Учитель проговаривает детям требования к уроку, поведению на уроке, правила ведения тетрадей, знакомит с учебником.
II. Изучение нового материала (25 мин.)
– Ребята, мы приступаем к изучению предмета «Естествознание». Запишите, пожалуйста, тему нашего урока «Естествознание как система наук о природе».
Запись в тетрадь:
Естествознание – совокупность знаний о природных объектах, явлениях и процессах.
– Изучать природу – это значит изучать окружающий нас мир: камни, растения, животных, звёзды, климат и, конечно, самих себя, поскольку человек является частью природы.
Запись в тетрадь:
Слово естествознание составлено из двух слов: естество (природа) и знание.
– Следовательно, мы будем изучать окружающий нас мир, природу. Мы будем изучать такие естественные науки, как физика, химия, биология и другие.
На Земле нас окружают земные тела. Космические тела находятся вне пределов Земли. К ним относятся: Солнце, Луна, звезды.
Всё, что окружает нас, состоит из веществ. Вещества бывают двух видов.
Работа учеников с учебником:
Прочитайте на с.5 учебника и составьте опорную схему. Приведите примеры.
Вещества
Органические
Неогранические
Входят в состав организмов растений, животных и др.
Входят в состав тел неживой природы
Белки, жиры, углеводы (крахмал)
Исключения: вода и минеральные соли входят в состав живых тел
– Человек всегда старался познать природу. Его разум стремился постичь устройство Земли и небесных светил, океанов и суши, растений и животных; их взаимное влияние и значение для себя.
Неживые и живые тела, явления природы можно изучать разными способами или, как в науке принято говорить методами (в переводе с греческого «методос» означает способ познания, путь). Главные из них - наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.
Запись в тетрадь:
Явления природы изучают способами (методами) – наблюдение, эксперимент (опыт), измерение и т.д.
– Основным «инструментом», с помощью которого человек изучает природу, является наблюдение.
Запись в тетрадь:
Наблюдением называют способ изучения предметов и явлений с помощью органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Приборы для наблюдения: лупа, световой микроскоп, электронный микроскоп, бинокль, телескоп, подзорная труба. (Рисунок 1)
– Чтобы объяснить, почему происходят те или иные явления, какие при этом факторы влияют на ускорение или замедление наблюдаемых процессов, человек проводит эксперименты, или ставит опыты.
Задание: посмотрите на рисунок с измерительными приборами (1 — линейка; 2 — измеритель; 3 — штанген-циркуль; 4 — секундомер; 5 — песочные часы; 6 — термометр; 7 — аптечные весы; 8 — электронные весы) и скажите, для чего служит каждый прибор. (Рисунок 2)
Ш. Закрепление изученного материала (7 мин.)
– А теперь закрепим то, что мы с вами изучили. Для этого ответьте мне на вопросы:
Что изучает естествознание? (Природные объекты, явления и их процессы).
Какими бывают тела природы? (Земные, космические)
В чем отличие живых тел от неживых? (Живые организмы активно участвуют в окружающей среде, например, если толкнуть камень, то он пассивно сдвинется с места, а если толкнуть животное, то оно отреагирует активно: убежит, нападет, изменит форму и т.д.)
Какие явления природы можно наблюдать каждый день? (Дождь, гроза, солнечное тепло, снег и т.д.)
Какие явления природы носят стихийный характер? (Наводнение, цунами и т.д.)
IV. Заключительная часть (2 – 3 мин.)
Запишите домашнее задание: § 1 читать; провести наблюдения за погодой в течении одной недели, заполняя следующую таблицу: