Cтатья об использовании дидактических игр как средство повышения мотивации учащихся на уроках английского языка. (рекомендуется учителям английского языка, работающих в начальном и среднем звене по УМК “Brilliant” под ред. Комаровой Ю.А., Ларионовой И.В., Перетт Ж. в начальной школе и в среднем звене по УМК под ред. Комаровой Ю. А. и др..) Цель статьи: распространение в образовательной практике материала об особенностях дидактических игр как одной из форм интерактивного обучения. В современной школе процессы обучения и воспитания наполняются разнообразными формами и методами, позволяющими максимально реализовать способности каждой личности, происходит внедрение проектных технологий, реализация и переосмысление технологии коллективной творческой деятельности в придании личностно ориентированного характера любому коллективному делу. Этому способствуют, в том числе, дидактические игры. Актуальность представленных материалов заключается в их практической значимости и направленности на высокую эффективность активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний. Учебно-дидактические игры на уроках английского языка являются эффективными средствами активизации познавательных процессов у учащихся. Игры способствуют выполнению важных методических задач: созданию психологической готовности детей к речевому общению; обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще. Учебно-дидактические игры на различных этапах урока помогают учителю в нестандартном проведении урока, развитии креативности учащихся, их совместной деятельности - умению работать в коллективе, а также мотивировать их интерес к изучению английского языка. Уроки с применением дидактических игр и заданий проходят живо, эмоционально, при высокой активности учащихся в благоприятной психологической атмосфере. Почти на каждом уроке я использую те дидактические игры, примеры которых я привожу в своей статье. Подобные игры дают учителю возможность выступать в роли организатора и координатора учебного процесса. Учащиеся не получают знаний в готовом виде, а должны приобретать их значительную часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, решении проблемных ситуаций. Это помогает развить их мыслительные способности, интерес к учебной работе, самостоятельность. Игры могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Но все зависит от конкретных условий работы учителя, его темперамента и творческих способностей. Здесь следует отметить, что при всей привлекательности и эффективности игрового метода необходимо чувство меры, иначе игры утомляют учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Успех использования игр зависит от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками этого процесса. Дидактическая игра «Поиграй с обезьянкой». 2-3 класс. Задача: - отработать в речи правильное произношение звуков и запомнить их. На каждом уроке английского языка мы играем с обезьянкой, чтобы дети лучше запоминали звуки и могли хорошо подготовиться к чтению. Каждый ученик имеет карточки со звуками, и когда учитель начинает свой рассказ, вначале мы вместе с ребятами показываем звуки, а затем через пару уроков, я читаю им рассказ, а дети сами показывают нужные звуки и тем самым учатся их находить и запоминать. На данном этапе развивается наблюдательность, память и усваивается фонетическое произношение учащихся. Пример: к нам на урок пришла обезьянка, a monkey, она очень любит гулять. Когда она гуляла, встретила английскую собачку, которая рычит по-английски дети произносят звук [r]); замёрзли лапки у неё, согреем их (дети произносят звук [h] ); пришла она на приём к доктору, но сильно замёрзла, не может сказать своего имени, только звук [m]; доктор попросил её открыть рот и сказать (дети произносят звук [a:]); но она так сильно его открыла, что ей стало больно, и она сказала [ai] ; потом она согрелась и разбаловалась и произносила звук [w]; доктор, чтобы обезьянка не баловалась, обучил её специальному упражнению произносить звуки[t], [d]. На последующих уроках к этим звукам добавляются в рассказ новые звуки, и так пока дети не запомнят все. Дидактическая игра «Бинго-лото». Заранее напишите на маленьких листочках числа от 1-20 и положите их в мешочек. На уроке попросите учащихся нарисовать в тетрадях табличку 2на 3 и написать любые числа от 1-20, но так, чтобы числа не повторялись. Не глядя, достаньте из мешочка листочек и прочитайте номер. Если у ученика такая цифра есть, он её зачёркивает. Первый, кто зачеркнёт все номера, выкрикивает «Бинго» и становится победителем. В эту игру также можно играть со словами. Я, например, проводила такую игру с названиями школьных предметов. Предметы назывались по-русски в быстром темпе для лучшего запоминания слов. Было весело, увлекательно и интересно. А потом мы всем классом спели песню «Бинго». Дидактические игра «Снежный ком». Эта игра помогает ученикам быстро запоминать лексику по определённой теме . Первый ученик называет слово, второй повторяет слово первого, третий – слово первого, второго, свое и т д. При необходимости слова переводим на русский язык. Дидактические игра “What is missing?” Учитель размещает на своем столе различные предметы (школьные принадлежности или игрушки), названия которых знают учащиеся. Ученика проходят мимо стола друг за другом и стараются запомнить все, что они видят. Затем учитель закрывает стол газетой и спрашивает: «What is missing?» Дети, вернувшись на свои места, называют предметы, которые они видели на столе: « а pen, a pencil, a book» и т, д. Побеждает тот ученик, который запомнил и назвал наибольшее количество предметов. Тематика для этой игры может быть различной: животные, школьные принадлежности, фрукты и овощи, продукты и т.д. Дидактическая игра ”Where is….?” Учитель (или ученик, ведущий игру) прячет какой-либо предмет (или игрушку) и спрашивает, например: ”Where is the rubber?” Дети отгадывают: ”The rubber is under the book. The rubber is in the bag. И т. д. Ученик, угадавший, где находится предмет, становится ведущим. Такая игра используется обычно при повторении и запоминании предлогов на английском языке. Дидактическая игра "Simon says". Цель: развитие познавательных интересов. Дети встают рядом с учителем (или любым водящим). Задача ребят состоит в том, чтобы выполнять команды учителя (или водящего): Hands up! Sit down! Jump! Run! и т.д. только в том случае, если перед командой произносятся слова: "Simon says…" В процессе проведения данной игры можно использовать лексический материал различных тем. Каждая из игр данной группы способствует развитию либо одного психического познавательного процесса, либо развивает несколько из них. Дидактическая игра «Запоминалка». Перед уроком приготовьте мелкие предметы (ручку, линейку, резинку и т.д.), названия которых известны детям и запоминание которых вы хотите отработать. Положите все предметы на поднос или на свой стол и попросите учащихся назвать их. Попросите детей закрыть глаза. Уберите один из предметов. Открыв глаза, учащиеся должны сказать, что это за исчезнувший предмет. Я проводила такую игру на запоминание школьных принадлежностей, животных, фруктов и овощей. Дидактическая игра «Воришка». Попросите учащихся закрыть глаза, возьмите какой-нибудь предмет с их стола или уберите одну из карточек-картинок на доске. Попросите детей открыть глаза и, разыграв сильное удивление, сообщите им, что в классе побывал воришка и наверняка что-то украл. Им нужно вспомнить, какого предмета не хватает, и назвать его. Дидактическая игра «Комары». Пишем порядка десяти букв на доске и обводим каждую букву кружочком. К ним пририсовываем «острое жало», пару крылышек, отмечаем глазки точками и объясняем детям, что это комары. Попросим одного учащегося выйти к доске, даём ему свёрнутый лист бумаги. Остальные дети, каждый по очереди, называют написанные на доске буквы. Ведущий должен хлопнуть по «комару» с названной буквой. Пока он ищет нужную букву, все остальные издают комариное жужжание и замолкают только тогда, когда «комар обезврежен». Дидактическая игра «Spelling». Напишите на доске список слов. Предложите одному учащемуся выйти к доске и указать на любое слово из списка. Затем попросите другого учащегося вслух назвать слово по буквам. Если он это делает правильно, то выходит к доске и указывает на любое другое слово из списка и т.д. Дидактическая игра «Угадай слово». Загадайте слово (чаще всего – у меня это тема урока). На доске нарисуйте горизонтальные чёрточки по количеству букв в слове. Учащиеся по очереди отгадывают слово, называя его по буквам. Если такая буква в слове есть, вставляем её вместо черты, а если нет, то рисуем одну из составляющих частей виселицы, а букву выписываем на край доски, чтобы дети видели какие буквы были названы. Цель игры – не повесить человечка. |