kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Мотивация обучения на занятиях по английскому языку: проблемы и поиск их решений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье проанализированы причины низкой мотивации к изучению английского языка, представлены тезисы рекомендаций по решению проблемы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Мотивация обучения на занятиях по английскому языку: проблемы и поиск их решений"»

С.С. Шелудько

ГБПОУ «Нижегородский

Индустриальный колледж»

г. Нижний Новгород, Россия


МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ: ПРОБЛЕМЫ И ПОИСК ИХ РЕШЕНИЙ.


В связи с прогрессивным развитием общества в последние годы наблюдается всё больший интерес к иностранному языку. Появилась возможность общения с представителями различных стран и культур на всех уровнях (межгосударственные связи, народная дипломатия, туризм, обмен учащимися и студентами и т.д.), а без знания хотя бы одного иностранного языка это сделать очень трудно. Самым популярным иностранным языком, на котором говорит большая часть населения земного шара, считается английский.

Однако, критическое положение с изучением иностранных языков в образовательных организациях очевидно. Существует удручающая информация о низком престиже предмета «Иностранный язык» среди обучающихся. Результат такого положения на лицо. Выпускники школ, СПО, да и вузов часто не могут сказать двух слов на языке, который они изучали годами.

В последнее время спрос на сотрудников, умеющих свободно изъясняться на английском, неуклонно растет. Но обучение иностранному языку во многих образовательных организациях оставляет желать лучшего. Подобная проблема существует и в нашей образовательной организации среднего профессионального образования (далее – колледж).

Актуальность данной проблемы состоит в том, что при нынешней форме обучения иностранному языку у обучающихся не вырабатывается достаточно мотивации для изучения данной дисциплины.

Целью данного исследования является выявления причин, порождающих отсутствие мотивации студентов к овладению английским языком. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.

  2. Определить связь снижения мотивации с имеющимися у обучающихся трудностями в изучении английского языка.

  3. Провести исследование по выявлению причин отсутствие интереса и мотивации к изучению английского языка.

  4. Предложить способы решения проблемы.

Специфической особенностью иностранного языка как учебного предмета, по мнению И.А. Зимней, является сформированное к нему негативное, субъективное отношение людей как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного (да и колледжного) обучения овладению предметом. «Изучение иностранных языков характеризуют не редко как самое бесцельное занятие, поглощающее… у человека больше времени и сил, чем любое иное» [2, с.33]. Иностранный язык, действительно, требует работы – ежедневной и систематической. Он требует работы, которая мотивированна. Обучающийся должен знать, ради чего он это делает, и иметь чётко поставленную конкретную цель изучения иностранного языка. Цель может состоять, например, в том, чтобы овладеть английским языком для непосредственного общения со сверстниками, зарубежными коллегами и т.д.

Как же случилось, что подавляющее большинство обучающихся имеют слабые знания английского языка? Чтобы ответить на данный вопрос, воспользуемся результатами анкетирования, проведенного нами среди обучающихся нашего учебного заведения.

Анализ ответов обучающихся всех курсов показал, что 90% респондентов считают знание английского языка важным и необходимым для будущей специальности. Однако анкетирование выявило, что по важности дисциплина «Иностранный язык» среди других занимает у 78% респондентов 5 место из 7 предложенных дисциплин. Кроме того, из 230 обучающихся 93% считают свой уровень владения языком недостаточным или низким. Интересен тот факт, что подавляющее большинство (90%) ответили, что они хотели бы повысить свой уровень владения английским языком. Отвечая на вопрос о том, что мешает им овладеть иностранным языком на должном уровне, они называют такие причины:

  • Лень – 50%

  • Отсутствие интереса – 27%

  • Пробелы в знаниях, полученных в школе – 20%

  • Плохая память – 3%

Тем не менее, из 230 респондентов 30% считают, что их прогресс в овладении английским языком зависит от них самих, а 57% - от оснащенности уроков современными средствами обучения и от наличия необходимых современных учебников, 13% - от преподавателей, обучающих английскому языку. Характерен тот факт, что ни один из респондентов не указал в качестве причины интерес к языку или мотив к его изучению.

Общеизвестно, что мотив – это побуждение к чему-либо. Что может побуждать к высокому уровню владения иностранным языком? Конечно, личные особенности обучающегося и вся среда обучения в виде таких её характеристик, как доступность информации, отношение преподавателей, организация учебного процесса, возможности самовыражения, самопознание и саморазвитие, социально-психологическая атмосфера.

Мотивация – побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотивация к обучению связана и с эмоциями. Эмоции, в конечном итоге, обеспечивают стремление либо отвращение к какой-либо деятельности, запускают внутренний двигатель активности. Мотивы, включающие механизм действий, зарождаются под воздействием эмоций, которые порождают позитивную или негативную мотивацию.

Мотивация к обучению имеет прочную связь с целями. Лучше всего люди мотивируют себя более значительными целями, которые особенно важны для них.

Самое главное для мотивации к обучению иностранному языку – иерархия ценностей и убеждений. Убеждения, которые ограничивают, становятся своего рода мощным препятствием, поэтому очень важно разрушить внутренние ограничивающие препятствия на пути к обучению, и выработать стойкую веру в собственные возможности и себя. Если есть уверенность, что можно достичь большего, то объект желания становится весьма актуальным. Если нет уверенности в своих силах, то это является причиной анти мотивации. Следовательно, необходимо хорошо задуматься, для чего вы хотите овладеть английским языком.

Мотивация к обучению зависит от особенностей личности и её социальных ролей. С точки зрения психологии известно, что многие обучающиеся, в силу их высокой закомплексованности, в случае полного непонимания ими преподаваемого материала, стесняются задавать вопросы при так называемых посторонних – в лице их сокурсников. Ввиду этого они вынуждены участвовать в пассивном учебном процессе, машинально записывая в тетрадь с трудом воспринимаемый, или не воспринимаемый вообще материал. От этого страдает весь учебный процесс, и на выходе мы имеем недостаточно образованный контингент.

Следует признать, что неэффективность методических и учебных пособий по-прежнему остается одной из основных проблем обучения английскому языку. Материальная база учебных заведений не позволяет им в необходимом количестве обеспечить учащихся современными пособиями и вспомогательными материалами, а также современной мультимедийной техникой. Нередко обучающиеся занимаются по устаревшим учебникам, способ подачи материала и лексика которых морально устарели. Как следствие, появляется низкая эффективность обучения и отсутствие мотивации к обучению.

Проанализировав результаты анкетирования, и изучив психолого-педагогическую литературу по вопросу исследования, мы пришли к выводу, что мотивация является мощным стимулом к изучению английского языка.

Авторам данного исследования представляется, что наличие низкой мотивации, а порой анти мотивации к овладению английским языком является, безусловно, большой проблемой, но проблемой решаемой.

Мотивация к обучению может стать сильнее, если обучающиеся нашего учебного заведения воспользуются разработанными нами рекомендациями:

  • Прежде всего, необходимо осознать свой тип мотивации (позитивный или негативный), определив, с каким из видов деятельности связана наибольшая активность в обучении языку, и соединить позитивные эмоции с обучением. Нужно также выяснить, к какому виду деятельности при изучении английского языка необходимо больше всего усиления мотивации с использованием её разных типов, например, чтение статьи в оригинале, которое можно сопровождать прослушиванием любимой музыки.

  • Нужно определить чёткие значимые цели в обучении английскому языку, усиливая значимость тех ценностей, с которыми обучение связано. Для начала нужно поразмышлять, какие ценности задействованы в этом процессе, делая его само мотивированным. Ответом может быть: «Расслабление, прекрасное времяпровождение». Соединив эти ценности с процессом обучения, нужно спросить себя, как именно освоение английского языка может быть отдыхом, каким образом познание языка может благотворно способствовать общению с друзьями и приятному отдыху. Тщательно обдумав возможные вопросы и ответы на них, и выяснив наиболее действенные способы, нужно использовать для осуществления их в последующем.

  • Бесспорно, следует устранить ограничивающие убеждения в отношении английского языка, выявив основное узкое место (одно из основных убеждений), которое препятствует обучению и самообразованию. Например: «Несмотря на желание, не могу овладеть английским языком ввиду нехватки времени»; «Желание есть, но я ленюсь»; «Хочу владеть английским, но жалко денег на репетитора» и т.д. Нужно отыскать такое дело, по отношению к которому данное узкое место может быть преодолено, например, задав себе вопросы: «На что у меня всегда есть время? Куда я готов приложить свои силы? Во что я готов вложить достаточно денег?» И необходимо создать поддерживающие убеждения.

  • Следует применять действенную стратегию для управления собственным состоянием, выявить самые оптимальные способы, от которых в процессе обучения можно получить больше удовольствия. Чтобы поднять планку у своей поведенческой гибкости, следует поразмыслить, в каком случае фактор, который препятствует активности, не задействован вообще. К примеру, ответить на вопрос, каким образом можно учить язык, не расходуя времени дополнительно. Варианты ответов могут быть следующими: слушать аудио курсы в машине, включать субтитры при просмотре DVD, подпевать любимым англоязычным исполнителям и т.д. Определив как минимум 10 вариантов, следует использовать самые интересные и несложные из них.

Таким образом, мотивацию к обучению английскому языку следует превратить в систему. Многие приведенные пункты оптимального обучения являются комплексными и связаны не только с мотивацией, но и имеют большое значение в виду того, что являются частью обширной программы действий.


Список использованных источников

  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М., 2000

  2. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. М., 2004

  3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М.: Просвещение, 1991

  4. Соловова Е.Н., Апальков В.Г. Задачи языкового образования в русле глобальных проблем. // English – 2005, №17.

  5. http://englishmotherfucker.ru/artic_motivation.php



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шелудько Светлана Сергеевна

Дата: 18.02.2018

Номер свидетельства: 458078

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Английский по Скайпу: преимущества и недостатки метода "
    ["seo_title"] => string(61) "anghliiskii-po-skaipu-prieimushchiestva-i-niedostatki-mietoda"
    ["file_id"] => string(6) "237787"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444396091"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Научная статья "Говорение и его роль в практическом овладении иностранным языком""
    ["seo_title"] => string(80) "nauchnaia_statia_govorenie_i_ego_rol_v_prakticheskom_ovladenii_inostrannym_iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "644050"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1705430586"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Профессиональная компетентность- владение педагога множеством языков,одно из главных условий для формирования функциональной грамотности учащихся."
    ["seo_title"] => string(167) "profiessional-naia-kompietientnost-vladieniie-piedaghogha-mnozhiestvom-iazykov-odno-iz-ghlavnykh-uslovii-dlia-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "249276"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446877869"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НОО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3  с крымскотатарским языком обучения»   городского округа Судак  В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС "
    ["seo_title"] => string(174) "organizatsiia-raboty-noo-mbou-sriedniaia-obshchieobrazovatiel-naia-shkola-3-s-krymskotatarskim-iazykom-obuchieniia-ghorodskogho-okrugha-sudak-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "152899"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420915690"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "ФГОС. Что измелось на уроке? "
    ["seo_title"] => string(28) "fgos-chto-izmielos-na-urokie"
    ["file_id"] => string(6) "221796"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435582383"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства