б. Зельдович, И. Д. Новиков. Теория тяготения и эволюция звезд. 1971. 29. И. Д. Новиков, B. П. Фролов. Физика чёрных дыр. 1986.

Двойные звёзды


30. B. M. Липунов. B мире двойных звезд. 1986. 2-e изд. 2009. (Библиотечка Квант № 52)

Переменные звёзды


31. К. Гоффмейстер, Г. Рихтер, В. Венцель. Переменные звезды. 1990.

32. Н. Н. Самусь. Переменные звезды. ≥1987. - http://heritage.sai.msu.ru/ucheb/Samus/index.html 

33. П. Н. Холопов. О классификации переменных звезд. 1981 - http://www.astronet.ru/db/msg/1187284 
Галактики и внегалактическая астрономия

34. Ю. H. Ефремов. Звездные острова. Галактики звезд и Вселенная галактик. 2005. - 
35. K. A. Постнов. Лекции по Общей Астрофизике для Физиков. 2001. - http://www.astronet.ru/db/msg/1170612 

36. П. Ходж. Галактики. 1992. - http://m31.spb.ru/archive/books/galaxies/ (частично) – 

37. Л. C. Марочник, A. A. Сучков. Галактика. 1984. - (Библиотека Ихтика / dvd_Физика / phys_3)

38. T. A. Агекян. Звезды, галактики, метагалактика. 3-e изд. 1981. – 

39. Ф. Хойл. Галактики, ядра, квазары. 1968.



Астрономия для школьников

40. Засов А.В., Постнов К.А. Курс общей астрофизики (2-е изд.: Фрязино: Век 2, 2011)

41 Небо и телескоп (М.: Физматлит, 2008); Солнечная система (М.: Физматлит, 2008); Звёзды (М.: Физматлит, 2009)

42. Важоров Э. Наблюдения звездного неба в бинокль и подзорную трубу . — М .: Едиториал УРСС , 2004 . — 256 с.

43. Силкин Б.И. В мире множества лун. — М. Наука: под ред. Рускол., 1982. — 210 с.,

44. Занимательные вопросы по астрономии и не только. — М. ред. А. К. Кулыгин, 2004. — 415 с.,

45. Ляхова К.А.  Популярная история астрономии и космических исследований . — Издательство «Вече» М. Ляхова К.А. 2002, 495 с.

46. Ромаков А. М.  Занимательные вопросы по астрономии и не только. — М. ред. А. К. Кулыгин, 2004. — 415 с.,



Образовательные Интернет-ресурсы


1. Российская астрономическая сеть http://www.astronet.ru

2. Астрономия в Открытом колледже http://college.ru/astronomy/

3. Astrolab.ru: сайт для любителей астрономии http://www.astrolab.ru

4. HERITAGE – Астрономическое наследие: Астрономическое образование с сохранением традиций http://heritage.sai.msu.ru

5. Азбука звёздного неба http://www.astro-azbuka.info

6. Астрономия для школьников http://astro.physfac.bspu.secna.ru

7. Астрономия и космонавтика: сайт К. Арбузова http://www.m31.spb.ru

8. Астрономия: проект Новосибирской открытой образовательной сети

http://www.astro.websib.ru

9. Астрономия: сайт Н. Е. Коржова и Д. В. Сеченых http://www.space.vsi.ru

10. Метеориты: научно-популярный сайт http://www.meteorite.narod.ru

11. Сайт «Астрогалактика» http://www.astrogalaxy.ru

12. Сайт «Галактика» http://moscowaleks.narod.ru

13. Сайт «Космический мир» http://www.cosmoworld.ru

14. Сайт «Планетные системы» http://www.allplanets.ru

15. Сайт «Солнечная система» http://www.galspce.spb.ru

16. Школьная астрономия Петербурга http://school.astro.spbu.ru

17. Электронная библиотека астронома-любителя http://www.asrolib.ru

18. Атлас неба http://skyatlas.ru

19. Портал Астрономия рф http://астрономия.рф

20. Каталог астрономических сайтов рунета. http://astrolink.ru

21. Астрофорум, главная площадка для русскоязычных любителей астрономии http://www.astronomy.ru/forum/index.php
22. Интернет-ресурс, посвящённый наблюдательной астрономии http://www.realsky.ru/
23. Карта звёздного неба http://www.sky-map.org
24. Форум, посвящённый астрономии http://www.starlab.ru/index.php
25. Астрофорум Украины (на русском) http://www.astroclub.kiev.ua/
26. Картинки с Хаббла http://www.spacetelescope.org/images/
27. Астрономический сайт "Два Стрельца" http://www.shvedun.ru
28. Симулятор Вселенной http://www.celestiaproject.ru/
29. Планетарий http://www.stellarium.org/ru
30. Онлайн-библиотека, посвящённых астрономии http://www.astrolib.ru/library/
31.Meteoweb: статьи для любителей астрономииhttp://meteoweb.narod.ru/ast/artc/artc.html



Набор необходимого современного оборудования


Оборудование астрономического уголка в кабинете физики.

В астрономическом уголке должны быть следующие учебные пособия:

  • оптические инструменты для наблюдения небесных тел (теодолиты, телескопы, бинокли);

  • модели для демонстрации внешнего вида небесных тел и их движений (глобусы, теллурии, модели планетной I системы и т.п.);

  • демонстрационные печатные пособия (карты звездного неба, луны, таблицы, портреты);

  • печатные пособия для индивидуальных занятий (ученические карты звездного неба, звездные атласы, астрономические календари и т.д.);

  • экранные пособия (диапозитивы, диафильмы, кинофрагменты).

На слайдах приведен набор обязательного оборудования и ссылки, где можно приобрести данное оборудование























































Кабинет астрономии

Стандарта по оформлению кабинета нет.






















Методический инструментарий для педагогов
  1. практикум по предмету «Астрономия». По данной ссылке https://vk.com/doc-151774517_451080958 доступно 20 практических работ

  2. решение задач. По данной ссылке https://vk.com/docs-151774517?type=2 доступно огромное количество задач с решениями

  3. наблюдения.


Значение астрономических наблюдений

Наблюдения основных небесных явлений каждым учащимся крайне необходимы. Однако наблюдать небесные светила можно только в ясную, безоблачную погоду. Все светила, кроме Солнца и иногда Луны, не бывают видны днём. Некоторые явления происходят под утро или только в определённые редкие моменты, например затмения, и их нельзя наблюдать в другое удобное время. Поэтому, а также имея в виду краткий срок прохождения астрономии в школе, наблюдения ни в коем случае нельзя откладывать. Их надо выполнять при первой же возможности, используя ясные вечера и не пытаясь приурочить наблюдения к изучению соответствующих вопросов программы на уроке. Достигнуть такого согласования невозможно по условиям погоды.

Надо стремиться выполнить как можно больше наблюдений в течение сентября и октября, пока ещё часто бывают ясные вечера и не так холодно. В ноябре и зимой ясная погода бывает довольно редко, а холода затрудняют наблюдения. С марта погода чаще бывает ясной, но темнота наступает всё позже и позже.

Наблюдать надо в защищённом от света фонарей и окон домов месте. Звёзды надо наблюдать, когда не мешает свет Луны. Желательно иметь при себе фонарик, не дающий яркого света и позволяющий в нужное время посмотреть на звёздную карту, сделать запись или зарисовку.

  1. Наблюдения в сентябре и октябре.

1.Приблизительно через каждые 2 недели (в зависимости от погоды) замечать время и зарисовывать (по отношению к окружающим предметам) на видимом горизонте место захода или восхода Солнца. Зарисовку делать всегда с одного и того же места. Убедиться в изменении со временем точки восхода или захода Солнца.

2.Желательно выполнить то же в отношении Луны. Такие наблюдения Луны надо вести уже ежедневно, отметив 3-4 её восхода (или захода).

3.Проследить полый цикл изменения фаз Луны. При этом сделать не менее двух зарисовок в смежные дни вида и положения Луны среди звёзд на копии, снятой со звёздной карты. Эти зарисовки надо делать, когда Луна свети не слишком сильно и когда видны поэтому неяркие звёзды. Если же замечать положение Луны относительно лишь самых ярких звёзд, то (поскольку их мало на небе) движение Луны на 13 градусов в сутки можно отчётливо не заметить. Эти наблюдения покажут, как Луна перемещается к востоку на фоне звёзд.

4.Осенью при помощи ПКЗН найти и запомнить созвездия Большой и Малой Медведицы, Полярную звезду и некоторые другие созвездия и яркие звёзды. Чтобы не забыть созвездия, каждый ученик время от времени находить их на небе. При этом в тетради необходимо записывать, какие созвездия были видны вечером в южной стороне неба.

5.Пользуясь астрономическим календарём и ПКЗН найти на небе планеты, которые в данном месяце видны. Зарисовать положение планеты среди звёзд того созвездия, в котором планета видна. Через 1-2 месяца повторить эту зарисовку и выяснить, как планета переместилась.


Наблюдения весной.

1. Весной посмотреть. Какие созвездия видны в южной части неба, и узнать на небе знакомые околополярные созвездия. При отыскании созвездий нужно ПКЗН держать так, чтобы пометки севера, востока т т.д. на ней соответствовали расположению этих точек горизонта на местности. Надо обращать внимание на различие блеска звёзд, изображённых на карте, и мысленно соединять их прямыми линиями. Найдя одно созвездие, переходить от него к другому.

2. При наблюдении созвездий надо обратить внимание на цвет ярких звёзд, соответствующий температуре этих звёзд.

3. В самом начале и в конце вечера наблюдения созвездий заметить место каких-либо ярких звёзд относительно горизонта и их перемещение вследствие суточного вращения неба и в зависимости от расстояния звёзд от полюса мира. По возможности сфотографировать вращение неба около полюса.

4.Заметить во время изучения созвездий, как летят по небу метеоры.



















Список литературы.

  1. Приказ Минобрнауки России от 07.06.2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» .

  2. Письмо Минобрнауки России от 20.06.2017. № ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» Методические рекомендации по введению изучения учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования.

  3. Приказ Минобрнауки России от 20.06.2017 г. № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников….»
    дополнение к стандартам

  4. интернет –ресурс ТОИУУ группа соц. сети в контакте учителей астрономии https:|//vk.com/tverastronomia

  5. Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования. От 20 июня 2017 г. №ТС-194108.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Астрономия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Формирование информационно -образовательной среды.

Автор: Гурина Юлия Николаевна

Дата: 12.12.2017

Номер свидетельства: 443862

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Формирование информационной образовательной среды лицея через создание "Электронной учительской"" "
    ["seo_title"] => string(108) "formirovaniie-informatsionnoi-obrazovatiel-noi-sriedy-litsieia-chieriez-sozdaniie-eliektronnoi-uchitiel-skoi"
    ["file_id"] => string(6) "107194"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403183246"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Информационно - образовательная среда как средство повышения качества образовательного процесса в условиях ФГОС НОО второго поколения"
    ["seo_title"] => string(150) "informatsionno-obrazovatiel-naia-srieda-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-usloviiakh-fgos-noo-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "341591"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1472570749"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Создание информационно-образовательной среды в образовательном учреждении "
    ["seo_title"] => string(82) "sozdaniie-informatsionno-obrazovatiel-noi-sriedy-v-obrazovatiel-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "139352"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417702049"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Информационно-образовательная среда –  важнейший компонент новой системы образования "
    ["seo_title"] => string(91) "informatsionno-obrazovatiel-naia-srieda-vazhnieishii-komponient-novoi-sistiemy-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "228630"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441433470"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Информационно - образовательная среда в условиях внедрения ФГОС "
    ["seo_title"] => string(70) "informatsionno-obrazovatiel-naia-srieda-v-usloviiakh-vniedrieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "219594"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434286141"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства