"Реализация профессионального потенциала педагога иностранного языка в образовательном процессе"
"Реализация профессионального потенциала педагога иностранного языка в образовательном процессе"
Создание учебной среды, направленной на развитие творческих и познавательных способностей, коммуникативных умений и исследовательских навыков учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время.
Модернизация образования означает переход на новую парадигму образования и воспитания учащихся – на личностно- ориентированную. Изменились ценностные ориентации в обществе, в качестве самой большой ценности стала рассматриваться свободная, образованная, развитая личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира, быть конкурентоспособной.
Обучение на современном этапе - это процесс развития учащихся. А основная задача школы - развитие и формирование личности школьников. Перед нами стоит одна из самых сложных задач - создание среды, благоприятной для становления личности каждого ребёнка, а также условий для проявления интеллектуальных, творческих способностей ребят.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетенции школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Реализация профессионального потенциала педагога иностранного языка в образовательном процессе" »
Реализация профессионального потенциала педагога иностранного языка в образовательном процессе. (Обобщение опыта работы Кочергиной И.Г., учителя иностранного языка МКОУ СОШ №17 р.п. Юрты).
КОНЦЕПЦИЯПЕДАГОГИЧЕСКОЙСИСТЕМЫ РАБОТЫ Кочергиной И.Г.:
Создание учебной среды, направленной на развитие творческих и познавательных способностей, коммуникативных умений и исследовательских навыков учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время.
Модернизация образования означает переход на новую парадигму образования и воспитания учащихся – на личностно- ориентированную. Изменились ценностные ориентации в обществе, в качестве самой большой ценности стала рассматриваться свободная, образованная, развитая личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира, быть конкурентоспособной.
Обучение на современном этапе - это процесс развития учащихся. А основная задача школы - развитие и формирование личности школьников. Перед нами стоит одна из самых сложных задач - создание среды, благоприятной для становления личности каждого ребёнка, а также условий для проявления интеллектуальных, творческих способностей ребят.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетенции школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Что нужно сделать для того, чтобы ребёнку в школе было интересно и комфортно? Как добиться максимального творческого и интеллектуального развития личности? Эти вопросы всегда в центре моего внимания. Постоянно думаю, как интереснее провести урок, как сделать так, чтобы на моих уроках все детские глаза сияли, чтобы интерес в глазах моих учеников не пропадал ни на минуту. Для этого ищу свои приёмы, опробовала многие методики. С большим интересом я изучаю все педагогические и методические новинки, строю свой педагогический поиск в направлении: «Развитие познавательного потенциала учащихся на уроках иностранного языка и вне его». Ежегодно провожу открытые уроки, принимаю участие в школьной и районной методических выставках, педагогических чтениях. Много лет руковожу методическим объединением учителей иностранного языка, организую проведение заседаний, методических и предметных недель, открытых уроков, принимаю активное участие в методической работе школы.
Работая по теме самообразования « Игра как средство развития интереса к английскому языку» нахожусь в постоянном поиске, много работаю над повышением своего педагогического мастерства. Опытом своей работы обменивалась на заседаниях городских МО, педсоветах, педчтениях.
Я хочу показать средства, которые помогают мне решить одну из главных задач обучения - научить учеников трудиться на уроке и вне его, зажечь искорку интереса в его глазах, сделать учение посильным и радостным.
Прежде всего о кабинете английского языка. Кабинет- это рабочая лаборатория. В нём имеется методическая, психолого- педагогическая литература, словари, литература по страноведению. В кабинете есть аудиотека с записями различных песен, упражнений, диалогов, сказок, видеотека ( кассеты по страноведению, различные киноуроки, сказки).
Оформление кабинета также помогает мне в обучении детей. На сменных стендах я помещаю грамматические таблицы, интересные статьи из газет и журналов, описание праздников, карты англо- говорящих стран и их геральдику и многое другое.
Большое значение при изучении имеет систематизация учебного материала. Хорошо оснащённый кабинет способствует повышению интереса учеников к изучению английского языка, приучает их к самостоятельности, улучшает их знания. Наглядность подобрана у меня на тематической основе. Весь раздаточный материал, наглядность хранятся в тематических папках, коробках. Также есть у меня «творческая копилка»- это «папка достижений» учеников, где хранятся творческие работы ребят, содержание которых было подсказано уроками, выставками. Всё сделанное школьниками выполнено со вкусом, с выдумкой.
Одной из моих задач является развитие творческих способностей детей. Все мои ученики на протяжении многих лет ведут портфолио- папку своих «ДОСТИЖЕНИЙ».
Наглядные пособия являются составной частью системы обучения иностранному языку. Роль наглядных пособий при обучении иностранному языку велика. Картинки, детские игрушки, фотографии, особенно яркие и привлекательные, оказывают существенную помощь ученикам в освоении языкового материала. На уроках я применяю различные средства наглядности: лексические, грамматические и фонетические таблицы; предметные, ситуативные и тематические картинки; всевозможные виды карточек для игр, дисковые тематические словари. У меня собран большой наглядный материал по многим темам: «Счёт и решение примеров», «Цветы», «Овощи и фрукты», «Покупки», и другие. Имеется лексическое лото разных типов: «Зоологическое лото», лексические таблицы по всем темам. Они предназначены для введения, отработки и закрепления лексики. Ребятам младших классов очень нравится работать с телевизором со сменными кадрами( для отработки лексики по темам), с дидактическими куклами, набором муляжей овощей и фруктов, карточками для отработки форм неправильных глаголов, альбомами, яркими видовыми открытками.
Я на своих уроках использую разнообразный раздаточный материал: алгоритм для реферирования статьи, карточки с речевыми клише, лексические таблицы в картинках по разным темам, кроссворды, ребусы, лексические карточки по всем темам. Чтобы уроки вызывали живой интерес, использую следующие формы организации урока: урок- путешествие, урок - КВН, урок- праздник, урок- викторина, час весёлых соревнований, «Звёздный час», «Лингвистический турнир», урок – презентация проектов и другие. Ребятам очень нравятся такие уроки. Учитываю психологические особенности обучающихся при отборе содержания, методов и форм учебно – воспитательного процесса.
Важную роль на уроке играют средства обучения. Одним из важнейших условий обучения школьников является формирование у них положительного отношения к учёбе и познавательный интерес. Поэтому уроки я организую так, чтобы ребята работали с увлечением, не замечали усталости. Большое значение придаю разучиванию песен. Это прекрасное упражнение для выработки хорошего произношения, а также для развития устной речи. Одним из эффективных приёмов я считаю использование стихотворений и рифмовок. У меня собрано очень много английских стихотворений и рифмовок ( фонетические, грамматические, лексические рифмовки, зарядки, игры, считалки, загадки). На моих уроках ребята часто инсценируют диалоги, читают наизусть стихи. Для того, чтобы ученики легче запоминали стихи, они их творчески оформляют, рисуют к ним опоры. Ребята старших классов творчески подходят к переводу стихов на русский язык.
Для закрепления лексики, её усвоения и контроля я использую различные лексические лото. Также я работаю с учащимися по опорным конспектам - это учебное средство, в котором лаконично и наглядно представлено главное в изучаемой теме.
Одним из эффективных средств обучения, создающих на уроках естественную атмосферу общения на английском языке, я считаю игру. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Игровые моменты, различного рода соревнования, являются не только средством развития активности и интереса учеников к изучаемому предмету, но и помогают снять утомляемость детей. Игра является действенным инструментом преподавания.
Развитию познавательного потенциала учеников при изучении английского языка помогает внеклассная работа. Это существенная и неотъемлемая часть системы учебно-воспитательной работы в школе. Ежегодно провожу предметные недели по английскому языку. Во всех классах проводим занимательные часы, турниры смекалистых, викторины знатоков английского языка, лингвистические турниры. КВНы, конкурсы чтецов, школьные олимпиады, выставки творческих работ, праздники, конкурсы стенгазет , слайдовых презентаций, проектов, классные часы по страноведению, фестивали песен. Практически все ребята принимают участие в предметной неделе. В школе стало традицией проводить школьную научно- практическую конференцию. Ребята добросовестно готовятся к конференции, готовят хорошие доклады, слайдовые презентации. Ежегодно веду факультатив, кружки, элективные курсы по английскому языку.
В настоящее время всё более отчётливо проявляется потребность внедрения в процесс обучения иностранным языкам, отвечающих духу времени новых форм обучения. Я использую в своей работе проектную технологию обучения, информационно – коммуникативные технологии и обучение в сотрудничестве.
Проектная технология обучения активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. В работе над проектом дети учатся сотрудничать, а это воспитывает в них такие нравственные ценности ,как взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идёт неразрывный процесс обучения и воспитания. Проект - это 6 «П»: проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация – портфолио. Проектная технология формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком. Главное в педагогическом почерке учителя – умение поощрять любознательность, заложенную в каждом ребёнке.
Проекты – это одна из наиболее удачных форм освоения предмета, стимулирующая речемыслительную деятельность учеников, вызывающая живой интерес и здоровый азарт. Вовлекая учащихся в проектную деятельность. мне хотелось ,чтобы каждый из них максимально развил и использовал свои задатки уже в школе, а в дальнейшем . имея прочную базу, стал хорошим специалистом и высокообразованным человеком.
Интересными были работы над проектами: « Путеводитель по Лондону ,Москве, Нью- Йорку». Ребята подготовили интересные плакаты, буклеты, слайдовые презентации. Работая над проектами «Великобритания», « Американские праздники», «Английские писатели», «Путешествие по Санкт- Петербургу, Австралии, Канаде, США, Новой Зеландии» ребята изготовили очень интересные журналы, рекламные проспекты, фоторепортажи. Работая над проектом по теме: « Магазины и покупки» ребята сняли учебный видеофильм, который был показан коллегам на педагогических чтениях.
Веду инновационную и экспериментальную работу по предмету. В 2008 году моя программа инновационной деятельности по теме: «Апробация технологии проектной деятельности на уроках иностранного языка» была утверждена муниципальным экспертным советом. В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся. Цель внедрения проектной технологии: - создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления; - способствовать повышению качества обучения и воспитания. Задачи инновации: развитие у учащихся – познавательных интересов; - умения выделять главное; - умения ориентироваться в современном информационном пространстве; - умения самообразования. Проектная работа необходима и важна для осознания учащимися того, что а/я является не только и не столько целью обучения, сколько средством для дальнейшего образования и самообразования.
На протяжении многих лет я веду английский язык в начальных классах. Со своими учащимися работаю по электронным учебникам. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации. Над фонетикой, грамматикой мы работаем с ребятами по программе «Профессор Хиггинс». Интересны следующие электронные учебники: «Английский язык без акцента», « English Platinum” и другие. Разнообразие тем и видов деятельности, красочность, увлекательность и доступность компьютерных заданий помогают эффективно развивать различные коммуникативные умения учащихся. Игры яркие, красочные, занимательные, имеют звуковое и музыкальное сопровождение. Учащимся очень нравится этот вид работы. На уроке дети активны. Все мои учащиеся охотно работают с компьютером, с желанием участвуют в создании слайдовых презентаций, проектов. Применение компьютеров на уроках английского языка, факультативных занятиях, элективных курсах значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала. Проектная деятельность немыслима без использования информационных технологий. Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Для подготовки проекта используются также возможности Интернета. Формы работы с компьютерными обучающими программами включают: изучение лексики, отработку произношения, обучение диалогической и монологической речи, обучение письму, отработку грамматических явлений, обучение чтению. Радость познания – вот что даёт использование компьютера на уроках. Использование информационных технологий в учебном процессе способствует формированию положительной мотивации. Использование ИКТ на уроках позволяет повысить профессиональный уровень преподавателей. Использование компьютера оказывает мне огромную помощь при подготовке к урокам, составлению календарно- тематического и поурочного планирования, подготовке докладов, сообщений, при ведении диагностических мероприятий, отслеживании результатов учебно – воспитательного процесса. Использование ИКТ способствует подъёму образования на качественно новый уровень. Они нацелены на: развитие интереса, мотивации; активность субъекта учения; интерактивность; увеличение самостоятельности школьников; развитие креативности; самореализацию и социализацию учащихся; предотвращение их перегрузки. Именно информационные технологии способны сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.
Весь успех педагогической работы зависит от самоусовершенствования учителя. И в одном я убеждена - лишь творчески работающий учитель, может воспитать творчески работающего ученика. Это моё педагогическое кредо! Годы работы в школе помогли мне сделать вывод: лишь увлечённый делом может увлечь других. Надо помнить, что наше отношение к делу передаётся детям. Хорошие, доверительные отношения с ними считаю залогом успеха. Важно понимать каждого ребёнка, видеть глаза своих воспитанников, «шагать» вместе с ними, учить их учиться, воспитывать каждым своим уроком. Я учу своих учеников и учусь сама, я помогаю им совершенствоваться и совершенствуюсь сама. А вдохновение нахожу в своих учениках. А они необыкновенно талантливы! Вызвать и развивать интерес учеников к преподаваемому предмету - ответственная и сложная задача, она требует от учителя энтузиазма, воли и педагогического мастерства.