сформировать представление о творчестве русских писателей рубежа XIX-XX веков, обращенном к детям; совершенствовать умения в области изучения критических статей и литературоведческих работ; познакомиться с образцами художественных текстов по теме; формировать умения поиска, анализа, структурирования и оценки информации, необходимой для решения задач практического характера и личностного развития;
совершенствовать умения в области создания электронных презентаций учебного назначения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Произведения о детях и для детей»
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ
Работу выполнила: студентка группы 103 Романова Анна
Работу проверила : Людмила Анатольевна Толстых
Цели работы:
сформировать представление о творчестве русских писателей рубежа XIX-XX веков, обращенном к детям;
совершенствовать умения в области изучения критических статей и литературоведческих работ;
познакомиться с образцами художественных текстов по теме;
формировать умения поиска, анализа, структурирования и оценки информации, необходимой для решения задач практического характера и личностного развития;
совершенствовать умения в области создания электронных презентаций учебного назначения.
В. М. Гаршин
Краткие биографические сведения
Выдающийся русский прозаик. Родился 2 февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии в дворянской офицерской семье. Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, сказавшуюся на его здоровье и в значительной степени повлиявшую на мироощущение и характер. Ребенок стал предметом острого раздора между родителями. В 1877 году Россия объявила войну Турции; Гаршин в первый же день записывается добровольцем в действующую армию. Был ранен в ногу. Около двух лет он провел в харьковской психиатрической лечебнице. В 1883 писатель женится на Н. М. Золотиловой, слушательнице женских медицинских курсов. В эти годы, которые Гаршин считал самыми счастливыми в своей жизни, создан лучший его рассказ — «Красный цветок». 24 марта 1888 г. во время одного из припадков Всеволод Михайлович Гаршин кончает с собой — он бросается в лестничный пролет. Похоронен писатель в Петербурге.
Особенности творческой манеры
Всеволод Михайлович – мастер короткого рассказа. Стиль написания не спутаешь ни с чьим другим. Всегда точное выражение мысли, обозначение фактов без лишних метафор и всепоглощающая грусть, проходящая через каждую сказку или рассказ, драматической напряжённостью. Сказки нравится читать и взрослым и детям, каждый найдёт в них смысл. Композиция его рассказов, удивительно законченная, отсутствие действия. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей. Количество действующих лиц очень ограничено. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. Простое обозначение предметов и фактов.
Этическая и эстетическая ценность сказок Гаршина
Кажется, каждая сказка В. М. Гаршина создается с новым подходом, ранее им самим не востребованным. Конфликт красоты и безобразия, добра и зла разрешается также нетрадиционно. Автор утверждает, что и в смерти, в самом ее акте, — залог бессмертия или забвения. Гаршин написал ряд очерков, где социальное зло и несправедливость рисуются уже на фоне мирной жизни. Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу, которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова. Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина.
Д. Н. Мамин-Сибиряк.
Краткие биографические сведения
Родился 6 ноября 1852 г. в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. Мамин с детства мечтал стать писателем. В 1875 г. он начал репортёрскую работу в одной из петербургских газет. Мамин-Сибиряк внёс значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жанров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты — мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни.
Писатель о воспитательном значении детской литературы
У Мамина-Сибиряка было свое, продуманное отношение к детской литературе. Он считал, что книги для детей формируют разум и воспитывают чувства ребенка. Видя в детях будущее человечества, писатель выдвигал в произведениях, им адресованных, глубокие социальные проблемы, в художественных образах раскрывал правду жизни. Об "Аленушкиных сказках", которые писатель придумывал для своей маленькой дочери, он сказал: "Это моя любимая книжка - ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное".
Создание Маминым-Сибиряком рассказов и сказок для детей
К детской литературе Мамин – Сибиряк относился очень серьезно: он называл детскую книжку «живой нитью», которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с широким миром жизни.
Сказки писателя экранизированы и дарят детям прекрасные переживания. В сказках действительность воспринимается правдиво, естественно. В сказке «Серая Шейка» Мамин – Сибиряк, опережая век, - в те времена еще не было науки экологии, показывает своим маленьким читателям примеры экологического сознания: и зайцы целы, и Серая Шейка спаслась от лисы, и даже лиса на воротник к шубе не попала! Но, думается, что пример верной дружбы важен не менее. В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны и учат доброте уже к двум годам. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. А в «Аленушкиных сказках» Д. Н. Мамина – Сибиряка – в образах птиц, рыб, животных, насекомых, также готовых прийти на помощь.
Включение в реалистический рассказ сказочных мотивов
Путь Мамина-Сибиряка к творчеству для детей. Его отношение к детской литературе. Создание Маминым-Сибиряком рассказов и сказок для детей: «Емеля-охотник», «Приемыш», «Серая Шейка» и др. Включение в реалистический рассказ сказочных мотивов — одна из особенностей творческого метода Мамина-Сибиряка. Мастерское изображение животных. Воспитание у читателя любви к природе. Традиции фольклора, об- разность, народность языка сказки Мамина-Сибиряка. Сборник «Аленушкины сказки», посвященный дочери. Галерея сказочных образов животного мира. Острая сюжетность, комизм, динамика действия. Поэтическое обрамление цикла сказок. Воспитательная ценность сказок.
Мастерское изображение животных
Младшие дети полюбили его поэтические «Аленушкины сказки». Одухотворены животные и растения и в других сказках: «Серая шейка», «Зеленая война», «Лесная сказка», «Светлячки». Этот художественный прием дает возможность Мамину-Сибиряку в занимательном сюжете дать детям ценные сведения о жизни животного и растительного мира и раскрыть важные моральные и нравственные вопросы. Адресованные самым младшим читателям, эти сказки вызывают активность детского восприятия и расширяют жизненный кругозор ребенка.
Воспитание у читателя любви к природе
Тепло обрисованы в детских рассказах старики-охотники и лесные сторожа. Они живут вдали от селений на стойбищах и заимках, их единственные друзья — прирученные ими животные и птицы. Знатоки природы, они не только любят ее, но и охраняют от бесцельного уничтожения. Таков девяностолетний Тарас из рассказа «Приемыш», и деревенский сторож Богач из рассказа «Богач и Еремка», и одинокий Елеска в «Зимовке на Студеной», и лесной сторож Сохач, герой рассказа «Малиновые горы», и старый Емеля из рассказа «Емеля-охотник». Все эти герои имеют общие, глубоко роднящие черты: любовь к природе, полное бескорыстие и решительное осуждение жадности и эгоизма собственников.
Воспитательная ценность сказок
Писателя глубоко волновали вопросы воспитания детей и юношества. Резко критикуя постановку образования в школах и гимназиях царской России, он протестовал против сословных ограничений в образовании и требовал широкого народного просвещения. С большой любовью им обрисованы студенты, курсистки, учителя, врачи, ученые-изобретатели и другие представители интеллигенции, бескорыстно и самоотверженно работающие для народа.Негодование писателя вызывала и постановка обучения в духовных училищах и семинариях. Испытав на себе всё изуверство Екатеринбургского духовного училища — бурсы, куда его отвезли еще двенадцатилетним ребенком, он требовал полного упразднения «этой фальшивой системы воспитания», говоря, что она принесла «нам больше вреда, чем любая европейская война».
Сказка «Аленушкины сказки»
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк вошел в сказочную литературу книгой, полной очарования и поэзии. «Аленушкины сказки» — так назвал ее писатель. Она была написана для дочери, но этот факт семейной жизни писателя обрел общественный смысл. Особый характер книги: писатель любит детей безмерной отцовской любовью, но его любовь не слепа. Ребенок должен научиться преодолевать в себе эгоистические склонности. Мамин-Сибиряк облекал свои замыслы художника и воспитателя в шутку — он осуждал пороки смехом. Веселое воодушевление нашло выражение в прозвищах, которые писатель дает птицам, насекомым, зверям.
А. П. Чехов.
Взгляды писателя на воспитание детей и на организацию детского чтения
А. П. Чехов, любивший детей, создавший столько ярких детских образов, поставивший в своих произведениях столько важных педагогических вопросов, не мог не заинтересоваться такой областью воспитательной работы, как детское чтение. Чехов был близок к издававшимся в его время журналам «Детский отдых» и «Детское чтение» Чехов вошел в историю детской литературы, как автор замечательных произведений для детей. На наш взгляд, Чехова следует считать и своеобразным критиком детской литературы. Об этом свидетельствуют не только его литературно-критические замечания в письмах к детским писателям. Можно рассматривать шутки-пародии Чехова на детскую литературу как проявление не только юмористического дарования писателя, но и критического отношения к современной детской литературе.
Детская тема в творчестве Чехова
Выделяются рассказы о детях, бережно передающие их обезоруживающую наивность, простодушие, трогательное удивление перед открывающимся их глазам миром, самоотверженные порывы. У Чехова мы «наблюдаем не только ребенка таким, как он кажется нам, но и самих себя, как мы кажемся ребенку».О детской литературе Чехов высказывался парадоксально: «Так называемой детской литературы не люблю и не признаю. Детям надо давать то, что годится и для взрослых». Он считал, что лучше не писать специально для детей, а «выбирать из того, что уже написано для взрослых, то есть из настоящих художественных произведений». «Так называемая детская литература» вызывала у него стойкое неприятие, которое выражалось в остроумных замечаниях, насмешливых подражаниях плохим нравоучительным стихам, а то и в злой сатире на фальшь и безграмотность детских рассказов
Образы животных
Известен факт о том, что даже к собакам Чехов относился с особым уважением, например, называл их по имени и отчеству.Кроме того, современники отмечали в прозаике его сострадательность. В рассказах эта черта нашла своё отражение в судьбах героев многих произведений – животных. «Каштанка» Чехова удивительна. В данном произведении главным персонажем является «помесь таксы с дворняжкой - очень похожая мордой на лисицу», что довольно непривычно для обывателя. В другом произведении Антона Павловича под названием «Хамелеон» так же, как и в «Каштанке», присутствует образ собаки, но на этот раз он не занимает главенствующей позиции. В данном рассказе мы даже не знаем имени животного, но зато можем догадываться о его внешности. Собака – дополнение к образу. Она раскрывает внутренний мир человека.Животные являются отражением духовного мира персонажей. Используя зверей, автор раскрывает своё отношение к героям произведений, к их поступкам, характерам и, благодаря этому, мы – читатели – можем посмотреть на обстоятельства людей не только глазами Чехова, но и ощутить какие-либо свои чувства и эмоции, которые испытываем по отношению к братьям нашим меньшим сами. Наше восприятие главных героев, а также сопутствующие при этом эмоции, строятся на испытываемых к животным чувствам
Своеобразие языка произведений
Антон Павлович Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры. "Краткость - сестра таланта" -- ведь так оно и есть: все рассказы А.П. Чехова очень короткие, но в них заложен глубокий философский смысл. В маленьких рассказах Чехов научился передавать всю жизнь человека, течение самого потока жизни. Крошечный рассказик поднялся до высоты эпического повествования. Чехов стал творцом нового вида литературы - маленького рассказа, вбирающего в себя повесть, роман. В его письмах, высказываниях, записях появились по-суворовски лаконичные и выразительные изречения, формулы стиля: «Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок. Краткость - сестра таланта», «Искусство писать - это искусство сокращать», «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен» «Писать талантливо, то есть коротко», «Умею коротко говорить о длинных вещах».