kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологические условия реализации дифференцированного подхода в обучении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема индивидуальных различий учащихся и их дифференцированного обучения давно волнует преподавателей и ученных и является не только социально-психологической, но и  собственно педагогической проблемой.

В условиях ypoкa дифференцированный подход к учащимся реализуется в разумной дифференциации учебных заданий, постановок перед учащимися посильных задач. Разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Дифференцированный подход состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу. Здесь можно сказать, что иностранный язык оказывается в более выигрышной ситуации по сравнению с другими дисциплинами - обучение иностранному языку ведется по пяти направлениям: чтение, письмо, аудирование, говорение и изучение грамматики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологические условия реализации дифференцированного подхода в обучении.»

Психологические условия реализации

дифференцированного подхода в обучении.



«…Воспитание отдельной личности осуществляется в своём индивидуальном педагогическом приёме. Каждое воздействие на личность должно быть индивидуально, учитывая индивидуальный путь его развития...»

А.С.Макаренко


«Дифференциация культивируется не столько сужением поля работы, сколько предоставлением ей возможности выявить и развить, индивидуальный тип учащихся со всеми его особенностями».

П.П. Блонский


Введение

Обновление всех сфер общественной жизни со всей определенностью выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего поколения. В условиях гибкой, вариативной социальной практики повышается значимость индивидуально – дифференцированного подхода в обучении как способа освоения личностью произвольных высших форм индивидуального обучения, при которых человек является активным субъектом социального выбора. Проблема индивидуальных различий учащихся и их дифференцированного обучения давно волнует преподавателей и ученных и является не только социально-психологической, но и собственно педагогической проблемой.

Основы дифференцированного подхода были заложены в работах Блонского П. П., Резвицкого И. И., Теплова Б. М., Якиманской И.С. и т. д., где личность рассматривалась как субъект деятельности, сама формируется в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности.

Анализ позитивных изменений, происходящих в нашем обществе, состоянии сферы образования позволяет выделить наличие нового социального заказа общества к образованию, определение процесса его достижения, выражаемого в новых целях и ценностях образования, в инновационных технологиях или методиках преподавания.



Психолого-педагогические основы использования дифференцированного подхода в обучении.

Впервые понятие «дифференцированный» подход в обучении появилось за рубежом в начале двадцатого века. Основателями его считают представителей направления гуманистической психологии К. Роджерса, А. Маслоу, Р.Мей, В. Фракля.

Идея дифференцированного подхода рассматривается в науке в разных областей знания по-разному.

Психология же рассматривает его сточки зрения реализации «Я — концепции». Дифференцированное образование обогащается в этом случае такими понятиями, как смысловая сфера, рефлексия, переживание, диалог как механизмы накопления личностного опыта ученика (Анциферов Л.И., Давыдов В.В., Петровский А. В., Семёнов И.Н., Тюков А.А.).

С точки зрения дидактики дифференцированный подход в обучении включает в себя категории цели, содержания образования, методов и технологий обучения, способов организации деятельности преподавания и учения, критериев эффективности образовательного процесса (Бондаревская Е. В., Васильева З.И., Сериков В.В., Скаткин М.Н., Колесникова И.А. и др.)

Дифференцированное обучение (по Серикову В. В.) не занимается формированием личности с заранее заданными свойствами, а создаёт условия для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса. Предполагает помощь ученику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждении.

По мнению Бондаревской Е. В. дифференцированный подход в образовании — это образование, ориентированное на ребёнка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребёнка.

В качестве средств объяснения человеческого поведения известны следующие теории: гуморальная теория темперамента (Гиппократ, Гален и др.); конституциональная теория темперамента (Кречмер, Шелдон и др.); и неврологическая теория темперамента (И.П.Павлов, Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын, Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, Е.А.Климов и др.).

Учение И.П.Павлова о влиянии ЦНС на динамические особенности поведения выделяет три составляющих свойства н/с: сила процессов возбуждения и торможения; уравновешенность процессов возбуждения и торможения; подвижность процессов возбуждения и торможения. На этой основе он выделил четыре типа: 1) сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); 2) сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); 3) сильный, неуравновешенный (холерик); 4) слабый (меланхолик).

Первые дни в школе не могут не сказаться на поведении всех детей, но по-разному.

У этих детей-холериков на незначительное время снижается настроение. Психологи определяют этот рефлекс „осторожности“, а затем наблюдается неусидчивость, беспокойство, признаки отвлечения на незначительные посторонние раздражители. При обращении учителя, не дослушав вопрос и не осмыслив его, сразу начинают отвечать.

А вот другие дети — меланхолики, смена обстановки для них наиболее сложна. Для некоторых требования школы в первые дни совсем недоступны. Даже лёгкое умственное напряжение вызывает переутомление нервных клеток. Как следствие — отставание в усвоении программ.

Очевидно, одна и другая группы требуют разных педагогических мер. Двигательную активность холериков нужно направить на выполнение учебных заданий, сдерживать их, сделать этих детей своими помощниками на уроке и вне урока, давать им больше поручений.

Группу меланхоликов нельзя порицать, обвинять в лености. Нужно развивать у них стремление к успеху, вовлекать в коллективные игры, требующие самостоятельности, aктивности, инициативы. Больше применять игровых приёмов для поощрения этих учащихся. Все мероприятия должны быть направлены на укрепление их нервной системы и предупреждение утомления.

На любом этапе обучения холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики требуют своеобразного подхода. Среди сангвиников и меланхоликов есть учащиеся с повышенной или пониженной обучаемостью, которая не является раз и навсегда заданной величиной, а зависит от качества педагогических воздействий. Вопрос о выделении групп учащихся для дифференцированного подхода сложнее, чем представляется.

Свойства н/с и их симптомокомплексы (темперамент) необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе, т. к. успешное овладение общественно-историческим опытом учащегося зависит от eго психофизиологических и психических качеств.

При любом обучении усвоение знаний и умений происходит индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств учащихся. Учёт индивидуальных особенностей детей — один из ведущих принципов дидактики. В любом классе выделяется группа детей с более или менее одинаковыми особенностями, которые условно называются «сильные», «средние», «слабые». Это тоже требует использования в учебном процессе применения различных методов и приёмов дифференцированного подхода.

В условиях ypoкa дифференцированный подход к учащимся реализуется в разумной дифференциации учебных заданий, постановок перед учащимися посильных задач, где посильность и лёгкость отнюдь нетождественные понятия. Это посильное задания, упражнения, предлагаемые с учётом уровня знаний, умений и навыков учащихся и предполагающее последовательное усложнение познавательных задач. Путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у разных школьников не одинаков. Главной задачей учителя — сократить у тех детей, у кoтopыx он длиннее, чем у остальных.

В дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни по реализации данного принципа, т.к. сама проблема дифференцированного подхода в обучении носит творческий характер. Необходимость реализации дифференцированного подхода в обучении связана с объективно существующими противоречиями между общими для всех учащихся целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребёнка.

Между фронтальными изложением учебного материала учителем и индивидуальными особенностями восприятия, памяти, интересов, определяющими индивидуальный характер освоения учебного материала конкретным учеником. Поэтому, следует учителю выявить детей с пониженной и с повышенной обучаемостью, психофизиологическую особенность личности в целом.

Разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Дифференцированный подход состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу.

Таким образом с психолого-педагогических позиций цель дифференциации – индивидуализации обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления и учета в обучении склонностей, развития интересов и способностей каждого учащегося.

Дифференцированный подход в обучении английскому языку

Все это поможет создать психологические условия в дифференцированном подходе в обучении иностранному языку. Я убедилась на собственном опыте, что осуществить все это на практике нелегко.

В условиях личностно ориентированной педагогики для определения индивидуального базового уровня знаний учащегося я применяю входное тестирование, которое помогает отказаться от ориентации на среднего обучаемого и ввести элементы индивидуализации в учебный процесс, скорректировать учебную программу для наиболее слабых учащихся, для тех, кто еще не готов изучать новый материал и сильных, более подготовленных.

Чтобы организовать продуктивную деятельность таких учащихся заранее заготавливаю карточки с заданием по данной теме. При подборе материала для карточек придерживаюсь мнения: учащемуся можно дать лишь такую работу, с которой он справиться; она должна будить мысль, научить пользоваться справочной литературой. Поэтому задания и тесты подбираю по нарастанию трудности, но при этом чтобы они полно отображали содержание изучаемого и контролируемого материала. Это позволяет ранжировать учащихся по уровням подготовленности: чем меньше пробелов в ответах на задания, тем лучше структура знаний; чем выше тестовый балл, тем выше качество подготовленности. Следовательно, уже с первых дней приходиться работать по индивидуальному плану с каждым студентом. Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей обучающихся, их уникальности, разноуровневости и разноплановости.

Как преподаватель английского языка могу сказать, что здесь иностранный язык оказывается в более выигрышной ситуацией по сравнению с другими дисциплинами - обучение английскому языку ведется по пяти направлениям: чтение, письмо, аудирование, говорение и изучение грамматики. Понятно, что учащийся неуспешный в каких-то видах речевой деятельности или аспектах языка, может оказаться вполне успешным в других. И мне, как преподавателю английского языка, достаточно выбрать то, в чём каждый конкретный учащийся наиболее успешен.

Для того чтобы отследить продвижение учащегося в освоении всех умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма и других видов деятельности, я составляю карту индивидуальных достижений учащихся, где освоение навыков отмечается с помощью каких-либо значков, фиксируются текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам.


Индивидуальные образовательные достижения

учащегося гр.2 ИС-1-12-Э Алексеева Алексея


1.09

01.10

15.10

01.11

15.11

01.12

15.12

итог

Чтение

+

+

+

+ -

+

+

+

4

Говорение

-

-

+

+

-

+

-

4

Аудирование

-

-

-

-

+

+


3

Письмо

+

+

+

-

-



4

Грамматика

-+

+


+


+


3

Проект






+





Анализ индивидуальных карт позволяет

  • Видеть общую динамику развития образовательного процесса.

  • Определить зону ближайшего развития для каждого учащегося.

  • Оказывать педагогическую помощь конкретным.

  • Формировать банк разноуровневых заданий по основным темам программы.

  • Разрабатывать варианты дифференцированного и индивидуального контроля.

  • Сделать выводы о качестве преподавания и о характере пробелов в знаниях обучающихся.

Для организации продуктивной работы ученика необходимо знать, как он управляет своим вниманием; быстро ли и прочно запоминает; долго ли обдумывает вопрос; быстро ли воспринимает учебный материал; насколько уверен в себе, как переживает порицание и неудачу. Оценивая успех изучения предмета в одной из областей, стараюсь нацелить его на ликвидацию пробелов в других направлениях языка.

Это обеспечивает учащимся возможность выбора материала для индивидуаль­ного домашнего чтения в соответствии с их интересами, наклонностями, а также возрастными и индивидуально-психологическими особенностями. На таком начальном этапе деятельности мы считаем целесообразным ориентироваться на 4 группы учащихся, а именно:

1) учащихся, легко вступающих в контакт с окружающими и имеющих высокий уровень обученности;
2) учащихся, недостаточно общительных и имеющих средний уровень обученностн;
3) малообщительных учащихся с низким уровнем обученности;
4) учащихся, легко вступающих в контакт с окружающими и имеющих низкий уровень обученности.
Первая группа учащихся с удовольствием читает рубрику «Это интересно», анекдоты, изречения знаменитых людей, после чего знакомит присутствующих с наиболее оригинальными из них.
Вторая группа учащихся с интересом знакомится с прогнозом погоды, сравнивает ее затем с прогнозом нашей страны, составляет свою рекламу товаров и т. п. Застенчивые ученики с низким уровнем обученности с удовольствием работают с комиксами и таблицами и сдают свои задания на консультациях.

Учащимся, легко «ступающим в контакт с окружающими и имеющим низкий уровень обученностн по иностранному языку, можно предложить подобрать запись какого-либо англоязычного певца, музыкального ансамбля и передать по-русски содержание исполняемой ими песни и т. п.

Изучение иностранного языка способствует периодической смене ведущей деятельности учащихся - важный характерный особенности возрастных периодов развития личности.

В подростковом возрасти ведущей деятельности является межличностное общение. Овладевая межличностным общением, подростки одновременно знакомится с культурными и нравственными ценностями, говорят о своем месте в жизни, думает об идеале. Таким образом готовятся к социальному самоутверждению утверждению. Современный урок иностранного языка включает ролевое общение школьников. Поэтому я применяю дискуссионные приемы в виде обсуждения проблем, иллюстрации фото-, кино- и теле материалов. Это развивает воображение учащихся, развивает активность их, где входи беседы, раскрываются индивидуальные качества и психологические особенности учащегося. Для развития активности учащихся стараюсь подобрать интересное дело для каждого:

А) Рассказ о своих достижениях.

Б) Новинки в науки, в культуре и технике.

В) Презентации.

Г) Часто для расширение знаний по предмету провожу уроки вопросов и ответов под рубрикой «Знаете ли вы …?»

Это способствует развитию познавательных функций психики учащихся тренируется мнемотехника, т.е. разные приемы запоминания - произвольные и не произвольные, механические и логические, непосредственные и опосредованные через опорные сигналы.

Таким образом расширяется кругозор учащихся - фоновые знания. Фоновые знания входят ключевые слова по обсуждаемой проблеме, систематизированные так, что бы учащиеся могли достаточно свободно в ней ориентироваться. Необходимым компонентом фоновых знаний является информация по проблеме общения, включающая факты и сведения, даты и цифры.

В фоновых знания предусматриваются «белые пятна»; с помощь этого приема можно создать «информационное неравенства» у школьников, а также организовать самостоятельный поиск.

Работа с текстом, периодической печатью, справочной литературой, компьютером позволяет углубить фоновые знания школьников.

Что бы накопить разнообразную информацию предоставляю список Интернет-ресурсов и учебных пособий и материалов. Учащиеся работаю в компьютерных классах, они накапливают учебную информацию, ведут собственное портфолио.

Заключение

Общеизвестно, что природа наделяет индивида теми или иными задатками, которые при благоприятных условиях, разносторонней деятельности могут развиваться в способности личности, что, в свою очередь, может привести к проявлению яркой индивидуальности. При любом типе н/с человек может иметь высокие социальные достижения, если будут учтены его типологические особенности (индивидуальный стиль деятельности). В связи с этим, возникает необходимость ориентироваться на диагностическое изучение индивидных свойств личности с тем, чтобы на этой объективной основе строить ту или иную технологию развития личности в соответствии с природой учащегося, а не вопреки ей.

Таким образом, дифференцированный подход является одним из важнейших принципов обучения. Реализация данного подхода в обучении позволяет преподавателю в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения. Получить возможность объяснить поступок учащегося и отношение к учёбе в целом. Педагогика дифференцированного подхода имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельным учащимся, а выбор форм и методов обучения с учётом особенностей и способностей личности.


Список используемой литературы и Интернет-ресурсов.


  1. Б.М.Теплов «Проблемы индивидуальных различий».

  2. С.Л.Рубенштейн «Общая психология».

  3. http://pedagogics-student.ru/index.php?action=full&id=81

  4. http://reftrend.ru/483706.html

  5. http://psychlib.ru/mgppu/zim/zim-001-.htm





Проблема индивидуальных различий учащихся и их дифференцированного обучения давно волнует преподавателей и ученных и является не только социально-психологической, но и собственно педагогической проблемой.

В условиях ypoкa дифференцированный подход к учащимся реализуется в разумной дифференциации учебных заданий, постановок перед учащимися посильных задач. Разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Дифференцированный подход состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу. Здесь можно сказать, что иностранный язык оказывается в более выигрышной ситуацией по сравнению с другими дисциплинами - обучение иностранномуу языку ведется по пяти направлениям: чтение, письмо, аудирование, говорение и изучение грамматики.



5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Психологические условия реализации дифференцированного подхода в обучении.

Автор: Цветкова Вероника Дмитриевна

Дата: 26.01.2016

Номер свидетельства: 283550

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "«Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида» "
    ["seo_title"] => string(110) "individual-nyi-i-diffierientsirovannyi-podkhod-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "203963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429585982"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "«Использование индивидуальных и дифференцированных подходов  в учебно – воспитательном процессе». "
    ["seo_title"] => string(104) "ispol-zovaniie-individual-nykh-i-diffierientsirovannykh-podkhodov-v-uchiebno-vospitatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "221889"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435656875"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ. МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
    ["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-poznavatiel-nogo-intieriesa-na-urokakh-gieografii-motivatsiia-uchashchikhsia-k-izuchieniiu-gieografii-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "252762"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447434892"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Роль индивидуализации в современном процессе обучения."
    ["seo_title"] => string(61) "rol-individualizatsii-v-sovriemiennom-protsiessie-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287158"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454433953"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "доклад по теме "Деффиринцированная работа на уроках химии" "
    ["seo_title"] => string(63) "doklad-po-tiemie-dieffirintsirovannaia-rabota-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "203284"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429452666"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства