Психологические условия реализации дифференцированного подхода в обучении.
Психологические условия реализации дифференцированного подхода в обучении.
Проблема индивидуальных различий учащихся и их дифференцированного обучения давно волнует преподавателей и ученных и является не только социально-психологической, но и собственно педагогической проблемой.
В условиях ypoкa дифференцированный подход к учащимся реализуется в разумной дифференциации учебных заданий, постановок перед учащимися посильных задач. Разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Дифференцированный подход состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу. Здесь можно сказать, что иностранный язык оказывается в более выигрышной ситуации по сравнению с другими дисциплинами - обучение иностранному языку ведется по пяти направлениям: чтение, письмо, аудирование, говорение и изучение грамматики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологические условия реализации дифференцированного подхода в обучении.»
Психологические условия реализации
дифференцированного подхода в обучении.
«…Воспитание отдельной личности осуществляется в своём индивидуальном педагогическом приёме. Каждое воздействие на личность должно быть индивидуально, учитывая индивидуальный путь его развития...»
А.С.Макаренко
«Дифференциация культивируется не столько сужением поля работы, сколько предоставлением ей возможности выявить и развить, индивидуальный тип учащихся со всеми его особенностями».
П.П. Блонский
Введение
Обновление всех сфер общественной жизни со всей определенностью выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего поколения. В условиях гибкой, вариативной социальной практики повышается значимость индивидуально – дифференцированного подхода в обучении как способа освоения личностью произвольных высших форм индивидуального обучения, при которых человек является активным субъектом социального выбора. Проблема индивидуальных различий учащихся и их дифференцированного обучения давно волнует преподавателей и ученных и является не только социально-психологической, но и собственно педагогической проблемой.
Основы дифференцированного подхода были заложены в работах Блонского П. П., Резвицкого И. И., Теплова Б. М., Якиманской И.С. и т. д., где личность рассматривалась как субъект деятельности, сама формируется в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности.
Анализ позитивных изменений, происходящих в нашем обществе, состоянии сферы образования позволяет выделить наличие нового социального заказа общества к образованию, определение процесса его достижения, выражаемого в новых целях и ценностях образования, в инновационных технологиях или методиках преподавания.
Психолого-педагогические основы использования дифференцированного подхода в обучении.
Впервые понятие «дифференцированный» подход в обучении появилось за рубежом в начале двадцатого века. Основателями его считают представителей направления гуманистической психологии К. Роджерса, А. Маслоу, Р.Мей, В. Фракля.
Идея дифференцированного подхода рассматривается в науке в разных областей знания по-разному.
Психология же рассматривает его сточки зрения реализации «Я — концепции». Дифференцированное образование обогащается в этом случае такими понятиями, как смысловая сфера, рефлексия, переживание, диалог как механизмы накопления личностного опыта ученика (Анциферов Л.И., Давыдов В.В., Петровский А. В., Семёнов И.Н., Тюков А.А.).
С точки зрения дидактики дифференцированный подход в обучении включает в себя категории цели, содержания образования, методов и технологий обучения, способов организации деятельности преподавания и учения, критериев эффективности образовательного процесса (Бондаревская Е. В., Васильева З.И., Сериков В.В., Скаткин М.Н., Колесникова И.А. и др.)
Дифференцированное обучение (по Серикову В. В.) не занимается формированием личности с заранее заданными свойствами, а создаёт условия для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса. Предполагает помощь ученику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждении.
По мнению Бондаревской Е. В. дифференцированный подход в образовании — это образование, ориентированное на ребёнка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребёнка.
В качестве средств объяснения человеческого поведения известны следующие теории: гуморальная теория темперамента (Гиппократ, Гален и др.); конституциональная теория темперамента (Кречмер, Шелдон и др.); и неврологическая теория темперамента (И.П.Павлов, Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын, Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, Е.А.Климов и др.).
Учение И.П.Павлова о влиянии ЦНС на динамические особенности поведения выделяет три составляющих свойства н/с: сила процессов возбуждения и торможения; уравновешенность процессов возбуждения и торможения; подвижность процессов возбуждения и торможения. На этой основе он выделил четыре типа: 1) сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); 2) сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); 3) сильный, неуравновешенный (холерик); 4) слабый (меланхолик).
Первые дни в школе не могут не сказаться на поведении всех детей, но по-разному.
У этих детей-холериков на незначительное время снижается настроение. Психологи определяют этот рефлекс „осторожности“, а затем наблюдается неусидчивость, беспокойство, признаки отвлечения на незначительные посторонние раздражители. При обращении учителя, не дослушав вопрос и не осмыслив его, сразу начинают отвечать.
А вот другие дети — меланхолики, смена обстановки для них наиболее сложна. Для некоторых требования школы в первые дни совсем недоступны. Даже лёгкое умственное напряжение вызывает переутомление нервных клеток. Как следствие — отставание в усвоении программ.
Очевидно, одна и другая группы требуют разных педагогических мер. Двигательную активность холериков нужно направить на выполнение учебных заданий, сдерживать их, сделать этих детей своими помощниками на уроке и вне урока, давать им больше поручений.
Группу меланхоликов нельзя порицать, обвинять в лености. Нужно развивать у них стремление к успеху, вовлекать в коллективные игры, требующие самостоятельности, aктивности, инициативы. Больше применять игровых приёмов для поощрения этих учащихся. Все мероприятия должны быть направлены на укрепление их нервной системы и предупреждение утомления.
На любом этапе обучения холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики требуют своеобразного подхода. Среди сангвиников и меланхоликов есть учащиеся с повышенной или пониженной обучаемостью, которая не является раз и навсегда заданной величиной, а зависит от качества педагогических воздействий. Вопрос о выделении групп учащихся для дифференцированного подхода сложнее, чем представляется.
Свойства н/с и их симптомокомплексы (темперамент) необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе, т. к. успешное овладение общественно-историческим опытом учащегося зависит от eго психофизиологических и психических качеств.
При любом обучении усвоение знаний и умений происходит индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств учащихся. Учёт индивидуальных особенностей детей — один из ведущих принципов дидактики. В любом классе выделяется группа детей с более или менее одинаковыми особенностями, которые условно называются«сильные», «средние», «слабые». Это тоже требует использования в учебном процессе применения различных методов и приёмов дифференцированного подхода.
В условиях ypoкa дифференцированный подход к учащимся реализуется в разумной дифференциации учебных заданий, постановок перед учащимися посильных задач, где посильность и лёгкость отнюдь нетождественные понятия. Это посильное задания, упражнения, предлагаемые с учётом уровня знаний, умений и навыков учащихся и предполагающее последовательное усложнение познавательных задач. Путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у разных школьников не одинаков. Главной задачей учителя — сократить у тех детей, у кoтopыx он длиннее, чем у остальных.
В дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни по реализации данного принципа, т.к. сама проблема дифференцированного подхода в обучении носит творческий характер. Необходимость реализации дифференцированного подхода в обучении связана с объективно существующими противоречиями между общими для всех учащихся целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребёнка.
Между фронтальными изложением учебного материала учителем и индивидуальными особенностями восприятия, памяти, интересов, определяющими индивидуальный характер освоения учебного материала конкретным учеником. Поэтому, следует учителю выявить детей с пониженной и с повышенной обучаемостью, психофизиологическую особенность личности в целом.
Разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Дифференцированный подход состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу.
Таким образом с психолого-педагогических позиций цель дифференциации – индивидуализации обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления и учета в обучении склонностей, развития интересов и способностей каждого учащегося.
Дифференцированный подход в обучении английскому языку
Все это поможет создать психологические условия в дифференцированном подходе в обучении иностранному языку. Я убедилась на собственном опыте, что осуществить все это на практике нелегко.
В условиях личностно ориентированной педагогики для определения индивидуального базового уровня знаний учащегося я применяю входное тестирование, которое помогает отказаться от ориентации на среднего обучаемого и ввести элементы индивидуализации в учебный процесс, скорректировать учебную программу для наиболее слабых учащихся, для тех, кто еще не готов изучать новый материал и сильных, более подготовленных.
Чтобы организовать продуктивную деятельность таких учащихся заранее заготавливаю карточки с заданием по данной теме.При подборе материала для карточек придерживаюсь мнения: учащемуся можно дать лишь такую работу, с которой он справиться; она должна будить мысль, научить пользоваться справочной литературой. Поэтомузадания и тесты подбираю по нарастанию трудности, но при этом чтобы они полно отображали содержание изучаемого и контролируемого материала. Это позволяет ранжировать учащихся по уровням подготовленности: чем меньше пробелов в ответах на задания, тем лучше структура знаний; чем выше тестовый балл, тем выше качество подготовленности. Следовательно, уже с первых дней приходиться работать по индивидуальному плану с каждым студентом. Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей обучающихся, их уникальности, разноуровневости и разноплановости.
Как преподаватель английского языка могу сказать, что здесь иностранный язык оказывается в более выигрышной ситуацией по сравнению с другими дисциплинами - обучение английскому языку ведется по пяти направлениям: чтение, письмо, аудирование, говорение и изучение грамматики. Понятно, что учащийся неуспешный в каких-то видах речевой деятельности или аспектах языка, может оказаться вполне успешным в других. И мне, как преподавателю английского языка, достаточно выбрать то, в чём каждый конкретный учащийся наиболее успешен.
Для того чтобы отследить продвижение учащегося в освоении всех умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма и других видов деятельности, я составляю карту индивидуальных достижений учащихся, где освоение навыков отмечается с помощью каких-либо значков, фиксируются текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам.
Индивидуальные образовательные достижения
учащегося гр.2 ИС-1-12-Э Алексеева Алексея
1.09
01.10
15.10
01.11
15.11
01.12
15.12
итог
Чтение
+
+
+
+ -
+
+
+
4
Говорение
-
-
+
+
-
+
-
4
Аудирование
-
-
-
-
+
+
3
Письмо
+
+
+
-
-
4
Грамматика
-+
+
+
+
3
Проект
+
Анализ индивидуальных карт позволяет
Видеть общую динамику развития образовательного процесса.
Определить зону ближайшего развития для каждого учащегося.
Оказывать педагогическую помощь конкретным.
Формировать банк разноуровневых заданий по основным темам программы.
Разрабатывать варианты дифференцированного и индивидуального контроля.
Сделать выводы о качестве преподавания и о характере пробелов в знаниях обучающихся.
Для организации продуктивной работы ученика необходимо знать, как он управляет своим вниманием; быстро ли и прочно запоминает; долго ли обдумывает вопрос; быстро ли воспринимает учебный материал; насколько уверен в себе, как переживает порицание и неудачу. Оценивая успех изучения предмета в одной из областей, стараюсь нацелить его на ликвидацию пробелов в других направлениях языка.
Это обеспечивает учащимся возможность выбора материала для индивидуального домашнего чтения в соответствии с их интересами, наклонностями, а также возрастными и индивидуально-психологическими особенностями. На таком начальном этапе деятельности мы считаем целесообразным ориентироваться на 4 группы учащихся, а именно:
1) учащихся, легко вступающих в контакт с окружающими и имеющих высокий уровень обученности; 2) учащихся, недостаточно общительных и имеющих средний уровень обученностн; 3) малообщительных учащихся с низким уровнем обученности; 4) учащихся, легко вступающих в контакт с окружающими и имеющих низкий уровень обученности. Первая группа учащихся с удовольствием читает рубрику «Это интересно», анекдоты, изречения знаменитых людей, после чего знакомит присутствующих с наиболее оригинальными из них. Вторая группа учащихся с интересом знакомится с прогнозом погоды, сравнивает ее затем с прогнозом нашей страны, составляет свою рекламу товаров и т. п. Застенчивые ученики с низким уровнем обученности с удовольствием работают с комиксами и таблицами и сдают свои задания на консультациях.
Учащимся, легко «ступающим в контакт с окружающими и имеющим низкий уровень обученностн по иностранному языку, можно предложить подобрать запись какого-либо англоязычного певца, музыкального ансамбля и передать по-русски содержание исполняемой ими песни и т. п.
Изучение иностранного языка способствует периодической смене ведущей деятельности учащихся - важный характерный особенности возрастных периодов развития личности.
В подростковом возрасти ведущей деятельности является межличностное общение. Овладевая межличностным общением, подростки одновременно знакомится с культурными и нравственными ценностями, говорят о своем месте в жизни, думает об идеале. Таким образом готовятся к социальному самоутверждению утверждению. Современный урок иностранного языка включает ролевое общение школьников. Поэтому я применяю дискуссионные приемы в виде обсуждения проблем, иллюстрации фото-, кино- и теле материалов. Это развивает воображение учащихся, развивает активность их, где входи беседы, раскрываются индивидуальные качества и психологические особенности учащегося. Для развития активности учащихся стараюсь подобрать интересное дело для каждого:
А) Рассказ о своих достижениях.
Б) Новинки в науки, в культуре и технике.
В) Презентации.
Г) Часто для расширение знаний по предмету провожу уроки вопросов и ответов под рубрикой «Знаете ли вы …?»
Это способствует развитию познавательных функций психики учащихся тренируется мнемотехника, т.е. разные приемы запоминания - произвольные и не произвольные, механические и логические, непосредственные и опосредованные через опорные сигналы.
Таким образом расширяется кругозор учащихся - фоновые знания. Фоновые знания входят ключевые слова по обсуждаемой проблеме, систематизированные так, что бы учащиеся могли достаточно свободно в ней ориентироваться. Необходимым компонентом фоновых знаний является информация по проблеме общения, включающая факты и сведения, даты и цифры.
В фоновых знания предусматриваются «белые пятна»; с помощь этого приема можно создать «информационное неравенства» у школьников, а также организовать самостоятельный поиск.
Работа с текстом, периодической печатью, справочной литературой, компьютером позволяет углубить фоновые знания школьников.
Что бы накопить разнообразную информацию предоставляю список Интернет-ресурсов и учебных пособий и материалов. Учащиеся работаю в компьютерных классах, они накапливают учебную информацию, ведут собственное портфолио.
Заключение
Общеизвестно, что природа наделяет индивида теми или иными задатками, которые при благоприятных условиях, разносторонней деятельности могут развиваться в способности личности, что, в свою очередь, может привести к проявлению яркой индивидуальности. При любом типе н/с человек может иметь высокие социальные достижения, если будут учтены его типологические особенности (индивидуальный стиль деятельности). В связи с этим, возникает необходимость ориентироваться на диагностическое изучение индивидных свойств личности с тем, чтобы на этой объективной основе строить ту или иную технологию развития личности в соответствии с природой учащегося, а не вопреки ей.
Таким образом, дифференцированный подход является одним из важнейших принципов обучения. Реализация данного подхода в обучении позволяет преподавателю в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения. Получить возможность объяснить поступок учащегося и отношение к учёбе в целом. Педагогика дифференцированного подхода имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельным учащимся, а выбор форм и методов обучения с учётом особенностей и способностей личности.
Список используемой литературы и Интернет-ресурсов.
Проблема индивидуальных различий учащихся и их дифференцированного обучения давно волнует преподавателей и ученных и является не только социально-психологической, но и собственно педагогической проблемой.
В условиях ypoкa дифференцированный подход к учащимся реализуется в разумной дифференциации учебных заданий, постановок перед учащимися посильных задач. Разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Дифференцированный подход состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу. Здесь можно сказать, что иностранный язык оказывается в более выигрышной ситуацией по сравнению с другими дисциплинами - обучение иностранномуу языку ведется по пяти направлениям: чтение, письмо, аудирование, говорение и изучение грамматики.