Способы повышения мотивации у школьников при обучении английскому языку
Способы повышения мотивации у школьников при обучении английскому языку
Особую важность в средней общеобразовательной школе имеет вопрос о мотивации обучения английскому языку, так как это основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Способы повышения мотивации у школьников при обучении английскому языку»
Учитель английского языка ГБОУ «Школа № 2026». УК № 12, г. Москва
Павлушенко С.В.
Способы повышения мотивации у школьников при обучении английскому языку
Особую важность в средней общеобразовательной школе имеет вопрос о мотивации обучения английскому языку, так как это основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться. О способах повышения мотивации у школьников написано немало методических пособий и статей, в том числе и автора данной статьи [1]. Заметим, что слово «мотивация» произошло от латинского глагола «movere», двигать. Можно сказать, что мотивированным человеком действительно как будто что-то движет, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Учебная мотивация – это процесс, который как раз запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.
Под мотивацией мы понимаем такую «внутреннюю энергию» человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает, длительно настраивается и пробуксовывает. Мотивация непосредственно сопряжена с эмоциями и эмоциональными состояниями. Именно эмоции обуславливают наше стремление или отвращение к любой деятельности, включают активность. Негативная мотивация обычно организована по той же схеме с той лишь разницей, что человек рисует в своем воображении негативные картинки будущих событий, которые расстраивают его до тех пор, пока он больше не сможет их выносить.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов [2]:
она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
организацией образовательного процесса;
субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);
субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;
спецификой учебного предмета.
Формирование мотивации – это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения – это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.
Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной деятельности у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Такая структура способствует эмоционально-положительному восприятию учения, обеспечивает школьнику возможность свободно проявлять эмоции, делает его истинным субъектом учебной деятельности. Чтобы развить учебно-познавательную мотивацию, необходима такая деятельность, которая опиралась бы на их потребности. Педагогу необходимо включать ребёнка в деятельность, которая соответствует зоне его ближайшего развития, вызывает у ученика положительные эмоции.
При этом надо учитывать, что учащиеся начальной школы могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний младшие школьники осознают слабо [3]. К любимым они чаще относят учебные предметы, которые содержат элементы игры, развлечения: рисование, физкультура, труд. В этом возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его. Нужно помнить, что смысл слова «учиться» в понимании первоклассника может, помимо приобретения знаний, включать желание общаться и играть с одноклассниками.
У учеников средней школы интерес к школьным предметам еще сильно зависит от личности учителя, но постепенно на первый план выходит стремление быть если не лучше, то хотя бы не хуже одноклассников. В этом нет ничего плохого, но есть опасность, что неудачи могут привести к формированию низкой самооценки ребенка, и, возможно, отказу от деятельности («Нечего и стараться, все равно я хуже всех»). Поэтому стоит объяснить, что соревноваться лучше не с другими, а с самим собой «вчерашним». В старших классах подростки начинают понимать полезность приобретенного знания как средства получить что-то более ценное. Таким образом, постепенно, формируется мотивация.
Мотивация – это разноплановый процесс. Он побуждает школьника незколько мотивов различного свойства, которые можно разбить на следующие группы [4]:
учебно-познавательные (интерес к учению, стремление к получению знаний, познавательная потребность, любознательность и др.);
непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием и др.);
перспективно-побуждающие (ответственность, чувство долга, и др.).
Можно выделить пять типов мотивации [5]:
1. Целевая мотивация – хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.
2. Мотивация успеха – если предмет удается, то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.
3. Страноведческая мотивация – язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.
4. Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие.
5. Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ.
Важную роль в формировании мотивов играют методы проблемного обучения. Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности [7]. Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчёркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.
Суть проблемного обучения состоит в том, что учитель не только сообщает детям конечные выводы науки, но и в какой-то мере воспроизводит путь их открытия («эмбриологию истины»). Учебная деятельность младших школьников даёт наилучшие результаты тогда, когда дети активно взаимодействуют между собой в процессе усвоения знаний и умений. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик должен начать действовать. Очень эффективно введение новых знаний начинать с создания учебно-проблемных ситуаций, не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация, несомненно, окажется мощным толчком к началу интенсивного мышления. Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к содержанию учебного материала, к приемам познавательных действий.
Существуют различные пути и приемы повышения мотивации учеников на уроке английского языка. Для достижения поставленной цели, а именно развитие и совершенствование коммуникативных навыков младших обучающихся, на уроках следует применять игровой прием. Как известно, игра - особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность.
А если ребенок при этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются, порой, более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
Для создания адекватной мотивации используются различные методы и средства: словесные, наглядные, практические, но ведущую роль сегодня приобретают поисковые и исследовательские. Формированию прочной мотивации учения способствует игра при активном ее использовании на уроках. Кроме того, эффективным методом, разновидностью игры, при повышении мотивации к изучению иностранного языка является использование деловой игры.
Наряду с игровым приемом на уроках большинство учителей применяют приём «Образы», который способствует развитию у учащихся навыков говорения, творческой инициативы, воссоздающего воображения языкового умения, которому здесь придаётся особое внимание, - это умение передать образы средствами английского языка, используя формы вербальной и невербальной коммуникации. Активизируется словарный запас учащихся, формируется эмоционально-интеллектуальная установка на использование знаний в нетрадиционной коммуникативной ситуации.
Прием «Опиши и изобрази» является одним из способов вовлечения учащихся в процесс общения с использованием собственного словарного запаса на иностранном языке. Этот прием универсальный, его можно использовать для закрепления лексики и грамматики [6].
Для развития коммуникативных способностей используются песни. Песни интересны учащимся тем, о чем они говорят и в какой музыкальной форме они представлены. Песни мотивируют деятельность учащихся о чем-либо сообщить, поинтересоваться, то есть фактор коммуникации должен занимать первое место. При разучивании песни учащиеся получают новую информацию, благодаря чему стимулируется познавательная деятельность. Например, разучивая песню, учащиеся узнают, как называются части тела и органы обоняния на английском языке.
Нельзя не упомянуть об эстетической мотивации. Именно она влияет на формирование положительных чувств, эмоций, развивает воображение. Все это возможно, когда учащиеся с удовольствием интонируют полюбившуюся песню на иностранном языке.
С другой стороны, существуют способы создания и усиления мотивации. Учитель может усилить мотивацию, если будет осуществлять следующее:
осознайте тип мотивации (негативный/позитивный) ученика и учитывайте его в своей деятельности;
соедините обучение с позитивными эмоциями;
создайте систему позитивной обратной связи и определите этапы обучения;
поставьте четкие цели в обучении и языковую компетентность с другими сверхзначимыми целями у учеников;
осознайте, с какими ценностями у ученика связано обучение и усилите его значимость;
нарисуйте ученику в воображении, как конкретно знание английского языка повлияет на его будущее.
Таким образом, признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранному языку, учителю необходимо четко представлять себе способы и приемы ее формирования в условиях своего образовательного учреждения. Величайшая гуманистка XX века Матерь Тереза говорила: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью». Эта мысль должна стать путеводной звездой каждого учителя в решении вопросов формирования мотивации школьников, обучающихся не только какой-либо учебной дисциплине, в частности, английскому языку, но и воспитания в целом их интереса к получению знаний?
Литература
Павлушенко С.В. Повышение мотивации у школьников при обучении английскому языку // http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,107522/Itemid,118/
Способы повышения мотивации при обучении английскому языку младших школьников // http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=520478.
Андреева И.А. Мотивация школьника. 08.11.2012. Социальная сеть работников образования // nsportal.ru
Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. - М.: Педагогика 1988. – 131 с.
Искрин С.А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2004, № 2. - с. 95.
Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. 1996, № 3. - с.26.
Долгова Н.Н. Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся в современных условиях. 21.08.2013. Социальная сеть работников образования // nsportal.ru