Ролевые игры и их применение на занятиях по иностранному языку
Ролевые игры и их применение на занятиях по иностранному языку
Ролевые игры завоевывает всё большую популярность среди учителей иностранных языков. Идея использования ролевого поведения получила подкрепление со стороны теории ролей, разработанной социологами и социопсихологами. Социальная среда, в которой человек рождается, выступает по отношению к нему как первичная социализация. В ней он постепенно усваивает социальный опыт, зафиксированный в языке. Естественно, что при овладении иностранным языком как средством общения необходимо воссоздать условия, подобные условиям, существующим при овладении родным языком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ролевые игры и их применение на занятиях по иностранному языку»
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В настоящее время знание иностранных языков - это не только атрибут культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых различных сферах производства. Педагоги постоянно ищут резервы повышения уровня качества и эффективности обучения иностранному языку. Одним из этих резервов, бесспорно, можно считать ролевую игру, которая является эффективным средством создания коммуникативной направленности уроков иностранного языка. Эффективность обучения обусловлена повышением интереса к предмету.
Ролевые игры завоевывает всё большую популярность среди учителей иностранных языков. Идея использования ролевого поведения получила подкрепление со стороны теории ролей, разработанной социологами и социопсихологами. Социальная среда, в которой человек рождается, выступает по отношению к нему как первичная социализация. В ней он постепенно усваивает социальный опыт, зафиксированный в языке. Естественно, что при овладении иностранным языком как средством общения необходимо воссоздать условия, подобные условиям, существующим при овладении родным языком. В этой связи социологи говорят о вторичной социализации, имитирующей первую. Социальные роли в рамках вторичной социализации носят неизбежно искусственный, условный характер. Мера условности может быть различной: перевоплощения в реальных людей, в литературных персонажей, в героев сказок и т.д. Элемент условности и перевоплощения присущ всем разновидностям ролевых игр.
Ролевые игры, можно условно разделить на две основные группы: контролируемая ролевая игра и свободная ролевая игра. Контролируемая ролевая игра является более простым видом и может быть построена на основе диалога или текста. В первом случае учащиеся знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его. Затем совместно с учителем они обсуждают содержание диалога, прорабатывают нормы речевого этикета и необходимую лексику. После этого учащимся предлагается составить свой вариант диалога, опираясь на базовый уровень.
Вторым видом контролируемой ролевой игры является ролевая игра на основе текста. В этом случае после знакомства с текстом учитель может предложить одному из учащихся сыграть роль какого-либо персонажа из текста, а другим ученикам - взять у него интервью.
При проведении свободной ролевой игры, сами учащиеся должны решать, какую лексику им использовать и как будет развиваться действие. Учитель называет тему ролевой игры, а затем просит учащихся составить различные ситуации, затрагивающие разные аспекты темы.
Ролевая игра может соотноситься с обеими формами речи: подготовленной и неподготовленной, создавая предпосылки для естественного перехода первой во вторую. Для перевода подготовленной речи в неподготовленную больше всего подходят ролевые игры, которые мы условно называем "многоактными". Первый акт следует обеспечить опорами, последующие акты учащиеся смогут разыгрывать самостоятельно, преобразуя языковой материал для выражения нужного смысла и импровизируя.
С точки зрения учащихся, ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся.
Ролевая игра - это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно.
Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.
Она обладает большими обучающими возможностями.
1. Ролевая игра - точная модель общения, так как она подражает действительности в самых существенных чертах и в ней, как и в жизни переплетается речевое и неречевое поведение партнеров.
2. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана. Общение, как известно, немыслимо без мотива. Однако в учебных условиях не просто вызвать мотив к высказыванию. Трудность заключается в следующей опосредованности: учитель должен обрисовать ситуацию таким образом, чтобы возникла атмосфера общения, которая, в свою очередь, вызывает у учащихся внутреннюю потребность в выражении мыслей. В условиях иноязычного общения важно, однако, чтобы учащиеся смогли выразить то, что им хочется сказать. Языковое обеспечение (словарный и грамматический материал, навыки в пользовании ими) часто заслоняют саму цель - общение и от учащихся и от учителей. На уроках преобладают высказывания, вызванные к жизни директивно: "Расскажи о своём друге", "Расскажи о своей семье", так как учителю хочется проверить, как учащиеся умеют комбинировать соответствующий языковой материал. Мотив же, которым руководствуются при этом учащиеся, лежит за пределами речи: им важно ответить учителю. Положение меняется, если учащиеся вовлечены в ролевую игру. Точно обозначенные "предлагаемые обстоятельства" создают общий побудительный фон, а конкретная роль, которую получает ученик, сужает его до субъективного мотива. Например, разыгрывается сцена в кружке филателистов. Ученик - член этого кружка приводит сюда своего друга. Руководитель кружка сообщает ребятам, что кружок уже полностью укомплектован. Тогда ученик рассказывает о своем друге, убеждая руководителя кружка, что тот достоин, быть принятым в этот кружок. Сама ситуация диктует линию речевого поведения.
3. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через свое собственное "я", но через "я" соответствующей роли и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого он играет.
4. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности.
5.Игра способствует непроизвольному запоминанию.
6. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства. Ведь ее исполнение предполагает охват группы учащихся, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции товарищей, помогать друг другу. При этом удачно найденный жест, немое действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей группой. В результате учащимся с более слабой подготовкой удается преодолеть робость, смущение и со временем полностью включиться в ролевую игру.
7. Ролевая игра имеет образовательное значение.
Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра.
Учитель должен побуждать их заботиться о простом реквизите. Поощряется всякая выдумка, так как в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются большие просторы. Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей.
Большое значение в этой связи играет контакт учителя с ребятами. В процессе игры учитель иногда может взять себе какую - либо роль, однако, не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под его руководством. Обычно учитель берет себе роли лишь в начале, когда школьники ещё не освоили данный вид работы. В дальнейшем необходимость в этом отпадает. Ролевая организация общения требует отношения к учащемуся как к личности с присущими ей особенностями, которая может предпочесть тс или иные роли. Именно поэтому распределение ролей является ответственной педагогической задачей. Знание мотивов, интересов, индивидуальных отношений учащихся позволит учителю предложить им те роли, которые в наибольшей мере соответствуют особенностям их личности. При подборе ролей важно учитывать не только интересы учащихся, но и своеобразие их темперамента.
Мотивация учения имеет огромное значение в организации учебной деятельности. При ее наличии активизируется мышление, возрастает интерес к занятиям при выполнении каких-либо упражнений. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, которые удовлетворяют потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Применение различных приемов обучения помогает закрепить языковые явления в памяти, создать устойчивые слуховые и зрительные образы, поддерживать заинтересованность у обучаемых.
На сегодняшний день увеличилось использование коммуникативного подхода при изучении иностранного языка. Этот подход подразумевает под собой процесс общения, коммуникации, который нацелен на практическое использование языка. Ролевая игра соответствует всем аспектам данного подхода. Имитация ситуаций в ролевой игре помогает снизить разницу между речевой деятельностью на уроках и реальным общением. Отбросив все стереотипы, что игра свойственна только младшей ступени обучения, мы можем заявить, что данный вид деятельности широко используется и при обучении взрослых. Коэффициент полезного действия ролевой игры определен мотивацией, увеличением интереса к занятиям. Это обусловлено тем, что у учеников, находящихся в ситуации «реального общения», активизируется необходимость что-то высказать, разузнать, добавить, изложить свою точку зрения и выслушать чужое мнение, согласиться с этим или опровергнуть, принимать решения, что ускоряет мыслительную деятельность участников игры. Вследствие этого ученики могут воочию удостовериться, что язык — средство коммуникации.
Естественно, что дети не придают большого значения всему потенциалу ролевой игры. Перво-наперво, они относятся к этому как к занимательной деятельности, в которой все ученики между собой равны.
Игра помогает развить и укрепить связь ребят между собой, а также избежать установленный барьер между учителем и учеником. Вдобавок ролевая игра способствует повышению уверенности у нерешительных учеников путем распределения ролей. Таким образом, активный это ученик или пассивный, в любом случае, каждый задействован в игре и должен проявлять инициативу.
Игра формирует новые личностные качества, способствует усвоению правил поведения, так как игра не только учит, но и воспитывает, в какой-то степени изменяет учеников.
При введении игровой деятельности в учебный процесс необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся.
Младший школьный возраст является особо восприимчивым и
благоприятным для усвоения иностранного языка. В этом возрасте дети
обладают большими имитационными способностями и познавательными
интересами. При обучении иностранному языку в начальной школе у учащихся закладываются основы для развития интереса к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов. Поэтому, на данном этапе необходимо привить учащимся любовь и интерес к языку. На начальном этапе коммуникативная направленность в обучении иностранному языку реализуется в системе сюжетных игр, игровых ситуаций. В игре учащиеся применяют имеющиеся знания, приобретают новые, развивают навыки и умения, необходимые в учебной деятельности. В процессе игровой деятельности формируются личностные качества младших школьников, у них складываются отношения к действительности, людям, усваиваются правила поведения.
Например, в процессе преподавания иностранного языка ученикам младшего школьного возраста следует обращать внимание на такие психолого-педагогические особенности, как любопытность и изыскательность. Равным образом, немаловажным аспектом является то, что ученики этого возраста не способны сосредоточить свое внимание лишь на одном виде деятельности. Посему уроки должны проводиться не монотонно, ярко и содержательно. По мнению исследователей, в младшем школьном возрасте цель обучения можно достичь при игровой мотивации и при восприятии и критике поведения со стороны ровесников.
У учащихся среднего и старшего школьного возраста повышается интерес к межличностному общению в учебно-трудовой деятельности. В этих условиях возрастает значение сюжетных ролевых игр бытового содержания, отражающих разные стороны жизни школьника (учёбу, труд, досуг), воспроизводящих фрагменты его жизненного опыта.
На среднем этапе обучения иностранному языку практически полностью меняется расположение к усваиваемой учебной дисциплине. Здесь факторы извне оказали огромное влияние на мотивацию и ее тотальное изменение. Так среди первопричин можно подчеркнуть личностные цели учеников, то есть они задействованы в учебном процессе, в большей степени, ради получения хорошей оценки или попросту из-за того, что при невыполнении каких-либо заданий их ждут неприятности. Таким образом, важнейшей миссией учителя иностранного языка является поддержание интереса к предмету у учащихся.
Подростковый возраст обусловлен резким моральным и физическим развитием, расширением круга увлечений, стремлением к соперничеству, инициативностью. Поэтому на данном этапе обучения иностранному языку целесообразно использовать такие игры, как интеллектуальные, спортивные, подвижные, творческие, сюжетно-ролевые. Отличием этих игр от общепринятых является наличие такого составляющего, как соперничество, которое побуждает учеников к участию в игре. Такие виды игровой деятельности предпочтительно проводить в классах, где у большинства учеников низкий уровень заинтересованности к предмету.
В условиях постепенного перехода подростков к старшему школьному возрасту повышается значение игровых ситуаций, расширяющих представления учеников об окружающем мире, опережающих имеющийся у них жизненный опыт, подготавливающих участников игры к их будущей социальной роли. Адекватной формой игрового общения становится имитационная ролевая игра. Имитационные игры используются в целях формирования у школьников социально - политической зрелости, нравственных знаний и убеждений, воспитания идеологической стойкости. Так, например, можно имитировать дискуссию между русскими школьниками и их "зарубежными сверстниками". Учащиеся рассказывают "зарубежным гостям" о детских и юношеских организациях нашей страны, о своей учебе, о правах и обязанностях граждан России. Проводятся также игровые дискуссии, раскрывающие отношение школьников к разным направлениям в литературе, изобразительном искусстве, кино (способствующие формированию мировоззрения). Участие в игровой дискуссии рассматривается как важное средство подготовки школьников к творческому и самостоятельному обсуждению проблемы, независимому от сюжета и роли, обмену мыслями и суждениями, активному и инициативному иноязычному общению. С учетом выявленных профессиональных интересов школьников можно организовывать деловые имитационные игры, соответствующие возрастным особенностям учащихся старших классов, являются важным средством не только обучения иностранному языку, но и профессиональной ориентации школьников, их воспитания и всестороннего развития. Помимо форм игрового общения на конкретном возрастном этапе, на уроках иностранного языка со школьниками младшего, среднего и старшего возраста организовываются ролевые игры обиходного содержания, предназначенные для формирования норм речевого этикета, воспитания культуры поведения. В старших классах используются ролевые игры имитационного характера. Это могут быть, например, ролевые игры: "Пресс-конференция" по теме "Книги" или "Искусство", социальный опрос "Здоровый образ жизни", репортаж с места событий, деловые имитационные игры, а также дискуссии по разным проблемам.
Использование ролевых игр в старшем школьном звене помогает повысить плодотворность учебного процесса. Здесь игры направлены на самоутверждение, ориентированы на речевую деятельность, общение. Как отмечает методист Н.И. Гез, «ситуация ролевого общения является стимулом к развитию спонтанной речи, если она является связанной с решением определенных проблем и коммуникативных задач. Цель ролевой игры — сконцентрировать внимание участников на коммуникативном использовании единиц языка».
Но при планировании уроков и подборе к ним различных игр необходимо не только учитывать возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности, в некоторых случаях — опору на родной язык.
Что касается роли учителя в ходе игровой деятельности, то он должен не только управлять учебной деятельностью, но и иногда тоже принимать участие в игре. Вместе с тем, его роль не должна быть главной, иначе игра снова обернется в обычную работу под управлением учителя. Также под его руководство входит процесс общения: он помогает ученикам, объясняет, корректирует. Но исправлять ошибки следует незаметно для учащихся, записывая их, и затем рассмотреть с учениками наиболее распространенные из них. При обсуждении и оценке результатов проделанной работы учителю желательно проявить тактичность, так как неблагоприятные оценки могут привести к снижению интереса и активности учеников.
При использовании ролевой игры на занятиях внимание учителя должно быть сконцентрировано на практике и развитии речевых знаний, умений и навыков ученика, причем не только говорящий, но и слушающий должен быть максимально активным, потому, что он должен понять речь говорящего на слух, запомнить ее, сопоставить ее с ситуацией. Игры позитивно воздействуют на формирование познавательных интересов учащихся, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Проведение ролевых игр на уроках иностранного языка можно соотнести с реалиями современной жизни, следовательно, игра подготавливает учащихся к повседневному общению в иноязычной среде. Основываясь на коммуникативном принципе, ролевые игры гармонично включаются в работу урока иностранного языка и, помимо этого, учащиеся испытывают ощущения удовольствия и радости, так как игры проходят в дружелюбной, креативной обстановке. Если ученик будет чувствовать себя свободно и непринужденно, то и вести он себя будет соответственно.
Ролевые игры, будучи наиболее точной и доступной моделью иноязычного общения, являются той организационной формой обучения, которая позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы обучения на уроке. При участии в ролевых играх у учащихся закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие учащихся на уроках иностранного языка, что является главным аспектом при обучении иностранному языку в школе. Ролевые игры могут эффективно воздействовать на развитие диалогических навыков, положительно влиять на формирование познавательных интересов учащихся, способствовать осознанному освоению иностранного языка.
Присвоение каждому учащемуся социальной роли и постоянное внимание к его индивидуальной значимости помогают снять психологические барьеры общения, что является необходимым условием успешного обучения. Роль – маска, которая помогает школьнику проявлять те стороны своей личности, которые он считает возможным открыть в коммуникации, и, с другой стороны, условность игры позволяет скрыть те стороны индивидуальности, которые учащийся не хотел, бы делать достоянием коллектива. Занятия строятся таким образом, что доброжелательное отношение к ученику снимает страх перед возможной ошибкой. Проявление интереса к учащемуся как к значимому партнеру в беседе способствует снятию чувства неуверенности при говорении.
Таким образом, ролевая игра — это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. При решении игровых задач речевая активность идет наряду с мыслительной и эмоциональной: в игре нужно практически моментально принять решение, проявить изобретательность, сообразительность, воображение, исполнить роль. В процессе игры ученики постоянно пребывают в состоянии «речевой готовности», внимательно слушают учителя и других участников игры; сама игра не порождает в них чувства утомления и скуки. В этих условиях непроизвольное внимание и запоминание обеспечивают хорошее усвоение языкового материала.
Список литературы:
Алесина Е.В. Учебные игры на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. — 1987. — № 4. — С. 4.
Арефьева Г.И. Групповая форма работы на уроках английского языка. ИЯШ №3/1988г.
Гладилина И.П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 3. — С. 20.
Дворник М.В. Игра и игровая ситуация на начальной и средней ступенях обучения // Иностранные языки в школе. — 1980. — № 6. — С. 36.
Кашина Е.Г. Ролевые и лингвистические игры. — Самара: Изд-во СамГПУ, 1992. — С. 5.
Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. ИЯШ №6/1988 г.
Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. ИЯШ №4/1989 г.
Лейзингер Ф. Элементы преподавания новых языков // Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом. — М.: Просвещение, 1978. — С. 164.
Мильруд Р.П. Организация ролевых игр на уроке. ИЯШ №3/1987 г.
Мильруд Р.П. Обучение школьников речевому взаимодействию на уроке иностранного языка. ИЯШ №6/1991 г.
Рабинович Ф.М., Баллер Э.Э., Голубенко Е.С., Крылова О.К. Ролевая игра – эффективный прием обучения говорению. ИЯШ №6/1983 г.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М., “Педагогика”, 1978 г.