Статья на тему: "Развитие личностной активности учащихся в условиях проектного метода на уроках английского языка"
Статья на тему: "Развитие личностной активности учащихся в условиях проектного метода на уроках английского языка"
Данная статья имеет практический характер и иллюстрирует на конкретных примерах особенности создания эффективных условий, направленных на формирование индивидуальных творческих, познавательных, социально-коммуникативных способностей и личностной активности учащихся при использовании проектного метода.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Развитие личностной активности учащихся в условиях проектного метода на уроках английского языка"»
С.А. Шапкина (Волгоград)
Развитие личностной активности учащихся в условиях
проектного метода на уроках английского языка
В соответствии с требованиями ФГОС одной из задач современного образования является достижение личностных результатов учащихся через деятельностный подход. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является «межличностное общение» учащихся, «общественно значимая для ребенка деятельность». Именно в этом возрасте у школьников появляется стремление к общению с товарищами вне класса, к участию во всех происходящих в школе событиях, тяга к поиску, исследованию, к самореализации.Одним из направлений такой творческой, исследовательской деятельности является проектно-ориентированная деятельность учащихся. Именно метод проектов и проектная деятельность как формы учебной деятельности способны, по нашему, сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность. В этой статье я хочу поделиться опытом, как организовать условия, при которых применение проектного метода при обучении английскому языку протекало бы наиболее успешно. Мои ученики осваивают проектную деятельность постепенно, от простых микропроектов (настенных плакатов, газет, открыток, презентаций, рисунков) до долгосрочных исследовательских работ. Тема проекта должна затрагивать актуальные проблемы человеческой деятельности, связанные с экологией, экономикой, образованием, и не должна навязываться учащимся, инициатива должна исходить от детей, которые сами с помощью имеющихся у них знаний и опыта должны попытаться решить поставленную задачу. Учитель же оказывает им языковую и организаторскую деловую поддержку. Задача учителя - вызвать интерес к той или иной проблеме. Если это ему удается, занятие становится интересным и целенаправленным, освоение материала - осмысленным, а работа учащихся - увлекательной, познавательной и мотивированной. Для участия в проектной работе учащиеся должны владеть определенными умениями самостоятельной работы, помогающими им организовать свою деятельности (умение читать и перерабатывать текст, собирать необходимую информацию, брать интервью, работать со справочными материалами, пользоваться компьютером, планировать свою деятельность, принимать решение, вести дискуссию, уметь аргументированно отстаивать свою позицию, вести поиск необходимой информации, исследовать, оформлять, оценивать, документировать результаты работы и т.д.).
Метод проектов как форма обучения в сотрудничестве включает следующие этапы: постановка проблемы, участие в целеполагании, формулирование задач, распределение этапов работы, функции каждого, сбор информации и ее организация, обсуждение собранного материала, коррекция и дополнение, подготовка к презентации, презентация. Проекты нравятся учащимся всех классов, особенно активно такую работу я провожу в старших классах. “My family”, “Why do people learn English”, “What does friendship mean to you?”, “My school”, “Are you a good headteacher?” – вот далеко не все проекты, которые были подготовлены моими учениками. Успешной образовательной деятельности школьников способствует творческое сотрудничество с учителями биологии, географии, истории, музыки, литературы. Школьники с удовольствием принимают участие в подготовке проектов, так как коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам; для каждого в проекте находится дело по душе и по силам. Даже самые застенчивые и малоактивные дети вовлекаются в продуктивную деятельность. Интересно проходила работа над проектом “Are you a good headteacher?» Экспертная группа готовила вопросы к участникам проекта. Те, в свою очередь, отвечали на вопрос, какими личностными качествами должен обладать человек, чтобы стать хорошим директором школы. Каждая группа участников представляла «свою школу со своим Уставом». При подведении итогов «эксперт», настоящий директор школы вручила «сертификаты» молодым «директорам», отметив при этом высокие коммуникативные навыки учеников. Серьезной работой старшеклассников оказался проект “My school”. Подготовка проекта - поиск и изучение материалов об истории родной школы, ее учителях, традициях, знаменитых выпускниках. Большую помощь в осуществлении проекта одиннадцатиклассникам оказали учителя информатики, истории, руководитель школьного музея. Способом реализации данного проекта на практике стали экскурсии о школе на английском языке для учащихся и их родителей. Акцент в данной проектной работе делался на формирование у учащихся умения представить родную школу средствами английского языка. Другая исследовательская, почти полугодовая работа учеников 10 класса завершилась разработкой экологической программы и презентацией проекта “We want to live in a clean city”, которая проходила с мультимедиа эффектами, что делало работу более наглядной и привлекательной. Изучая тему «Экология», учащиеся исследовали экологическую проблему своего города. Неоценимую помощь в работе ребятам оказали учителя химии и биологии. Старшеклассники провели обсуждение экологической ситуации с участием жителей микрорайона, в ходе работы над проектом было опрошено около 1000 человек, которые подтвердили актуальность исследуемой проблемы.
В данной статье я упомянула только часть проектов, наиболее удачных. В действительности их было значительно больше: маленьких и больших, успешных и не очень. Из опыта работы по проектной методике я могу с уверенностью сказать, что данный метод, несомненно, способствует повышению у детей мотивации к изучению английского языка и формированию индивидуальных творческих, познавательных, социально-коммуникативных способностей и личностной активности учащихся, развивает воображение, творческое мышление, самостоятельность, способствует социализации личности школьника.