Просмотр содержимого документа
««Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка в начальной школе»»
Выступление на МО по теме: «Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка в начальной школе»
Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках — это важнейшие задачи современной школы, успешное осуществление которых во многом зависит от основ, заложенных в начальной школе.
Возрастает роль предмета «Иностранный язык», меняются ценностные ориентиры, возникает новая система оценки достижения планируемых результатов учащихся начальной школы. Все эти особенности ФГОС требуют внесения изменений в организацию обучения иностранному языку.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения и новые примерные программы закрепляют линию на раннее обучение, что положительно скажется на развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и общей коммуникативной компетентности учащихся, а также позволит достичь более высоких личностных и метапредметных результатов обучения. Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Предмет «Иностранный язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру. Поэтому изучение предмета «Иностранный язык» направлено на решение следующих задач:
формирование представлений об иностранном языке как о средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;
приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке, различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения;
духовно-нравственное воспитание школьника;
развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т.д.), умением работы в группе;
формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательныхи коммуникативных универсальных учебных действий (в том числе ИКТ-компетентности).
Таким образом, иностранный язык как учебный предмет имеет большой воспитательный потенциал, что в полной мере учтено при разработке современных УМК для начальной школы, где значительное место уделено формированию ценностных ориентиров и эстетических идеалов в соответствии с ФГОС.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Иностранный язык» основываются на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой реализации ФГОС общего образования. В соответствии с данной концепцией «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия учащимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья.
В учебном процессе российские школьники и дети стран изучаемого языка, представленные в ситуациях, которые позволяют на доступном для младших школьников уровне обсуждать такие вопросы, как любовь к своей семье, здоровый образ жизни, трудолюбие, почитание родителей, забота о старших и младших, отношение к учебе, интерес к творчеству в разных его проявлениях. Существенное место уделяется и современным проблемам бережного отношения к природе и природным ресурсам, осознанию необходимости сохранения разнообразия природы не только родной страны, но и всей планеты Земля, что закладывает основы формирования экологического сознания младших школьников.
Таким образом, содержание обучения иностранному языку в начальной школе отражает базовые ценности современного российского общества и реализует поставленную в ФГОС начального общего образования задачу — средствами своего предмета обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на ступени начального общего образования.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык»
В соответствии с требования ФГОС в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностныеи метапредметныерезультаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов. Достижение предметныхрезультатов осуществляется за счёт освоения предмета «Иностранный язык», поэтому предметные результаты также сгруппированы отдельно и даются в наиболее развёрнутой форме.
Требования ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ для предмета «Иностранный язык» и конкретизирующие их планируемые результаты представлены Примерной программой по иностранному языку с учётом ведущих целевых установок изучения данного предмета.
Под личностными результатами освоения учебного предмета понимается система ценностных отношений учащихся — к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.
Личностными результатами изучения иностранного языкав начальной школе являются:
общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).
Под метапредметными результатами освоения учебного предмета понимаются способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, которые включают в себя:
а) освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
б) освоение учащимися межпредметных понятий.
Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:
развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;
овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т.д.).
Предметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык» формируются на основе следующих требований Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения:
приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
В соответствии с Примерной программой по иностранному языку, разработанной в рамках стандартов второго поколения, предметные результаты дифференцируются по 5 сферам: коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической и трудовой. Планируемые результаты соотносятся с четырьмя ведущими содержательными линиями и разделами предмета «Иностранный язык»: коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме); языковые средства и навыки пользования ими; социокультурная осведомлённость; общеучебные и специальные учебные умения.
Коммуникативная сфера является ведущей при обучении иностранному языку. Предметные планируемые результаты в коммуникативной сфере представлены двумя блоками, выделяемыми на следующих основаниях:
«Выпускник научится» - включает планируемые результаты, характеризующие учебные действия, необходимые для дальнейшего обучения и соответствующие опорной системе знаний, умений и компетенций. Опорная система знаний определяется с учётом их значимости для решения основных задач образования на данной ступени, опорного характера изучаемого материала для последующего обучения, а также с учётом принципа реалистичности, потенциальной возможности их достижения большинством учащихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний, умений, учебных действий, которые, во-первых, принципиально необходимы для успешного обучения и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя, в принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством детей. Достижение планируемых результатов данного блока служит предметом итоговой оценки выпускников начальной школы и соответствует базовому уровню.
«Выпускник получит возможность научиться» - отражает планируемые результаты, характеризующие учебные действия в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему и выступающих как пропедевтика по развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития. Достижения планируемых результатов, отнесённых к данному блоку, не является предметом итоговой оценки. Это не умаляет их роли в оценке образовательных учреждений с точки зрения качества предоставляемых образовательных услуг, гарантированных ФГОС, и значимости для формирования личностных и метапредметных результатов.
Таким образом, уровневый подход к предметным результатам существенно влияет на организацию обучения иностранному языку, что позволит учителю планировать свою деятельность с учётом способностей и уровня обученности детей на основе принципа дифференциации и индивидуализации обучения.
Подходы к оценке достижения планируемых результатов
ФГОС определяет требования к результатам освоения образовательной программы начального общего образования. В связи с этим впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Большое внимание уделяется процедурам и механизмам оценки. Система оценки рассматривается как «сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования».
Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых учащимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса, т.е. на базовом уровне.
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые учащимися, с предметным содержанием.
Основную роль в оценках по иностранному языку, характеризующих динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов играют четвертные и годовые контрольные работы, результаты выполнения которых объективно покажут, достигнуты ли планируемые результаты на той или иной стадии обучения. Эти работы включают задания на контроль сформированности коммуникативной компетенции в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме), а также на контроль навыков оперирования изученными лексико-грамматическими средствами. В конце обучения в начальной школе проводится итоговая контрольная работа, характеризующая уровень освоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
С точки зрения современных подходов к оцениванию, «оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях». В портфолио учеников начальной школы рекомендуется включать выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных как в ходе обязательных занятий, так и в ходе факультативов; систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.д.); материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности. Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Варианты портфолио являются одним из компонентов современных УМК по иностранному языку. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в Стандарте. Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфолио.
Таким образом, современные подходы к оценке достижения планируемых результатов по иностранному языку включают в себя уровневую дифференциацию на основании накопительной системы оценивания через портфолио.
Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций.
Ввиду того, что позиции английского языка в мире как лидирующего средства международного общения все более и более усиливаются, и не наблюдается никаких весомых тенденций к остановке или замедлению данного процесса, проблема использования эффективных методов преподавания английского языка представляется крайне важной.
В современном понимании, процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.
Каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой – стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.).
Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся.
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения.
Следует упомянуть исследователей, которые рассматривали тему методов и средств обучения английскому языку, а именно Китайгородскую Г.А и её суггестивный метод, описанный как владение иноязычным общением в его устной и письменной форме с социально-психологических позиций, а так же Комкова И.Ф., рассматривающий методы по назначению, или по основной дидактической цели, для достижения которой они служат
Актуальность исследования обусловлена потребностью социума в расширении коммуникативных связей на основе овладения учащимися иностранными языками, прежде всего английским как языком международного общения.
Проблема исследования заключается в противоречии между востребованностью обучения английскому языку в начальной школе и недостаточностью использования специфических методов и средств обучения английскому языку на начальной ступени образования.
Цель исследования: выявить и структурировать общепедагогические и специфические методы и средства обучения английскому языку в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения в начальной школе.
Предметом исследования: обучение младших школьников английскому языку.
Гипотеза исследования: вероятно недостаточная осведомлённость учителей английского языка в области общепедагогических и специфических методов и средств обучения английскому языку в начальной школе ведет к низкому уровню усвоения лексического запаса младших школьников в области английского языка.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по теме исследования.
2.Структурировать общепедагогические и специфические методы обучения английскому языку в начальной школе.
3.Структурировать средства обучения английскому языку в начальной школе.
4.Провести диагностику осведомленности учителей о методах и средствах обучения английскому языку.
5.Выявить уровень лексического запаса младших школьников в области английского языка.
Методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования; констатирующий этап естественного педагогического эксперимента; анкетирование, тестирование; методы математической обработки исследования.
База исследования: 13 учащихся 2 «А» класса, 15 учащихся 2 «Б» класса МБОУ СОШ № 83 г. Краснодара. Всего 28 учащихся.
1 Значение учебной дисциплины «Английский язык» в обучении младших школьников
Иностранный язык – один из важных и относительно новых предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира, наряду с русским языком и литературным чтением он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию [12]. Предмет «Иностранный язык» способствует формированию представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя как носителя культуры и духовных ценностей своего народе, национальной идентичности, гражданственности, норм морали и речевого поведения.
Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребёнку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т. п.), даёт возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки [18].
1.1 Цели и планируемые результаты обучения английскому языку в начальной школе
Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме [19].
Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной формах в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника. Следовательно, изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка [19].
С учётом сформулированных целей изучение предмета «Иностранный язык» направлено на решение следующихзадач:
Формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
Расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
Обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
Развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
Развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;
Приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счёт проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
Духовно-нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи, как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;
Развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т. д.), умением работать в паре, в группе [19].
При изучении иностранного языка в начальной школе стимулируется общее речевое развитие младших школьников; развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов соответствующего содержания, знакомства с образцами детского зарубежного фольклора; вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культуре [13].
Личностными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются: общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе; осознание себя гражданином своей страны; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).
Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:
развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;
овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т. д.) [21].
Предметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объёме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово [23].
Таким образом, нами были рассмотрены цели и планируемые результаты обучения английскому языку в начальной школе, выявлено, что одной из основных целей является формирование коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне.
1.2 Понятие метода, классификация методов в педагогике
Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к его научной трактовке.
Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории [10]. «Метод – это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», – сказано в англо-русском словаре по педагогике [11]. Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей.
И.П. Подласый писал, что под методами обучения (дидактическими методами) понимают совокупность путей, способов решения задач образования.
Поскольку обучение – деятельность совместная, то применительно к педагогу уместно говорить о методах преподавания. А по отношению к ученику – методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учеников, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения [14].
Методы обучения выполняют много функций. Главными являются: обучающая, мотивационная, развивающая, воспитательная, организационная. Это означает, что с помощью методов учителя не только обучают, но также решают вопросы мотивации, осуществляют воспитательные воздействия, влияют на организацию учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, метод обучения – путь к достижению поставленной цели. Методы обучения состоят из приемов – отдельных разовых действий. В методе ярко просматриваются объективная и субъективная части. Там, где педагог вносит конкретные изменения в метод, проявляется его творчество [11].
Путей достижения цели обучения много, учитель может выбирать любой из них, но он всегда будет стремиться выбрать наилучший. Чтобы облегчить проблему выбора, методы необходимо сравнивать по их эффективности. А чтобы сравнивать, нужно представить, сколько их есть, объединить в группы. Этому способствует классификация, основная цель которой – упорядочение методов обучения.
Рассмотрим сущность и особенности наиболее обоснованных классификаций методов обучения:
1. Классификация методов обучения по источникам знаний (Н. М. Верзилин, Е. Я. Голант, Е. И. Петровский и др.), которые служат в качестве общего признака выделяемых в ней методов. Главных источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один – книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами.
Классификация методов по назначению, или по основной дидактической цели, для достижения которой они служат (М. Д. Данилов, Б. П. Есипов, Комков И.Ф.). В качестве общих признаков классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке, и цели, которые достигаются на каждом из них. Выделяются методы: а) приобретения знаний; б) формирования умений и навыков; в) применения знаний; г) творческой деятельности; д) закрепления; е) проверки знаний, умений, навыков.
Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин) [14, 22].
С этой точки зрения они выделяли следующие методы:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод.
Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы:
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности [5].
1.2.1 Игровой метод как основа обучения английскому языку
Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы ребенок получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности [26].
Использование игр в обучении делает авторитарную позицию воспитателя нецелесообразной. Чтобы заинтересовать детей игрой, ввести элементы неожиданности, свободного выбора, эмоционально раскрепостить детей, он сам должен стать ее участником. Дидактические игры как нельзя лучше согласуются с идеями свободного развития ребенка, индивидуальным и личностно ориентированным обучением.
Игры можно разделить на два раздела.
Первый раздел составляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Раздел открывают грамматические игры. Тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «построение» фундамента речи. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики.
Второйраздел называется «Творческие игры». Цель этих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении могут быть проявлены в речевых играх.
Современные дидактические игры в начальной школе – это преимущественно игры по правилам, их дети воспринимают как условия, поддерживающие игровой замысел, их невыполнение уничтожает игру, делает ее неинтересной. Поэтому правила тщательно продумываются и сообщаются до начала игры. Сперва – игровое задание, затем – способ его выполнения [16].
Игры имеют много функций: активизируют познавательные процессы; воспитывают интерес и внимательность детей; развивают способности; вводят детей в жизненные ситуации; учат их действовать по правилам; развивают любознательность, внимательность; закрепляют знания, умения. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным открытиям, решениям проблем [1].
Разнообразие игровых средств позволяет учителю всегда выбрать игру, необходимую для решения конкретных задач. Он может вплетать дидактические игры как постоянный элемент в свою систему.
Основные требования, которые должны соблюдать учителя при планировании и проведении дидактических игр: игра должна органически вытекать из логики учебно-воспитательного процесса, а не быть к нему искусственно привязана; должна иметь интересное, привлекательное название; содержать действительно игровые элементы; иметь обязательные правила, которые нельзя нарушать; содержать считалки, рифмы, стихи.
Учитель, готовясь к игре, отрепетирует свои движения, позы, слова: постарается сделать их красивыми, интересными, неожиданными. Если после игры дети не смеются, не чувствуют удовольствия, ее нужно считать неудавшейся.
Наиболее распространены сюжетно-ролевые игры, игры-упражнения, игры-драматизации, игры-конструирования [9].
Сюжетно-ролевые игры способствуют активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения, а так же – наиболее сильным мотивирующим фактором, удовлетворяющим потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.
Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.
Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении – это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. И обучаемые должны вносить значительные вклад в этот процесс. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр.
Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться.
1.2.2 Словесные методы обучения младших школьников английскому языку
Во всех классификациях присутствуют методы устного изложения знаний. К ним относятся рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, инструктаж.
Словесные методы применяются на всех этапах обучения: во время подготовки к усвоению нового материала, в процессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения [21].
Рассказ – это образное, красочное, яркое монологическое изложение учебного материала учителем. Этот метод чаще других используется в младших классах. К рассказу учитель обращается, когда детям необходимо сообщить яркие, новые для них факты, события, то, чего дети не могут наблюдать непосредственно. Рассказ – мощный источник влияния на мыслительную деятельность, воображение, эмоции младших школьников, расширение их кругозора.
Если рассказ имеет больше признаков пассивного метода, то объяснение – активный метод последовательного, логического, четкого, доступного детям изложения сложных вопросов. Объяснение обязательно сопровождается участием детей, их собственными наблюдениями, демонстрацией опытов и образцов действий, сочетается с иллюстрацией.
Объяснение дополняется инструктированием относительно выполнения операций, действий, заданий: как учить стихотворение, сделать упражнение, организовать рабочее место и т. д. Инструкции для детей должны быть четкими, однозначными, краткими, содержать не более 4-5 заданий [13].
Рассказ, объяснение и лекция относятся к числу монологических, или информационно-сообщающих методов обучения. Беседа же является диалогическим методом изложения учебного материала (от греч. Dialogos – разговор между двумя или несколькими лицами), что уже само по себе говорит о существенной специфике этого метода. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать, активизировать мышление, анализировать изучаемые факты и явления в определенной логической последовательности и самостоятельно подходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям.
Беседа– это диалог: вопросы учителя и ответы учеников. Она заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего ученики шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний.
По назначению выделяются беседы: 1) вводные, или организующие; 2) сообщения новых знаний; 3) синтезирующие, или закрепляющие; 4) контрольно-коррекционные. По уровню познавательной самостоятельности учеников выделяются беседы репродуктивные и эвристические.
Вводная (подготовительная) беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель – выяснить, правильно ли ученики поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать [15].
Беседа-сообщение (объяснительная) бывает: вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов; сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения); эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы). В начальной школе используются все виды бесед.
Синтезирующие (итоговые или закрепляющие) беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у школьников знаний, а контрольно-коррекционная (проверочная) беседа применяется в диагностических целях и, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учеников знания.
Для успешного проведения беседы необходима серьезная подготовка к ней учителя. Следует четко определить тему беседы, ее цель, составить план-конспект, подобрать наглядные пособия, сформулировать основные и вспомогательные вопросы, которые могут возникнуть по ходу беседы, продумать методику ее организации и проведения.
1.2.3 Виды речевой деятельности на уроках английского языка
Комплексный подход к обучению английскому языку позволяет включить в программу чтение текстов различной тематики, составление диалогов и монологов, решение проблемных ситуаций, разработку проектов и написание писем, как дружеских, так и официальных, прослушивание аудиозаписей. Таким образом, преподаватели добиваются максимального усвоения информации на самих занятиях [4].
При обучении английскому языку на начальном этапе звукозапись играет очень важную роль. Она дает возможность детям слышать подлинную речь на английском языке. А так как у детей младшего школьного возраста хорошо развита способность к имитации, то звукозапись и дает им образец для подражания. Это благотворно сказывается на качестве их произношения, а также на формировании умения понимать речь на слух.
Овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух, заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти ребёнка, и, прежде всего слуховой памяти столь важной не только для изучения иностранного языка, но и любого другого предмета.
Аудирование вносит свой вклад и в достижение образовательной цели, обеспечивая детям возможность понимать высказывания, как бы элементарны они ни были, на языке другого народа.
Аудирование служит и мощным средством обучения иностранному языку. Оно даёт возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией; ритмом, ударением, мелодикой.
Будучи тесно связанным с другими видами речевой деятельности, аудирование играет важную роль в изучении иностранного языка и особенно при коммуникативно-направленном обучении.
Говорение – самый сложный вид речевой деятельности, овладение которым сопряжено с большими трудностями. Эти трудности обусловлены сложностью самого процесса порождения речевого высказывания, который далеко не просто протекает и на родном языке, поскольку он связан с формулированием мысли средствами английского языка [8].
На начальном этапе обучение монологической формы общения предполагает умение описать предмет, лицо, явление; сделать сообщение по теме; рассказать о прочитанном/прослушанном; выразить свои эмоции: понравилось/не понравилось и др.
Что касается диалогической формы общения, то она предполагает умение приветствовать собеседника и отвечать на его приветствие; умение вежливо попрощаться; умение представить кого-то кому-то; выразить согласие/несогласие что-то сделать; умение поздравить с праздником; выразить сожаление извинение; выразить радость, восторг, удовольствие/неудовольствие и др.
Диалог – процесс общения двух и более собеседников, каждый из которых по очереди выступает в роли слушающего и говорящего. Диалогическую речь нельзя спланировать, запрограммировать, она более ситуативно обусловлена. Ей свойственна большая эмоциональность и экспрессивность. Диалог связан с рядом умений, обеспечивающих ход беседы:
- стимулирование собеседника на высказывание: What are you doing? I’m going home, and you? Will you open the window?
- реагирование на речевой стимул: No, I'm going shopping. I don’t know, where he lives. What shall I do? So am I. Who are you writing to?
- развертывание реплики-ответа для придания высказываниям характера беседы.
В методологический компонент содержания обучения говорению входят умение пользоваться опорами, осознанно производить операции, необходимые для говорения, а также умение создавать свои опоры для успешного осуществления высказывания.
Также на начальном этапе формируется произношение. В большинстве методик обучение начинается с устного опережения – ученики только слушают и говорят, что не мешает постепенному обучению алфавиту. К каждой пройденной букве дается транскрипция. Знать и самостоятельно читать ее должен уметь каждый ученик.
Под письмом понимается овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации речевого и языкового материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением [25].
Графика письма при обучении иностранному языку предполагает собой обучение детей полупечатному шрифту. Прежде всего, учитель знакомит учеников с буквой, называет ее, говорит. Какие она может предавать звуки, вспоминает знакомые ученикам слова, где есть эта буква.
Учащиеся испытывают трудности в освоении графемно-фонемных соответствий в английском языке: буква «а» передает 7 фонем, а звук [f] может передаваться буквосочетаниями f, ff, ph, gh.
Письменные работы, описания выполняются даже в том случае, когда учащиеся делают упражнения квалифицируемые как творческие. Их не нужно обучать письменной речи как самостоятельному виду речевой деятельности.
Примеры упражнений: закончить предложение; написать 3 предложения по образцу; написать предложения, дополнив их словами, данными в скобках; согласиться или не согласиться с утверждениями; написать вопросы к тексту; ответить письменно на вопросы; выписать предложения.
На начальном этапе обучения чтению первоначальная задача учителя – научить школьников пользоваться графической системой изучаемого иностранного языка при самостоятельном озвучивании текста и, таким образом, обеспечить им возможность усваивать учебный материал через зрительное восприятие, создавая в памяти учащихся зрительные комплексы в виде слов и других единиц зрительно воспринимаемого печатного материала. Для начального этапа очень важно графическое оформление текста и его иллюстративность, то есть такое расположение печатного материала, которое бы соответствовало механизму формирования чтения – постепенному расширению поля чтении (eye-span) и т. д., и подключение опоры в виде картинки, способствующей лучшему пониманию читаемого.
Учащиеся усваивают буквы английского алфавита: они должны уметь назвать букву и звук, который она передает. В английском языке соотношение согласных (буква – звук), как правило, однозначно, например: р [р], b [b], m [m] и т.д. Такого прямого соотношения нет в гласных и некоторых согласных (w, с, g), и они представляют наибольшую трудность для учащихся, поскольку каждая из гласных, например, передает несколько звуков. То же самое можно сказать и о буквосочетаниях: одни из них стабильно передают один звук, например: sh [s], сk [к], ch [ts], ph [f], а другие – разные звуки: th [θ], [ð].
Для начального этапа воспитательная ценность текстов, их нравственный потенциал является первым и главным требованием: в какой степени тексты способствуют воспитанию детей в широком смысле этого слова и формированию морально-этических норм поведения.
Вторым, не менее важным требованием является познавательная ценность и научность содержания текста.
Третьим требованием является соответствие содержания текста возрасту учащихся. Попытка включения текстов, отвечающих этому требованию, прослеживается в учебниках II, III и IV, V классов. Так, в III классе, учитывая возраст детей, их интерес к сказкам, как в учебник, так и в книгу для чтения включены сказки, где действующими лицами выступают животные.
Четвертое требование связано с языком текста. На начальном этапе и, особенно на первом году изучения английского языка, учитывая трудности английской орфографии, обучение чтению должно осуществляться на лексико-грамматическом материале, предварительно усвоенном устно. Это позволяет снимать трудности, связанные с пониманием читаемого, и больше внимания уделять технике, выразительности чтения.
Итак, нами были рассмотрены такие понятия, как метод обучения английскому языку и виды речевой деятельности младших школьников на уроках английского языка. Мы рассмотрели основные виды работы на уроках английского языка на начальном этапе обучения: аудирование (прослушивание записи), чтение, письмо, а так же говорение (монологическое и диалогическое), а также проанализировали такие методы обучения младших школьников английскому языку, как словесные и игровые.
1.3 Средства обучения младших школьников английскому языку
В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средство обучения». Одни авторы применяют его в узком смысле, имея в виду средства-инструменты, которые служат достижению общеобразовательных и воспитательных целей обучения. Другие к средствам обучения помимо материальных средств-инструментов относят интеллектуальные средства осуществления мыслительной деятельности, которые дают возможность человеку проводить опосредованное и обобщенное познание объективной действительности. Третьи подразделяют средства обучения на средства учения, которыми пользуется ученик для усвоения материала и собственно средства обучения, т.е. средства, которые использует педагог для создания условий учения для ученика.
Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам [18].
Все средства обучения делятся на материальные и идеальные.
К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.
В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению. Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Рассмотрим Таблицу 1, в которой указаны материальные и идеальные средства обучения, применимые для обучения английскому языку на начальном этапе обучения.
Таблица 1 – Средства обучения.
Идеальные средства обучения
Материальные средства обучения
1 уровень – на уроке:
Произведения искусства, другие достижения культуры (музыка, литература, видеоматериал), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока.
Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, ТСО.
Окончание таблицы 1
2 уровень – учебный предмет:
Учебные компьютерные программы охватывающие весь курс обучения предмета, развивающая среда для
накопления навыков по данному предмету.
Учебники и учебные пособия, дидактические материалы.
3 уровень – весь процесс обучения:
Система обучения, методы обучения, система общешкольных требований.
Кабинеты для обучения, библиотеки, учебная среда, лингафонный кабинет.
В таблице 1 указаны средства обучения английскому языку на трех уровнях.
1 уровень – урок, здесь указаны те средства, которые педагог может использовать для организации и проведения урока.
2 уровень – учебный предмет, сюда помещены средства, позволяющие организовать и проводить на необходимом уровне преподавание какого-либо учебного предмета.
3 уровень – весь процесс обучения. Здесь уже не достаточно средств, позволяющих организовать изучение отдельного предмета, не достаточно и средств, используемых учителем на уроке или практическом задании. Необходима уже целая система средств, определяющая изучаемые предметы, их взаимоотношения и взаимосвязи [21].
Итак, мы рассмотрели средства обучения младших школьников английскому языку. Выяснили, что средства бывают двух видов и что к ним относятся такие предметы как учебники, диски, тексты, речь учителя, кассеты, видеоматериал.
2 Экспериментальная работа по выявлению уровня осведомлённости учителей начальных классов о методах и средствах обучения английскому языку в начальной школе и уровню сформированности лексического запаса младших школьников в области английского языка
2.1 Определение уровня осведомлённости учителей начальных классов о методах и средствах обучения английскому языку в начальной школе
Констатирующий этап эксперимента проводился на базе МБОУ СОШ № 83 г.Краснодара. Для определения уровня осведомлённости учителей начальных классов о методах и средствах обучения английскому языку в начальной школе нами была составлена анкета, содержащая 5 вопросов.
В анкетировании приняли участие 5 учителей.
Анкета
Уважаемые коллеги!
Просим Вас ответить на следующие вопросы
1. В каких классах вы преподаете?_________________________________________
2. Какие средства обучения английскому языку вы знаете?
0-2 средства обучения – низкий уровень осведомлённости
3-4 средства обучения – средний уровень осведомлённости
5 и больше средств обучения – высокий уровень осведомлённости
По четвёртому и пятому вопросам:
Названы:
0-2 метода обучения – низкий уровень осведомлённости
3-4 метода обучения – средний уровень осведомлённости
5 и больше обучения – высокий уровень осведомлённости
Р
Методы
езультаты проведённого анкетирования представлены на Диаграмме 1 и Диаграмме 2.
Диаграмма 1 – Уровень осведомлённости учителей в области методов обучения английскому языку.
Из Диаграммы 1 видно, что высокий уровень осведомлённости в области методов обучения английскому языку у 4 учителя (80%), средний уровень осведомлённости у 1 учителей (20%), низкий уровень осведомлённости отсутствует.
Средства
Диаграмма 2 – Уровень осведомлённости учителей в области средств обучения английскому языку.
Из Диаграммы 2 видно, что высокий уровень осведомлённости в области средств обучения английскому языку у 3 учителя (60%), средний уровень осведомлённости у 2 учителей (40%), низкий уровень осведомлённости отсутствует.
2.2 Определение уровня сформированности лексического запаса младших школьников в области английского языка
В экспериментальной работе приняли участие 13 учащихся 2 «А» класса, 15 учащихся 2 «Б» класса. Всего 28 учащихся.
Целью проведения диагностики было выявление исходного уровня усвоения младшими школьниками лексического материала.
В качестве диагностического тестирования применялись проверочные задания, предложенные УМК «Spotlight 2» к уроку «Мои игрушки».
Ход проведения: перед учащимися лежит лист с заданиями. Они должны выполнить три задания:
1. Перед учениками изображение трех игрушек. Они дважды прослушивают описание игрушки и ставят галочку у одной из предложенных кукол на рисунке.
2. Учащимся необходимо соединить две части игрушек и подписать их название на английском.
3. Ученикам необходимо закончить предложения, опираясь на рисунок.
Уровень сформированности лексического запаса считался высоким, если в аудировании и на письме была одна допущена ошибка; средний уровень – одно не выполненное задание; низкий уровень – невыполненные два задания. Попытки учащихся воспользоваться подсказками или «подглядеть» в учебник, указывали на незнании лексики или на непонимание задания.
Результаты, полученные в ходе диагностики представлены на Диаграмме 1.
класс
Диаграмма 3 – Сформированность лексического запаса младших школьников в области английского языка
Из диаграммы видно, что в экспериментальном классе высокий уровень сформированности лексического запаса младших школьников в области английского языка у 3 учащихся (23%), средний уровень – у 5 учащихся (38,5 %), низкий уровень – у 5 учащихся (38,5%).
В контрольном классе высокий уровень сформированности лексического запаса младших школьников в области английского языка у 3 учащихся (20%), средний уровень – у 6 учащихся (40%), низкий уровень – у 6 учащихся (40%).
Таким образом, можно сделать вывод, что и в экспериментальном, и в контрольном классах у учащихся в основном средний и низкий уровень сформированности лексического запаса младших школьников в области английского языка. Одной из причин можно считать невысокий уровень осведомлённости учителей с области методов и средств обучения английскому языку.
2.3 Структуризация методов и средств обучения английскому языку в начальной школе
Схема 1 – Методы обучения английскому младших школьников
Схема 2 – Средства обучения английскому языку в начальной школе
На Схемах 1 и 2 изображены средства и методы обучения английскому языку в начальной школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ввиду того, что позиции английского языка в мире как лидирующего средства международного общения все более и более усиливаются, и не наблюдается никаких весомых тенденций к остановке или замедлению данного процесса, проблема использования эффективных методов преподавания английского языка представляется крайне важной.
В теоретической части работы рассмотрено понятие метода обучения как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, приведены классификации методов.
Рассмотрен игровой метод, как один из основных при обучении английскому языку в начальной школе.
Каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся, а так же применение различных видов речевой деятельности младших школьников на уроках.
Мы рассмотрели основные виды работы на уроках английского языка на начальном этапе обучения: аудирование, чтение, письмо, а так же говорение.
Нами структурированы средства обучения английскому языку в начальной школе и представлены в таблице по уровням и видам: материальные и идеальные.
В экспериментальной части мы провели анкетирование учителей и продемонстрировали результаты на диаграммах. А так же схематично представили результаты диагностики сформированности лексического запаса учащихся, что дало нам следующие результаты в экспериментальном классе высокий уровень сформированности лексического запаса младших школьников в области английского языка у 3 учащихся, средний уровень – у 5 учащихся, низкий уровень – у 5 учащихся.
В контрольном классе высокий уровень сформированности лексического запаса младших школьников в области английского языка у 3 учащихся, средний уровень – у 6 учащихся, низкий уровень – у 6 учащихся.
Таким образом, цель исследования по выявлению и структурированию общепедагогических и специфических методов и средств обучения английскому языку в начальной школе достигнута. Все поставленные задачи выполнены. Гипотеза о том, что недостаточная осведомлённость учителей английского языка в области общепедагогических и специфических методов и средств обучения английскому языку в начальной школе ведет к низкому уровню усвоения лексического запаса младших школьников в области английского языка подтвердилась.
Исследование может быть продолжено в направлении «Педагогические технологии обучения английскому языку в начальной школе».
список использованных источников
Английский язык в начальной школе. [Электронный ресурс] URL: http://otherreferats.allbest.ru/.
Артемов В.А. Психология обучения иностранному языку/В.А. Артемов. – М.: Просвещение, 1969. – 279с.
Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 151с.
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения? М.: Педагогика, 1977. – 257 с.
Бабинская Т.К., Маслыко Е.А. Настольная книга учителя иностранного языка/Т.К.Бабинская – М.: Высшая школа, 1998. – 522с.
Галльская Н.Д. Современные методики обучения иностранным языкам /Н.Д.Галльская – М.: Аркти-Глосса, 2004. – С. 165.
Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий/П.Я.Гальперин – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. – 480с.
Гез. Н.И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению//Иностранные языки в школе. – 1981. – №5. – с. 32.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе/ И.А.Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 222с.
Игра – метод обучения английскому языку. [Электронный ресурс] URL: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625a2ac78a4c53a88421216d27_0.html
Израилевич Е.Е., Качалова К.Н. Практическая грамматика английского языка/ Е.Е.Израилевич. – М.: Юнвес, 2003. – 718 с.
Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская. – М.: Высшая школа, 1986. – 302c.
Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков/ И.Л.Колесникова – СПб: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ»», «Cambridge University Press», 2001. – 224с.
Комков И.Ф. О некоторых методах начального обучения иностранным языкам в школе // Государственное учебно-педегогическое издательство Министерства Просвещения БССР. – 1963. – 170с.
Кондаков А.М. Примерные программы по учебным предметам / А.М.Кондаков. – М.: Просвещение, 2010. – 230с.
Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Советская педагогика.- 1989.- № 11. – с.70
Методика обучения иностранному языку. [Электронный ресурс] URL: http://sbiblio.com/biblio/
Младшие школьники познающие иностранный язык. Английский для начальной школы. [Электронный ресурс] URL: http://www.prometeus.nsc.ru/archives/exhibit2/forlang.ssi
Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети/ Е.И.Негневицкая. – М.: Наука, 1981. – 220с.
Пассов Е.И. Цели обучения иностранному языку: учебное пособие.// – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – №6. – с.3-6.
Подласый И.П. Педагогика начальной школы/ И.П.Подласый – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. – 399с.
Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. Вузов, 3-е изд./ Г.В.Рогова – М.: Просвещение, 2000. – 232с.
Савионов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения/ Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191с.
Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов. – М.: Академия, 2000. – 510с.
Средства и методы обучения. [Электронный ресурс] URL: http://5ballov.qip.ru/referats/.
Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка/ М.Ф.Стронин – М.: Просвещение, 1984. – 112с.
Шадриков В.Д. Психологическая деятельность и способности человека/ В.Д.Шадриков. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. – 320с.
Шадриков В.Д. Способности человека. [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org