Просмотр содержимого документа
«Теоретический материал по теме "Проектная деятельность на уроках английского языка"»
Проектная деятельность в обучении английскому языку
Методическое пособие
Автор:
Баженова Олеся Олеговна, учитель английского языка
2015-2016
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….4
1.Фундаментальное ядро содержания общего образования по иностранному языку………………………………………………………………………………………………5
2.Проект как метод обучения……………………………………………………………………7
2.1 Основные компетенции……………………………………………………………...8
2.2 Основные виды проектов……………………………………………………………8
2.3 Этапы работы над проектом…………………………………………………………9
2.4 Роль проектной деятельности в жизни ребенка…………………………………...10
3. Вывод…………………………………………………………………………………………..12
4. Литература……………………………………………………………………………………..14
5. Приложение……………………………………………………………………………………15
Введение
Происходящие в обществе изменения, требуют развития новых, более эффективных способов образования, направленных на индивидуальное развитие личности, а именно: творческой инициативы школьников, навыка их самостоятельного движения в информационном пространстве, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и направленности группах, быть открытыми для новых контактов; формирования у них универсального умения ставить задачи для разрешения конкретных проблем. И в этом и поможет проект или проектная деятельность.
1 Фундаментальное ядро содержания общего образования по иностранному языку
Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Основным назначением Фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов является определение:
1) системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;
2) системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;
3) системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.
Определение Фундаментального ядра содержания общего образования — важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, исходящей, в частности, из тезиса о необходимости разделенияпроблемы обобщенных требованийк результатам образования и проблемы конкретного содержанияобщего образования.
Таким образом, Фундаментальное ядро содержания общего образования фактически нормирует содержание учебных программ и организацию учебной деятельности по отдельным учебным предметам, определяя элементы научного знания, культуры и функциональной грамотности, без освоения или знакомства с которыми уровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.
Фундаментальное ядро как средство универсализации содержания общего образования позволяет реализовать важнейшие требования общества к образовательной системе:
обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;
достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования российской идентичности и общности всех граждан и народов России;
формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере, т. е. в сочетании языкового/иноязычного образования с элементарными основами литературного образования (ознакомление с образцами зарубежной литературы), а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественнонаучной, технологической). Таким образом, в нем могут быть реализованы самые разнообразные межпредметные связи (с родным языком, литературой, историей, географией и т. д.).
Основная цель изучения иностранных языков в школе ― формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на включение школьников в диалог культур, что способствует приобщению учащихся к культуре страны изучаемого языка, развитию взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры, помогает им лучше осознать особенности культуры своей страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка.
Иноязычная коммуникативная компетенция предусматривает развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, понимании воспринимаемого на слух (аудировании), чтении и письме. Предметное содержание речи определяется на основе сфер общения (социально-бытовой, социально-культурной, учебно-трудовой), ситуаций общения и выделенной на их основе тематики общения. Таким образом, компонентами содержания обучения являются:
предметное содержание речи и эмоционально-ценностное отношение к нему (ценностные ориентации);
коммуникативные умения в названных видах речевой деятельности;
языковые знания и навыки;
социокультурные знания и навыки;
учебно-познавательные и компенсаторные умения
2.Проект как метод обучения
В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развития не как “коллективного субъекта”, но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым “субъектным опытом”. Включить “субъектный опыт” в процесс познания (усвоения) – значит, организовать свою собственную деятельность на основе личных потребностей, интересов, устремлений. В особой степени реализации личностно-ориентированного подхода способствует использование проектной методики.
Задача современного образования состоит не только в сообщении знаний, но и в превращении знаний в инструмент творческого осмысления мира.
На мой взгляд, наиболее важная цель проектов способствует формированию системы знаний и умений, воплощённых в конечный интеллектуальный продукт; содействует самостоятельности, умению логически мыслить, видеть проблемы и принимать решения, получать и использовать информацию, заниматься планированием, развивать грамотность и многое другое.
Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, рекламных проспектов, путеводителей, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), выпуск стенгазеты с необходимыми комментариями и т.д.Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности.
Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. Под методом проектов понимается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.
Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов.
2.1 Основные компетенции
Основной цельюиспользования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией. В понятие иноязычной коммуникативной компетенции входят:
речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, письме, чтение, переводе в пределах определенной темы;
социокультурная компетенция – формирование представлений о социокультурной специфики стран изучаемого языка;
языковая компетенция – овладение учащимися лексическими единицами по теме в качестве необходимой основы для оформления речевых умений;
учебно– познавательная компетенция – совершенствование учебной деятельности по овладению ИЯ;
компенсаторная компетенция – формирование умений выходить из трудных положений в условиях дефицита языковых средств.
А также формируется информационная компетенция, которая проявляется в умении самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно находить необходимую информацию по разным отраслям знаний.
Кроме того, проектное обучение способствует:
повышению личной уверенности учащихся;
развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
развивает у учащихся исследовательские умения.
Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.
2.2 Основные виды проектов
Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. Можно провести классификацию по следующим типологическим признакам:
1) доминирующий метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т.п.; (Приложение 1)
2) предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект; (Приложение 2)
3) характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);
4) характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира); внутренний, или региональный, и международный; (Приложение 3)
5) количество участников проекта (личностные, парные, групповые);
6) продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).
2.3 Этапы работы над проектом
Проектная деятельность предусматривает несколько этапов:
Этап планирования. Здесь осуществляется коллективное обсуждение проблемы (праздника), с последующим делением ее на подтемы (легенды, традиции, игры, поздравления, стихи, песни и т.д.). Учащиеся выбирают подтемы в соответствии со своими интересами. На данном этапе сразу оговариваются сроки работы над проектом, поэтому проект не может растянуться и длится строго определенное время.
Аналитический этап – этап работы с информацией, ее анализ и обработка. Это самый сложный этап для учащихся и требует значительной предварительной проработки со стороны руководителя кружка. Потому что ученики начальной школы не обладают большим лексическим запасом, а также навыками поиска информации.
Этап обобщения информации предполагает структурирование полученной информации.
Презентация. На данном этапе ребята осмысливают полученные данные и готовят итоговое представление результатов своей работы. Демонстрация результатов работы. (Приложение 4)
Презентация проектной деятельности возможна в разных вариантах. Это зависит от темы, цели и количества участников проекта. (Приложение 5) Демонстрация результатов может быть индивидуальной в виде рассказа, стихотворения, газеты, электронной презентации, реферата, а может быть групповой, например, концерт для родителей, праздник для учащихся младших классов. Если работа оформляется в виде реферата, то конечный вид проекта должен иметь пояснительную записку, т. Е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения.
Следующий этап работы кружка это знакомство синформационно-компьютерным технологиям, на базе которых учащиеся в дальнейшем будем основывать свою проектную работу. Знакомство с текстовым редактором MicrosoftWord, графическими редакторами Paint и Draw, использованием электронных таблиц MicrosoftExcel и мультимедийной программой MicrosoftPowerPoint происходит на языковом материале. Учитель разрабатывает несколько заданий в каждом редакторе, чтобы у ребенка с первых занятий было право выбора. При работе с текстом предлагается написать письмо Рождественскому Деду, рассказ о маме (папе) или составить календарь семейных дней рождений. При этом ребята знакомятся с использование разных шрифтов, размеров, цвета и вставки объектов в их работу. В графических редакторах ребята учатся рисовать английскую марку или знак, который можно использовать в дальнейшей работе. При работе с электронными таблицами ребята проводят опрос одноклассников и составляют таблицы, графики и диаграммы, на основе полученных данных. Знакомство с мультимедийной программой происходит на основе создания презентации каждого ребенка, куда дети включают информацию о себе и своих увлечениях. Программа модульная. Каждый модуль имеет свое наполнение. Заранее обговаривается тема занятия и начинается работа над проектом.
2.4 Роль проектной деятельности в жизни ребенка
Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, поэтому более эффективным. Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. Без принуждения учащиеся многократно повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая проектную работу не за учебное задание, а как награду. В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Уже в начальной школе ребята учатся работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и конечно учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность в начальной школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе в среднем звене. Метод проектов изменяет отношение ребенка к компьютеру: из игрового объекта компьютер превращается в источник информации и один из способов презентации материала. Так же необходимо отметить, что проектная методика влияет на повышение интереса к изучению языка.
В сотрудничестве с учителем и другими учениками улучшается мотивация обучения, снимается напряжение, увеличивается вера в свой успех, таким образом, результаты, которые могут быть получены после применения этой технологии следующие:
прочное и глубокое усвоение знаний;
высокий уровень самостоятельной работы учащихся;
высокий уровень научности в знаниях у учащихся;
умение работать в группе, вести групповое обсуждение;
сплочение детского коллектива;
мотивация коллективных достижений.
Проектная методика имеет большую практическую направленность, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности:
требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить ее другим.
Вывод
В связи с тем, что существуют такие конкурсы как «шаг в будущее», «информационный бум», а так же защита проектов в конце каждой четверти по плану, Я получила возможность познакомиться с этим видом деятельности. Каждый ребенок в школе должен в течение года предоставить хотя бы один проект. И английский язык, как предмет, не остался без внимания. И на протяжении двух лет я занимаюсь изучением этому виду деятельности. Результаты пока не высокие, но они есть. В плане по самообразованию предусматривается участие детей в проектах «Созидание и творчество», «Леонардо» и др.
Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Значительно активизируется деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время. Даже слабые учащиеся проявляют интерес к языку во время выполнения творческих заданий. Как известно, огромное влияние на развитие языка какого-либо народа оказывает его культура. Поэтому, выбирая темы для проектной деятельности, я отдаю предпочтение тем темам, которые содержат интересный и ценный для учащихся культурный, исторический материал о стране изучаемого языка. Я также выбираю темы, содержащие общечеловеческие проблемы. Эти темы дают школьникам возможность задуматься о явлениях и событиях, позволяют приблизить учащихся к другим культурам.
Выполняя задания проекта, учащиеся получают возможность практически применить знания по иностранному языку. Школьники сами находят необходимую информацию, содержащую ценный страноведческий, лексический, грамматический материал, используя для этих целей не только материал учебника, но и другие источники информации. В поисках информации мои ученики активно используют журналы для изучающих английский язык «SpeakOut” и др.мПри подведении итогов проектной деятельности я стараюсь оценить каждый проект. Для оценки можно выбрать следующие критерии: «самый смелый проект», «самый красивый проект», «самый обоснованный», «самый юмористический» и т.д. При работе над проектами у учеников возникают следующие трудности: много незнакомых слов, которых не было в учебниках, трудно сравнивать материал из нескольких источников и выбирать соответствующий теме, трудно логически связно построить собственный текст так, чтобы его было интересно слушать. Эти трудности преодолимы при совместной работе учителя и учеников. Я стараюсь не исправлять ошибки в конечном варианте проекта (по крайней мере, не делать это чернилами). Проект представляет собой работу, в которую вложено очень много усилий, и, возможно, ученики захотят сохранить ее для себя. Не стоит делать исправления красным цветом. Это привлекает внимание к тому, что в проекте неправильно, и отвлекает внимание от положительных моментов. Как же лучше работать над ошибками? Я советую ученикам сделать черновой вариант проектной работы, затем проверяю его. В итоге, в конечном варианте ошибок не будет. Если все-таки есть ошибки в конечном варианте проекта, можно исправить их карандашом или записать замечания на отдельном листе. Тогда учащиеся сами решат, хотят ли они исправить конечный вариант работы. Но не стоит беспокоиться об ошибках. Обычно ученики вкладывают много труда в проект и стараются сделать все как можно лучше. Грамотность ученика учитель может оценить в других видах деятельности. А проектная работа дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя. Проектная работа – это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах средствами иностранного языка. При выполнении работы учащиеся расширяют свой кругозор, повторяют пройденный материал по истории, географии, биологии и другим предметам. Актуальность методической разработки обусловлена тем, что в связи со стремительным изменением жизни, меняются и требования к обучению учащихся в школе. Проект – это новая образовательная технология, которая позволяет решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении.
Литература.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Пахмутова Е.Д. E-mail-проект как средство межкультурного обучения немецкому языку в сети Интернет // Материалы всероссийской конференции «Интернет. Общество. Личность». – СПб, 2000.
Побокова О.А.. Немченко А.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа // Новые возможности общения: достижения лингвистики, технологии и методики преподавания языков. – Иркутск, 2003.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.
Рускова Д. Использование проектного метода при обучении русскому языку с целью соединения учебы с практикой и повышения мотивации учащихся // Русское слово в мировой культуре. Материалы Х конгресса МАПРЯЛ. Направление IV. Методика преподавания русского языка: традиции и перспективы. – СПб., 2003.
Телегина Г. В., Штыкова Н. В., Золотавина Ф. Г. Языковое образование и интеграция культур. Тюмень, 2003.
Уляшкина Г.В. Опыт организации внеклассной работы по созданию мультимедийного шоу // Иностранные языки в школе. – 2000. - №4.