kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система упражнений по обучению аудированию на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены упражнения по обучению аудированию на уроках английского языка в 5-9 классах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система упражнений по обучению аудированию на уроках английского языка»

Система упражнений для обучения аудированию на уроках английского языка


Под системой упражнений понимается организация взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления речевых умений и навыков в различных видах речевой деятельности.

Последовательность формирования умений и навыков восприятия речи на слух реализуется иерархическим построением упражнений, которые расчленяются на две подсистемы — подготовительные (языковые) и речевые, на распадающиеся группы: упражнения для снятия лингвистических трудностей аудирования, упражнения для устранения психологических сложностей аудирования.

При построении системы упражнений для аудирования следует учитывать следующее:

1) взаимодействие аудирования и говорения как двух форм устного общения;

2)взаимодействие подготовительных и речевых упражнений, их дозировка и

последовательность выполнения зависят от языковой подготовки учащихсяи их речевого опыта, в частности, в области восприятия на слух;

3) постепенное увеличение трудностей, что позволит гарантировать посильность выполнения упражнений на разных этапах обучения.

Подготовительные упражнения.

Цель подготовительных упражнений - предварительно (до слушания текста) снять трудности лингвистического или психологического характера, что позволит аудитору сосредоточить свое внимание на восприятии содержания. Учитывая факторы, влияющие на восприятие речевых сообщений, в подготовительных упражнениях можно выделить две группы:

1.упражнения, направленные на снятие трудностей лингвистического характера;

2.упражнения, направленные на преодоление трудностей психологического

характера.

В результате выполнения упражнений 1-й группы формируются следующие умения:

1) вычленение из речевых сообщений незнакомых явлений, их дифференциация и понимание;

2) соотнесение звуковых образцов с семантикой;

3) определение значения слов (с помощью словообразовательной догадки);

4) определение контекстного значения различных лексических единиц и грамматических конструкций;

5) распознавание и осмысление синонимических и антонимических явлений и др.

Вторая группа подготовительных упражнений способствует развитию:

1) прогностических умений;

2) объема кратковременной и словесно-логической памяти;

3) механизма эквивалентных замен;

4) речевого слуха;

5) умений свертывать (редуцировать) внутреннюю речь и др.

Речевые упражнения способствуют выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному речевому общению. Они обучают:

а) определять наиболее информативные части сообщения;

б) устранять пробелы в понимании за счет прогнозирования на уровне текста;

в) соотносить текст с ситуацией общения;

г) членить аудиотекст на смысловые куски и определять основную мысль в каждом из них;

д) письменно фиксировать основную часть информации.

Примеры подготовительных упражнений в аудировании

  • поднимите руку, услышав…(название животного, слово по теме…, существительное во множественном числе, действие, происходившее в прошлом и т.п.);

  • прослушай и подними руку, если предложение правильно, относится к тебе;

  • прослушайте, запомните перечень команд (последовательность действий на картинках) и выполните эти действия / расположите картинки в нужной последовательности;

  • отгадайте загадку (ответ дается на русском – при необходимости и иностранном языках);

  • прослушайте 2 предложения и определите, чем они отличаются;

  • прослушайте 3 слова и повторите только то, в котором есть звук [….] или то слово, которое обозначает ……;

  • прослушайте 3 слова и найдите «лишнее», например,

кошка, собака, ученик: a cat, a dog, a pupil;

дождь, яблоко, снег: rain, an apple, snow;

молоко, хлеб, крокодил: milk, bread, a crocodile;

видел, плавал, буду читать; saw, swam, will read и т.д.

  • слушайте предложения. Если они относятся к правой картинке, поднимите правую руку, если к левой – левую.

Упражнения на преодоление фонетических трудностей восприятия:

1.Прослушайте следующие слова и поднимите руку, услышав слово со

звуком.

2.Прослушайте предложения и поднимите руку, услышав вопросительное (утвердительное, отрицательное) предложение.

3.Прослушайте предложение и скажите, сколько в нем слов.

4.Прослушайте ряд звуков, выделите и запишите заданные звуки, сначала

наблюдая артикуляцию учителя, затем не наблюдая ее.

5.Устно разделите услышанное слово на звуки и назовите их.

6.Определите количество гласных и согласных звуков в услышанных

словах.

7.Определите количество слогов в услышанных словах.

8. Прослушайте фразу u скажите, сколько раз в ней употреблен заданный звук.

9.Определите количество долгих (кратких) гласных в услышанных словах.

10.Отметьте в колонках соответствующими номерами услышанные слова в той последовательности, в которой они звучат.

11.Найдите и выделите в ряду написанных слов услышанное слово.

12.Определите количество слов в прослушанных предложениях.

13.Определите на слух омонимы и паронимы.

14.Определите на слух место ударения и его роль (смыслоразличительную, логико-выделительную, модальную).

15.Отметьте паузы в звучащем речевом потоке.

16.Определите на слух коммуникативный тип предложения в родном и иностранном языках, а также отметьте общее и различное в их интонационном оформлении.

17.Определите на слух дефект речи диктора.

18.В списке русских слов подчеркните те, которым соответствуют услышанные иноязычные.

19.Прослушайте u попытайтесь понять словосочетания и группы слов, обращая особое внимание на произношение звуков на стыках слов.

Упражнения на преодоление грамматических трудностей восприятия:

1.Прослушайте предложение и назовите подлежащее (сказуемое).

2.Прослушайте предложения и скажите, в котором из них действие уже

произошло (происходит, будет происходить).

3.Прослушайте предложение и скажите, сколько, в нем членов предложения.

4.Повторяйте за диктором предложение.

5.Прослушайте предложения и укажите границу между главным и придаточным предложениями.

6.Прослушайте предложение и укажите элементы, которые исключаются из него при каждом сокращении. (Предложение постепенно сокращается.)

7.Прослушайте пары сходных предложений u установите, чем они отличаются друг от друга.

8.Прослушайте предложение, запишите слова, появляющиеся при

каждом его повторении. (Предложение постепенно расширяется.)

9.Слушая диктора, записывайте новые звенья высказываний.

10. Повторите все предыдущие звенья высказывания и добавьте новые, услышанные с магнитофона. (Высказывание наращивается по принципу

«снежного кома».)

11.Прослушайте u воспроизведите предложения с одной u той же грамматической структурой.

12.Повторяйте вслед за диктором или записывайте предложения с чередующимися в них двумя-тремя грамматическими структурами.

13.Повторяйте вслед за диктором или записывайте предложения с разными грамматическими структурами.

14.Напишите грамматический диктант.

15.Прослушайте текст, используя визуальную опору, подчеркните выделенные диктором грамматические явления.

16.Прослушайте текст, в котором нечетко произносятся грамматические формы, u восстановите недослышанное.

17.Прослушайте предложения и попытайтесь догадаться по контексту о значении неизвестных слов в известной грамматической форме.

Упражнения на преодоление лексических трудностей восприятия:

1.Прослушайте предложение и определите значение нового слова по контексту (словообразовательным элементам, на основе знания одного из

значений, по этимологии, звукоподражательным элементам).

2.Установите на слух тождество в парах слов.

3.Прослушайте предложения и постарайтесь понять их смысл, не обращая внимания на определения, выраженные незнакомыми словами.

4.Прослушайте омонимы в предложениях и определите их значения.

5.Прослушайте синонимы в предложениях и определите их значения.

6. Прослушайте исходные предложения и различные варианты их лексико-грамматического перефразирования, определите выраженную в них мысль.

7.Прослушайте предложения, в которых употреблены полисемантичные слова, определите оттенки их значений.

8.Прослушайте предложения, которые отличаются друг от друга только одним новым словом в одной u той же позиции.

9.Прослушайте ряд предложений u обратите внимание на то, что они

отличаются друг от друга только одним новым словом в одной u той же

позиции. Установите смысл этих предложений.

10.В списке слов отметьте те, которые вы услышали в предложениях. Назовите их вслух.

11.В списке русских слов отметьте очередность воспринятых на слух иноязычных эквивалентов.

12.Прослушайте омонимы и найдите в списке соответствующие им слова на родном языке.

13.Определите на слух предложения на родном языке (предложения записаны на карточке или доске), которые являются полным и точным (неполным, приблизительным) переводом или полностью не соответствующим переводу предложения, произносимого диктором.

14. Прослушайте предложения на иностранном языке, укажите лексические

ошибки, допущенные в процессе их перевода на русский язык. (Текст русских предложений предлагается на карточке или на доске.)

15. Прослушайте предложения, произнесенные в быстром темпе, и запишите их в тетради. Затем проверьте правильность своих записей при более медленном чтении предложений диктором.

16. Прослушайте предложения, произнесенные диктором в быстром темпе, и переведите их на родной язык. При повторном (таком же быстром или более медленном) прослушивании исправьте ошибки в переводе.

17. Отметьте в списке синонимы или антонимы слов, которые вы услышали в произнесенных диктором предложениях

18. Отметьте в списке слова, которые прозвучали в словосочетаниях, употребляемых в связных и цельных предложениях.

19. Отметьте в списке интернациональные слова, которые произносятся диктором в предложениях.

20.Отметьте в списке прозвучавшие в предложениях (тексте) имена собственные.

21.Отметьте в списке перевод на русский язык слов u словосочетаний, являющихся «ложными друзьями переводчика».

22.Запишите прослушанные цифры (номера телефона, даты).

Речевые упражнения

1.Прослушайте тексты, различные по содержанию, в нормальном темпе с

опорой на наглядность, а затем в звукозаписи без опоры на наглядность и

ответьте на вопросы

2.Прослушайте начало рассказа u постарайтесь догадаться о том, что произошло дальше.

3.Рассмотрите рисунок, прослушайте начало рассказа, постарайтесь догадаться о последующем содержании.

4.Прослушайте рассказ u перескажите ту его часть, которая является описанием данного рисунка.

5.Прослушайте рассказ u ответьте на вопросы.

6.Прослушайте два рассказа u скажите, что в них общего и разного.

7.Прослушайте текст u подберите к нему заглавие.

8.Прослушайте текст u изложите его содержание двумя-четырьмя предложениями.

9.Прослушайте текст u расположите пункты плана в нужном порядке.

10.Прослушайте текст u определите его тип (сообщение, описание, повествование, рассуждение).

11.Прослушайте диалог и кратко передайте его содержание.

12.Расскажите о ..., прослушав текст.

13.Ответьте на вопросы, прослушав фрагмент текста.

14.Прослушайте фрагмент текста u используйте информацию из него в подготовке целевого высказывания (для определенного адресата).

15.Прослушайте несколько фрагментов текста, составьте план высказывания.

16.Составьте план высказывания к заданной ситуации общения и прослушайте несколько фрагментов текста для получения необходимой информации.

17.Составьте план высказывания. Прослушайте предложенные материалы, отберите соответствующие плану, извлеките из них при повторном прослушивании необходимую информацию и оформите высказывание.

Упражнения на обучение восприятию речевого потока:

1. Разделите на слух сверхфразовые единства на предложения.

2. Скажите, что пропущено в сверхфразовом единстве.

3. После двукратного прослушивания группы предложений укажите предложение, пропущенное диктором при повторном чтении.

4. Из ряда предложений выделите то, которое не соответствует теме.

5. В процессе прослушивания предложений отметьте на карточках последовательность их произнесения диктором. (Предложения записаны в карточках в ином порядке.)

6. В процессе прослушивания предложений, связанных между собой по

смыслу, произведите перестановку этих же предложений, записанных на карточке (доске), в соответствии с содержанием, логической последовательностью их предъявления на слух.

7. Сравните порядок одних и тех же предложений на карточке u в звукозаписи, укажите различия.

8. Прослушайте фрагмент текста, расположите в нужном порядке пункты

плана (пересказа) текста.

9. Расположите ключевые слова в порядке их употребления в тексте, читаемом диктором.

10. Отметьте в списке средства связности, использованные в прослушанном

тексте.

11. Отметьте в списке названные в тексте цифры.

12. Отметьте в списке имена собственные, названные в тексте диктором.

13. Запишите названные в тексте числа.

14. Запишите названные в тексте имена собственные.

15. Запишите названные в тексте черты характера персонажа.

16. Запишите названные в тексте слова и словосочетания, относящиеся к

изучаемой теме.

17. Прослушайте фрагмент текста, скажите, какой из данных тем он

соответствует.

18. Прослушайте два фрагмента по одной теме u скажите, какая новая

информация содержится во втором фрагменте по сравнению с первым.

19. Прослушайте фрагмент текста u запишите ключевые слова.

20. Прослушайте фрагмент текста еще раз u nepeскажите его, используя

записанные ранее ключевые слова.

21.Прослушайте фрагмент текста u найдите неточности в его русском письменном переводе.

22.Прослушайте фрагмент текста и, опираясь на содержание, назовите его тему и проблему, о которой идет речь.

23.Прослушайте фрагмент текста u найдите в нем ответы на поставленные вопросы.

24.Прослушайте фрагмент текста u найдите в нем слова и словосочетания, соответствующие дефинициям или описанию рисунков.

25. Прослушайте фрагмент текста u определите правильный вариант ответа на вопрос (Приводятся 5 вариантов.)

26. Прослушайте текст, а затем при повторном предъявлении (в определенный момент звук выключается) сами воспроизведите оставшуюся часть текста.

Упражнения для обучения антиципации, вычленению различных категорий смысловой информации

1. Прослушайте предложение и составьте следующее собственное, сочетающееся по смыслу с прослушанным.

2. Прослушайте устное сообщение и скажите, о ком (о чем) идет речь.

3. Прослушайте ряд предложений в сверхфразовом единстве и определите предложение, которое выражает главную мысль.

4. Просмотрите план текста и дайте название тексту.

5. Просмотрите список ключевых слов и определите тему текста.

6. Прослушайте предложения из текста и попытайтесь определить его идею,

тему.

7.Прослушайте начало текста u попытайтесь составить план продолжения текста.

8.Прослушайте фрагмент текста u попытайтесь продолжить его устно.

9.Прослушайте фрагмент текста при визуальной опоре на его сжатый пересказ на карточке u разверните этот пересказ устно, используя полученную смысловую информацию.

10.Прослушайте фрагмент текста u найдите его место в графическом

тексте.

11.Прослушайте фрагмент текста u найдите место его пропуска в соответствующем графическом тексте.

12. Просмотрите ряд предложений, определите связующее смысловое звено и расположите предложения в логической последовательности.

13. К каждому смысловому тезису подберите ключевые слова и, прослушав фрагмент текста, определите, насколько правильно подобраны слова.

Упражнения на развитие аудитивной памяти, внимания, воображения,

логического мышления

1.Прослушайте две логически связанные между собой фразы u повторите

их.

2.Прослушайте речевые образцы u покажите соответствующие им иллюстрации.

3.Прослушайте предложения и выполните соответствующие действия с

предметами или имитируйте эти действия.

4.Прослушайте предложения и организуйте их в логической последовательности.

5.Прослушайте две фразы u скажите, что пропущено, что появилось нового во второй.

6.Заучите наизусть диалог, повторяя за диктором реплики. (Реплики постепенно удлиняются)

7.Повторяйте вслед за диктором список слов.

8.Повторяйте вслед за диктором каждое новое слово, самостоятельно повторяя перед этим произнесенные им ранее слова.

9. Повторяйте вслед за диктором предложения с добавленными новыми

словами в разных позициях (в конце, в середине предложения).

10.Повторяйте вслед за диктором разные предложения с одним и тем же

словом или с одной u той же грамматической структурой.

11.Сравните предложения, написанные на карточке и произносимые диктором. Установите лексические и грамматические различия между ними.

12. Прослушайте задания к тексту для чтения и выполните их.

13. Прослушайте предложения, произносимые диктором в быстром темпе, и постарайтесь определить, соответствуют ли они написанным на карточке.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система упражнений по обучению аудированию на уроках английского языка

Автор: Фещенко Светлана Васильевна

Дата: 09.01.2021

Номер свидетельства: 569573

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Активные формы и методы обучения на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(64) "aktivnye_formy_i_metody_obucheniia_na_urokakh_angliiskogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "615122"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1665937992"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Игровые упражнения как средство обучения письму на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(88) "ighrovyie-uprazhnieniia-kak-sriedstvo-obuchieniia-pis-mu-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "117636"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412860967"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Педагогические технологии на уроках английского языка в первом классе "
    ["seo_title"] => string(84) "piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-v-piervom-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "111765"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407876115"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Игра как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(106) "ighrakaksriedstvoformirovaniiakommunikativnoikompietientsiinaurokakhanghliiskoghoiazykavnachalnykhklassakh"
    ["file_id"] => string(6) "278612"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453115102"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "«Применение ИКТ на уроке английского языка» "
    ["seo_title"] => string(48) "primienieniie-ikt-na-urokie-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "157977"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421677213"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства