kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Целеполагание- как метапредметный вид учебной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья, в которой даны виды целеполагания, приемы целеполагания. Примеры целеполагания на уроках английского языка. Целеполагание  это действия, которые ведут к реализации определенной цели. От того,  как  осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности учителя и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.  Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения

обязательными условиями использования перечисленных приемов является:

·         учет уровня знаний и опыта учащихся

·         доступность, т.е. разрешимая степень трудности

·         толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных

·         вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность

Каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены продвижению

к тому результату, который запланирован в основной цели. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Целеполагание- как метапредметный вид учебной деятельности»

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека

Целеполагание- как метапредметный вид учебной деятельности

XXI век — время прогресса и технологий. Это время, которое выдвинуло новые требования к тому, каким должен быть современный выпускник школы. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения четко обозначены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Важнейшей задачей системы образования сегодня является формирование универсальных учебных действий, которые согласно ФГОС становятся инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Именно овладение школьниками универсальными учебными действиями рассматривается как «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».

Сегодня урок должен стать для школьника не только занятием по решению задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. А значит, современный ученик должен обладать регулятивными учебными действиями.

К регулятивным учебным действиям относятся: целеполагание, планирование деятельности, прогнозирование результата, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Организации данного этапа требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Особенность учебной деятельности состоит в том, что «ее результатом является изменение самого учащегося». Новые федеральные образовательные стандарты предлагают ввести в учебную деятельность такой метапредметный вид как целеполагание, который в педагогическом и психологическом смысле направлен на изменение сознания школьника, изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включения личности ребенка в планирование своей учебы, осознания своих результатов, в конечном итоге – превращения учащегося из объекта обучения в его субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности.

Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъек­тов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.

Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

 Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого –формулируется  домашнее задание.

Урок включает в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками. Названные цели измеряемые, конкретны и понятны.

Примерами целей могут быть следующие действия с определённым результатом:

Обучить учащихся употреблять новый материал в речи.

Освоить новые лексические единицы и использование в связной речи глаголов в Present Continuous.

Научиться составлять краткое резюме.

Научиться описывать животных и их болезни

Научиться делать сообщения описательного характера (описание квартиры/дома)

Научиться составлять монологическое высказывание

Научиться вести диалог этикетного характера

Повторить и обобщить….

Имея конкретную тему урока, я ставлю цель урока и тщательно продумываю, каким образом представить цель ученикам. В учебном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности учителя.

Целеполагание это действия, которые ведут к реализации определенной цели. От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности учителя и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения.

Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.

Цель должна быть:

Конкретна.

  • Измеряема. Это обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.

  • Достижима.

  • Реальна.

  • Ориентирована на результат.

Ориентирована по времени. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Для того, чтобы моя цель стала осознанной, я использую разные приемы целеполагания и все приемы целеполагания строятся на диалоге либо между мной и моими учениками, либо непосредственно между учениками. Поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои вопросы и необходимо использовать приемы целеполагания, которые существуют в педагогической практике каждого учителя

Все приемы целеполагания классифицируют на:

1. Визуальные:    2. Аудиальные:

Тема-вопрос Подводящий диалог

Работа над понятием Собери слово

Ситуация яркого пятна Исключение

Исключение Проблема предыдущего урока.

Домысливание

Проблемная ситуация

Группировка.

В своей практике использую активно

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название тему урока и прошу объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.

« Как образуются порядковые числительные?»

Что в формулировке темы известно? (Например, известно, что такое числительные.)

Какие слова в формулировке вопроса не понятны?

Как вы думаете, что обозначает слово « порядковые»?

Знаете ли вы, как образуются порядковые числительные в английском языке? Хотите ли вы об этом узнать?

Ситуация Яркого пятна

Прием заключается в том, что среди множества однотипных слов, цифр, букв или фигур одно выделено цветом, расположением или размером. Таким образом,посредством зрительного восприятия внимание концентрируется на выделенном предмете. К примеру, тема занятия «PastSimple» (Простое прошедшее время), на доске выписаны пары глаголов: make-made, begin-began, come-came, go-went, read-read, write-wrote, become-became…, глагол COOK-COOKED

написан крупным шрифтом, окончание –ed выделено. Совместно c учащимися определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Затем определяется тема и цели урока.

- Скрытая ошибка(Лови ошибку)

Данный прием позволяет проверить лексико-грамматические знания учащихся. Упражнения или тест имеют ошибки, находя которые учащиеся закрепляют грамматические правила, тренируют употребление лексических единиц.

Например, работая над темой «Present Continuous» («Настоящее продолженное время»), учащимся предлагается следующее задание:

Исправьте ошибки

Mother cooking lunch at the moment.

Simon is smileing.

My brother are playing basketball.

I live in Irkutsk at the moment.

She am playing computer now.

Прием «Знаю (Know)…. Не знаю (Don’t know)… Хочу знать (Want to know)…»

Предъявляется тема урока, например «FOOD» («Еда»).

На доске чертится таблица из трех колонок:

Знаю (Know)

Не знаю (Don’t know)

Хочу знать (Want to know)…»

milk, orange

apple, ice cream, meat

tea, porridge, ham, nut, cabbage

Учащиеся вспоминают, что они уже знают по этой теме (milk, orange), добавляют, что они хотели бы узнать .

Все записывается в соответствующую колонку, а во время заключительного этапа делается вывод о том, что из желаемого и неизвестного удалось узнать на уроке.

Домысливание

Предлагается тема урока и слова "помощники":
Изучить
Знать
Уметь

Проанализировать

Сделать вывод

С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока. Данный прием предполагает формирование целей при помощи опорных глаголов.

Называется тема урока «Numerals» («Числительные»), затем учащиеся формулируют цель с помощью опорных глаголов: изучить, знать, уметь, проанализировать, сделать вывод, Учащиеся предлагают изучить числительные от 11 до 20, уметь образовывать числительные при помощи суффикса -teen, сделать вывод, что числительные от 13 до 19 образуются при помощи добавления суффикса .

Исключение

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид основан на зрительном восприятии. Например, показываю учащимся картинки чай, кофе, апельсин, кола, мед, молоко, суп. Детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Определяем тему урока «Исчисляемые и неисчисляемые существительные» и цель« Употребление исчисляемых и неичисляемых существительных «

Второй вид предполагает восприятие на слух. Например,

Прослушайте и запомните ряд слов: Played, liked, helped, went, lived.

Что общего во всех словах? Что лишнее в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания.

Предлагаю детям разделить на группы ряд слов: dogs, men, women, children, boxes, feet, balls, sheep, mice, cats

Основанием классификации будут внешние признаки. Почему слова множественного числа имеют разные признаки?

На уроках можно употреблять множество приемов целеполагания: вставить буквы в слова или слова в предложения или текст, собрать текст, найти ошибку, найти лишнее

Прием использования пословиц, поговорок, кроссвордов, загадок

Данный прием можно использовать как вначале, так и в конце урока. Задания такого типа позволяют вырабатывать быстроту реакции, внимание и сосредоточенность. Особенно это актуально на уроках английского языка в начальной школе, учитывая возрастные особенности учащихся и их уровень владения иностранным языком

Использование подобных приемов целеполагания поможет вашим учащимся понять, принять и даже сформулировать цели урока ,сделает урок эффективным и эмоциональным, будет способствовать формированию совокупности «универсальных учебных действий» в соответствии с требованиями ФГОС.

В заключение хотелось бы отметить, что обязательными условиями использования перечисленных приемов является:

  • учет уровня знаний и опыта учащихся

  • доступность, т.е. разрешимая степень трудности

  • толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных

  • вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность

Каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены продвижению

к тому результату, который запланирован в основной цели.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Целеполагание- как метапредметный вид учебной деятельности

Автор: Затомская Ольга Александровна

Дата: 14.01.2016

Номер свидетельства: 276634

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности"
    ["seo_title"] => string(59) "tselepolaganie_kak_metapredmetnyi_vid_uchebnoi_deiatelnosti"
    ["file_id"] => string(6) "642251"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702518689"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Целеполагание- как метапредметный вид учебной деятельности на уроке английского языка"
    ["seo_title"] => string(80) "tsieliepolaghaniie_kak_mietapriedmietnyi_vid_uchiebnoi_dieiatiel_nosti_na_urokie"
    ["file_id"] => string(6) "354996"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478181392"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Инновационные технологии, как основа реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(59) "innovatsionnyie_tiekhnologhii_kak_osnova_riealizatsii_fghos"
    ["file_id"] => string(6) "435978"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1509531576"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Формирование навыков целеполагания на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(68) "formirovaniie-navykov-tsieliepolaghaniia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "130561"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415930452"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Доклад «Приемы коррекции познавательной деятельности учащихся в соответствии с  ФГОС. Пути повышения качества образования в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(159) "doklad-priiemy-korriektsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-v-sootvietstvii-s-fgos-puti-povyshieniia-kachiestva-obrazovaniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "282880"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453740359"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства