Просмотр содержимого документа
«Современные педагогический технологии на занятиях английского языка в ДОУ»
Современные педагогические технологии на занятиях по иностранному языку в ДОУ
Дошкольное образование сегодня претерпевает значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса.
Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования.
Основной стратегией обучения становится личностно-ориентированный подход, ставящий личность ребенка, его возможности и способности, склонности и потребности в центр учебно-воспитательного процесса. Все это может быть реализовано на основе новых образовательных технологий.
В настоящее время это понятие прочно вошло в педагогический лексикон. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.
Применяя новые педагогические технологии на занятиях, педагог может убедиться, что процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Различные педагогические технологии помогают разнообразить учебную деятельность, а также способствуют повышению мотивации к обучению. В рамках новой образовательной парадигмы мотивация к обучению занимает важное место. Цель мотивации - формирование у детей устойчивого интереса к предмету, развитие коммуникативных и творческих способностей.
Таким образом, основная задача педагога, заключается в выборе приемов и методов стимулирования активной познавательной деятельности дошкольников, реализации творческого потенциала каждого участника образовательного процесса.
Учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам.
Современные формы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции учащихся. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении занятий по иностранному языку в дошкольном учреждении педагогу рекомендуется использовать следующие образовательные технологии:
Игры.
Ведущая деятельность дошкольника – игровая, поэтому эта технология должна быть на первом месте при построении любого занятия в детском саду. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого дошкольника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Игры обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую- либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д. ) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности и т.д.
Одни игры выполняются учащимися индивидуально, другие – коллективно.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом. В ней всегда представлена ситуация, которая указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров. Учащимся нужно дать время, чтобы они вошли в роль. Роли распределяет педагог, но их могут выбрать и сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы и личных характеристик учащихся, а также от степени овладения ими иностранным языком.
Проектная технология.
Данная технология направлена на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых. Использование этой технологии позволяет предусматривать все возможные формы работы в группе: индивидуальную, групповую, коллективную. Выполнение проектных заданий позволяет дошкольникам видеть практическую пользу изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Обучение посредством активного включения учащегося в процесс обучения, ведет к овладению искусством коммуникации.
Даже недостаточно мотивированные учащиеся проявляют интерес к языку во время выполнения творческих заданий. Использование метода проектной деятельности возможна при изучении отдельных тем курса (Например, «Моя азбука», «Я и мой друг», «Животные фермы», «Наша группа», «Известные люди», «Лондон», «Сад и огород», и другие). Выполняя задания проекта, учащиеся получают возможность практически применить знания по иностранному языку. Дошкольники вместе с педагогом находят необходимую информацию, содержащую ценный страноведческий, лексический, грамматический материал, используя для этих целей не только материал учебника, но и другие источники информации.
Здоровьесберегающие технологии.
При организации процесса обучения иностранным языкам мы не должны забывать об охране здоровья воспитанников, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем применять их в жизни.
Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности, поэтому перед педагогом дошкольного учреждения стоит важнейшая задача – укреплять здоровье дошкольников.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за период пребывания в детском саду, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.
По данным психологов, педагогов и медиков, рекомендовано учебный процесс организовывать так, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения учащихся чередовались с периодами эмоциональной нагрузки.
Занятия проводятся в атмосфере положительных эмоций, тон педагога должен быть бодрым и дружелюбным, детей окружает приятная, располагающая к занятиям обстановка.
Уделяя особое внимание профилактике перегрузок и для снятия усталости детей, педагоги дошкольного образования включают в занятие зарядки-релаксации.
Видами релаксации могут быть физкультминутки, игровые паузы, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Смех, вызванный забавной или остроумной историей, веселыми картинками также способствует снятию напряжения.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
На сегодняшний день ИКТ заняли прочное место в учебном процессе. С помощью ИКТ реализуются следующие принципы: наглядности, доступности, дифференцированного подхода в обучении, практической направленности, системности изложения материала. Данные принципы являются основой обучения, так как содействуют развитию личности каждого отдельного ученика в рамках учебного процесса. Мультимедиа ресурсы помогают сделать занятие продуктивным как для ученика, так и для педагога.
Компьютер обладает огромным потенциалом формирования положительной мотивации учения, снятия зажатости и ряда комплексов, мешающих ребенку учиться, и не устраняется в прямом общении с педагогом. Экранно-звуковые средства обучения с успехом решают эту задачу. Образный материал копирует действительность, служит моделью, дающей с той или иной степенью точность представлений об оригинале. Сочетание слухового восприятия образа со зрительным повышает эффективность обучения. При изучении иностранного языка важно овладение знаниями и выработка умений, доведенных до уровня автоматизма навыков. Это может быть достигнуто лишь многократным повторением. В этом случае компьютер может выступать в качестве бесконечно терпеливого репетитора, учитывая индивидуальные особенности обучаемого.
Следует отметить, что наличие хорошо разработанной компьютерной программы вовсе не облегчает работу преподавателя, а помогает сделать ее более результативной.
Таким образом, современный педагог не может работать эффективно без применения в своей работе современных педагогических технологий, использование которых является одним из основных условий повышения качества образования, снижения нагрузки воспитанников детского сада, более эффективного использования времени на занятии.