выступление на МО «Педагогическая поддержка учащихся как основа для создания комфортных условий в учебном процессе в условиях современной школы»
Выступление на МО «Педагогическая поддержка учащихся как основа для создания комфортных условий в учебном процессе в условиях современной школы»
В выступлении идёт речь о педагогической поддержке и социализации ребёнка в процессе образования.
Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива; его успех определяет успех в обучении и воспитании. Воспитание по своей сути - коммуникативный процесс, основой которого является общение: через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«выступление на МО «Педагогическая поддержка учащихся как основа для создания комфортных условий в учебном процессе в условиях современной школы» »
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №3»
Левокумского муниципального района
Ставропольского края
Выступление Андрющенко Т.Н.
на РМО учителей иностранного языка
по теме
«Педагогическая поддержка учащихся как основа для создания комфортных условий в учебном процессе по предмету « Иностранный язык» в условиях современной школы»
Август 2013 года
Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе образования, расширения возможностей образовательной среды, создания дополнительных пространств самореализации учащихся с учётом урочной и внеурочной деятельности.
Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива; его успех определяет успех в обучении и воспитании. Воспитание по своей сути - коммуникативный процесс, основой которого является общение: через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности. Говорить с ребенком труднее, чем с взрослым: для этого надо уметь правильно воспринять внешние проявления его противоречивого внутреннего мира, учесть возможную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово, его чувствительность к фальши в общении с взрослыми. Общение осуществляется не только в словесной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание - тоже ответ или обращение к партнеру. Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему. Наиболее активны в общении с учителями ученики начальных классов. Эта активность является следствием доверительных, добрых отношений между учителем и учениками в этом возрасте: ученики рассказывают учителю о событиях в семье и школе, об обидах, огорчениях и радостях, прочитанных книгах и передачах. Такое общение помогает учителю усилить воспитательную силу воздействия на личность ученика, предупредить срывы в его поведении, наладить контакт с родителями. В средней школе характер общения изменяется, ученик включается в отношения с несколькими учителями-предметниками, которые мало знают его, и общение с ним зависит от успехов ученика по предмету и поведения на уроке. В процессе общения учащиеся усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. От отношения учителя к учащимся во многом зависит характер и содержание тех оценок, которые он дает ученикам, характер их переживаний по поводу своих поступков или срывов в поведении. Отношение к ученикам всегда проявляется учителем в общении с ними. Это отношение основано на определенных стереотипах. Известно, что благоприятные отношения учителей с учениками определяют аккуратность и внешняя привлекательность учеников, их успехи в учебе, исполнительность и дисциплинированность. Современная жизнь делает иностранный язык более востребованным. Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение что называется «подать» себя. Возрастающая потребность школьников в овладении иностранными языками как инструментом будущей профессиональной деятельности, открывающим доступ к престижной работе, зарубежным контактам, обязывает учителя иностранного языка выбирать такие технологии, которые будут способствовать созданию доброжелательной, комфортной атмосферы, стимулировать мотивацию к овладению новым языком общения и позволит раскрыть учащимся свою индивидуальность, способности и проявить активность, замкнутым ученикам раскрепоститься и делиться своими знаниями с другими, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию творческих способностей, повышает уровень общения и культуры, а также позволяет участвовать в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, проектах.
Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологии, Интернет-ресурсов помогают реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей. Разнообразие форм работы на уроках с использованием информационных технологий повышает интерес обучающихся к изучению предметов, делает процесс познания привлекательным. Учителю же помогает решать новые методические задачи, углублять знания по предмету, повышать профессиональный уровень, создавать базу мониторинга успеваемости обучающихся, что позволяет и учителю и ученику следить за динамикой своих результатов.
Главная цель, которую я ставлю перед собой - повысить качество обученности, использование современных информационных технологий для совершенствования методики преподавания английского языка в школе. Задачи - создание комфортных условий практического овладения иностранными языками; Повышение мотивировнности познавательной деятельности учащегося в процессе обучения иностранным языкам; развитие коммуникативной компетенции как основы успешной самореализации обучающихся. Используя информационные технологии, я работаю по следующим направлениям *создание банка информационной поддержки для существующих УМК (дидактические материалы: грамматические таблицы, учебные презентации, электронные пособия, интерактивные; достоинства данного направления заключается в его мобильности, доступности, адекватности; Формирование STUDY-CASE информационных ресурсов сети интернет (использование справочного материала, работа с поисковыми системами для создания проектов, презентаций, рефератов) *разработка методического портфеля по диагностике и контролю уровня владения иностранными языками (использование готовых мультимедийных продуктов, создание базы тематических тестов для работы на уроке, а также дома, диагностики уровня владения языком в форме tofel *модернизация форм внеурочной работы (участие в олимпиадах муниципального, регионального, онлайн –олимпиадах.
На начальном этапе, когда учащиеся начинают изучать иностранный язык, для формулировки задач урока использую такие слова, как «играть», «строить», «фантазировать», «разгадывать загадки», которые предполагают игровые моменты. Далее, по мере взросления учащихся, задачи урока усложняются. На старшей ступени обучения, применяя метод проблемного обучения, используя «Мозговой штурм», стараюсь придумывать разнообразные формы целеполагания.
Разнообразие форм работы способствует поддержанию интереса к учебе.
Смена видов учебной деятельности, использование творческих заданий
позволяют избежать однообразия, снижают умственную утомляемость,
повышают эмоциональный тонус учащихся, что положительно сказывается
на их речевой активности.
На начальной ступени обучения широко использую фронтальные формы работы, это позволяет обучать весь класс одновременно. При выполнении однотипных упражнений применяю форму работы «по цепочке». При формировании умений в диалогической речи, при формировании лексических и грамматических навыков, с помощью раздаточного материала, с целью организации взаимоконтроля использую парную работу. Для развития умений в смысловой переработке информации, умений вести беседу применяю групповую форму совместной деятельности. При повторении, обобщении и контроле использую разноуровневые задания, тесты. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащегося. К таковым можно отнести игровые технологии. Игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы, выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному общению, способствует реализации деятельного подхода в обучении иностранному языку. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать все новое. Опыт доказывает, что самый большой интерес представляют игры, которые заставляют думать, дают возможность развивать свои способности, соревноваться с другими учениками. Игровые формы и приемы, применяемые мною на уроке, разнообразны: игры соревнования
игры с предметами
ролевые игры
фонетические, лексические, грамматические игры
подвижные игры
После этапов урока, требующих большого напряжения я провожу физкультминутки. У детей возникают положительные эмоции, когда физические упражнения сопровождаются рифмовками. Музыкальные паузы заполняю элементами инсценирования песен для младших школьников и паузами релаксации для старших. Более того, песня может использоваться как прием релаксации, когда у детей появляются признаки усталости и снижения работоспособности. Использование физкультминуток мотивирует предстоящую деятельность учащихся, формирует положительный настрой на восприятие и усвоение учебного материала, создает атмосферу, в которой каждый ученик класса чувствует себя комфортно и раскованно, не боясь и не стесняясь говорить по-английски, снимает напряжение и восстанавливает работоспособность не только учеников, но и учителя. Нетрадиционные формы проведения уроков также могут быть эффективны в достижении поставленной цели.
Одновременно стараюсь создавать «ситуацию успеха» на своих уроках. Одним из эффективных приемов является способ, при котором ученик сам выбирает тематику и объем высказывания.
В ходе выполнения проектной работы даю возможность каждому ученику, даже самому слабому в языковом отношении, проявить собственную фантазию и креативность. С удовлетворением наблюдаю, как более сильные ученики объединяются для работы со слабыми, заранее зная, что им придется выполнять более сложную работу. Этот способ выполнения задания раскрепощает каждого ученика, дает ему уверенность в себе, укрепляет чувство товарищества, снимает страх перед плохой отметкой. Поэтому итоговая оценка за выполнение проекта выставляется одинаковая всем членам группы, хотя каждый выполнял свою часть работы. Творческие работы учащихся На каждом уроке нахожу возможность похвалить ученика, обязательно комментирую выставление оценок условием создания благоприятной атмосферы общения, является учет индивидуально-психологических особенностей учащихся. Иногда на свои уроки в среднем звене приглашаю в качестве «гостя» старшеклассника. Интерес к ученику другого класса очевиден. Учащиеся с удовольствием задают вопросы на предложенную тему или рассказывают о себе. У старшеклассника же повышается самооценка, уверенность в себе, развивается коммуникабельность. Использование информационных технологий вносит динамику в процесс говорения на английском языке. Особое значение придаю заключительному этапу урока. Даже если весь урок проходил удачно и эффективно, именно последние этапы должны вызвать у ребенка наибольший эмоциональный подъем, ощущение прогресса в своих знаниях. На заключительном этапе урока провожу рефлексию. Рефлексия учеников дает возможность отслеживать уровень понимания материала учениками, их степень усталости и заинтересованности на уроке.