Статья "Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе"
Статья "Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе"
Необходимость использования ИКТ на уроках обусловлена требованием времени и не вызывает никаких сомнений. Современные дети живут в мире компьютерных технологий. Поэтому учителю просто необходимо владеть актуальными и наиболее продуктивными методами обучения и новыми образовательными системами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе"»
Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе
Необходимость использования ИКТ на уроках обусловлена требованием времени и не вызывает никаких сомнений. Современные дети живут в мире компьютерных технологий. Поэтому учителю просто необходимо владеть актуальными и наиболее продуктивными методами обучения и новыми образовательными системами.
Использование ИКТ дает принципиально новые возможности для повышения эффективности процесса обучения. Это расширение доступа к информации, увеличение выразительных возможностей её предоставления, соединение рациональных и эмоциональных аспектов, включение игровых элементов, возможность использования моделей, широкая вариантность в выборе методических средств, тиражирование и совершенствование методических материалов и упрощение их передачи на расстояние, индивидуализация образовательного процесса и его вариативность, новые возможности в организации межпредметных связей.
Для начальной ступени обучения это означает смену приоритетов в расстановке целей образования. Одним из результатов обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Детям нужно дать такие знания, чтобы они смогли успешно продолжать образование в течение всей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Уроки, проводимые с использованием компьютерных технологий, позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске.
Ученики начальной школы имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и психическому развитию ребенка.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника и консультанта, поощряющего находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Цели использования ИКТ:
повышение мотивации обучения;
повышение эффективности процесса обучения;
активизация познавательной деятельности обучающихся;
совершенствование методики проведения уроков;
своевременное отслеживание результатов обучения и воспитания;
планирование и систематизация работы;
самообразование;
качественная и быстрая подготовка урока (мероприятия).
Выделяется несколько классификаций средств ИКТ. В соответствии с одной из них, все средства ИКТ, применяемые в системе образования, можно разделить на два типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон и др.) и программные (электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д.).
Возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности позволяет рассмотреть вторая классификация средств ИКТ: для поиска литературы, в Internet; для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office; для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков и электронных словарей; для хранения и накопления информации; для общения; для обработки и воспроизведения графики и звука.
Современные программы требуют от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник, особенно ученик начальных классов, способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка нередко становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.
Однако при организации урока с использованием ИКТ, информация предоставляется красочно, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это позволяет более наглядно и доступно объяснить учебный материал.
Компьютер не сопровождает работу учащихся порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, это является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.
Таким образом, использование ИКТ на уроках английского языка реализует огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. ИКТ позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.
На уроках английского языка я активно использую мультимедийные презентации для введения нового материала, повторения и закрепления сформированных знаний, умений и навыков.
Мультимедийная презентация иноязычного материала - способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определённого возраста учащихся языковой информации в виде логически завершенной подборки слайдов по определённой лексико-грамматической, страноведческой теме. Мультимедийная презентация базируется на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий и обладает почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, что позволяет представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации. Это особенно важно при ознакомлении с лексикой и изучении грамматического материала, когда у детей 7-8 лет ещё не развито абстрактное мышление, а увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.
Мультимедийные презентации наиболее оптимально и эффективно соответствуют триединой дидактической цели урока:
образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения;
развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся;
воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Кроме того, уроки с использованием мультимедийнах презентаций реализуют выполнение следующих образовательных задач:
формирование мотивации к изучению английского языка;
усвоение и систематизация базовых знаний по предмету;
формирование навыков самоконтроля и самостоятельной работы над учебным материалом.
Использование ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках аглийского языка, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов. Применение ИКТ способствует развитию навыков контроля и самоконтроля. Тестирование с помощью компьютера позволяет быстро оценить уровень знаний учащихся.
Ипользование ИКТ на уроках английского языка позволяет:
обеспечить устойчивую положительную мотивацию обучения;
обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
повысить объем выполняемой на уроке работы;
совершенствовать контроль знаний;
повысить эффективность урока.
Информационно коммуникационные технологии значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся к самостоятельному изучению предмета, самоанализу и самоконтролю, развитию интеллектуальных, творческих способностей и созданию условий для их успешной самореализации в будущем.