рекомендации для преподавателей иностранного языка
Рекомендации для преподавателей иностранного языка
Статья предназначена для преподавателей иностранного языка с рекомендациями, как заинтересовать студентов и интересно провести урок английского языка, учитывая все основные требования, предъявляемые к современному уроку. Данная статья также будет полезна и для учителей, которые ведут другие учебные предметы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рекомендации для преподавателей иностранного языка »
Как заинтересовать студентов и интересно провести
урок английского языка.
Фазилова Юлия Александровна,
преподаватель иностранного языка,
КГБ ПОУ "Хабаровский колледж
отраслевых технологий и сферы
обслуживания" (КГБ ПОУ ХКОТСО)
Утверждение государственных образовательных стандартов возложило на преподавателей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей образования становится предоставление студентам возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения.
В настоящее время английский язык приобрёл статус языка глобального общения. Кроме того, знание иностранного языка создает благоприятные условия для социальной адаптации студентов.
Современный урок иностранного языка должен быть проблемным и развивающим, где преподаватель направляет на сотрудничество с педагогом и одногруппниками, организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность, создаёт условия для успешного обучения.
Важной профессиональной характеристикой преподавателей должно быть умение ориентироваться в том, какое сочетание видов обучения может оказаться наиболее рациональным. При этом важно помнить, что одной и той же дидактической цели можно достичь различным сочетанием методов обучения.
Вся учебная деятельность на современном этапе должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности студента на основе освоения универсальных способов деятельности. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.Также нельзя ориентироваться только на трудолюбивых и способных студентов, желающих успешно учиться. Есть такие, которых нужно приучать, а иногда и принуждать, так как мы не можем исключить их из учебного процесса. Педагогическая обязанность преподавателя - включать каждого студента в учебную деятельность. Поэтому, раз есть разные ученики, должны быть и разные подходы к их обучению и воспитанию.
При планировании практической деятельности на уроке необходимо подбирать такие задания, чтобы для любого студента была создана ситуация успеха. Также необходимо продумать формы организации работы на уроке. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить студентов сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у них формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов.
О необходимости активной мыслительной деятельности в процессе усвоения знаний говорил В.Сухомлинский:«Страшная это опасность – безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека, и … ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».
Применение проектной методики позволяет создавать непринужденную, исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый участник вовлечен в активный познавательный процесс.При планировании проектной деятельности на уроке следует учитывать дифференциацию студентов по уровню подготовки и по темпу работы.
Так при изучении тем по страноведению мои студенты разрабатывали проекты - настольные игры, где они создавали и оформляли игровое поле, придумывали правила, где, попадая на определённую ячейку в поле необходимо было ответить на вопрос по теме. Карточки с вопросами также прилагались.Ещё в качестве проектов я предлагала студентам после изучения определённой темы самим разработать задания для контрольной работы. Помимо этого студентами были созданы проекты по темам: "Я хочу посетить Лондон. Что мне для этого необходимо?", "Ресторан моей мечты", "Самый дорогой ресторан мира", "Какое кафе вы посоветуете мне посетить в Хабаровске и почему?", “Моё любимое блюдо”...
Современный урок сегодня также невозможно построить без использования технических средств. Так, например, многие прекрасно знают возможности программы Microsoft Office Publisher. Я предлагаю студентам создавать буклеты про разные города, страны или освещать в них какие-то интересные события.
«Высшим пилотажем» в проведении урока и идеальным воплощением новых стандартов на практике будет урок, на котором преподаватель, лишь направляет и дает рекомендации в течение урока, поэтому студенты ощущают, что ведут урок сами. В своей работе я не раз практиковала такой вид работы, когда заранее кому-то из студентов давала задание самому дома разобрать тему и объяснить её на следующем уроке всей группе. Хочу сказать, что ребята с большим интересом слушают предъявляемый им материал, а студент, который ведёт урок делает это с большим энтузиазмом и в полной мере ощущает себя в роли преподавателя.
I. Формулирование темы урока и целеполагание.
На уроке, построенном в контексте системно-деятельностного подхода, студенты самостоятельно определяют тему и цель урока.
Одним из приёмов, способствующих развитию умений целеполагания, является создание проблемной ситуации.
Так, при знакомстве с темой «Пассивный залог» студенты должны проанализировать два предложения и их перевод. В одном предложении глагол стоит в форме активного залога, в другом – в форме пассивного. Студенты определяют разницу, проводят аналогию с данными грамматическими явлениями в русском языке и выходят на формулирование темы и цели урока.
При введении темы «Защита окружающей среды» студентам можно предложить проблемную ситуацию, основанную на работе с лексикой. Из предложенных списков слов необходимо убрать «лишние» слова, догадаться, что объединяет оставшиеся слова, определить тему урока и сформулировать цель.
II. Организации контроля и коррекции знаний учащихся.
В условиях перехода учебных заведений к федеральным государственным образовательным стандартам, важное место отводится организациисамостоятельной работы студентов. Это способствует формированию компетентностной личности, умеющей самостоятельно определять задачи своего профессионального и личностного развития, планировать, корректировать свои действия, добиваясь конечного результата, помогает ставить перед собой цели и добиваться их воплощения. Иными словами, речь идёт о формировании самостоятельности как качества личности.
Объектом контроля на уроке иностранного языка являются речевые умения и навыки, т.е. степень владения различными видами речевой деятельности.
При организации контроля важно использование таких форм как самоконтроль и взаимоконтроль. Студенты должны самостоятельно справляться с затруднениями и осуществлять коррекцию выполненной работы.
Для организации контроля степени овладения материалом на уроках иностранного языка я предлагаю следующие виды заданий:
1) в области фонетики:
Преподаватель читает слова или словосочетания, затем просит некоторых студентов прочитать эти же слова. Остальные слушают и при неправильном чтении поднимают руки.
На доске записывается небольшое стихотворение. Преподаватель читает его, обращает внимание на произношение отдельных звуков. Стихотворение несколько раз прочитывается студентами. После этого даётся 2-3 минуты для заучивания наизусть. Текст на доске закрывается, и студенты должны прочитать его наизусть.
2) в области лексики:
Студенты делятся на три группы. Каждой группе выдается список слов, которые необходимо распределить либо по частям речи, либо по правилам чтения, либо по общности тематики. Затем группы обмениваются листочками с выполненным заданием и проверяют правильность его выполнения по эталону.
Студенты разгадывают кроссворд.
В таблице, где написаны только буквы, студенты находят слова, расположенные по горизонтали или вертикали, на определённую тему. Например, тема "Продукты":
C
H
T
W
B
R
E
A
D
V
U
R
E
E
S
O
Y
B
F
Q
C
M
A
K
N
E
C
A
K
E
U
T
S
W
P
X
Z
H
Y
J
M
X
J
M
E
A
T
M
A
S
B
H
T
E
W
K
H
Y
P
E
E
P
E
G
G
X
M
K
P
H
R
W
T
H
Z
O
I
A
L
E
H
S
U
G
A
R
L
G
E
Y
F
R
U
I
T
Q
K
W
V
S
Подобрать русские эквиваленты к английским словам или фразам.
Игра - на доске (или на листочке) пишется слово на определённую тему. Требуется написать новое слово на заданную тему, которое будет начинаться с последней буквы предыдущего слова (принцип игры "Города"). Можно играть командами, выигрывает та команда, которая напишет больше слов.
Метод “Mind-Map” (Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре.
Студенты сами формулируют правила. Например, начиная изучать тему "Множественное число существительных", первые пункты темы вместе с примерами я подробно описываю, а потом я даю только примеры. Задание для студентов состоит в том, чтобы смотря на примеры самим сформулировать правила образования множественного числа существительных.
3) в области грамматики:
Студентам предлагается составить предложения из предложенных слов.
Найти грамматические ошибки в предложениях, исправить их, сверив с образцом.
Задание на подстановку (закончите предложения, выбрав правильный вариант).
Раскрыть скобки в предложениях и сравнить с эталоном.
Группа делится на команды. На листочке написано утвердительное предложение. Группам необходимо поставить данное предложение в вопросительную и отрицательную форму. Команды обмениваются листками, сравнивают ответы с эталонами, выигрывает та команда, которая правильно написала все предложения.
4) в области говорения:
Группа делится на две команды. Каждой команде выдается диалог. Необходимо расставить реплики диалога в логической последовательности. После выполнения задания команды по очереди читают реплики диалога и проверяют друг друга.
Составить диалогическое или монологическое высказывание на тему.
5) в области чтения и работы с текстом:
Студентам выдаются карточки, на одной стороне которых написаны вопросы, а на обратной стороне - ответы. Необходимо к ответу подобрать соответствующий вопрос.
Группа делится на две команды. Студенты должны прочитать текст. После прочтения первая команда задает вопросы по тексту другой команде.
После прочтения текста даны предложения. Необходимо напротив каждого высказывания поставить true или false (правильно или неправильно, т. е соответствует тексту или нет).
Студенты из отдельных фрагментов текстов составляют топик на определённую тему, убирая из них ненужные или вообще не относящиеся к теме предложения.
КЛОУЗ-ТЕСТ (close-test). Этот вид теста считается также тестом дополнения или восстановления. Особенность КЛОУЗ-ТЕСТА состоит в том, что ситуация в нём представляется в виде связанного текста (как монолога, так и диалога). Успешность выполнения КЛОУЗ-ТЕСТА находится в прямой зависимости от того, насколько быстро испытуемый может понять весь текст. Его задача вставить пропущенные слова без предложенных вариантов. Это в свою очередь определяется тем, как хорошо студент владеет лексикой, в какой степени у него развита языковая догадка.
6) в области аудирования:
Студентам предлагается прослушать несколько текстов и подобрать к ним соответствующие картинки или подзаголовки с последующей проверкой по эталону.
Группа разбивается на минигруппы. Студенты слушают диалог, а потом фразы диалога, которые написаны на листочках вразброс, выстраивают и записывают в правильной последовательности в соответствии с услышанным. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок справилась с заданием.
Студентам выдаются листочки с текстом, который начинает читать преподаватель. Нужно в соответствии с услышаннымисправить ошибки в тексте.
Группа делится на 2 команды и строится в 2 линии. Преподаватель шепотом произносит предложениепервому стоящему в команде. Затем это предложение студент также шепотом передаётсяпо цепочке следующему члену команды и так далее. Последний стоящий в цепочке поднимает руку и называет предложение. Выигрывает та команда, которая произнесёт правильное предложение.
Студентам выдаётся текст с пропущенными словам. Их задача - прослушать и вписать в текст пропущенные слова.
Прослушать текст, а затем сравнить его с печатным вариантом и найти расхождения.
6) в области письма:
Написать письмо.
Написать резюме.
Составить текст объявления.
Заполнитьанкету.
Написать диктант.
III. Организация рефлексии
Одним из важных этапов уроков, построенных в рамках системно-деятельностного подхода, является проведение рефлексии. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке.
Студентам можно предложить такой вариант рефлексии как анкетирование. Определенным значком они должны отметить пункты анкеты, соответствующие их впечатлениям от урока. Например:1. На уроке я активно работал.2. Материал урока мне понятен.3. Материал урока интересен и полезен.4. Урок мне показался скучным.5. Материал урока бесполезный для меня.
В качестве другого варианта анкетирования студентам можно предложить закончить начало предложения. Например:Я научился _________, Я не понял _________...
На уроке также можно организовать взаимооценку. Каждый студент должен на листочке написать кто, по его мнению, активно работал во время урока, а кто не проявил себя.
Рекомендации для преподавателя:
- чаще ставьте себя на место своих студентов, стараясь понять их затруднения;
- поощряйте даже самые незначительные попытки думать и делать не по шаблону,
а творчески;
- помогайте студентам достигать цели, но не навязывайте своего мнения;
- чаще хвалите, поощряйте, подбадривайте, давая студентам почувствовать
радость успеха.
Прекрасные слова принадлежат К.Д. Ушинскому: «Педагог живет до тех пор, пока он учится». Человеку, выбирающему профессию преподавателя, следует помнить об этом, быть постоянно готовым к своему личностному и профессиональному развитию: ведь ни теория, ни метод сами по себе не могут обеспечить успех учебно-воспитательного процесса. Постоянное совершенствование, изучение и применение современных методик и технологий, творческий подход к процессу обучения решают успех дела.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(213) "Методические рекомендации для родителей " Как помочь ребенку в изучении английского языка на первом году обучения" "
["seo_title"] => string(133) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-roditieliei-kak-pomoch-riebienku-v-izuchienii-anghliiskogho-iazyka-na-piervom-ghodu-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "160850"
["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1422122670"
}
}