Просмотр содержимого документа
«Статья "Воображение - залог успешной работы"»
Воображение - залог успешной учебы.
Филиал МКОУ «ООШ №14» г.
Коркино ст. Дубровка
Учитель иностранного языка
Кухар Елена Анатольевна
Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образам и понятиями, все это невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт. Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школьного обучения - это написание сочинений, эссе по иностранному языку. Общеизвестно и то, что школьники, отличающиеся богатством воображения, пишут их легче и лучше. Однако нередко именно эти дети отличаются неплохими результатами и по другим предметам. Влияние хорошо развитого воображения на эти успехи не так заметно на первый взгляд. Вместе с тем психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность ребенка, особенно в подростковом возрасте. В частности, именно такой точки зрения придерживался Л.С. Выготский.
Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:
- построение образа конечного результата его деятельности; создание программы поведения в ситуации неопределенности;
- создании образов, заменяющих деятельность;
- создание образов описываемых объектов. Все эти функции невозможно выполнить без активизации, наряду с воображением, мышления и памяти.
Отечественный психолог В.Н. Брушлинский считал, что воображение - одна из форм мышления. Развитие воображения проходит две фазы и очень тесно связано с развитием рассудочной деятельности. Эту связь отражает так называемая "кривая Рибо". Первый период развития изображения иллюстрирует кривая I -М, а рассудочную деятельность R - X. Этот период приблизительно охватывает 15 первые лет жизни человека. Затем рассудочная деятельность сохраняет свое прогрессивное развитие (кривая X - О), а воображение, в большинстве случаев, характеризуется падением интенсивности (кривая М - Н). Чем меньше падение кривой М - Н, тем большие способности проявляет человек. Когда же кривая воображения сохраняет стабильность или свое прогрессивное направление ( М -N), то мы говорим об одаренности или гениальности.
Воображение и фантазии присущи каждому человеку, но люди различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости.
Затухание функции воображения с возрастом отрицательным момент для личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс обучения, но и само развиваться при соответствующей организации учебной деятельности. Одним из существенных приемов тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания, памяти и других, связанных с ним психических функций, обслуживающих учебную деятельность, являются игры и задачи "открытого типа", т.е. имеющие не единственное верное решение. Не менее важна тренировка умения связывать абстрактные или образные, в переносном значении, смыслы с конкретными предметами и явлениями.
Что такое воображение?
1. Воображение - это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Воображение обеспечивает познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Это общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых. Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов.
2. Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно.
3. Способы.
1. Агглютинация, т.е. "склеивание" различных, несоединимых в повседневной жизни частей (человек-зверь, человек-птица).
2. Гиперболизация - парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или его частей (Карлик Нос, Гулливер).
3. Схематизация - способ сливания отдельных представлений, сглаживания различий. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства.
4. Типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе.
5. Акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается (шарж, карикатура).
Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия.
Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.
Воображение - это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии.
Творчество - сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром.
Новый продукт, получаемый личностью в творчестве, может быть объективно новым (т.е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т.е. открытием для себя). У большинства детей чаще всего мы видим продукты второго рода.
Развитие творческого процесса обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.
Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на 90% состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы - различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость, трусость и т.д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной.