Создание обучающей и творческой среды для развития способностей детей в процессе обучения английскому языку
Создание обучающей и творческой среды для развития способностей детей в процессе обучения английскому языку
Ситуация нового времени требует от современного человека гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией - творчески. Развитие в детях способностей и качеств творческой личности в процессе обучения английскому языку посредством создания обучающей и творческой среды становится одной из важнейших задач современной школы.
Создание обучающей и творческой среды стимулирует умственное развитие способностей детей и оказывает им эмоциональную поддержку. Чем богаче творческая обучающая среда, тем легче раскрыть индивидуальные возможности каждого учащегося, опереться на них с учетом выявленных интересов, склонностей и разнообразия субъектного опыта ребенка, накопленного им в семье, в общении со сверстниками, обучении, реальном взаимодействии с окружающим миром.
Организация такой среды, с одной стороны, устраняет традиционную ориентацию на «среднего» ученика, а с другой — позволяет раскрыться каждому. Учитель, наблюдая за каждым учащимся, следит за тенденциями личностного развития, выявляет избирательность его к предметному содержанию знаний, фиксирует характер и направленность познавательной активности, предпочтения к занятиям разнородными видами деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание обучающей и творческой среды для развития способностей детей в процессе обучения английскому языку »
3
Субботина Т.В.
учитель английского языка, высшей категории
МОУ-СОШ №168
Создание обучающей и творческой среды для развития способностей детей в процессе обучения английскому языку.
Ситуация нового времени требует от современного человека гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией - творчески. Развитие в детях способностей и качеств творческой личности в процессе обучения английскому языку посредством создания обучающей и творческой среды становится одной из важнейших задач современной школы.
Создание обучающей и творческой среды стимулирует умственное развитие способностей детей и оказывает им эмоциональную поддержку. Чем богаче творческая обучающая среда, тем легче раскрыть индивидуальные возможности каждого учащегося, опереться на них с учетом выявленных интересов, склонностей и разнообразия субъектного опыта ребенка, накопленного им в семье, в общении со сверстниками, обучении, реальном взаимодействии с окружающим миром.
Организация такой среды, с одной стороны, устраняет традиционную ориентацию на «среднего» ученика, а с другой — позволяет раскрыться каждому. Учитель, наблюдая за каждым учащимся, следит за тенденциями личностного развития, выявляет избирательность его к предметному содержанию знаний, фиксирует характер и направленность познавательной активности, предпочтения к занятиям разнородными видами деятельности.
На уроках английского языка для развития и самореализации ребенка создаю такую творческую обучающую среду, которая включает в себя:
организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы;
предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий (для снятия эмоционального напряжения в связи с боязнью ошибиться в своих действиях);
использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;
создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;
постоянное внимание учителя к анализу и оценке индивидных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;
организацию занятий на основе диалога, ролевых игр, тренингов учебного общения.
Первое условие успешного создания творческой обучающей среды развития способностей детей — раннее начало. Уже на начальном этапе обучения английскому языку создаю условия для развития творческого потенциала детей и формирования положительной мотивации к изучению иноязычной культуре. На уроках изучаем детский фольклор, инсценируем, поем, озвучиваем видеофрагменты. Традиционным стало проведение праздника "Алфавита", "Путешествие в мир сказок", Рождественского концерта. Эти мероприятия способствует становлению творческой личности учащихся, интереса к изучению иностранных языков и приобщению их к культуре народа, язык которого они изучают. Формирование этнокультуроведческих знаний у младших школьников, способствует их адекватному и целостному представлению о зарубежной культуре, обогащает их знания и помогает им быстрее адаптироваться в языковой и культурной среде.
Второе важное условие — заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Для реализации этого условия наиболее актуальным становится применение проектной деятельности и решение творческих задач с созданием продуктов собственного творчества. Для младших школьников - это проведение конкурсов рисунков и открыток, инсценировка сказок. На средней ступени обучения ребята создают медиапрезентации по темам "Праздники народов мира", "Моя школа", "Увлечения", делают литературные переводы стихотворений, участвуют в фестивале иностранной песни. Старшеклассники разрабатывают электронные приложения к разделам "Современная молодежная культура", "Страноведение", "Знаменитые люди", "Научный прогресс", которые используются в качестве наглядного дополнительного материала. Ребята участвуют в научно-практических конференциях, сочиняют собственные литературные произведения на английском языке.
Третье условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше. Активное участие в олимпиадах различного уровня, международном конкурсе "Британский бульдог", олимпиаде по основам наук в Уральском Федеральном Округе, проведение викторин, конкурсов, решение сложных творческих задач, реализация проектов помогает моим ученикам максимально развивать свои способности.
Здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать четвертое условие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы. В своей деятельности стараюсь, чтобы учащиеся самостоятельно определяли проблему и находили собственные пути ее решения. Таким образом, ребята не ограничены в выборе форм и содержания в условиях заявленной темы, а также способов представления.
Предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а, наоборот, предполагает доброжелательную помощь учителя и эмоциональный комфорт на уроке — пятое условие успешного создания обучающей и творческой среды для развития способностей детей в процессе обучения английскому языку. Эмоционально окрашенные моменты обучения способствуют эффективному усвоению учебного материала, вызывают неизменным интерес к истории, культуре, искусству, нравам, обычаям, традициям, укладу повседневной жизни народа, увлечениям сверстников зарубежных стран и развитию творческого потенциала детей. Эмоциональная открытость, толерантность, способность к воплощению в другого — дар, который легко утратить. Не дать ему погаснуть, постоянно развивать его — важная задача обучения и воспитания. И здесь огромную роль играют и общая эмоциональная атмосфера на уроке, свободная от догматизма и авторитарности, артистизм учителя и правильная организация обучающей и творческой деятельности учащихся.
Создаваемая таким образом в процессе обучения английскому языку обучающая и творческая среда способствуют наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к изучению иностранного языка, максимальной творческой самостоятельности и активности.