Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение как универсальное учебное действие»
Смысловое чтение
В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение-это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» [1, с. 8].
Без чтения нет учения. Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением. Анализируя проблемы, связанные с читательской деятельностью младших школьников, следует заметить, что сегодня немало детей, которые до школы овладели технической стороной чтения, но при этом обнаруживают равнодушное отношение к книге и стойкое неприятие читательской деятельности. Каковы причины этого явления? Назовѐм лишь некоторые из них.
Во-первых, исчезли традиции семейного чтения. Родители сами мало читают и практически полностью перестают читать со своим ребѐнком, когда тот становится школьником.
Во-вторых, придя в школу, дети на всех уроках чаще говорят с учителем, а не с учебной книгой. Говорить с текстом учебника их никто не учит. Чувствуя себя неуютно среди учебных и других книг, дети стремятся поскорее уйти в привычный для них мир без книг, без чтения.
В-третьих, технической стороне чтения в методике и практике начального обучения всегда уделялось достаточно много внимания, а понятие «смысловое чтение» и методика его формирования до принятия ФГОС НОО фактически отсутствовали. Без чтения нет успешного учения.
ФГОС НОО ориентирует педагогов на формирование основ умения учиться посредством универсальных учебных действий» (УУД), в число которых включены и навыки смыслового чтения.
Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.
Смысловое чтение, направленное на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, заданного целью чтения, превращает школьника в субъект учебной деятельности, повышая его активность и самостоятельность на любой ступени образования.
Цель, которую ставит перед собой читатель, обусловливает как способ чтения (вслух или про себя), так и вид чтения ( ознакомительное, просмотровое, изучающее, выборочное, поисковое, реферативное).
Смысловое чтение как универсальное учебное действие включает в себя ряд метапредметных умений и навыков:
- осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Формировать эти универсальные учебные действия призваны учебники нового поколения.
Созданные на основе системно-деятельностного подхода, они дают не только образцы научной мысли в виде системы понятий, но и показывают средства, методы, алгоритмы, приемы получения знаний, т.е. организуют процесс работы со знанием, с информацией.
Согласно требованиям ФГОС НОО на всех без исключения уроках под руководством учителя школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:
– ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги;
– изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.
В целях личностного и познавательного развития обучающихся и достижения социально желаемого результата становления разных видов чтения на всех без исключения уроках используются следующие приѐмы и способы работы:
анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и «переводить» каждое задание в само инструкцию, в алгоритм действий;
выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы; высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст;
вычитывание и обобщение информации из таблиц, пиктограмм, графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т.п.